Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями



2016-01-26 810 Обсуждений (0)
Конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 0.00 из 5.00 0 оценок




■•:■■■,■■.

Третий этап международного сотрудничества по пенитенциарным проблемам начался после создания Организации Объединенных На­ций (1947). Под эгидой ООН с 1955 г. по настоящее время проводится третья серия конгрессов по предупреждению преступности и обраще­нию с правонарушителями. Такие конгрессы созываются один раз в пять лет в виде специализированных конференций. Правовую основу их деятельности составляют резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, Экономического и Социального Совета. По рассматриваемым на кон­грессах проблемам вырабатываются итоговые документы (доклады, ре­золюции и другие решения), носящие рекомендательный характер. Однако они имеют исключительно важное значение для налаживания тесного сотрудничества стран в борьбе с преступностью и в обращении с правонарушителями, способствуя широкому обмену пенитенциар­ным опытом.

За истекший период проведено десять таких конгрессов, в работе которых принимали участие представители правительственных между­народных организаций, учреждений ООН, а также отдельные лица, яв­ляющиеся специалистами в этой области. Наша страна участвует в кон­грессах третьей серии с 1960 г.

I Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с преступниками состоялся в августе-сентябре 1955 г. в Женеве. В повест­ку дня были включены пять вопросов: Минимальные стандартные пра­вила обращения с заключенными; открытые исправительные учрежде­ния; пенитенциарный труд; набор, обучение и статус тюремного персо­нала; предупреждение преступности несовершеннолетних.

Историческое значение этого конгресса состоит в принятии Мини­мальных стандартных правил обращения с заключенными, которые и в

135


Уголовно-исполнительное право

настоящее время являются важнейшим международным документом, защищающим их права и интересы.

Принятию данного документа способствовала работа всех тюрем­ных конгрессов первой и второй серий. История создания международ­ных норм обращения с заключенными ведется с Лондонского конгрес­са (1872), на котором был принят документ под названием «Принципы пенитенциарной науки», явившийся первой попыткой описания меж­дународных правил обращения с заключенными. Упоминание о нем содержится в материалах девяти конгрессов, прошедших с 1872 по 1925 год. Этот период можно назвать первым, подготовительным перио­дом создания международных норм обращения с заключенными.

СIX Конгресса (Лондон, 1925) начинается второй период создания международных правил обращения с заключенными. На данном кон­грессе, а затем на заседании Международной уголовной и пенитенциар­ной комиссии рассматривалось предложение о необходимости издания единого документа, определявшего минимум прав лиц, лишенных сво­боды по решению судебных властей. В 1929 г. был выработан предва­рительный вариант такого документа, состоявшего из пятидесяти пяти правил, а в 1933 г. - окончательный вариант первого международного проекта Минимальных правил обращения с заключенными, одобрен­ного Лигой Наций в 1934 г.

Третий этап разработки международных правил обращения с заклю­ченными начинается с 1949 г., когда в Берне на заседании Междуна­родной уголовной и пенитенциарной комиссии было принято решение о разработке нового варианта правил с учетом изменившихся условий. К1951 г. такой вариантбыл подготовлен и передан в ООН. I Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с преступника­ми одной из резолюций принял Минимальные стандартные правила об­ращения с заключенными, одобренные Экономическим и Социальным Советом ООН в 1957 г.

По второму вопросу, обсуждавшемуся на конгрессе, была принята резолюция «Пенитенциарные и исправительные учреждения открытого типа». В ней указывались характерные признаки открытого учрежде­ния, давались рекомендации относительно порядка содержания осуж­денных в таких учреждениях и определения категорий лиц, которые могут быть в них направлены, подчеркивалась важность этих учрежде­ний для социальной реабилитации осужденных.

По вопросу о труде осужденных конгресс принял рекомендации, в которых говорится, что труд заключенных должен рассматриваться в ка­честве не дополнительного наказания, а средства исправления, предуп­реждения их праздности и распущенности.


Глава 4. История международного сотрудничества ...

