Раздел 3. Теоретические основы дидактики
Дидактика в системе педагогических наук Основные понятия: дидактика, предмет дидактики, дидактическая деятельность, дидактические исследования. Содержание темы: Дидактика как наука о сущности и закономерностях учебного процесса; Предмет дидактики как науки. Место дидактики в системе педагогических наук. Функции и задачи дидактики. Источники развития дидактики. Структура и методы дидактики Основные понятия: структура и методы дидактики, дидактические исследования, дидактические концепции. Содержание темы: Методы дидактических исследований, структура дидактики. Взаимосвязь и взаимообусловленность компонентов структуры. Современные дидактические концепции. Повышение роли дидактики в условиях непрерывного образования. Учебный процесс как педагогическая категория Основные понятия: обучение, виды обучения, стили обучения, субъект обучения, объект обучения, эффективность обучения. Содержание темы: Сущность процесса обучения. Обучение как двусторонний процесс. Обучение, преподавание, учение. Виды и стили обучения. Функциональные компоненты обучения. Психологические основы учебного процесса. Личностный характер обучения. Показатели эффективности учебного процесса. Учебная деятельность и ее характеристики Основные понятия: учебная деятельность, учебная задача, структура учебной деятельности, мотивы учебной деятельности. Содержание темы: Учебная деятельность как ведущий вид деятельности младшего школьника. Овладение учебной деятельностью как одна из целей обучения. Отличие учебной деятельности от других видов деятельности. Структура учебной деятельности. Роль учителя в формировании учебной деятельности младших школьников. Мотивация учебной деятельности. Принципы построения учебного процесса Основные понятия: закономерности обучения, принципы обучения, правила обучения, классификация принципов обучения, сущность принципа обучения. Содержание темы: Закономерности, принципы и правила обучения. классификация принципов дидактики. Подходы к выделению принципов дидактики. Сущность дидактических принципов. Пути реализации дидактических принципов. Содержание современного обучения Основные понятия: содержание обучения, государственный стандарт обучения, учебный план, учебная программа, учебник, гуманизация содержания образования, дифференциация содержания образования. Содержание темы: Источники содержания обучения. Критерии отбора и построения содержания обучения. Формальный и материальный подходы к отбору содержания обучения. Единство инвариантного и вариативного содержания современного обучения. Характеристика государственных документов, раскрывающих содержание обучения. Гуманизация и дифференциация содержания современного обучения. Особенности содержания обучения на начальных его этапах. Методы и средства обучения Основные понятия: метод обучения, прием, средства обучения, классификация методов, структура метода. Содержание темы: Проблема метода в дидактической теории. Назначение и функции методов обучения. Классификация метод обучения и их характеристика. Методы, приемы и средства обучения, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Проблема выбора методов обучения. Формы организации обучения младших школьников. Урок – основная форма обучения. Основные понятия: форма обучения, основные формы обучения, структура урока, тип урока. Содержание темы: Понятие о формах организации обучения. История развития классно-урочной системы. Урок как основная форма организации учебной работы. Типы уроков. Структура уроков. Урок в системе формирования и развития личности учащихся. Организация групповой работы на уроке. Пути повышения эффективности урока. Домашняя учебная работа учащихся, ее дидактические функции. Виды домашних заданий. Экскурсии, требования к их подготовке и проведению. Особенности использования различных форм обучения. Контроль в системе процесса обучения учащихся начальных классов Основные понятия: контроль, проверка, оценка знаний, самоконтроль, самооценка, отметка. Содержание темы: Контроль в целостной системе обучения. Соответствие контроля целям обучения. Виды, функции и методы контроля. Возможности ТСО в целях контроля. Психолого-педагогические требования к оценке процесса и результатов обучения. Педагогический контроль и оценка как основа формирования самоконтроля и самооценки. Организация проблемного обучения в начальной школе Основные понятия: проблемная ситуация, умственные действия, частично-поисковые методы, исследовательские методы обучения, познавательная активность, интеллектуальное затруднение. Содержание темы: Сущность проблемного обучения. Научные основы проблемного обучения. Проблемные ситуации, их классификация и пути создания. Этапы решения проблемных ситуаций. Методы проблемного обучения. Возможности использования проблемного обучения в начальной школе.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1058)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |