Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Пенсильванская, оборнская и прогрессивная системы отбывания наказания в виде лишения свободы 7 страница



2016-01-26 550 Обсуждений (0)
Пенсильванская, оборнская и прогрессивная системы отбывания наказания в виде лишения свободы 7 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Основные решения о расширении практики применения института лишения свободы все же принимались законодательным путем. Более того, они часто были реакцией, и в значительной степени небезоснова­тельной, на негативные социальные явления в обществе. В подтвержде­ние можно назвать, например, указы Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1947 г. «Об усилении охраны собственности граж­дан», от 4 января 1949 г. «Об усилении уголовной ответственности за изнасилования»32 и др. Очевидно, эти решения, предусматривающие достаточно длительные сроки лишения свободы, поддерживались боль­шинством населения нашей страны.

Таким образом, сложившаяся к началу 1950-х годов и включив­шая в свою орбиту миллионы советских граждан исправительно-тру­довая система, основным видом уголовно-исполнительного учрежде­ния в которой стал исправительно-трудовой лагерь (колония), была сформирована не узковедомственными интересами НКВД, а каратель­ной политикой государства того периода. Объективности ради следует сказать вот о чем. Во-первых, в ИТУ рассматриваемого периода велась определенная воспитательная работа с заключенными, развертывалось социалистическое (трудовое) соревнование, развивалась художествен­ная самодеятельность, организовывались литературные конкурсы, про­водились политические занятия; хотя, как отмечает М.Г. Детков, эти аспекты были обычно второстепенными, особенно в военное время, несмотря на грозные ведомственные приказы, предписывающие уси­лить данную работу в ИТУ33. Во-вторых, развитие именно лагеря (ко­лонии) как основного вида государственного учреждения, исполняю­щего наказание в виде лишения свободы, объективно соответствовало социально-экономическим, атакже природно-территориальным и дру­гим особенностям нашей страны.

Итак, к концу 1950-х годов институт наказания в виде лишения сво­боды приобрел весьма характерные черты, проявившиеся прежде всего в формировании основного вида исправительно-трудового учреждения. Исправительно-трудовая система оказалась закрытой для общества, а порядок и условия содержания лишенных свободы регулировались под­законными (ведомственными) нормативными актами.


 


114


115


Уголовно-исполнительное право

§ 5. Советское исправительно-трудовое законодательство и система в период с 1950 по 1980 год

После смерти Сталина в общественно-политической жизни нашего общества, в том числе в правовой сфере, произошли существенные изме-1 нения, направленные на преодоление последствий культа личности," укрепление законности. Разумеется, это отразилось и на исправитель­но-трудовой системе, хотя ее материально-техническая база и органи* зационно-штатная структура практически не изменились. Деятельность ИТУ по-прежнему была направлена не только на исполнение кары, но и на использование труда заключенных в государственных интересах.

Таким образом, основа исполнения наказания в виде лишения сво­боды была сохранена. Некоторым изменениям подверглась лишь поли­тико-идеологическая и правовая надстройка этой системы. В частности, были проведены крупномасштабные амнистии 1953 и 1957 гг., многие были освобождены по реабилитации. Новые правовые акты, касающие­ся наказания в виде лишения свободы, сняли ряд ограничений, явно противоречащих конституционным принципам в части прав и свобод гражданина, несколько были смягчены условия содержания заключен­ных в ИТУ, ставших более открытыми для общества, что было результа­том наступления так называемой политической оттепели, впрочем, до­вольно быстро закончившейся. Наиболее значительным бьио то обсто­ятельство, что назначение наказания в виде лишения свободы постепенно вновь стало регулироваться на законодательном уровне.

Указами Президиума Верховного Совета СССР «О порядке досроч­ного освобождения от наказания осужденных за преступления, совер­шенные в возрасте до 18 лет» от 24 апреля 1954 г. и «О введении услов­но-досрочного освобождения из мест заключения» от 14 июля того же года был восстановлен отмененный приказом НКВД институт досроч­ного освобождения заключенных. В соответствии с циркулярами и при­казами МВД СССР от 10 июля, 20 августа и 13 сентября 1954 г. в ИТУ предписывалось организовывать книжную торговлю, издавать свои пе­риодические издания (уже в 1954 г. для заключенных выпускали 57 га­зет общим тиражом 105 тыс. экземпляров), вести работу по созданию самодеятельных организаций заключенных.

