Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Международное законодательство о правах и свободах человека



2019-12-29 272 Обсуждений (0)
Международное законодательство о правах и свободах человека 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Одним из важнейших критериев развития демократии в стране является соблюдение прав и свобод граждан. Все демократические страны признали приоритет (или равенство) международных актов в области прав человека над национальным законодательством. Это означает, что международные принципы прав и свобод человека фактически инкорпорированы в национальное право, то есть международные акты о правах человека являются частью внутреннего законодательства демократических стран мира.

Парламент Республики Молдова 28.07.1990 г. принял решение о присоединении к Всеобщей декларации прав человека от 10.12.1948 г., ратифицировал Международный пакт о гражданских и политических правах от 16.12.1966 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966 г. Также Молдова присоединилась к следующим конвенциям: Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18.12.1979 г. (Республика Молдова присоединилась 28.04.1994 г., в силе в РМ с 31.07.1994 г.); Конвенция о правах ребенка от 22.11.1989 г. (Республика Молдова присоединилась 12.12.1990 г., в силе в РМ с 25.02.1993 г.); Конвенция о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления от 29.05. 1993 г. (Республика Молдова присоединилась 29.01.1998 г.); Конвенция о гражданских аспектах международного похищения детей от 25.10.1980 г. (Республика Молдова присоединилась 29.01.1998 г., в силе в РМ с 01.07.1998 г.); Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания от 10.12.1984 г. (Республика Молдова присоединилась 31.05.1995 г., в силе в РМ с 28.12.1995 г.); Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21.12.1965 г. (Республика Молдова присоединилась 10.09.1991 г., в силе в РМ с 17.06.1993 г.); Конвенция по борьбе с дискриминацией в области образования от 15.12.1960 г. (Республика Молдова присоединилась 10.09.1991 г., в силе в РМ с 17.06.1993 г.); Конвенция о предупреждении и пресечении преступления геноцида и наказания за него от 9.12.1948 г. (Республика Молдова присоединилась 10.09.1991 г.); Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды от 29.07.1998 г. (Республика Молдова присоединилась 7.04.1999 г.), а также ряд других международных актов, регламентирующих основные стандарты прав человека в отдельных областях. Молдова также ратифицировала ряд общеевропейских актов (24 июля 1997 года была ратифицирована Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Европейская конвенция о гражданстве, Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания от 26.11.1987 г., Пересмотренная Европейская социальная хартия от 3.05.1996 г. (Республика Молдова присоединилась 28.09.2001 г.), Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств от 18.04.1995 г.).

Согласно 4 статьи Конституции Молдовы права и свободы человека толкуются и применяются в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека, пактами и другими договорами, одной из сторон которых является Республика Молдова. При наличии несоответствий между пактами и договорами об основных правах человека, одной из сторон которых является Республика Молдова, и внутренними законами приоритет имеют международные нормы.

10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея приняла Всеобщую декларацию прав человека как «общий стандарт, к достижению которого должны стремиться все страны и народы». Впоследствии (в 1966 году) были приняты Пакт об экономических, социальных и культурных правах и Пакт о гражданских и политических правах, а также Факультативный протокол к нему. Всеобщая декларация прав человека содержит рекомендательные нормы, нормы-призывы, в то время как международные договора (пакты и конвенции) устанавливают обязательные нормы поведения для государств-участников.

Всеобщая декларация прав человека – это первый международный документ, в котором изложен широкий перечень основных прав человека. 10 декабря Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций утвердила и провозгласила Всеобщую декларацию прав человека. Приняв это решение исторического значения, Ассамблея обратилась с призывом ко всем государствам-членам ООН обнародовать текст Декларации и сделать все возможное для ее распространения, оглашения и разъяснения. Именно Всеобщая декларация, принятая в рамках ООН, стала ориентиром и источником развития всего современного правозащитного движения. Несмотря на острую противоречивость международных отношений, Объединенные Нации сумели провозгласить принцип равенства всех людей и утвердили главное право человека – право на жизнь вне зависимости от расовых, религиозных, политических, национальных, языковых, социальных и других различий.

Декларация поколебала идею о том, что национальный суверенитет укрывает Правительства от пристального внимания к тому, как они соблюдают права человека. Ранее любая страна могла заявить, что то, как она обращается со своими гражданами, - это ее внутреннее дело, и, следовательно, не подлежит международному анализу и контролю. Всеобщая декларация, выражая повсеместное возмущение традиционными нормами международных отношений, предложила совершенно новое: то, как какое-либо государство относится к своим гражданам, составляет предмет закономерной озабоченности всех государств и не является исключительно внутренним делом данного государства.

Декларация явилась первым международным актом, который признал, что права человека принадлежат ему от рождения и без них он не может реализовать себя как личность. И какое бы ни было по своему устройству государство, оно обязано уважать человеческие права, признавать их и обеспечивать.

Декларация объявляет всех людей свободными и равными от рождения в достоинстве и правах (ст. 1) независимо от пола, расы, цвета кожи, политических или иных убеждений, имущественного, социального, национального или сословного происхождения. Причем это признание равных прав и свобод не зависит от статуса государства или страны, на территории которой индивид проживает (ст. 2). Статья 3 гарантирует каждому человеку право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность.

Рабство, работорговля и любое подневольное состояние, а также пытки или жестокое, бесчеловечное, унижающее достоинство обращение или наказание запрещены (ст. 4).

Признается правосубъектность любого человека независимо от его местонахождения (ст. 6). Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации.

Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.

Декларация закрепляет принцип презумпции невиновности, а также право на гласное судебное разбирательство независимым и беспристрастным судом (ст. 10-11). Статья 13 провозглашает право любого на гражданство, свободу передвижения и выбора местожительства. Также человек волен покидать и возвращаться в свою страну, искать убежище от преследования. Устанавливается право на образование, на культурную жизнь, право участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.

Декларация гарантирует право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими. Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества.

Статья 18 объявляет право на свободу мысли, совести, религии. Статья 19 Декларации утверждает право на свободу убеждений, а также на свободу их выражения. Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций.

Статья 21 предоставляет право на принятие участия в управлении страной лично, либо через представителей. Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях посредством национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

Установлено право равного доступа к государственной службе в собственной стране, право на труд, на свободный выбор работы и равную за нее оплату (ст. 23), право на вхождение в профсоюз. Каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск. Статья 25 декларирует право каждого человека на достойный жизненный уровень, на ряд социальных благ, устанавливает равноправие для всех детей, родившихся в браке и вне такового.

Каждый человек имеет право на образование. Декларация гласит, что образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

На основе Всеобщей декларации в ООН было заключено более 60 договоров и деклараций.

Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 год), являясь обязательным для применения документом, гласит, что равные и неотъемлемые права вытекают из присущего человеческой личности достоинства и являются основой справедливости, равноправия, свободы и всеобщего мира. Также подчеркивается, что нормы пакта развивают положения Всеобщей декларации прав человека, и признают идеалом свободы личность, которая реализует все гражданские и политические свободы без каких-либо препятствий и для которой созданы все социальные, экономические, культурные условия в государстве. А личность, как таковая, обязана добиваться признания прав и для других, так как имеет обязанности в отношении окружающего общества.

В статье 2 подтверждается приверженность стран - участников уважению к правам и свободам личности независимо от пола, языка, расы, религиозных мировоззрений или иных убеждений, сословного или имущественного положения. Статья 6 пакта подтверждает право человека на жизнь, рассматривает применение исключительной меры наказания в виде смертной казни как экстраординарное явление. Каждый приговоренный к казни имеет право просить о помиловании или о смягчении приговора. Запрещено выносить приговор о смертной казни в отношении несовершеннолетних и приводить приговор в исполнение в отношении беременных женщин (ст. 6). Запрещены пытки и иные физические истязания, а также действия, унижающие человеческое достоинство.

