Пенсильванская, оборнская и прогрессивная системы отбывания наказания в виде лишения свободы 5 страница
Вдекабре 1915 г. министром юстиции сенатором А Хвостовым была утверждена Общая тюремная инструкция, которая в концентрированном виде вобрала в себя предшествовавшие подобные документы: Ин-; струкцию смотрителю губернского тюремного замка (1831), Инструкцию для мест заключения Привислинского края (1859), Инструкцию об устройстве помещений для лиц, подвергаемых аресту и приговорам мировых судей (1866), Общие узаконения об исполнении тюремными надзирателями их служебных обязанностей (1888), Временные правила о распределении служебных обязанностей между членами тюремного управления и стражей в местах заключения Санкт-Петербурга (1901), Основные правила продовольствия и лечения арестантов (1904), Правила содержания в местах заключения гражданского ведомства полита-ческих арестантов (1904), Правила о содержании в местах заключения гражданского ведомства лиц, приговоренных к заключению в крепости | (1907), Устав конвойной службы (1907) и т. д. Этот документ явился, по существу, прообразом Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений. В Общей тюремной инструкции, распространявшейся на каторжные тюрьмы, исправительные арестантские отделения и прочие тюрьмы, подробно регулировались, в частности, вопросы управления местами заключения (губернскими, областными, уездными, окружными, пере-сильными, арестными домами и помещениями и др.), приводился перечень предметов и продуктов, которые арестанты могли хранить при себе, а также получать в передачах и в порядке милостыни и т. д. Заслуживает внимания и норма, где указаны цели привлечения заключенных к работам, например: 1) отвлечение осужденных от праздности; 2) приучение их к производительному труду; 3) обучение полез-1 ным мастерствам и ремеслам; 4) предоставление заработка, который да-ъ вал бы возможность оказывать помощь семье и накапливать сбережения & для обеспечения существования после освобождения. 92 Глава 3. История развития пенитенциарного... права в России Исправительно-дисциплинарные меры, применявшиеся к содержащимся в тюрьмах и арестантских отделениях: 1) выговор наедине или в присутствии других арестантов; 2) лишение права чтения, кроме книг духовного содержания, на срок не свыше одного месяца; 3) лишение права переписки на срок не свыше одного месяца; 4) лишение свидания на срок не свыше одного месяца; 5) запрещение приобретать на собственные средства продукты питания и другие разрешенные в местах заключения предметы на срок не свыше одного месяца; 6) лишение права распоряжаться половиной заработанных денег на срок до одного месяца; 7) лишение заработка за прошедшее время на срок не свыше одного месяца, а в более важных случаях - до двух месяцев; 8) уменьшение количества пищи до оставления на хлебе и воде на срок не свыше трех дней; 9) арест в светлом карцере на срок не свыше одной недели; 10) арест в темном карцере на срок не свыше одной недели с переводом в светлый карцер и с разрешением прогулки через три дня на четвертый. В целом принятие нового Уголовного уложения и Общей тюремной инструкции мало повлияло на реальное положение дел в местах заключения. Тем не менее этот факт характеризовал очередной этап развития в России правового института наказания в виде лишения свободы. В нем уже не было норм о телесных наказаниях, значительно упростилось наказание в виде каторги, более четко обозначилось правовое положение осужденных. Однако, по справедливой оценке современников, этот уголовный закон был обречен на такую же судьбу, как Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., то есть «оставление лишь на бумаге». Основная ошибка реформаторов заключалась в том, что онк i ie учитывали в должной мере фактическое положение дел в России, слишком оторвались от действительности. Новый закон не стал стимулятором практической тюремной деятельности, которая развивалась как бы сама по себе, причем довольно активно (об этом свидетельствует поиск ГТУ более оптимальных решений в вопросах исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы). Правительство все менее интенсивно эксплуатировало труд заключенных, и прежде всего каторжан, поскольку развитие капитализма в России уже обозначило проблему безработицы. В целом тюремная реформа второй половины XIX в. в России мало что изменила в пенитенциарной системе. Это время можно расценивать как период определенного застоя и в законодательном, и в практическом развитии института наказания в виде лишения свободы. Его причины объясняются исходной концептуальной неопределенностью государственной карательной политики, а также общественно-политичес-