7 июля 1954 г. приказом по МВД СССР вводится в действие Поло­жение об исправительно-трудовых лагерях и колониях МВД СССР, одобренное Советом Министров (СМ) СССР. Основными задачами ис­правительно-трудовых учреждений признавались следующие: создание условий, исключающих возможность совершения осужденными пре­ступлений, исправление и перевоспитание заключенных на основе при-

116


Глава 3. История развития пенитенциарного... права в России

общения их к общественно полезному труду. В октябре 1954 г. МВД СССР издает специальную инструкцию, регламентирующую режим со­держания заключенных в местах лишения свободы.

В мае 1955 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР было утверждено Положение о прокурорском надзоре, где появилась специ­альная глава о надзоре за соблюдением законности в местах лишения свободы, что позволило значительно сузить возможности ведомственно­го произвола.

Указанные партийные документы и ведомственные правовые акты положили начало процессу восстановления законности и расширения гласности в деятельности исправительно-трудовых учреждений.

Дополнительным и существенным толчком к нормативным преоб­разованиям института лишения свободы стало проведение в июне 1956 г. XX съезда КПСС. Уже в октябре 1956 г. выходит совместное постанов­ление ЦК КПСС и СМ СССР, где были определены перспективы даль­нейшего развития исправительно-трудовой системы. В частности, было намечено произвести некоторую децентрализацию в руководстве ИТУ (как и в целом органов внутренних дел). До этого ИТУ подчинялись строго по вертикали ГУЛАГу, но теперь согласно постановлению они становились структурной частью местных органов управления.

Предстояло ликвидировать ИТЛ (как вид ИТУ) и одновременно максимально расширить сеть исправительно-трудовых колоний, при­нять меры к созданию в них собственной производственной базы, ши­роко привлекать общественность для реализации исправительно-трудо­вой политики. Устанавливался принцип отбывания наказания, как пра­вило, по месту осуждения или жительства осужденного. Местным исполкомам вменялось в обязанность заниматься трудовым и бытовым устройством освобожденных из ИТУ. Воссоздавались наблюдательные комиссии, что законодательно подтвердилось сначала постановлением СМ РСФСР, апозже, в 1965 г., Указом Президиума Верховного Совета РСФСР.

Главной задачей ИТУ провозглашались исправление и перевоспита­ние осужденных на основе их подготовки к общественно полезной тру­довой деятельности. Для организации воспитательной работы с осуж­денными в местах лишения свободы вводились политаппараты вместо существовавших долгое время культурно-воспитательных частей (это по­ложение было реализовано в 1957 г. в форме организации отрядной си­стемы). В определенной степени решался и кадровый вопрос: для рабо­ты в исправительно-трудовую систему было решено направлять лиц из партийно-советских органов, а также выпускников высших и средних специальных учебных заведений.

117


Уголовно-исполнительное право

В декабре 1958 г. СМ СССР было утверждено Положение об испра­вительно-трудовых колониях и тюрьмах, которое, однако, действовала недолго, поскольку после принятия Основ нового уголовного законо-i дательства в республиках стали разрабатываться свои нормативные акты! Уголовный кодекс 1960 г. по сравнению с Кодексом 1926 г. претер­пел принципиальные изменения, в том числе в регулировании институн та наказания в виде лишения свободы. Прежде всего это касается общих концептуальных положений. Основными факторами, определяющими вид и размер наказания, считались характер и степень общественной опасности совершенного преступления (ст. 37), что, собственно, и было руководством к действию для судов уже с 1930-х годов, несмотря на формально действовавшие и предполагавшие несколько иной подход нормы Общей части УК РСФСР 1926 г. Об этом свидетельствует, в част­ности, формулировка целей наказания (ст. 20 УК РСФСР 1960 г.), прак­тически дословно воспроизведенная из Закона «О судоустройстве Со­юза ССР, союзных и автономных республик» 1938 г., где в ст. 3 говори­лось: «Советский суд, применяя меры уголовного наказания, не только карает преступника, но также имеет своей целью исправление и пере­воспитание преступников»34. Новый уголовный закон исключил воз­можность наказания, в том числе в виде лишения свободы, на основании так называемого опасного состояния.

