Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Молодёжь в современном обществе




Социальная характеристика молодёжи.Молодёжь — это социально-демографическая группа, выделяемая на осно­ве возрастных параметров, особенностей социального по­ложения и социально-психологических свойств. В разных странах, в различных социальных слоях точка зрения на процессы и показатели взросления личности неодинакова. В связи с этим возрастные границы молодости не являются строго однозначными и определяются разными исследовате­лями в пределах от 14—16 лет до 25—30 или даже 35 лет. Как правило, этот период жизни человека связывают с на­чалом самостоятельной трудовой деятельности, обретением материальной независимости, гражданских и политических прав. Кроме того, некоторые учёные выделяют и такие при­знаки, как вступление в брак и рождение первого ребёнка.

Возраст, с которого начинается молодость, не совпа­дает с возрастом окончания детства, продолжительность которого, согласно международным документам — Декла­рации и Конвенции о правах ребёнка, составляет 18 лет. Паспорт же юноши и девушки в нашей стране получают


Молодость

в 16 лет, и это означает признание обществом их опреде­лённой гражданской зрелости. Молодость является важ­ной фазой, этапом жизненного цикла человека. В этот период появляется чувство своей неповторимости и ин­дивидуальности. На основе осознания молодыми людьми своих возможностей и стремлений, осмысления предше­ствующего опыта формируется внутренняя позиция, идёт поиск своего места в жизни.



В молодости у человека происходит ряд важных собы­тий, влияющих на изменение его статуса. Это не только по­лучение паспорта, но и окончание школы, служба в армии. В молодые годы многие люди находятся в активном поис­ке значимой для них профессии, завершают образование, утверждаются как специалисты и тем самым определяют своё новое положение в обществе. Молодость называют порой становления. Бытует мнение, что до 40 лет человек работает на авторитет, на имя, а после 40 лет уже, скорее, авторитет и имя работают на человека.


Акция БРСМ

Формирование личности молодого человека осуществля­ется под влиянием семьи, школы, общественных организа­ций, неформальных объединений и групп, средств массовой информации, трудовых коллективов. В целом молодые люди в наши дни значительно позже, чем их ровесники в прошлом, начинают самостоятельную взрослую жизнь. Это связано с усложнением трудовой деятельности, которое вле­чёт за собой удлинение необходимых сроков обучения.

В плане социализации особое место занимает период ранней юности (примерно 16—18 лет). Многие в этом воз­расте вполне способны принимать ответственные решения, психологически готовы к этому (например, выбор друзей, учебного заведения), хотя полная дееспособность наступает лишь в 18 лет.

Обретение всей полноты прав и обязанностей меняет статус молодого человека и существенно расширяет диапа­зон его социальных ролей. Если роли ребёнка и подростка в основном связаны с семьёй (сын/дочь, брат/сестра, внук/ внучка), школой (ученик/ученица), различными формами досуговой деятельности (член спортивной секции, кружка


по интересам), то в молодости появляются новые: работник, студент; изменяются роли и в семье (муж, жена, мать, отец). Дружба, любовь, трудовой опыт помогают молодым людям впервые почувствовать себя действительно взрослы­ми. В идеале они формируют умение находиться с другим человеком в отношениях, основанных на доверии, поддерж­ке и заботе.

М. Шагал. Свадьба (1914)

Сложности социализации молодых людей могут приве­сти к психологическим срывам. В первую очередь негатив­но сказывается разрыв между желанием поскорее всего до­стичь и неумением, нежеланием добиваться поставленных целей кропотливым трудом. Хорошо, если есть сила воли, трудолюбие, терпение, если человек не избалован.

Нередки случаи, когда современным молодым людям, с одной стороны, хочется как можно дольше оставаться деть­ми, переложив заботы о себе, а то и о своей молодой семье


на родителей, а с другой — они требуют отношения к себе как к взрослым, добиваются невмешательства в их личную жизнь. Подобное поведение называют инфантильностью. Инфантилизм (от лат. infantilis — младенческий, дет­ский) — это сохранение у взрослых физических и психи­ческих черт, свойственных детскому возрасту. Такими чер­тами являются эмоциональная неустойчивость, незрелость суждений, безответственность, капризность. Это состоя­ние иногда бывает следствием заболеваний, перенесённых в раннем детском возрасте, или каких-либо других причин, обусловивших чрезмерную опеку со стороны родителей или близких людей. Важно понять: если ты считаешь себя взрослым, то потрудись быть им на деле и в полной мере отвечать за себя.