В резолюции конгресса «Подбор и подготовка личного состава для пенитенциарных исправительных учреждений» освещались следующие вопросы: а) характер тюремной системы; б) статус тюремного персонала и условия службы; в) комплектование служебного персонала; г) про­фессиональная подготовка. Согласно резолюции сотрудники пенитен­циарных учреждений должны приравниваться к высокооплачиваемым государственным служащим, не испытывающим нужды в жилье и иных коммунальных благах. Их служба не может быть организована на прин­ципах военных уставов, однако с целью обеспечения субординации на них распространяется действие дисциплинарного устава. Тюремный пер­сонал должен комплектоваться специалистами из числа квалифициро­ванных психиатров, психологов, социальных работников, педагогов, ин­структоров труда Для повышения их профессионального уровня должны создаваться специальные учебные заведения, проводиться различные се­минары по обмену опытом и повышению квалификации.

II Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями проходил с 8 по 20 августа 1960 г. в Лондоне. На нем рассматривались следующие вопросы: 1) новые формы преступнос­ти несовершеннолетних, их происхождение, предупреждение и обра­щение с несовершеннолетними преступниками; 2) создание специаль­ных полицейских служб для предупреждения преступности среди не­совершеннолетних; 3) предупреждение преступлений, которые являются результатом социальных изменений и связаны с экономическим разви­тием менее развитых стран; 4) краткосрочное лишение свободы; 5) под­готовка заключенных к освобождению и постпенитенциарная помощь, а также помощь иждивенцам заключенных; 6) использование тюремно­го труда в рамках национального хозяйства, включая вопрос о возна­граждении заключенных.

Центральной темой данного конгресса была борьба с преступностью несовершеннолетних. Чисто пенитенциарные проблемы рассматрива­лись лишь одной секцией. На ее заседании был заслушан ряд докладов, в частности: «Подготовка заключенных к освобождению и постпени­тенциарная помощь, а также помощь иждивенцам заключенных». Ос­новная идея доклада заключалась в том, что подготовка заключенных к освобождению должна проводиться в последний период отбывания на­казания. Делегаты нашей страны отстаивали иную позицию, согласно которой подготовка к освобождению осуществляется в течение всего периода отбывания наказания с целью исправления осужденных. Акту­альной была и тема другого доклада: «Использование тюремного труда в рамках национального хозяйства, включая вопрос о вознаграждении заключенных за труд». Господствующей была точка зрения, согласно


 


136


137


Уголовно-исполнительное право

которой труд является средством исправления заключенных, а не нака­занием. Конгресс рекомендовал считать качество труда одним из факто­ров, влияющих на решение вопроса о досрочном освобождении заклю­ченных. В деле приобщения заключенных к труду рекомендовалось счи­тать обязательным их профессиональное обучение. Подчеркивалось, что школьное и профессиональное обучение должно строиться на общена­циональных программах и давать возможность заключенным после окон­чания обучения получать такие же документы, как в обычных учебных заведениях на свободе.

III Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями работал в Стокгольме с 9 по 18 августа 1965 г., в повестке дня значились вопросы: 1) социальные изменения и предуп­реждение преступности; 2) социальные факторы и предупреждение пре­ступности; 3) общественные превентивные мероприятия (подготовка и осуществление программ, касающихся медицинских, полицейских и социальных служб); 4) меры по предупреждению рецидива (вредные по­следствия предварительного заключения и неравенство в отправлении правосудия); 5) исправительный срок и другие меры вне исправитель­ных учреждений; 6) специальные превентивные и исправительные меры для молодежи.

Из повестки дня конгресса видно, что основное внимание его участ­ников было сосредоточено на рассмотрении вопросов уголовного права и криминологии. Тем не менее, обсуждая вопросы рецидива преступле­ний, конгресс так или иначе коснулся деятельности исправительных учреждений. В частности, отмечалось следующее:

а) если лишение свободы имеет целью защиту общества от преступ­
ных посягательств, то добиться этого можно лишь путем исправления
правонарушителей;

б) чисто карательный подход не может достигнуть данной цели;

в) на снижение рецидива влияют такие факторы, как подготовка осуж­
денных к освобождению, предоставление осужденным отпусков перед
освобождением, оказание помощи после освобождения (трудовое и бы­
товое устройство);

г) на осужденных негативно влияют факторы лишения свободы, по­
этому оно не приносит пользы ни преступнику, ни обществу;

д) необходимо чаще обращаться при назначении наказания к систе­
ме мер, исключающих лишение свободы, сохранив последнее для наи­
более опасных преступников;

е) к лицам, совершившим преступления впервые, следует стремиться
применять условное осуждение, осуждение с испытательным сроком,
штраф, труд вне места лишения свободы;

138


Глава 4. История международного сотрудничества...

ж) длительные сроки наказания (десять лет и более) не достигают
цели исправления;

з) в стенах пенитенциарного заведения существуют две противопо­
ложные социальные системы - администрация и заключенные. В связи
с тем что последняя определяется ценностями и нормами, имеющими
антисоциальный характер, она существенно влияет на зарождение пре­
ступности в стенах тюремных учреждений;

и) рецидивная преступность чаще зависит от работы не столько пени­тенциарного учреждения, сколько государственных органов вне этого учреждения.

При обсуждении вопроса о специальных и исправительных мерах для молодежи был высказан ряд рекомендаций. Например, в отноше­нии этой категории лиц должна как можно реже избираться мера пресе­чения в виде заключения под стражу, а в случае ее применения к несо­вершеннолетним их необходимо содержать отдельно от других катего­рий правонарушителей; в отношении несовершеннолетних и молодых преступников надо избегать применения традиционных форм тюрем­ного заключения. Таких лиц следует помещать в пенитенциарные заве­дения открытого типа, в которых уделяется серьезное внимание профес­сиональному обучению и подготовке к освобождению.

IV Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшийся в августе 1970 г. в Киото (Япо­ния), проходил под девизом «Развитие и преступность». На нем были рассмотрены следующие вопросы: 1) политика в области социальной защиты в отношении планирования развития; 2) участие общественнос­ти в предупреждении преступности и борьбе с ней, включая преступ­ность несовершеннолетних; 3) Минимальные стандартные правила об­ращения с заключенными в свете последних достижений в исправитель­ной практике; 4) организация научных исследований для разработки политики в области социальной защиты.

В основном этот конгресс носил криминологический характер. Од­нако вопрос о Минимальных стандартных правилах обращения с за­ключенными относился к сугубо пенитенциарной проблематике. При его обсуждении выделялись такие направления, как характер Мини­мальных стандартных правил, сфера их действия и статус, применение Правил в национальном и международном масштабе, дальнейшее их совершенствование.

Конгресс констатировал, что, хотя Минимальные стандартные пра­вила обладают универсальным характером, тем не менее нужно приме­нять их гибко, с учетом национально-исторических, социально-эконо­мических и духовных особенностей каждой страны, берущей данные

139


Уголовно-исполнительное право

Правила за образец обращения с преступниками. При этом подчерки­валась преждевременность превращения Минимальных стандартных правил обращения с заключенными в ранг международной конвенции в силу названных обстоятельств, а также необходимость рассмотрения этого вопроса в перспективе.

На конгрессе было заслушано выступление делегации от СССР о новом исправительно-трудовом законодательстве, которое во многих нормах впитало в себя прогрессивные идеи Минимальных стандартных правил обращения с заключенными.

По результатам рассмотрения Минимальных стандартных правил об­ращения с заключенными конгресс рекомендовал: а) Генеральной Ас­самблее ООН - принять резолюцию, которая одобрила бы Правила и их применение всеми государствами - членами ООН; б) Экономи­ческому и Социальному Совету и Генеральному секретарю ООН - осу­ществить меры, направленные на содействие научным исследованиям и развитию технической помощи, создать специальную рабочую группу квалифицированных экспертов для изучения Правил; в) рабочей груп­пе экспертов - дать международную оценку применения Правил.

V Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями проходил в сентябре 1975 г. в Женеве (Швейца­рия). В соответствии с повесткой дня работали пять секций по следую­щим темам:

1) изменение в формах и масштабах преступности - международ­
ной и внутригосударственной;

2) роль уголовного законодательства, отправления правосудия и дру­
гих форм общественного контроля в предупреждении преступности;

3) новая роль полиции и других органов обеспечения правопорядка
с особым упором на изменяющуюся обстановку и минимальные меры
эффективности;

4) обращение с осужденными;

5) экономические и социальные последствия преступности: новые
задачи в области исследования и планирования.