Лишение свободы по-прежнему предусматривалось за большинство составов преступлений, однако максимальный срок был снижен с 25 до 15 лет. Несмотря на то что перечень видов наказания в новом уголовном законе был, как и прежде, весьма обширным, лишение свободы преду­сматривалось лишь одним - одноименным - видом наказания. Пле­нум Верховного Суда СССР своим постановлением от 19 июня 1959 г. рекомендовал чаще применять условное осуждение, и число содержа­щихся в местах лишения свободы на некоторое время уменьшилось. Вместе с тем количество приговоренных к лишению свободы в дальней­шей практике судов оставалось достаточно большим (так, в 1970-е годы оно составляло 55-64%35 от общего числа осужденных).

Еще одна отличительная особенность УК РСФСР 1960 г. состоит в увеличении числа санкций, предусматривающих лишение свободы, с 51,8до 55,2 (по сравнению с УК РСФСР 1926 г.) и уменьшении числа санкций, предусматривающих смертную казнь, с 9,4 до 5,5, а также в значительном увеличении числа санкций, которые сочетали лишение свободы с другими (как правило, более мягкими) видами наказания.

Что касается исполнения наказания в виде лишения свободы, то в апреле 1961 г. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР о деятельности ИТУ было обнародовано и Указом Президиума Верховного Совета

118


Глава 3. История развития пенитенциарного... права в России

РСФСР в том же году утверждено Типовое положение об исправитель­но-трудовых колониях и тюрьмах. Его нормы, регулирующие порядок и условия лишения свободы, содержались в еще не отмененном ИТК РСФСР 1933 г.

И.В. ШмаровиМ.П. Мелентьев обращали особое внимание на уста­новление в этот период судебного порядка распределения осужденных по видам ИТУ36 (ранее это было прерогативой органов НКВД, что так­же создавало условия для произвола). В 1963 г. появились колонии-поселения, куда должны были переводиться осужденные к лишению свободы, твердо ставшие на путь исправления, а в 1964 г. - институт условного освобождения из мест лишения свободы с обязательным при­влечением к труду на стройках народного хозяйства.

Следует отметить, что ничего принципиально нового данные нормы не вносили. В одних случаях (акцент на трудовое воспитание, введение элементов прогрессивной системы отбывания наказания, постановка цели исправления и перевоспитания осужденных) были реанимирова­ны соответствующие положения исправительно-трудового законодатель­ства 1920-1930-х годов, в других (определение исправительно-трудо­вой колонии как основного вида учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, разделение колоний по режиму, введение по­литзанятий с осужденными, создание собственных предприятий и др.) -отражалось фактически сложившееся положение дел в исправительно-трудовой системе, а также повторены нормы, принятые в 1953-1958 гг. Новыми были определенное нормативное упорядочивание целей, задач и условий реализации наказания в виде лишения свободы, несколько иная расстановка акцентов в свете изменившейся общественно-полити­ческой обстановки в стране. Все это в систематизированном виде, на уровне закона, было закреплено сначала в Основах исправительно-тру­дового законодательства Союза ССР и союзных республик37, а затем в Исправительно-трудовом кодексе РСФСР 1970 г.38

§ 6. Закрепление системы исправительно-трудовыхучреждений в Исправительно-трудовом кодексе 1970 г.

В новом Исправительно-трудовом кодексе были отражены сложив­шиеся к концу 1960-х годов общественные отношения в сфере испол­нения уголовного наказания в виде лишения свободы. Это свидетель­ствует о его двух важных особенностях. Во-первых (и это, пожалуй, глав­ное), принятый исправительно-трудовой закон оказался реализуемым практически по всем нормам, то есть в нем нашла отражение сформули-

119


Уголовно-исполнительное право

рованная к тому времени модель развития исправительно-трудовой сфе­ры. Во-вторых, разработке и принятию исправительно-трудового зако­нодательства не предшествовали всесторонние дискуссии в ученых крут гах, где, собственно, и формируются законодательные концепции и со7 ставляются проекты соответствующих законов. Это объясняется тем, что в течение длительного периода (в 1930-1950-е годы) в силу закрыто­сти исправительно-трудовой системы серьезные и объективные науч­ные исследования не проводились, а прежние наработки уже не соответ­ствовали социально-экономическим реалиям.