Уголовно-исполнительное право ким застоем России, когда уже требовавшие воплощения идеи демократического правового государства не могли преодолеть препятствия в виде отжившего свой век самодержавия. Официальная Россия пыталась приукрасить положение во многих сферах жизни, дабы выглядеть как перед своим народом, так и перед Западом в выгодном свете. Это касалось и тюремного дела. Например, весьма болезненной была реакция на публикацию во Франции книги Кюстина «Николаевская Россия в 1839 г.», где среди прочего резко критиковались «ужасные условия» в российских тюрьмах. К тому же ее автору - путешественнику и публицисту запретили посетить тюрьму в Петербурге, и он вынужден был сделать это в обход запрета. Книгу не разрешили распространять в России (это произошло лишь во второй половине столетия). Таким образом, кризис российской тюремной системы был обусловлен не только организационно-законодательными, управленческими, материально-финансовыми и иными проблемами, но и общим социально-политическим кризисом, обострившимся в начале XX в. в России. 3.2. Правовое регулирование исполнения уголовных наказаний в советском государстве § 1. Регулирование исполнения наказания в виде лишения свободы в первые годы советской власти (1917—1924) Принято считать, что в первые годы после Октябрьской революции произошел слом царской тюремной системы и была сформулирована принципиально иная концепция наказания в виде лишения свободы. Однако это не совсем так, поскольку многие нормативные положения, принятые до 1917 г., несмотря на провозглашение нового курса, включались в правовые акты сначала Временного правительства, а затем Советского государства. Сходны были и некоторые существенные стороны уголовно-исполнительной практики, прежде всего касающиеся использования труда заключенных. Иначе и не могло быть, поскольку мировая уголовная и уголовно-исполнительная политика считала необходимым содержать опасных для общества преступников в запираемых и охраняемых помещениях и создавать такие условия отбывания наказания в виде лишения свободы, которые способствовали бы исправлению осужденных. Однако после 1917 г. изменились акценты, особенности обоснования тех или иных мер, связанных с лишением свободы, назначение\ 94 Глава 3. История развития пенитенциарного... права в России сроков наказаний и условиями их отбывания для различных категорий преступников. В эту область Советское государство действительно привнесло ряд существенно новых принципов, определяемых классовым подходом. Именно в этом смысле можно говорить о революционных изменениях в российской пенитенциарии. Е.Г. Ширвиндт и Б.С. Утевский отмечали, что лишение свободы как мера наказания было сохранено советским уголовным правом, однако коренным образом изменило свое классово-политическое содержание. В новых условиях из орудия подавления трудящихся оно превратилось в орудие подавления сопротивления свергнутых Октябрьской революцией классов, буржуазии и деклассированных элементов. Упорная борьба с преступностью, оставшейся в наследство от капиталистического строя, не могла обойтись без применения к преступникам наказания в виде лишения свободы. Но оно имело теперь совершенно новые задачи по сравнению с такой же мерой наказания русского дореволюционного права. В преступнике советский закон видел человека, имеющего определенные права, и прежде всего на уважение его человеческого достоинства8. Но задача исправления осужденных не была новой, а значит, не являлась достижением законотворчества социалистического государства. В приказах Временного правительства по ГТУ № 1и2от8и17 марта 1917 г., в частности, говорилось о том, что главной задачей наказания является перевоспитание человека, имевшего несчастье совершить преступление, и для надлежащего осуществления этой задачи прежде всего необходимо проявлять гуманность к заключенным, а также указывалось на неприемлемость для тюремного переустройства атмосферы бесправия и неуважения к человеческой личности. После установления советской власти больше внимания стало уделяться труду осужденных. Уже в одном из первых правительственных решений в уголовно-исполнительной сфере - Постановлении Народного комиссариата юстиции (НКЮ) от24января 1918 г. «О тюремных рабочих командах» - был определен достаточно четкий подход к труду осужденных: 1) из числа работоспособных заключенных в тюрьмах образовыва 2) арестованные (как подследственные, так и осужденные судами) 3) из означенной платы одна пятая шла в общетюремный фонд по 95 Уголовно-исполнительное право 4) десятая часть заработанныхденег могла выдаваться по просьбе арестованного ему на руки в конце каждой рабочей недели. Временная инструкция «О лишении свободы, как мере наказания, и о порядке отбывания такового» от 23 июля 1918 г. в литературе оценивается по-разному. Большинство авторов полагают, что она закрепила разрушение старой и установление новой системы мест заключения. По мнению М.