Делегаты конгресса на секционных заседаниях рассмотрели вопро­сы, носящие в основном уголовно-правовой и криминологический ха­рактер: преступность как форма бизнеса на внутригосударственном и международном уровне; преступность, связанная со злоупотреблением алкоголем и наркотиками, миграцией, дорожным движением и т. д. За­трагивались также вопросы профессиональной подготовки полицейс­ких кадров, международного сотрудничества полиции и др.

На четвертой секции конгресса рассматривались только пенитенци­арные вопросы, в частности заслушан проект доклада «Обращение с

140


Глава 4. История международного сотрудничества...

правонарушителями, содержащимися в заключении и находящимися на свободе, с особым упором на соблюдение принятых Организацией Объединенных Наций Минимальных стандартных правил обращения с заключенными». В ходе его обсуждения уделялось внимание вопро­сам гуманизации уголовного правосудия и исправительных систем, за­мены тюремного заключения альтернативными мерами. Констатиро­валось, что конечными целями исправительной системы являются ре-социализация правонарушителя, защита общества и снижение уровня преступности. Указывалось, что в интересах реформы исправительной системы целесообразно обеспечить надежные гарантии защиты прав осужденных, расширить участие граждан в разработке и осуществле­нии пенитенциарных программ, усилить взаимодействие исправитель­ных учреждений с учреждениями здравоохранения и социального обес­печения.

Пенитенциарной секцией конгресса также был принят документ «Процедуры для эффективного выполнения Минимальных стандарт­ных правил обращения с заключенными». В нем регламентировались основные положения, касающиеся применения Правил (включения в национальное законодательство), системы сбора информации об их при­менении, обязательного ознакомления с ними заключенных, способов их распространения; рекомендации о включении Минимальных стан­дартных правил в учебные программы для подготовки работников пе­нитенциарных учреждений. Секция определила, что вопросами приме­нения и совершенствования Правил должен заниматься постоянно дей­ствующий комитет по предупреждению преступности как структурное подразделение Экономического и Социального Совета ООН.

VI Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями состоялся в ноябре 1980 г. в Каракасе (Венесуэ­ла). Работа секций конгресса осуществлялась по следующим направле­ниям:

1) тенденции в области преступности и стратегия ее преодоления;

2) судебное преследование несовершеннолетних правонарушителей
до и после совершения преступлений;

3) преступность и превышение власти, правонарушения и правона­
рушители, находящиеся вне досягаемости закона;

4) реорганизация в области исправительных мер и ее влияние на на­
ходящихся в заключении;

5) нормы и руководящие принципы ООН при исполнении уголов­
ного правосудия, смертная казнь;

6) новые перспективы в предупреждении преступности и уголовное
правосудие, роль международного сотрудничества.

141


 


Уголовно-исполнительное право

По итогам обсуждения вопросов, относящихся к области пеноло-гии, были приняты декларация (Каракасская) и резолюция по пробле­мам уголовного правосудия и обращения с правонарушителями. Ос­новное внимание в них обращалось на следующее:

а) поиск новых уголовно-правовых мер, выступающих в качестве
эффективной альтернативы наказанию в виде лишения свободы;

б) активное включение общественности в процесс исполнения аль­
тернативных лишению свободы мер, особенно в осуществление меро­
приятий по возвращению правонарушителей к социально полезной дея­
тельности;

в) сокращение количества тюрем.

При рассмотрении вопроса о высшей мере наказания - смертной казни - представители некоторых стран (Швеции, Австрии) предложи­ли исключить ее из уголовного закона как негуманную и аморальную. Однако данное предложение было отвергнуто большинством делегатов, которые высказались за сохранение смертной казни как временной меры за наиболее тяжкие преступления (против мира и безопасности челове­чества, воинские преступления).

На конгрессе обсуждались также вопросы о реализации пактов о правах человека применительно к заключенным, разработке проекта Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих досто­инство личности форм обращения и наказания, о создании Кодекса пове­дения должностных лиц по поддержанию правопорядка и др.