Однако нельзя сказать, что в разработке ИТК РСФСР 1970 г. уче­ные не участвовали вообще. Со второй половины 1950-х годов в ряде учебных заведений (сначала в Высшей школе МВД СССР) было вос­становлено преподавание курса исправительно-трудового права. Пени­тенциарные проблемы стали предметом исследований таких известных ученых, как НА. Стручков, НА. Беляев, В.П. Артамонов, А.Е. Ната-шев, И А Сперанский, И.В. Шмаров, М.Д. Шаргородский, Л.Г. Крах-мальник и другие. В 1957 г. был выпущен учебник по исправительно-трудовому праву (авторы Е.Г. Ширвиндти Б.С. Утевский), Высшей шко­лой МВД СССР изданы материалы теоретической конференции по вопросам советского исправительно-трудового права.

ИТК РСФСР 1970 г. включал в себя Общую и Особенную части, где наиболее обширным являлся раздел о порядке и условиях исполне­ния наказания в виде лишения свободы.

В ст. 1 ИТК указывалась задача Кодекса, состоявшая в обеспечении исполнения уголовного наказания, с тем чтобы оно не только являлось карой за совершенное преступление, но и исправляло и перевоспитыва­ло осужденных в духе честного отношения к труду, точного исполнения законов и уважения к правилам социалистического общежития, пре­дупреждало совершение новых преступлений как осужденными, так и иными лицами, а также способствовало искоренению преступности. В ст, 37 ИТК была указана и главная задача ИТУ - исправление и пере­воспитание осужденных. Но, указав основную задачу ИТУ, закон не говорил прямо об иных задачах, хотя они и были изложены в других нормах Кодекса. Например, в ст. 22 условиями выполнения требований режима в местах лишения свободы назывались обязательная изоляция и постоянный надзор за осужденными, чтобы исключить возможность со­вершения ими новых преступлений. (Полный перечень задач ИТУ был определен в 1993 г. в Законе РФ «Об учреждениях и органах, исполня­ющих уголовные наказания в виде лишения свободы».)

К безусловным достоинствам ИТК РСФСР 1970 г. следует отнести включение в него норм о гарантиях законности в деятельности ИТУ.

120


Глава 3. История развития пенитенциарного... права в России

Соответствующие нормативные положения находились в разных разде­лах Кодекса, но в совокупности создавали достаточно прочные по тем временам правовые гарантии осужденным. Так, в ст. 4 указывалось, что основанием отбывания наказания и применения к осужденному мер исправительно-трудового воздействия является только приговор суда, вступивший в законную силу. Согласно ст. 10 вся деятельность ИТУ основывалась на строгом соблюдении законов; должностные лица несли ответственность за обеспечение законности в своей деятельности.

В ст. 11 регулировались вопросы осуществления прокурорского над­зора «заточным соблюдением законов при исполнении приговоров». Осуществляя от имени государства высший надзор, прокурор был обя­зан своевременно принимать меры к предупреждению и устранению вся­ких нарушений, от кого бы эти нарушения ни исходили, и привлекать виновных к ответственности. Предписания прокурора являлись обяза­тельными для руководства ИТУ.

Среди других норм Исправительно-трудового кодекса, направлен­ных на усиление законности в ИТУ, можно назвать установление срока и порядка направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания (ст. 14), внутреннего распорядка в ИТУ (ст. 23), регламента­цию права подачи жалоб (ст. 36), условий труда осужденных (ст. 38), их материально-бытового обеспечения (ст. 56) и т. д. Особо следует подчер­кнуть включение законодательных положений об оказании лишенным свободы юридической помощи, в том числе предоставлении возможно­сти встречаться с адвокатами - наедине и без ограничений (ст. 27).