Человек чувствует себя молодым до тех пор, пока спосо­бен к творчеству, может менять, перестраивать себя и вместе с тем отвечать за всё сделанное. Есть люди, которые ощуща­ют себя молодыми не только в зрелые годы, но и в весьма преклонном возрасте. Занятие любимым делом, творческая активность, здоровый образ жизни продлевают молодость. Ощущение молодости проявляется как во внешности, так и в поведении человека. «Человеку столько лет, на сколько он себя ощущает» — гласит известный афоризм.

Молодёжная субкультура.Стремление общаться со сво­ими сверстниками приводит к выработке специфически молодёжного самосознания и стиля жизни — молодёжной субкультуры. Под молодёжной субкультурой понимается культура определённого молодого поколения, характеризу­ющаяся общностью стиля жизни, манер поведения, группо­вых норм и стереотипов. Как особая субкультура она имеет свои цели, ценности, идеалы, иллюзии, которые не всегда и не точно повторяют господствующие в обществе взрослых. Ей присущ даже собственный язык.

Причинами формирования молодёжной субкультуры являются стремление людей этого возраста обособиться, прежде всего от старших, желание принадлежать к какой-либо общности сверстников, поиск своего пути во взрослом мире. Складываются как формальные, так и неформальные молодёжные группы. Формальные группы официально за-


Молодёжная субкультура

регистрированы, ими зачастую руководят взрослые. Мо­тивы, побуждающие примыкать к той или иной группе, к тому или иному молодёжному направлению, различны. Это прежде всего желание обрести взаимопонимание и поддерж­ку, почувствовать себя более сильными и защищенными, иногда — стремление почувствовать власть над другими.

Существует множество разновидностей молодёжных групп и объединений. Некоторые из них характеризуются агрессивной самодеятельностью, основанной на довольно со­мнительных или даже асоциальных ценностных ориентаци-ях. Примитивизм, кричащая наглядность самоутверждения тоже популярны среди части подростков и молодёжи. Для отдельных молодых людей внешний эпатаж является наи­более доступной формой самоутверждения.

Некоторые группы молодёжи активно противопостав­ляют себя миру взрослых. Вызов общественному мнению чаще всего выражается в особенностях одежды и модных дополнениях к ней. Иногда совершаются и прямые антиоб­щественные поступки (хулиганство, драки). В этом случае общество сталкивается с отклоняющимся поведением.


В молодёжной субкультуре как в сложном и многомерном явлении, в свою очередь, выделяются более мелкие, но тем не менее жёстко оформленные субкультуры (панки, рейве­ры, рокеры, скины, футбольные и музыкальные фаны и др.). Вместе с тем в молодёжной среде всё более авторитетными становятся группы социальной самодеятельности, направлен­ной на конструктивное решение конкретных общественных проблем. Можно привести в пример экологические движе­ния, деятельность по возрождению и сохранению культурно-исторического наследия, оказание взаимной поддержки (воины, воевавшие в горячих точках, инвалиды и т. д.). Важна также деятельность волонтёров, которые помогают людям, особенно остро нуждающимся в этом.

Социальная мобильность молодёжи.Молодёжь — наи­более активная, мобильная и динамичная часть населения.

Социальной мобильностью называют переход людей из одних социальных групп в другие. Различают горизон­тальную и вертикальную мобильность. Горизонтальная мобильность — это переход человека в другую социальную группу без изменения социального статуса, например раз­вод и образование новой семьи, переход на работу в той же должности с одного предприятия на другое. Вертикальная мобильность связана с переходом вверх либо вниз по сту­пеням социальной лестницы. Это, например, повышение в должности или, наоборот, понижение, а то и вовсе лише­ние работы. Частный предприниматель может из мелкого собственника превратиться в хозяина солидной фирмы, но может и разориться.