Г. Деткова, Инструкция продолжила сложившуюся в дореволюционный период практику ведомственного регулирования порядка и условий исполнения наказания в виде лишения свободы, и в этой связи ее значение не следует переоценивать, так как она лишь определила принципиальную линию процесса становления новой системы мест лишения свободы9. Инструкцией объявлялись потерявшими свою силу Устав о содержащихся под стражей и Устав о ссыльных. Места лишения свободы по своему назначению делились на следующие виды: 1) общие места заключения (тюрьмы)10; 2) реформатории и земледельческие колонии как воспитательно-ка 3) испытательные заведения для лиц, по отношению к которым име 4) карательно-лечебные заведения для помещения арестантов с за 5) тюремные больницы. Инструкция регулировала порядок исполнения наказания в виде лишения свободы: лишенные свободы должны постоянно быть в помещениях, за исключением времени, когда они находятся «на работах или прочих занятиях и прогулках»; отпуск разрешался для лиц, осужденных на срок не свыше одного года продолжительностью не более двух недель исключительно по семейным обстоятельствам. К нарушающим порядок и дисциплину и не желающим работать без основательных причин могли применяться следующие меры: 1) перевод на более суровый режим (лишение свиданий, права переписки и пр.); 2) изоляция (одиночное заключение, карцер до 14 дней); 3) перевод в специальные тюрьмы (изоляторы) - в исключительных случаях, при частых рецидивах недопустимого поведения. Трудоспособные осужденные обязательно привлекались к физическому труду по распределению заведующих местами заключения и принудительными общественными работами. За необоснованный отказ от работ предусматривались суровые меры. На счет осужденного записывались все расходы на него, и он предупреждался, что, пока сальдо не 96 Глава 3. История развития пенитенциарного... права в России окажется в его пользу, он останется в тюрьме, даже отбыв назначенный судом срок; если и это не помогало, то заключенный переводился на уменьшенную норму питания, а также мог быть отправлен в изолятор как неисправимый. Рассматриваемый документ не содержал норм о целях и задачах лишения свободы, принципах его исполнения, правовом положении осужденных. Он имел большее значение для практических работников, поскольку в условиях замены старого государственного аппарата новым разъяснял, какие условия содержания следует создавать для лишенных свободы, как к ним относиться, какие меры воздействия применять и т. д. В качестве дополнения к Временной инструкции можно рассматривать Постановление НКЮ от 25 ноября 1918 г. «О досрочном освобождении»11 , где регулировалась процедура подготовки решения о досрочном освобождении. Но и в нем не указывались ни основания, ни принципы такого освобождения. Кроме того, НКЮ, продолжая практику ГТУ, в 1918-1920 гг. издавал большое количество постановлений, касающихся различных сторон реализации наказания в виде лишения свободы, например: «О порядке увольнения и назначения на должности тюремной инспекции и администрации» от 19 марта 1918 г.; «Об утверждении распределительных комиссий при карательных отделах губернских и областных отделов юстиции» от 22 ноября 1918 г.; «О создании тюремных мастерских, о внешних работах и оплате труда заключенных» от 7 августа 1918 г.; «О привлечении всех здоровых заключенных к труду» от 4 ноября 1918 г.; «Временные правила распределения заключенных» от 22 ноября 1918 г.; «О тюремном режиме и о привлечении к ответственности виновных в притеснении заключенных» от 4 февраля 1919 г.; «О порядке оплаты труда заключенных» от 23 июля 1919 г.; Устав трудовых земледельческих колоний для лишенных свободы от 12 августа 1919г.; Правила об отпуске на работы в советские учреждения и предприятия заключенных специалистов от 5 августа 1920 г. и др. На местах также издавались свои нормативные акты12.