Впервые на законодательном уровне в сфере исполнения наказа­ния в виде лишения свободы было закреплено равенство всех граждан. И хотя оно не было сформулировано как отдельный принцип (он запи­сан в ст. 8 УИК РФ 1997 г.), однако следовало из ст. 8 ИТК РСФСР о правовом положении осужденных, где указывалось, что они «несут обя­занности и пользуются правами, установленными для граждан СССР, с ограничениями, предусмотренными для осужденных, а также вытекаю­щими из приговоров суда и режима, установленного Основами испра­вительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик и настоящим Кодексом для отбывания наказания данного вида»39. Это законодательное положение принципиально важное, ибо теперь госу­дарство подчеркивало, что не выбрасывает осужденного из жизни обще­ства. Рассматриваемая норма, наряду с другими, усиливала гарантии прав и свобод осужденных, создавая для этого исходную юридическую базу.

ИТК РСФСР 1970 г. закрепил фактически сложившуюся структуру ИТУ. В ст. 12 указывались учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы: исправительно-трудовые колонии, тюрьмы и воспи-

121


Уголовно-исполнительное право

тательно-трудовые колонии; подчеркивалось также, что исправительно-трудовые колонии являются основным видом ИТУ для содержания осуж-денных к лишению свободы, достигших совершеннолетия. Внутреннее устройство и оборудование ИТУ Кодексом не определялись; эти вопро­сы регламентировались Правилами внутреннего распорядка ИТУ (в ре­дакции 1977 г.).

Данный документ заслуживает особого внимания. По объему он почти такой же, как Кодекс. В соответствии со ст. 23 ИТК РСФСР Пра­вила регулировали следующие вопросы: порядок приема осужденных в ИТУ, правила поведения осужденных во время работы и отдыха, пере­чень работ и должностей, на которых запрещается использование осуж­денных, перечень и количество предметов и вещей, которые они могли иметь при себе, порядок изъятия предметов, запрещенных к использо­ванию, порядок производства проверок, свиданий, приема и вручения осужденным посылок, передач, бандеролей и корреспонденции, а так­же перечень и количество продуктов питания и предметов первой необ­ходимости, разрешенных к продаже осужденным. Кроме того, Правила дополнительно регламентировали вопросы оборудования ИТУ, орга­низации политико-воспитательной работы с осужденными и их обуче­ния, меры обеспечения изоляции осужденных, меры безопасности, по­рядок применения мер поощрения и взыскания и др.

Некоторые положения Правил текстуально дублируют ИТК (напри­мер, о привлечении осужденных к труду, применении оружия), что объясняется, очевидно, несовершенством правотворческой деятельнос­ти. Однако более серьезные недостатки связаны с тем, что правилами (а не законом) регламентировались некоторые ограничения прав осужден­ных, имеющих важное значение для каждого человека, и прежде всего в местах лишения свободы. В их числе ограничение права наличную не­прикосновенность путем применения к осужденным наручников (§ 47), смирительной рубашки (§ 48) и оружия (§ 49).

Правилами внутреннего распорядка ИТУ устанавливался лимит на­полнения ИТУ: для колоний общего режима - 1600 человек, усилен­ного режима - 1400, строгого режима - 1200, особого режима - 600, колоний-поселений - 700, колоний-поселений для лиц, совершив­ших преступления по неосторожности, - 2000 человек. В дальнейшем наблюдалось укрепление колоний, что было связано с расширением производственной деятельности в рамках исправительно-трудовой сис­темы40 , и уже в 1986 г. цифры эти значительно возросли.

В ИТК РСФСР 1970 г. были включены нормы, которые явно расхо­дились с провозглашенной в нем концепцией об исправлении и пере­воспитании осужденных как главной задачи ИТУ. Так, явно каратель-

122


Глава 3. История развития пенитенциарного... права в России

ный характер носит положение о том, что лица, содержащиеся в колони­ях особого режима, привлекаются, как правило, к тяжелым работам (ст. 37). Противоречили педагогическим целям и такие меры взыска­ния, как лишение осужденного свидания (ст. 53), ограничение пере­писки осужденных (ст. 30, 62-65, 70, 75, 76) и некоторые другие.