В современном обществе интенсивность протекания про­цессов горизонтальной и вертикальной мобильности резко возрастает. Причина этого — в динамизме общественной жизни, стремительных преобразованиях в экономике, по­явлении новых профессий и родов деятельности и свёрты­вании, даже исчезновении многих старых, когда-то впол­не респектабельных производств и соответствующих рабо­чих мест.

Сегодня молодой человек, вступающий в самостоятель­ную жизнь, должен быть готов к тому, что ему, возможно, придётся переучиваться, осваивать новые занятия, постоян-


но повышать квалификацию, чтобы быть востребованным на рынке труда. Многим молодым людям нужно будет обдумать варианты переезда в другой город или изменения профессии для работы в сельской местности. Дело в том, что молодёжь часто проигрывает в конкуренции с квали­фицированными и опытными работниками более старшего возраста, уже имеющими хорошую репутацию. Не случайно во многих странах уровень безработицы среди молодёжи особенно высок.

Вместе с тем на стороне молодёжи — быстрота реакции на изменения, происходящие на рынке труда. Молодым людям легче осваивать новые профессии, порождённые научно-техническим прогрессом. Они легче, чем пожилые люди, принимают решение переселиться на новое место работы и жительства, заняться бизнесом, пройти перепод­готовку и т. д.

Ускорение темпов общественной жизни влечёт за собой превращение молодёжи в активного субъекта экономики, культуры. Активность молодёжи ярко проявляется и в сфе­ре политики, поскольку все происходящие политические процессы прямо или косвенно сказываются на её жизни, положении в обществе. Общество и его властные структуры ориентируются на молодёжь как наиболее перспективную возрастную категорию в плане осуществления социальной и профессиональной карьеры.

Молодёжь во многом такова, какой её воспитало обще­ство. Вместе с тем она, как правило, обладает собственным здравым смыслом, намерением получить качественное об­разование, желанием трудиться на пользу себе и людям.

Вопросы и задания

1. Какие факторы влияют на определение возрастных границ молодости? Почему возраст, с которого начинается молодость, не совпадает с возрастом окончания детства? 2. В чём заключается противоречивость социализации молодых людей? 3. В чём, на ваш взгляд, состоит роль молодёжи в развитии современного общества? 4. Создайте словесный портрет типичного молодого человека нашей страны. Обрисуйте его жизненные планы, освоенные социальные роли и т. д. Подумайте, каких качеств не хватает лично вам.


 

Практикум

1. Профессор Д. Болз (США) пишет: «В средней школе я преподавал социологические предметы: историю, полити­ческие науки, психологию, социологию и международные отношения». В каком значении здесь употребляется слово «социология»? Как определяется социология в настоящее время?

2. Конфликты в зависимости от того, кто является их субъектами, можно подразделить:

 

• на внутриличностные (между сознательными и бес­сознательными желаниями индивида, между требованиями совести и стремлениями к получению удовольствий, между инстинктивными позывами и нормами культуры и нрав­ственности);

• межличностные (между двумя и более личностями, враждующими между собой вследствие конкуренции за обладание жизненно важными ресурсами в виде собствен­ности, власти, должности, престижа и т. п.);

• внутригрупповые и межгрупповые (возникают как внутри социальной группы, так и между разными группами вследствие борьбы отдельных индивидов и их общностей за лучшие условия и более высокую степень вознаграждения деятельности в группе — производственной, политической, спортивной и т. п.);

• этнонациональные (возникают в тех случаях, когда интересы и жизненные установки одного этноса или нации ущемляются или подавляются государством, представителя­ми других наций или другими социальными общностями);

• международные (возникают между народами из-за столкновения экономических, территориальных, идеологи­ческих интересов и т. д.).

По масштабам и распространённости в социологии вы­деляют конфликты локальные, региональные, в пределах одной страны, глобальные.

Приведите примеры названных видов конфликтов из истории, литературы, средств массовой информации.


3. Давайте задумаемся: у представителей каких профес­
сий в наибольшей степени должны быть развиты социоло­
гическое мышление и социологическое видение мира? Ина­
че говоря, кто больше всего нуждается в социологических
знаниях? Для этого проанализируйте некоторые профессии
(шофёр, учитель, продавец, шахтёр, менеджер, лётчик,
фермер, вахтёр, официант, банкир, фокусник, журналист,
пограничник, сантехник, повар, инженер) по двум крите­
риям:

а) насколько часто их представителям приходится об­
щаться с людьми по долгу службы;

б) у кого профессиональный или деловой успех в наи­
большей мере зависит от знания психологии людей и уме­
ния решать социальные проблемы.

Для удобства распределите эти профессии на три груп­пы — с сильной, средней и слабой выраженностью выше­названных признаков.

4. Как вы понимаете высказывание Марка Твена: «Ког­
да мне было 14 лет, мой отец был так глуп, что я с трудом
переносил его, но когда мне исполнился 21 год, я был
изумлён, насколько этот старый человек за истекшие семь
лет поумнел»?

Какие особенности молодого поколения могут быть проил­люстрированы этим высказыванием? Свой ответ обоснуйте.

5. Мужчины и женщины, налаживая межличностные
отношения по поводу организации семьи и вступления
в брак, проходят в них несколько этапов: предбрачные
отношения
между потенциальными супругами (любовь,
сватовство, помолвка); вступление в брак; стадия моло­
дой семьи;
появление детей, формирование полной семьи;
стадия зрелой семьи (взросление детей, их социализация),
а также стадия распада семьи (по причинам развода либо
гибели одного из родителей; старения, болезни и смерти;
отделения детей от родителей и др.).

Обсудите приведённую схему со своими родителями. Какие радости и сложности пройденных этапов им запом­нились больше всего? Как это связано с вами?


6. Согласны ли вы с мнением, что молодёжь лучше при­способлена к условиям современной белорусской действи­тельности, чем представители старших поколений? При­ведите примеры.

7. Обсудите, какие из перечисленных критериев позво­ляют определить, достиг ли молодой человек статуса взрос­лого: экономическая независимость, проживание отдельно от родителей, вступление в брак, участие в выборах, рож­дение ребёнка, способность отвечать перед законом. Какие ещё критерии вы могли бы назвать в качестве определяю­щих? Аргументируйте свой ответ.

8. В романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» говорится: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая не­счастная семья несчастлива по-своему». Как вы понимаете эти слова великого писателя?

9. Подберите близкие вам высказывания знаменитых людей о семье. Поясните свой выбор.

10. Известно, что у любого социального явления обя­
зательно есть две стороны — положительная и отрица­
тельная. Односторонних явлений не существует. Если вы
обнаружили только негатив, то это значит, что вы упустили
или пока не нашли позитив.

Например, в 60-е гг. и у нас в стране, и за рубежом хиппи рассматривались преимущественно как негативное явление. Прошли годы, и выяснилось, что именно они способствовали пробуждению в обществе экологического сознания, которое изменило наш мир к лучшему.

Найдите положительные и отрицательные стороны сле­дующих явлений:

• коллективизация 30-х гг. XX в.;

• массовизация культуры;

• перестройка, происходившая в СССР в конце 80-х — начале 90-х гг. XX в.;

• переселение людей из деревни в город.

11. Сопоставьте два подхода к проблеме социального
идеала.

А. В. Луначарский: «Смысл нашей социалистической работы заключается в построении такой жизни, которая дала бы возможность развернуть все таящиеся в человеке


возможности, которая сделала бы человека в десятки раз умнее, счастливее, красивее и богаче, чем нынче».

Дж. Адаме: «Американская мечта — это не просто меч­та об автомобилях и высокой зарплате, это мечта о та­ком социальном порядке, при котором каждый мужчина и каждая женщина смогут расправиться во весь свой рост, к достижению которого они внутренне способны, и получить признание — в качестве таковых, каковы они есть, — от других людей, вне зависимости от случайных обстоятельств своего рождения и положения».