Принципы исполнения уголовных наказаний и система мест лишения свободы в те годы напрямую зависели от политической ситуации и принимавшихся в связи с этим нормативных актов. После принятия Постановления СНК от 5 сентября 1918 г. «О красном терроре» возросло количество «классовых врагов», которых указанный нормативный акт предписывал «изолировать в концентрационных лагерях». Стала остро ощущаться нехватка мест заключения, поэтому были изданы постановления ВЦИКот 15 апреля и 17 мая 1919 г. «О лагерях принудительных работ»13. В этих учреждениях, находившихся в ведении Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) и Всероссийской чрез- Уголовно-исполнительное право. Том 1 Уголовно-исполнительное право вычайной комиссии (ВЧК), содержались лица, относительно которых состоялись решения чрезвычайных комиссий, революционных трибуналов, народных судов и других советских органов14. Предписывалось обеспечивать самоокупаемость расходов на заключенных за счет их труда. Для предупреждения побегов допускалось применение круговой поруки, совершившие побег сурово наказывались, вплоть до применения смертной казни. И все же условия отбывания наказания в лагерях принудительных работ в значительной мере носили прогрессивный характер: подчеркивалось, что эти лица временно изолированы от общества в интересах революции, а потому условия их содержания не должны иметь карательного характера. Заключенных могли отпускать для работы в советские учреждения без конвоя. Таким образом, в первые годы советской власти, когда отсутствовало кодифицированное уголовное и уголовно-исполнительное законодательство, нормы, регулирующие исполнение уголовных наказаний, издавались хаотично. Так, например, наказание в виде лишения свободы определялось различными высшими государственными органами -Всероссийским центральным исполнительным комитетом (ВЦИК), Советом народных комиссаров (СНК), Советом труда и обороны (СТО), ВЧК - и в различных нормативных актах. Институт лишения свободы в советском уголовно-исполнительном праве получил дальнейшее развитиев 1919-1926 гг. Спринятием НКЮ в 1919 г. Руководящих начал по уголовному праву РСФСР стала ясно выраженной позиция государства по вопросу уголовного наказания. В ст. 8 указывалось, что «задача наказания - охрана общественного порядка от совершившего преступление или покушавшегося на совершение такового и от будущих возможных преступлений как данного лица, так и других лиц». И далее: «Обезопасить общественный порядок от будущих преступных действий лица, уже совершившего преступление, можно или приспособлением его к данному общественному порядку, или, если он не поддается приспособлению, изоляцией его и, в исключительных случаях, физическим уничтожением его» (ст. 9). Согласно ст. 10 «наказание не есть возмездие за вину, не есть искупление вины. Являясь мерой оборонительной, наказание должно быть целесообразным и в то же время совершенно лишено признаков мучительства и не должно причинять преступнику бесполезных и лишних страданий». Такая формулировка отразила победу одной из сторон в развернувшейся накануне принятия документа научно-практической дискуссии по поводу целей уголовного наказания в условиях строительства нового общества, участники которой (М.Ю. Козловский, Я.Л. Берман и др.) доказывали бесполезность жестокой кары и видели в наказании сред- j 98 Глава 3. История развития пенитенциарного... права в России ство самозащиты общества и исправления преступников. Против жесткого подхода к преступникам выступал и нарком юстиции Д.И. Курский15. Идеи Руководящих начал по уголовному праву были развиты в принятых постановлениями ВЦИК УК РСФСР сначала в 1922, а затем в 1926 г. (ранее в Декрете СНКот 21 марта 1922 г. «О лишении свободы и порядке условно-досрочного освобождения заключенных» были уточнены цели лишения свободы лиц, признанных опасными для советского строя: 1) поставить таковых лиц в практическую невозможность причинять вред; 2) предоставить им возможность исправления и приспособления к трудовой жизни). Согласно ст. 8 УК РСФСР 1922 г. наказание и другие меры социальной защиты применялись в целях: а) общего предупреждения новых нарушений как со стороны нару б) приспособления нарушителя к условиям общежития путем ис в) лишения преступника возможности совершения дальнейших пре Таким образом, впервые в уголовно-правовой истории России на законодательном уровне были определены цели уголовного наказания. Это, безусловно, был серьезный шаг вперед. При определении меры наказания предписывалось учитывать прежде всего степень общественной опасности и характер преступника и только после этого - характер и степень общественной опасности совершенного им преступления. Для установления этого «изучается обстановка совершения преступления, выясняется личность преступника, поскольку таковая выявилась в учиненном им преступлении и его мотивах и поскольку возможно уяснить ее на основании его образа жизни и прошлого» (ст. 24). В этой связи еще на стадии обсуждения проекта Уголовного кодекса Д.И. Курский писал: «Для нас преступник - это человек, который опасен в данное время, которого нужно или изолировать, или попытаться исправить, но которому ни в коем случае не надо мстить»16. Согласно ст. 32 УК РСФСР лишение свободы могло назначаться со строгой изоляцией или без таковой. Сроки лишения свободы составляли от 6 месяцев до 10 лет (ст. 34). Определялись следующие места лишения свободы: исправительно-трудовой дом, трудовая колония (сельскохозяйственная или ремесленная), переходной исправительный дом. Вид учреждения устанавливался в зависимости от мер исправительного воздействия, которые являлись необходимыми для исправления 99