VII Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (26 августа - 6 сентября 1985 г., Милан, Ита­лия) проходил под девизом «Предупреждение преступности в целях сво­боды, правосудия, мира и развития». Повестка дня конгресса включала следующие вопросы: 1) новые формы преступности и ее предупрежде­ние в контексте развития; 2) будущие задачи; 3) процессы и перспекти­вы уголовного правосудия в изменяющемся мире; 4) жертвы преступле­ний; 5) молодежь, преступность и правосудие; 6) разработка и примене­ние стандартов и норм ООН в области уголовного правосудия.

Среди документов, принятых на конгрессе, были Стандартные ми­нимальные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отно­шении несовершеннолетних. Они получили название Пекинских пра­вил в связи с тем, что их разработка была завершена в Пекине. В Прави­лах в самой общей форме приведены рекомендации по отправлению правосудия в отношении несовершеннолетних, расследованию совер­шенных ими преступлений и судебному разбирательству, вынесению судебного решения и принятию мер воздействия, обращению с такими преступниками в исправительных учреждениях и вне их.

142


Глава 4. История международного сотрудничества...

В частности, в Правилах указываются цели воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными в исправительных учреждениях: обеспечение опеки и защиты, получение образования и профессиональ­ных навыков, оказание помощи для выполнения социально-конструк­тивной и плодотворной роли в обществе. При этом предоставляемая им психологическая, медицинская и физическая помощь должна оказы­ваться с учетом их возраста, пола и личности, интересов их полноценно­го развития. Кроме того, в Правилах подчеркивается, что несовершен­нолетние осужденные должны содержаться в исправительных учрежде­ниях отдельно от взрослых преступников (в отдельных учреждениях).

Конгрессом также были приняты «Типовое соглашение о передаче заключенных-иностранцев» и «Рекомендации в отношении обращения с заключенными-иностранцами».

Предметом специального обсуждения на конгрессе были вопросы обращения с заключенными. Они касались в основном осуществления Минимальных стандартных правил, принятых I Конгрессом в 1955 г., а также резолюции IV Конгресса, уделившего особое внимание между­народным документам в области прав заключенных и их осуществле­ния. Итогом дискуссий по этой теме явилась резолюция под названием «Статус заключенных».

VIII Конгресс ООН по предупреждению преступности и обраще­нию с правонарушителями проводился в Гаване с 27 августа по 7 сен­тября 1990 г. Основная тема конгресса - «Международное сотрудни­чество в области предупреждения преступности и уголовного правосу­дия», в соответствии с которой в повестку дня были включены следующие вопросы:

1) предупреждение преступности и уголовное правосудие в контексте
развития: реальность и перспективы международного сотрудничества;

2) политика в области уголовного правосудия, относящаяся к про­
блемам тюремного заключения и к осуществлению других правовых
санкций и альтернативных мер;

3) эффективные национальные и международные действия по борь­
бе с организованной преступностью и террористической преступной де­
ятельностью;

4) предупреждение преступности, правосудие в отношении несовер­
шеннолетних и защита молодежи;

5) нормы и руководящие принципы ООН в области предупрежде­
ния преступности и уголовного правосудия: их выполнение и первооче­
редные задачи в отношении установления новых норм.

Острую полемику на конгрессе вызвал вопрос о политике в области тюремного заключения. Споры делегатов велись относительно возмож-

143


Уголовно-исполнительное право


Глава 4. История международного сотрудничества.


 


ности перевоспитания преступника в местах лишения свободы. Одни из них утверждали, что наказание само по себе несет элементы перевоспи­тания, другие весьма скептически относились к этой идее вообще. Од­нако вместе они пришли к выводу о том, что если есть возможность пере­воспитать преступника, то для этого следует принимать все необходи­мые меры.

Одним из важнейших с точки зрения пенитенциарии был вопрос об альтернативных лишению свободы мерах. Оказалось, что эти меры яв­ляются основной формой наказания во многих странах, так как еще на предыдущих конгрессах было признано, что содержание в местах ли­шения свободы заключенных неэффективно, особенно в отношении лиц, совершивших преступления небольшой или средней тяжести. В связи с этим конгресс предложил более широко использовать системы штрафов и материальных компенсаций потерпевшим. По данному вопросу были приняты Стандартные минимальные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (по рекомендации Комитета ООН по предупреждению преступности и борьбе с ней эти правила именуются Токийскими правилами).