Таким образом, ИТК РСФСР 1970 г. восстановил законодательное регулирование порядка и условий исполнения наказания в виде лише­ния свободы, закрепил существующую систему исправительно-трудо­вых учреждений, сделал ее более открытой для общества, усилил госу­дарственный и общественный контроль за соблюдением законности в их деятельности, в определенной мере укрепил гарантии прав, свобод и законных интересов осужденных. Был сделан значительный шаг вперед по сравнению с предшествовавшим периодом, когда деятельность ИТУ регламентировалась в основном ведомственными нормативными акта­ми. Существенным достоинством этого закона стало его максимальное приближение к действительности, а также более совершенная система­тизация норм. Главной задачей деятельности ИТУ стало исправление и перевоспитание осужденных.

С принятием ИТК РСФСР 1970 г. расширилось применение не толь­ко наказания в виде лишения свободы, но и других видов уголовных наказаний: исправительно-трудовых работ, штрафа, лишения права за­нимать определенные должности и заниматься определенной деятель­ностью, условного осуждения, в том числе с обязательным привлечени­ем к труду. Но Кодекс регулировал только исполнение наказаний в виде лишения свободы, исправительно-трудовых работ, ссылки, высылки и позже - условного осуждения и условного освобождения с обязатель­ным привлечением к труду.

Исполнение иных видов уголовных наказаний, не связанных с изо­ляцией от общества, наказаний в отношении военнослужащих регули­ровалось подзаконными нормативными актами, а исполнение наказа­ния в виде смертной казни - специальным секретным приказом МВД СССР.

§ 7. Развитие уголовно-исполнительного права и законодательства в период реформ (1985—1996)

Дальнейшее развитие института уголовных наказаний происходило довольно противоречиво. Период до середины 1980-х годов характери­зовался определенной стабильностью. Уголовное законодательство ос­тавалось практически неизменным. Являясь наиболее распространен-

123


Уголовно-исполнительное право

ным видом наказания, лишение свободы применялось примерно к 40-42% осуждаемых преступников (в 1984 г. - к 49%, в 1987 - к 34%)4'.

Исправительно-трудовые учреждения постепенно увеличивали объем промышленного производства и укрупнялись. С одной стороны, это зат­рудняло управление большой массой осужденных в отдельном ИТУ (что и послужило главной причиной разделения ИТУ на локальные участки), с другой стороны, получая прибыль как хозяйствующие субъекты, ИТУ могли расширять, обновлять и укреплять свою материально-техничес­кую базу. Бытовые условия мест отбывания наказания улучшались, и это выгодно отличало рассматриваемый период как от предшествующих, так и от последующих лет. В исправительно-трудовом законодательстве по­явился ряд норм, расширявших права осужденных. Например, в 1977 г.в Кодекс была введена ст. 26 (1), предусматривавшая возможность крат­косрочного выезда за пределы учреждения (до этого осужденные ни при каких личных обстоятельствах не могли покидать пределы ИТУ).

В отношении лиц, отбывающих наказание в колониях особого ре­жима, была отменена норма о привлечении их, как правило, к тяжелым работам; такое решение было педагогически оправданно и практичес­ки необходимо, поскольку было весьма затруднительно использовать особо опасных рецидивистов на тяжелых работах в силу режимных осо­бенностей ИТУ, и они фактически занимались сравнительно легкой физической работой. Заметим, что ранее, в Положении об исправитель­но-трудовых колониях и тюрьмах 1961г., речь шла не просто о тяжелых работах, а о физически тяжелых.

Изменения, внесенные в исправительно-трудовое законодательство, в основном связывались с производственной деятельностью, материально-бытовыми условиями и воспитательной работой. В то же время правовое положение осужденных с 1970 г. мало изменилось, к началу 1980-х го­дов разрыв стал весьма внушительным и оказывал все усиливающееся отрицательное влияние на морально-психологический климат среди осужденных и состояние правопорядка в ИТУ42.