Уголовно-исполнительное право преступника. Лишение свободы обязательно соединялось с работами, которые по возможности должны были учитывать специальные знания или склонности заключенного (ст. 34). В Общую часть Кодекса был включен также раздел V («Порядок отбывания наказания»), где устанавливалось, что надзор и руководство по исполнению приговора к лишению свободы и принудительным работам возлагались на Центральный исправительно-трудовой отдел НКЮ и его органы на местах, осуществлявшие свое руководство через губернские распределительные комиссии, наблюдательные комиссии при отдельных исправительно-трудовых учреждениях (ИТУ) и бюро принудительных работ через отделы труда (ст. 51). (В более поздних уголовно-правовых актах подобных уголовно-исполнительных норм нет, ибо они впоследствии выделились в самостоятельные правовые акты.) К отбывающим наказание в виде лишения свободы в случае, если они «обнаружат исправление», могло применяться условно-досрочное освобождение (ст. 52-55). Еще одной нормой V раздела предусматривалась возможность продления срока содержания в ИТУ несовершеннолетних, «не обнаруживших достаточного исправления к концу отбытия срока». Такое решение принимал суд по представлению распределительной комиссии, причем дополнительный срок (до исправления) не мог превышать половины первоначально определенного судом срока наказания (ст. 56). Лестница наказаний в Кодексе значительно сокращена и состоит из 11 видов (включая расстрел). Согласно ст. 46 предусмотрены меры социальной защиты, заменяющие наказание или иное воздействие (помещение в учреждение для умственно отсталых или морально дефективных, принудительное лечение, воспрещение занимать ту или иную должность, удаление из определенной местности и др.). Меры социальной защиты применяются в целях: а) предупреждения новых преступлений со стороны лиц, совершивших их; б) воздействия на других неустойчивых членов общества; в) приспособления совершивших преступные деяния к условиям общежития государства трудящихся. Эти меры не могут иметь целью причинение физического страдания или унижение человеческого достоинства и задачи возмездия и кары не ставят. В соответствии со ст. 20 Кодекса устанавливалась довольно обширная лестница мер социальной защиты судебно-исправительного характера (всего 14), среди которых были лишение свободы со строгой изоляцией (п. «б»), лишение свободы без строгой изоляции (п. «в»). Расстрел (ст. 21) впервые был назван исключительной мерой охраны государства. Регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы осуществлялось в соответствии с утверж- 100 Глава 3. История развития пенитенциарного... права в России денным НКЮ в ноябре 1920 г. Положением об общих местах заключения РСФСР17. Это было обусловлено «настоятельной необходимостью детализировать и упорядочить правовое регулирование отношений в сфере исполнения наказаний, связанных с лишением свободы». Положение представляло собой систематизированный правовой акт типа кодекса, состоящий из пяти разделов и более двухсот параграфов, а также приложений; оно не распространялось на лагеря принудительных работ, подведомственные НКВД. Этот правовой акт регулировал условия содержания лиц, находящихся под следствием, осужденных к лишению свободы; функциональные обязанности должностных лиц и их ответственность, распорядок дня заключенных, организацию питания, порядок и условия трудового использования, меры дисциплинарного воздействия и т. д. Предписывалось в обязательном порядке размещать вновь прибывших осужденных в карантинных помещениях, где они должны были подвергаться всестороннему изучению. Также предусматривалось разделение заключенных на три категории: 1) осужденные за преступления, не имеющие корыстного характера; 2) осужденные за преступления корыстного характера; 3) рецидивисты двух первых категорий. Первоначально все поступавшие в места заключения преступники определялись в разряд испытуемых, при этом в случае необходимости они могли помещаться в одиночные камеры. Сроки нахождения в этом разряде были следующими: для лиц третьей категории - в течение половины срока наказания, второй - в течение одной трети, первой -в течение одной четверти, но не менее трех месяцев. Распределительная комиссия в особых случаях могла сократить срок пребывания в разряде испытуемых. В дальнейшем заключенные должны были переводиться либо в штрафной разряд, если «не обнаруживали исправления», где подвергались «особо строгому режиму», либо в разряд исправляющихся. Кроме того, предусматривался образцовый разряд, куда могли переводиться за отличное поведение заключенные, осужденные к лишению свободы на срок не менее трех лет и отбывшие в разряде исправляющихся не менее шести месяцев. Заключенные, дурно влияющие на других или подозреваемые в стремлении к побегу, помещались в одиночные камеры под особым наблюдением. Для каждого разряда предусматривались соответствующие условия содержания. Однако все категории, за исключением образцового разряда, содержались в запираемых помещениях. Для заключенных образцового разряда должны были выделяться особые отделения, где они в течение дня могли пользоваться свободой передвижения. Различия в условиях содержания выражались в числе свиданий, посылок (передач), отправляемых 101