В чём сходство взглядов А. В. Луначарского и Дж. Адам-са? Чем можно объяснить это сходство? Какие различия в позициях авторов вы можете выделить? С чем это связано?

12. С позиции стратификационной теории общество рас­
сматривается как система социальных слоев. Широко приме­
няется так называемая одноуровневая стратификация (при
делении общества по одному признаку) и многоуровневая
(при делении общества одновременно по двум и более при­
знакам, например по признакам престижа, профессиональ­
ному, уровню дохода, уровню образования, религиозной
принадлежности и др.).

Используя справочную литературу, постройте схему «Со­циальная структура белорусского общества» в 20-е (30-е, 80-е) гг. XX в. Охарактеризуйте на её основе динамику со­циальной структуры белорусского общества. Чем, на ваш взгляд, она была обусловлена?

13. По данным переписи населения 1999 г., из 10 045 ты­
сяч жителей Беларуси 81 % отнесли себя к титульной на­
циональности — белорусам; 19 % населения представляют
более 140 других национальностей и народностей, в том
числе 11 % (1 141 731 человек) назвали себя русскими,
3,9 % (395 712 человек) — поляками, 2,4 % (237 015 че­
ловек) — украинцами, 0,3 % (27 798 человек) — евреями.
На протяжении многовековой истории сохраняется устой­
чивое взаимодействие культуры титульной нации с куль­
турой других национальных общностей, в первую очередь
русских, украинцев, поляков, евреев, татар.

Сопоставьте данные переписи населения 1999 г. с данны­ми за более ранние периоды времени. Для этого постройте


сравнительную таблицу. Какие исторические события при­вели к выявленным вами изменениям? Приведите извест­ные вам примеры взаимопомощи, сотрудничества людей разных национальностей в Беларуси.

14. Постройте структурную схему «Виды социальных групп». Конкретизируйте её примерами.

Документы и материалы

П. Сорокин (1889—1968]

1. Русский и американский социо­лог П. Сорокин считает, что социаль­ное пространство есть некая вселенная, состоящая из народонаселения Земли. Там, где нет человеческих особей или же живёт всего один человек, там нет социального пространства (или вселен­ной), поскольку одна особь не может иметь никакого отношения к другим. Она может находиться только в гео­метрическом, но не в социальном про­странстве. Соответственно определить положение человека или какого-либо социального явления в социальном пространстве означает определить его отношение к другим людям и другим социальным явлениям, взятым за такие точки отсчёта. Сам же выбор точек отсчёта зависит от нас: ими могут быть от­дельные люди, группы или совокупности групп.

Чтобы определить социальное положение человека, не­обходимо знать его семейное положение, гражданство, на­циональность, отношение к религии, профессию, принадлеж­ность к политическим партиям, экономический статус, его происхождение и т. д. Но и это ещё не всё. Поскольку внутри одной и той же группы существуют совершенно различные позиции (например, король и рядовой гражданин внутри одного государства), то необходимо также знать положение человека в пределах каждой из основных групп населения. 58


Итак:

1) социальное пространство — это народонаселение Земли;

2) социальное положение — это совокупность связей человека со всеми группами населения, внутри каждой из этих групп, т. е. с её членами;

3) положение человека в социальной вселенной опреде­ляется путём установления этих связей;

4) совокупность таких групп, а также совокупность по­ложений внутри каждой из них составляет систему соци­альных координат, позволяющую определить социальное положение любого индивида.

На основе характеристики П. Сорокина определите ме­сто Республики Беларусь в социальном пространстве. Како­во положение вашей семьи в социальном пространстве?

2. Познакомьтесь с отрывком из работы немецкого со­циолога Р. Дарендорфа (р. 1929) «Элементы теории соци­ального конфликта».

«Регулирование социальных конфликтов является ре­шающим условием уменьшения интенсивности почти всех видов конфликтов. Конфликты не исчезают посредством их разрешения; они не обязательно становятся сразу менее интенсивными, но в такой мере, в которой удаётся регули­ровать, они становятся контролируемыми, и их творческая сила ставится на службу постепенному развитию социаль­ных структур...