Статья 8 запрещает рабство, любой подневольный труд или подневольное состояние, статья 9 гарантирует право на свободу и личную неприкосновенность, устанавливает процессуальные принципы в отношении арестованных. Отдельно оговаривается «разумность» сроков содержания под стражей и судебного рассмотрения дела, устанавливается право на компенсацию в случае незаконного ареста. Важным элементом ареста является обязательность гуманного отношения к арестованным, уважение их чести и достоинства со стороны органов, совершивших арест.

Для исправительной (пенитенциарной) системы обязательно установление соответствующего режима, способствующего социальному перевоспитанию и исправлению заключенных, при этом несовершеннолетние должны содержаться отдельно от совершеннолетних (ст. 10). Запрещено лишение свободы на основании невыполнения лицом каких-либо договорных обязательств (ст. 11).

Статья 14 устанавливает всеобщее равенство перед судами и трибуналами и оговаривает минимальные процессуальные требования к осуществлению правосудия вышеназванными судебными органами.

Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учений. Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору.

Положения статьи 19 декларируют право человека на собственное мнение и беспрепятственное его выражение.

21 статья признает право на мирные собрания без ограничений, кроме специально оговоренных ситуаций. Также признается право на вступление в любые негосударственные союзы, ассоциации, профсоюзы (ст. 22).

Положения статьи 24 оговаривают всеобщее равенство детей, их право на гражданство, гарантируют им защиту со стороны государства. Устанавливается обязательность регистрации новорожденных, присвоение им имени.

Статья 25 объявляет, что каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность принимать участие в ведении государственных дел, голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей, допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе.

Все люди равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту закона. В этом отношении всякого рода дискриминация должна быть запрещена законом, и закон должен гарантировать всем лицам равную и эффективную защиту против дискриминации по какому бы то ни было признаку, как-то: расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства.

В тех странах, где существуют этнические, религиозные и языковые меньшинства, лицам, принадлежащим к таким меньшинствам, не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком.

Содержание статьи 28 объявляет о создании Комитета по правам человека, регламентирует его состав и функции. Материальные средства и необходимый для функционирования Комитета персонал предоставляется Генеральным секретарем ООН (ст. 36 – 39).

Ежегодно государства-участники предоставляют Генеральному секретарю ООН доклады о прогрессе, достигнутом в области прав человека. Затем доклад попадает непосредственно в Комитет для рассмотрения.

Любое государство-участник, заявившее о признании компетенции Комитета, имеет право сообщить последнему о нарушении положений пакта другим государством (ст. 41). В этом случае в особом процедурном порядке Комитетом рассматривается заявление на закрытом заседании. Далее Комитет оказывает миролюбивые услуги, содействуя мирному разрешению вопроса на основе уважения основных свобод и прав, устанавливаемых пактом. Комитет пишет и направляет государству-нарушителю соответствующий доклад-рекомендацию. В случае неудовлетворительного разрешения проблемы, бездействия со стороны нарушителя, Комитет с предварительного согласия заинтересованных участников формирует специальную согласительную комиссию, которая оказывает помощь заинтересованным государствам-участникам. Она состоит из пяти лиц, разбирающих суть вопроса в личном качестве. Они не должны являться гражданами заинтересованных государств (ст. 42). Комиссия рассматривает в течение двенадцати месяцев предоставленную Комитетом информацию. По окончании указанного срока Комиссия направляет председателю Комитета доклад для отправления заинтересованным сторонам.

Таким образом, Международный пакт о гражданских и политических правах, созданный в соответствии с положениями Всеобщей декларации прав человека и с провозглашенными Уставом ООН принципами, устанавливает равные свободы и права для любого народа.

Одновременно с Международным пактом о гражданских и политических правах был принят Факультативный протокол к нему. Статьи Факультативного протокола развивают положения Международного пакта о гражданских и политических правах и призваны претворять его (пакта) постановления в мировую юридическую практику.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах был принят в 1966 году. Он детализирует права человека в указанных сферах правовых отношений, развивая правовые принципы, установленные Всеобщей декларацией прав человека.

Устанавливается право на свободный труд, которое включает право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом (ст. 6). Пакт признает право каждого трудящегося на благоприятные условия трудовой деятельности.

Государствам надлежит обеспечить человеку права на свободное вступление в профессиональный союз для защиты своих интересов, или на образование такового (ст. 8). Профессиональные союзы (профсоюзы), в свою очередь, могут образовывать конфедерации или национальные федерации. Этой же статьей обеспечивается право на забастовки. Признается право каждого на социальное обеспечение, в том числе на социальное страхование (ст. 9). Семья признана основной и естественной ячейкой общества, ей предоставляется самая широкая защита, охрана и помощь (ст. 10). Гарантируется право детей и подростков на защиту от каких-либо видов дискриминации. Применение их труда во вредных (по физическому или нравственному воздействию) производствах объявляется наказуемым деянием (ст. 10).

Признается право каждого на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья (ст. 12), на образование, направленное на всестороннее и полное развитие личности, на свободу родителей (опекунов) выбирать для своих детей образовательные учреждения, отвечающие минимальным требованиям образования, утвержденного государством (ст. 13).

В ст. 15 установлено, что участвующие в пакте государства признают право каждого человека на: участие в культурной жизни; пользование результатами научного прогресса и их практическое применение; пользование защитой моральных и материальных интересов, возникающих в связи с любыми научными, литературными или художественными трудами, автором которых он является.

Положения пакта обязывают государства уважать свободу, необходимую для творческих исследований и для научных изысканий. Также пакт призывает поощрять все виды сотрудничества и международные контакты в культурной и научной областях. Результатом этих действий должны стать предоставляемые Генеральному секретарю ООН доклады о достигнутых в этой области успехах для последующего рассмотрения их (докладов) на заседаниях Социального и Экономического Совета ООН (ст. 16).

Также мировым сообществом принято большое количество международных договоров, регулирующих отдельные права и свободы, а также конвенции, направленные на отдельные категории населения.

Права беженцев регламентирует Конвенция о статусе беженцев(Женева, 28.07.1951 г.). Документ был принят вследствие нарушения прав и свобод наиболее уязвимой в правовом, социальном положении категории граждан– беженцев. ХХ столетие стало эпохой войн и глобальных цивилизационных конфликтов. Мировой опыт показал, что наиболее страдают от военных и иных столкновений мирные граждане.

Государствам, принявшим Конвенцию, указывается на недопущение в отношении беженцев дискриминации, вменяется в обязанность предоставление доброго расположения относительно их религиозных убеждений. Также государство обязано предоставить им, как минимум, положение иностранцев (ст. 7).

Беженцам предоставляется защита в сфере интеллектуальных прав, право на образование и вступление в профсоюз, в некоммерческое объединение, ассоциацию (ст. 15), право на свободное обращение в суд (с теми же льготами, что имеются у граждан данной страны). Также гарантированно благоприятное правовое положение в отношении их права на работу (ст. 17), права на жилище и на начальное образование (ст. 22). Наравне с гражданами данной страны устанавливается право на правительственную поддержку и помощь (ст. 23), право на достойную зарплату, пособия, социальные гарантии (ст. 24).

Беженцам государство обязано выдать удостоверения личности, предоставить право выбора места жительства и свободу передвижения (ст. 26). Устанавливается равное с гражданами страны налогообложение (ст. 29).

В 1996 году на Генеральной Ассамблеи ООН был принят Протокол, касающийся статуса беженцев. Положения Протокола развивали Женевскую Конвенцию.

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин была ратифицирована резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 18.12.1979 г. Данный документ устанавливает равноправие мужчин и женщин на основании того, что все люди рождаются равными и свободными в своем достоинстве и правах. Также уточняется, что все виды ограничений женщин в правах и свободах нарушают незыблемые принципы равноправия и уважения человеческого достоинства.

Согласно ст. 2 государства-участники осуждают дискриминацию в отношении женщин во всех ее формах, соглашаются безотлагательно всеми соответствующими способами проводить политику ликвидации дискриминации в отношении женщин и с этой целью обязуются: включить принцип равноправия мужчин и женщин в свои национальные Конституции или другое соответствующее законодательство, если это еще не было сделано, и обеспечить с помощью закона и других соответствующих средств практическое осуществление этого принципа; принимать соответствующие законодательные и другие меры, включая санкции, там, где это необходимо, запрещающие всякую дискриминацию в отношении женщин; установить юридическую защиту прав женщин на равной основе с мужчинами и обеспечить с помощью компетентных национальных судов и других государственных учреждений эффективную защиту женщин против любого акта дискриминации; воздерживаться от совершения каких-либо дискриминационных актов или действий в отношении женщин и гарантировать, что государственные органы и учреждения будут действовать в соответствии с этим обязательством; принимать все соответствующие меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин со стороны какого-либо лица, организации или предприятия; принимать все соответствующие меры, включая законодательные, для изменения или отмены действующих законов, постановлений, обычаев и практики, которые представляют собой дискриминацию в отношении женщин; отменить все положения своего уголовного законодательства, которые представляют собой дискриминацию в отношении женщин.

В отношении политических прав государства-участники договорились гарантировать женщинам и мужчинам равные права быть избранными в любые публичные органы, право голосовать на всех публичных выборах, референдумах, участвовать в деятельности правительственных органов, право занимать государственные посты (ст. 7).

Также в сфере занятости признаются равные для обоих полов права при приеме на работу, при выплачивании вознаграждения, при назначении социальных льгот (ст. 11). Запрещено увольнение работниц в связи с беременностью и с родами или из-за семейного положения. Признается равенство мужчин и женщин перед законом, одинаковая гражданская правоспособность, сделкоспособность (ст. 15).

В сфере брачных отношений объявлено равноправие полов: на свободный выбор супруга; на вступление в брак с полного и свободного согласия; на одинаковые права в отношении детей; на свободное решение о количестве детей; на свободный выбор профессии, досуга; на одинаковые права и обязанности в период брака (ст. 16).

Таким образом, государствами-участниками было осуждено появление любых форм дискриминации в отношении женской половины общества. Также были приняты меры к искоренению любых видов ограничений в отношении указанного пола для реализации его прав и основных свобод в экономической, в политической, в культурной, в социальной и в любой другой области.

Большое значение в деле защиты прав и свобод человека играют и другие международные акты. К ним необходимо отнести Конвенцию о правах ребенка от 22.11.1989 г., Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания от 10.12.1984 г., Конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21.12.1965 г., Конвенцию о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества от 26.11.1968 г., а также ряд других международных актов, регламентирующих основные стандарты прав человека в отдельных областях.

Права и свободы человека регламентированы также и региональными договорами. В этой связи важнейшее значение имеет Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, подписанная в Риме 4 ноября 1950 году. Вступившая в силу в 1953 году Конвенция положила начало утверждению целостной системы европейских правовых норм, установила неотъемлемые права и свободы, обязала государства гарантировать эти права каждому человеку, находящемуся под их юрисдикцией. Повышая эффективность защиты прав человека, Конвенция постоянно дополнялась и изменялась путем принятия Протоколов к ней, которые расширили гарантируемые права и совершенствовали существующие процедуры их защиты. Огромная заслуга Конвенции в том, что права человека и его свободы стали признаваться высшими ценностями, а отражающие их правовые нормы стали доминирующими в национальных законодательных актах тех европейских стран, которые считают себя или стремятся стать демократическими правовыми государствами.