Уголовно-исполнительное право писем и размере зарплаты, которой осужденные могли распоряжаться по своему усмотрению. Но даже в штрафном разряде осужденные могли раз в месяц иметь свидания. При определенных условиях заключенным могли быть предоставлены отпуска (в образцовом разряде - два раза в год по 7 дней каждый). Предусматривалось также досрочное освобождение. Все осужденные обязаны были трудиться, поскольку «труд обязателен для каждого гражданина РСФСР». Представляют интерес и дисциплинарные меры, применявшиеся к заключенным. Согласно § 183 они были следующими: выговор наедине или в присутствии других заключенных; офаничение или лишение права пользования библиотекой; ограничение или лишение права переписки; офаничение или лишение права свиданий; офаничение или лишение права выписки или передачи; перевод на уменьшенный продовольственный паек (применялся за отказ от работы); карцер на срок до 14 суток с выдачей горячей пищи и выводом на прогулку через два дня на третий; перевод в низший разряд; продление срока заключения. Многие из указанных выше и других норм этого правового акта повторяли положения Временной инструкции «О лишении свободы, как мере наказания, и о порядке отбывания такового», а также Устава трудовых земледельческих колоний для лишенных свободы. Многие нормы Временной инструкции были заимствованы из нормативных актов, регулировавших исполнение наказания в виде лишения свободы до 1917 г. Все это еще раз подтверждает объективную преемственность многих законодательных положений в России. В литературе 1930-х годов данное обстоятельство (заимствование норм «царской тюремной системы и буржуазного тюрьмоведения») расценивалось как недостаток; указывалось также на неполную «классовую» проработанность данного документа18. В последующем в Советской России был принят еще ряд уголовно-исполнительных актов, регулирующих различные стороны исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы (Декрет СНК от 21 марта 1921 г. «О лишении свободы и о порядке условно-досрочного освобождения заключенных», Декрет СНК от 28 октября 1921 г. «Об использовании труда заключенных в местах лишения свободы РСФСР», Декрет СНК от 4 ноября 1921 г. «Об амнистии», Декрет ВЦИК от 2 ноября 1922 г. «Об амнистии к пятой годовщине Октябрьской революции», Постановление НКВД от 3 ноября 1922 г. «Об утверждении Временного положения о Главном управлении местами заключения НКВД РСФСР и его местных органах», Декрет ВЦИК от 5 марта 1923 г. «Об условно-досрочном освобождении заключенных женщин 102 Глава 3. История развития пенитенциарного... права в России ко дню празднования Интернационального дня работницы» и др.), которые были учтены при разработке и принятии на сессии ВЦИК 16 октября 1924 г. Исправительно-трудового кодекса РСФСР. § 2. Характеристика и общие положения Исправительно-трудового кодекса РСФСР 1924 г. ИТК РСФСР 1924 г. представляет собой кодифицированный законодательный акт, регулирующий порядок и условия исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы и принудительных работ без содержания под стражей, деятельность всех мест лишения свободы. Проект Исправительно-трудового кодекса широко обсуждался не только специалистами, но и практическими работниками и многими заинтересованными ведомствами: на Всероссийском съезде работников пенитенциарного дела, V Всероссийском съезде деятелей советской юстиции, Народным комиссариатом РКИ, Наркомюстом, Наркомпросом, Наркомздравом, Наркомтруда, Реввоенсоветом республики, в Малом и Большом совнаркомах. Работа над проектом ИТК РСФСР, первоначально имевшим название «Пенитенциарный устав», началась еще в 1922 г. В состав комиссии по разработке законопроекта входили работники Главного управления местами заключения РСФСР (ГУМЗ) СИ. Бродовский, М.И. Бурлаченко, Л.Я. Корнблитт, В.Р. Якубсон, консультант-тюрьмовед СВ. Познышев и другие. Возглавлял комиссию начальник ГУМЗ Е.Г. Ширвиндт. На завершающей стадии доработку проекта Кодекса производила комиссия Малого Совнаркома, в работе которой участвовали Платонов-Лисицин, Яхонтов, Ширвиндт, представители заинтересованных ведомств: Спасокукоцкий (Нарком-здрав), Винников (Наркомтруда), Захаров (Главполитуправление), Абрамович (Наркомюст), Якубсон (ГУМЗ), Смоленский (РКИ).
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (617)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |