Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Раздел 3. Теоретические основы дидактики





Дидактика в системе педагогических наук

Основные понятия: дидактика, предмет дидактики, дидактическая деятельность, дидактические исследования.

Содержание темы:

Дидактика как наука о сущности и закономерностях учебного процесса; Предмет дидактики как науки. Место дидактики в системе педагогических наук. Функции и задачи дидактики. Источники развития дидактики.

Структура и методы дидактики

Основные понятия: структура и методы дидактики, дидактические исследования, дидактические концепции.

Содержание темы:

Методы дидактических исследований, структура дидактики. Взаимосвязь и взаимообусловленность компонентов структуры. Современные дидактические концепции. Повышение роли дидактики в условиях непрерывного образования.

Учебный процесс как педагогическая категория

Основные понятия: обучение, виды обучения, стили обучения, субъект обучения, объект обучения, эффективность обучения.

Содержание темы:

Сущность процесса обучения. Обучение как двусторонний процесс. Обучение, преподавание, учение. Виды и стили обучения. Функциональные компоненты обучения. Психологические основы учебного процесса. Личностный характер обучения. Показатели эффективности учебного процесса.

Учебная деятельность и ее характеристики

Основные понятия: учебная деятельность, учебная задача, структура учебной деятельности, мотивы учебной деятельности.

Содержание темы:

Учебная деятельность как ведущий вид деятельности младшего школьника. Овладение учебной деятельностью как одна из целей обучения. Отличие учебной деятельности от других видов деятельности. Структура учебной деятельности. Роль учителя в формировании учебной деятельности младших школьников. Мотивация учебной деятельности.

Принципы построения учебного процесса

Основные понятия: закономерности обучения, принципы обучения, правила обучения, классификация принципов обучения, сущность принципа обучения.

Содержание темы:



Закономерности, принципы и правила обучения.

классификация принципов дидактики. Подходы к выделению принципов дидактики. Сущность дидактических принципов. Пути реализации дидактических принципов.

Содержание современного обучения

Основные понятия: содержание обучения, государственный стандарт обучения, учебный план, учебная программа, учебник, гуманизация содержания образования, дифференциация содержания образования.

Содержание темы:

Источники содержания обучения. Критерии отбора и построения содержания обучения. Формальный и материальный подходы к отбору содержания обучения. Единство инвариантного и вариативного содержания современного обучения. Характеристика государственных документов, раскрывающих содержание обучения. Гуманизация и дифференциация содержания современного обучения. Особенности содержания обучения на начальных его этапах.

Методы и средства обучения

Основные понятия: метод обучения, прием, средства обучения, классификация методов, структура метода.

Содержание темы:

Проблема метода в дидактической теории. Назначение и функции методов обучения. Классификация метод обучения и их характеристика. Методы, приемы и средства обучения, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Проблема выбора методов обучения.

Формы организации обучения младших школьников. Урок – основная форма обучения.

Основные понятия: форма обучения, основные формы обучения, структура урока, тип урока.

Содержание темы:

Понятие о формах организации обучения. История развития классно-урочной системы. Урок как основная форма организации учебной работы. Типы уроков. Структура уроков. Урок в системе формирования и развития личности учащихся. Организация групповой работы на уроке. Пути повышения эффективности урока. Домашняя учебная работа учащихся, ее дидактические функции. Виды домашних заданий. Экскурсии, требования к их подготовке и проведению. Особенности использования различных форм обучения.

Контроль в системе процесса обучения учащихся начальных классов

Основные понятия: контроль, проверка, оценка знаний, самоконтроль, самооценка, отметка.

Содержание темы:

Контроль в целостной системе обучения. Соответствие контроля целям обучения. Виды, функции и методы контроля. Возможности ТСО в целях контроля. Психолого-педагогические требования к оценке процесса и результатов обучения. Педагогический контроль и оценка как основа формирования самоконтроля и самооценки.

Организация проблемного обучения в начальной школе

Основные понятия: проблемная ситуация, умственные действия, частично-поисковые методы, исследовательские методы обучения, познавательная активность, интеллектуальное затруднение.

Содержание темы:

Сущность проблемного обучения. Научные основы проблемного обучения.

Проблемные ситуации, их классификация и пути создания. Этапы решения проблемных ситуаций. Методы проблемного обучения. Возможности использования проблемного обучения в начальной школе.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...

©2015 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.003 сек.)