Для этого нужно, чтобы конфликты вообще, а также данные отдельные противоречия признавались всеми участ­никами как неизбежные и более того — как оправданные и целесообразные. Тому, кто не допускает конфликтов, рассматривает их как патологические отклонения от во­ображаемого нормального состояния, не удаётся совладать с ними. Покорного признания неизбежности конфликтов также недостаточно. Скорее, необходимо осознавать плодо­творный творческий принцип конфликтов. Это означает, что любое вмешательство в конфликты должно ограничиваться регулированием их проявлений и что нужно отказаться от бесполезных попыток устранения их причин».

Как социолог оценивает возможность регулирования конфликтов? На основе текстов параграфа и данного доку­мента сформулируйте основные принципы компромиссного


разрешения конфликта. Проиллюстрируйте их известными вам примерами. Как вы понимаете смысл последней фразы текста? Какой вывод из прочитанного текста можно сделать для пони­мания роли социального конфликта в жизни общества?

3. Познакомьтесь с рассуждениями русского публициста И. С. Аксакова.

«Общество, по нашему мнению, есть та среда, в которой совершается сознательная, умственная деятельность из­вестного народа, которая создаётся все­ми духовными силами народными, раз­рабатывающими народное самосозна­ние. Другими словами, общество есть... народ самосознающий.

И. С. Аксаков (1823—1886)

Что же такое народ?.. Народ со­стоит из отдельных единиц, имеющих каждая свою личную разумную жизнь, деятельность и свободу; каждая из них, отдельно взятая, не есть народ, — но все вместе составляют то цельное явле­ние, то новое лицо, которое называется народом и в котором исчезают все от­дельные личности...

Общества ещё нет, а уже возникает государство над народом — продолжающим жить жизнью непосредственной. Но не выражает ли государство народного самосознания? Нет, оно есть только внешнее определение, данное себе народом; деятельность его, т. е. государства, и сфера его деятельности — чисто внешние... Итак, мы имеем: с одной стороны — народ в его непосредственном бытии; с другой — государство как внешнее определение народа, за­имствующее свою силу от народа — усиливающееся за его счёт при бездействии его внутренней жизни, при долговре­менном его пребывании в непосредственном бытии; наконец, между государством и народом — общество, т. е. тот же на­род, но в высшем своём человеческом значении...»

Чем, по мнению И. С. Аксакова, отличаются между со­бой государство, народ и общество? Почему государство не выражает всё народное самосознание? 60


 

4. Из работы современного амери­канского социолога Э. Шилза «Обще­ство и общества: макросоциологиче-ский подход»:

(1911 — 1995)

«Что же входит в общества? Как
уже говорили, наиболее дифференци­
рованные из них состоят не только из
семей и родственных групп, но также
из ассоциаций, союзов, фирм и ферм,
школ и университетов, армий, церк­
вей и сект, партий и многочисленных
других корпоративных органов или ор-
ЭдвардШилз ганизаций, которые, в свою очередь,

pail 1сзс7о; имеют границы, определяющие круг

членов, над которыми соответствую­щие корпоративные власти — родители, управляющие, председатели и т. д. и т. п. — осуществляют известную меру контроля. Сюда входят также системы, формально и неформально организованные по территориальному принци­пу — общины, деревни, округа, города, районы, — причём все они тоже имеют некоторые черты общества. Далее, сюда входят неорганизованные совокупности людей внутри обще­ства — социальные классы или слои, занятия и профессии, религии, языковые группы, которые обладают культурой, присущей в большей степени тем, кто имеет определённый статус или занимает определённое положение, чем всем остальным.

...Итак, мы убедились в том, что общество — это не просто совокупность объединившихся людей, изначальных и культурных коллективов, взаимодействующих и обме­нивающихся услугами друг с другом. Все эти коллективы образуют общество в силу своего существования под общей властью, которая осуществляет свой контроль над террито­рией, обозначенной границами, поддерживает и насаждает более или менее общую культуру. Именно эти факторы превращают совокупность относительно специализирован­ных изначальных корпоративных и культурных коллек­тивов в общество».

Какие компоненты, по мнению Э. Шилза, входят в обще­ство? Укажите, к каким сферам жизни общества относится


каждый из них. Выделите среди перечисленных компо­нентов те, которые являются социальными институтами. Опираясь на текст, докажите, что автор рассматривает общество как социальную систему.

5. Ю. Саймон в книге «Базисные методы исследования в социальной науке» (Нью-Йорк, 1969) пишет:

«Студенты-психологи нередко ду­мают, что лабораторный эксперимент, в ходе которого устанавливаются при­чинно-следственные связи между раз­личными сторонами поведения живот­ных или людей, исчерпывает все воз­можности социального исследования.

Многие из тех, кто занимается
конкретной экономикой, до сих пор
убеждены, что только статистический
анализ, позволяющий дать объектив­
ную картину колебания цен и товар­
ной массы, является самым надёжным
Юлиан Саймон мерилом экономического поведения.

(1932—1998) в отличие от них некоторые антро-

пологи продолжают верить в то, что самым надёжным способом познания остаётся включённое наблюдение, в результате которого мы изучаем повседнев­ное взаимодействие людей, творящих тот социальный мир, в котором мы с вами живём.

В то же время психоаналитики убеждены в непогре­шимости вживания или вчувствования во внутренний мир своего пациента как единственно достоверного метода изу­чения человеческого поведения, его интимных мотивов.

А специалисты по маркетингу не признают иных средств, кроме изучения того, каким образом устремления конкрет­ного индивида связаны с его социальными характеристика­ми и потребительским поведением».

Действительно, в каждой науке, изучающей поведение людей, сложились свои научные традиции, накоплен соот­ветствующий эмпирический опыт. И каждая из них, будучи одной из ветвей социальной науки, может быть определена в терминах того метода, которым она преимущественно


пользуется. Хотя и не только таким образом. Науки раз­личаются также кругом изучаемых проблем.

Основываясь на содержании приведённого отрывка, определите основные методы изучения поведения людей. Что можно узнать о них с помощью наблюдения? Что такое эксперимент? Какие методы исследования, на ваш взгляд, потребуются для того, чтобы определить: а) численность населения данной страны; б) готовность людей голосовать на предстоящих парламентских выборах; в) способы взаи­модействия шахтёров во время забастовки; г) скорость рас­пространения слухов?

6. Прочтите суждение одного из ведущих американских социологов Р. Миллса.

«Под институтом я понимаю обще­ственную форму определённой совокуп­ности социальных ролей. Институты классифицируются по выполняемым задачам (религиозным, военным, обра­зовательным и т. д.), образуют инсти­туциональный порядок. Комбинация институциональных порядков образует социальную структуру.

Общество — это конфигурация ин­
ститутов, которые при своём функцио-
Райт Миллс нировании ограничивают свободу дей-

(1916—1962)

(-1916_ 1962) ствий людей. В современном обществе

насчитываются пять институциональ­ных порядков: 1) экономический — институты, организующие хозяйственную деятельность; 2) политический — институты власти; 3) семейный — ин­ституты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей; 4) военный — институты, органи­зующие законное наследие; 5) религиозный — институты, организующие коллективное почитание богов».

Какой важный институт не назван Р. Миллсом в переч­не институциональных порядков?

7. Познакомьтесь со следующим суждением одного из современных российских публицистов.


«Молодёжь начинают бояться и ненавидеть, искусствен­но противопоставлять её «взрослому» обществу. А это чре­вато серьёзными социальными взрывами. Кризис в россий­ском обществе породил острейший конфликт поколений, который не исчерпывается традиционным для любого обще­ства расхождением «отцов» и «детей» во взглядах на одежду и причёску, во вкусах в музыке, танцах и манере поведения. В России он касается философских, мировоззренческих, духовных основ развития общества и человека, базисных взглядов на экономику и производство, материальную жизнь общества. Поколение «отцов» оказалось в положении, когда передача материального и духовного наследия преемникам практически отсутствует. Социальные ценности, которыми жили «отцы», в новой исторической ситуации в подавляю­щем большинстве утратили практическое значение и в силу этого не наследуются «детьми», поскольку не пригодны им ни для настоящей, ни для будущей жизни. В российском обществе налицо разрыв поколений, отражающий перерыв постепенности, разрыв исторического развития, переход общества на рельсы принципиально иного строя».