Нормы и принципы, содержащиеся в Конвенции, существенно ограничивают сферу правовой компетенции государства. Благодаря созданной в Конвенции системе контрольных механизмов, она является действенным гарантом защиты прав человека и основных свобод.

Одной из особенностей Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод является то, что ее действие сосредоточено в основном на личности и на защите ее основных прав. Тем самым Конвенция закрепила юридическую основу, способствующую признанию процессуальной правосубъектности личности в международных отношениях. Конвенция прямо признает за всеми гражданами европейских государств, подписавших ее, закрепленные в ней основные права и свободы. Это говорит о том, что Конвенция имеет статус действующего права и является обязательной для государства-участника.

Утвердили данную Конвенцию государства - члены Совета Европы, в том числе и Молдова. В Конвенции подтверждается приверженность договаривающихся сторон принципам, провозглашенным Всеобщей декларацией прав человека.

Из положений Конституции Республики Молдова (ст. 4), а также из Постановления Конституционного суда № 55 от 14 октября 1999 года «О толковании некоторых положений статьи 4 Конституции Республики Молдова» следует, что Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод является составной частью внутренней правовой системы и применима напрямую, как и другие законы РМ, с той лишь разницей, что Европейская конвенция пользуется приоритетом перед любыми другими внутренними законами, противоречащими ей.

Пленум Высшей судебной палаты 19.06.2000 года обратил внимание судебных инстанций на то, что при разрешении дел судебные инстанции должны проверять - соответствует ли закон или акт, который следует применить и который регламентирует права и свободы, гарантированные Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, ее требованиям, и в случае несоответствия, судебная инстанция применяет напрямую положения Конвенции, указывая об этом в своем решении.

Конвенция гарантирует право человека на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, никто не может быть лишен такого права иначе как по приговору суда в соответствии с процессуальными нормами.

Пытки и действия, унижающие человеческое достоинство запрещены (ст. 3), как и рабство (ст. 4).

Конвенция гарантирует право на справедливое судебное разбирательство. Это означает, что каждый человек имеет право при определении его гражданских прав и обязанностей или при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявляемого ему, на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Каждый человек, обвиняемый в совершении уголовного преступления, считается невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком.

Каждый человек, обвиняемый в совершении уголовного преступления, имеет как минимум следующие права: быть незамедлительно и подробно уведомленным на понятном ему языке о характере и основании предъявленного ему обвинения; иметь достаточное время и возможности для подготовки своей защиты; защищать себя лично или посредством выбранного им самим защитника или, если у него нет достаточных средств для оплаты услуг защитника, иметь назначенного ему защитника бесплатно, когда того требуют интересы правосудия; допрашивать показывающих против него свидетелей или иметь право на то, чтобы эти свидетели были допрошены, и иметь право на вызов и допрос свидетелей в его пользу на тех же условиях, что и для свидетелей, показывающих против него; пользоваться бесплатной помощью переводчика, если он не понимает языка, используемого в суде, или не говорит на этом языке.

Каждый, кто стал жертвой ареста или задержания в нарушение Европейской конвенции, имеет право на компенсацию.

Статья 7 гарантирует наказание исключительно на основании закона. Согласно ей никто не может быть осужден за какое-либо уголовное преступление на основании совершения какого-либо действия или за бездействие, которое, согласно действовавшему в момент его совершения национальному или международному праву, не являлось уголовным преступлением. Не может также налагаться наказание более тяжкое, нежели то, которое подлежало применению в момент совершения уголовного преступления.

Право на уважение частной и семейной жизни закреплено в статье 8. Данное право включает в себя уважение личной и семейной жизни человека, неприкосновенности его жилища и тайны корреспонденции.

Конвенция гарантирует свободу мысли, совести и религии, свободу собраний и ассоциаций, свободу выражения мнения. Право свободно выражать свое мнение также включает свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны государственных органов и независимо от государственных границ.

Статья 12 закрепила право на вступление в брак.

Пользование правами и свободами, признанными в Конвенции, должно быть обеспечено без какой-либо дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или любым иным обстоятельствам.

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод не только провозгласила основополагающие права человека, но и создала особый механизм их защиты. Первоначально этот механизм включал три органа, которые несли ответственность за обеспечение соблюдения обязательств, принятых на себя государствами - участниками Конвенции: Европейскую комиссию по правам человека, Европейский суд по правам человека и Комитет министров Совета Европы. С 1 ноября 1998 г. (по вступлении в силу Протокола № 11) первые два из этих органов были заменены единым, постоянно действующим Европейским судом по правам человека.

Европейский Суд призван обеспечивать неукоснительное соблюдение и исполнение норм Конвенции государствами-участниками. За время своего существования Европейский суд рассмотрел более тысячи дел, подавляющее большинство из которых- по жалобам граждан.

После вступления Молдовы в Совет Европы и ее присоединения к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод граждане Молдовы получили возможность обращения в Европейский суд по правам человека. Организации и граждане Молдовы выиграли в данном суде ряд дел у Правительства РМ.

Так, например, в деле “Продан Р. против Республики Молдова” (2003 год) заявительница указала на нарушение ст. 6 Конвенции о защите прав человека (право на справедливое судебное разбирательство) и ст. 1 (Защита собственности) Протокола № 1 Конвенции. Европейский суда по правам человека в своем решении отметил, что заявительница не должна быть лишена собственности, которой владеет по решению национального суда РМ. Нарушение прав заявительнице принесло ей возмещение материального (11000 евро) и морального ущерба (3000 евро).

Одним из наиболее громких было дело Бессарабской Митрополии против Правительства Молдовы. Иск был направлен представителями Митрополии в Европейский суд по правам человека в 1998 г. Он был принят к рассмотрению 7 июня 2001 г., а слушания по делу состоялись 2 октября 2001 г. Представители Бессарабской Митрополии обжаловали действия Правительства Молдовы, которое на протяжении семи лет отказывалось регистрировать эту Церковь. Правительство Молдовы аргументировало свои действия тем, что Бессарабская Митрополия придерживается того же православного вероисповедания, что и Православная Церковь Молдовы. Единственная разница состоит в том, что Бессарабская Митрополия входит в состав Румынской Православной Церкви, а Православная Церковь в Молдове - в состав Русской Православной Церкви. По мнению Правительства, регистрация Бессарабской Митрополии привела бы к расколу Православной Церкви в Молдове. Своим решением Европейский суд по правам человека признал, что Правительство Молдовы нарушило 9 статью (о свободе религии) и 13 статью Европейской конвенции (об эффективных средствах правовой защиты перед государственными органами). Суд отметил, что Бессарабская Митрополия не могла функционировать, были нарушены права верующих, а священники не имели возможности исполнять свои обязанности. Суд постановил, что Правительство Молдовы должно выплатить истцам 27,02 тыс. евро в качестве возмещения денежного и иного ущерба.

В деле Петра Унгуряну (2007 год) заявитель добился выплаты морального ущерба. Ранее он работал в качестве начальника Транспортной инспекции товаров и пассажиров Министерства транспорта. У Унгуряну был конфликт с руководством министерства, в результате чего был уволен. Он опротестовал это решение в национальной судебной инстанции, которая вынесла решение в его пользу. Однако Министерство транспорта не восстановило его на работу в установленные судом сроки.

В результате, Унгуряну обратился в Европейский суд по правам человека, который вынес решение в его пользу.

До настоящего времени Молдова проиграла в Европейском суде по правам человека более сотни дел, а сумма ущерба превысила 4,5 млн. евро.

 

 



2019-12-29 272 Обсуждений (0)
Международное законодательство о правах и свободах человека 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Международное законодательство о правах и свободах человека

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (272)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)