К началу 1980-х годов все ИТУ были разделены на изолированные участки, и осужденные большую часть времени в период отбывания на­казания проводили в «обычном жилом помещении» и на огороженном возле него пятачке. Выход из локальных участков ограничивался и мог осуществляться только строем. Осужденные были обязаны носить одеж­ду единого образца и быть подстрижены наголо. В порядке дисципли­нарных взысканий их могли лишать свидания с родственниками, права приобретения продуктов питания и предметов первой необходимости и др. У осужденных изымалась половина заработка, им не выплачивалась трудовая пенсия, время работы в период отбывания наказания в виде


Глава 3. История развития пенитенциарного... права в России

лишения свободы не включалось в трудовой стаж. Они могли смотреть телепередачи с разрешения начальства не более 2 часов вдень, телевизо­ры предписывалось включать и выключать с единого пульта. Запреща­лось пользоваться транзисторными приемниками, магнитофонами, иметь наручные часы. К тому же многие нормативные предписания, опреде­ляющие правовой статус осужденных, имели секретный или ограни­ченный характер, что затрудняло их исполнение и контроль, а также противоречило международным нормам.

Есть основания полагать, что указанные ограничения правового ста­туса осужденных к лишению свободы были одними из самых жестких в истории законодательного регулирования отечественной пенитенциарии. В прошлом, например, даже осужденные к каторжным работам имели возможность довольно активно общаться со свободным населением, пе­ремещаться внутри острога, а в отряде исправляющихся - выходить за его пределы. Даже в суровые годы ГУЛАГа, если иметь в виду чисто ре­жимные ограничения, заключенные не были столь стесненными в свобо­де передвижения, выборе одежды, прически и в другом. На повышенную суровость ИТК РСФСР 1970 г. по сравнению с предшествовавшими уго­ловно-исполнительными документами, а также на усиление в целом же­сткости наказаний обращалось внимание в литературе43.

При таком положении ни определенное улучшение бытовых усло­вий, ни усиление политико-воспитательной работы, которая приобре­тала все более назойливые формы, не могли полноценно обеспечить ре­ализацию концепции исправления и перевоспитания осужденных, по­скольку их «застывший» правовой статус заметно отстал от развития общества в целом, а также во многом не соответствовал общечеловечес­кой морали. В довершение этого 5 апреля 1985 г. был принят У .л Пре­зидиума Верховного Совета РСФСР, ограничивавший применение ус­ловно-досрочного освобождения.

В результате накопившиеся недовольство и раздражение осужден­ных, сдерживаемые администрацией ИТУ с помощью режимных мер, выплеснулись на рубеже 1990-х годов, когда наступила эпоха гласнос­ти. Таким образом, прошедшая тогда волна массовых неповиновений, беспорядков, захватов заложников не возникла вдруг, а стала следстви­ем непоследовательной пенитенциарной политики.

В эти же годы под влиянием общественно-политических преобразо­ваний в нашей стране и под давлением правозащитньк организаций суды резко сократили применение наказания в виде лишения свободы. Та­кая судебная практика привела к заметному сокращению численности осужденных, направляемых в места лишения свободы. Это было вос­принято государственными органами управления, прежде всего МВД

125



Уголовно-исполнительное право

СССР, как закономерное и необратимое явление и привело к ликвида­ции «лишних» ИТУ, которая усугубила положение исправительно-тру­довой (уголовно-исполнительной) системы уже в начале 1990-х годов, когда численность осужденных стала расти.

Следует особо отметить такую форму лишения свободы, как наказа­ние в виде направления в воспитательно-трудовой профилакторий (ВТП), введенное Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 октября 1982 г. В этих учреждениях содержались лица, занимающи­еся бродяжничеством, попрошайничеством, ведущие иной паразитичес­кий образ жизни; они осуждались в соответствии со ст. 341 и 209 УК РСФСР 1960 г. Данная мера обусловливалась необходимостью соци­альной реабилитации указанных категорий лиц и, как нам представля­ется, была оправданной, так как проблема пьяниц и бродяг (бомжей) для России всегда актуальна. Однако под воздействием правозащитной волны, исходящей из западных стран, ВТП были упразднены, на наш взгляд ошибочно. Фактическим лишением свободы было и принуди­тельное лечение во введенных в 1974 г. лечебно-трудовых профилакто­риях (ЛТП)44, впоследствии ликвидированных по той же причине.



2016-01-26 550 Обсуждений (0)
Пенсильванская, оборнская и прогрессивная системы отбывания наказания в виде лишения свободы 7 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Пенсильванская, оборнская и прогрессивная системы отбывания наказания в виде лишения свободы 7 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (550)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)