О каком разрыве поколений и конфликте «отцов» и «де­тей» идёт здесь речь? В чём заключается сущность данного явления? Аргументируйте свою позицию.

8. В 1798 г. английский экономист и священник Т. Р. Мальтус опублико­вал книгу «Опыт о законе народонасе­ления». Три основных тезиса «Опыта»:

Томас Роберт Мальтус (1766—1834)

• Из-за биологической способности к продолжению рода человек использует свои физические способности для увели­чения продовольственных ресурсов.

• Народонаселение строго ограни­чено средствами существования.

• Рост народонаселения может быть остановлен лишь встречными причинами, которые сводятся к нравственному воз­держанию, или несчастьями (войны, эпидемии, голод).


Также Мальтус приходит к выводу, что народонаселение растёт в геометрической прогрессии, а средства существова­ния — в арифметической.

Можно ли считать взгляды Т. Р. Мальтуса правильны­ми? Может ли научно-технический прогресс компенсиро­вать ограниченность природных ресурсов?

Карл Манхейм (1893—1947)

9. Немецкий социолог К. Манхейм определил, что мо­
лодёжь является своего рода резер­
вом, выступающим на передний план,
когда оживление становится необхо­
димым для приспособления к быстро
меняющимся или качественно новым
обстоятельствам. Молодёжь выполня­
ет функцию оживляющего посредника
социальной жизни. Этот параметр уни­
версален и не ограничен ни местом, ни
временем. Молодёжь, по мысли Ман-
хейма, ни прогрессивна, ни консерва­
тивна по своей природе, она — потен­
ция, готовая к любому начинанию.

Как вы понимаете слова К. Ман-хейма? Справедливо ли это в отношении современной мо­лодёжи?

10. Из работы российского социолога О. С. Осиновой
«Девиантное поведение: благо или зло?»:

«Форма ответной реакции общества на тот или иной вид девиации должна зависеть от того, какие (по степени общ­ности) социальные нормы нарушаются: общечеловеческие, расовые, классовые, групповые и т. д. Можно выделить следующие зависимости:

• Чем более высокий уровень (по степени общности) социальных норм и ценностей нарушается, тем более ре­шительными должны быть действия государства. Самая высокая ценность — естественные права человека.

• Чем более низкий уровень социальных норм наруша­ется, тем больше упор должен делаться на неформальные меры социального контроля (социальное вознаграждение или порицание, убеждение и т. д.).


3.3ак.1537.


• Чем сложнее социальная структура общества, тем мно­гообразнее должны быть формы социального контроля.

• Чем более низкий уровень социальных норм наруша­ется человеком, тем терпимее должна быть реакция на его действия.

• Чем демократичнее общество, тем больше акцент дол­жен делаться не на внешний социальный контроль, а на внутренний личностный самоконтроль».

Приведите собственные примеры общечеловеческих, расовых, классовых, групповых норм. К какому уровню общности можно отнести нормы «не укради», «раздельное обучение чёрных и белых», «солидарность рабочих всех стран»? Что означает более высокий или более низкий уровень норм?

11. Существует множество различных классификаций молодёжных групп и объединений. Так, по характеру мо­тивации самодеятельности их делят следующим образом:

• агрессивная самодеятельность, которая базируется на наиболее примитивных представлениях об иерархии цен­ностей, основанной на культе лиц;

• эпатажная самодеятельность, которая состоит в вы­зове агрессии на себя для того, чтобы тебя заметили;

• альтернативная самодеятельность, состоящая в выра­ботке моделей поведения, противоречащих общепринятым нормам;

• конструктивная социальная самодеятельность, направ­ленная на решение конкретных социальных проблем.


©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы


(0.026 сек.)