IX Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями проходил в 1995 г. в Каире (Египет). В повестке дня конгресса значились следующие вопросы:

1) международное сотрудничество и практическая техническая по­
мощь в укреплении законности: содействие в осуществлении программ
ООН в области предупреждения преступности и правосудия;

2) меры борьбы с национальной и транснациональной экономичес­
кой и организованной преступностью и роль уголовного права в охране
окружающей среды: национальный опыт и международное сотрудниче­
ство;

3) системы уголовного правосудия и юстиции: управление и совер­
шенствование работы полиции, прокуратуры, судов и исправительных
учреждений;

4) стратегии в области предупреждения преступности, в частности в
отношении преступлений в городских районах, преступности среди
несовершеннолетних и преступлений с применением насилия, вклю­
чая вопрос о потерпевших.

При рассмотрении конгрессом проблем работы исправительных уч­реждений, во-первых, обсуждались меры, направленные на совершен­ствование набора и профессиональной подготовки должностных лиц пенитенциарных учреждений в качестве возможных путей улучшения обращения с правонарушителями в тюрьмах; во-вторых, обращалось внимание на плохие условия отбывания наказания, существующие в


тюрьмах, а также на значительные расходы на их содержание. В этом плане в некоторых странах при сокращении национальных бюджетов или переоценке приоритетов часто жертвуют исправительными служба­ми; в-третьих, предполагалось проанализировать распорядок работы тю­рем в целях более рационального управления их повседневной жизнью; в-четвертых, подчеркивалось, что тюремное заключение должно соче­таться с образованием, медицинским обслуживанием и осуществлени­ем различных программ в области предупреждения преступности.

На конгрессе получило продолжение обсуждение проблем примене­ния наказаний, не связанных с изоляцией от общества. В ходе дискуссий констатировалось, что данные наказания считаются целесообразными в отношении значительного числа преступных действий, несмотря на то что в глобальных масштабах принятие альтернативных лишению свобо­ды мер все еще находится на начальном этапе. Было отмечено, что в некоторых странах свыше двух третей всех уголовных дел, рассмотрен­ных судебными органами, не повлекли за собой тюремного заключе­ния. Это позволяет сократить численность персонала исправительных учреждений, снизить расходы на их содержание и косвенно способствует созданию более благоприятных условий отбывания лишения свободы в пенитенциарных учреждениях.

На конгрессе рассматривался также вопрос о выполнении Минималь­ных стандартных правил обращения с заключенными. Конгрессом под­черкивалась важность Правил для разработки государствами уголовной политики и практики и вместе с тем отмечалось, что во многих странах существует целый ряд препятствий, затрудняющих их выполнение. Для решения этой проблемы предложено: а) распространять информацию о практическом функционировании пенитенциарных систем не только среди правительств, но и научных учреждений, пенитенциарных орга­низаций и общественности; б) всесторонне информировать админист­рацию тюрем о практическом применении Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, разъяснять их содержание; в) об­мениваться мнениями относительно улучшения условий содержания заключенных и укреплять сотрудничество в этой области; г) стимули­ровать и оказывать поддержку проведению исследований, касающих­ся пенитенциарных систем, осуществляемых научными кругами и не­правительственными организациями; д) обеспечивать открытость ин­формации о пенитенциарных системах и повышать эффективность их функционирования, осуществляя контроль за их деятельностью со сто­роны национальных судебных или парламентских органов, атакже упол­номоченных независимых комиссий по рассмотрению жалоб заключен­ных.


 


144


145


 

Уголовно-исполнительное право

В резолюции конгресса предусмотрено изучение государствами во­проса о пересмотре пенитенциарной системы, включая принятие зако-нодательства, направленного на обеспечение ее слаженного функцио-нирования в рамках более широкой системы уголовного правосудия. С этой целью конгресс рекомендовал:

а) улучшить координацию взаимодействия между названными сис­
темами, обеспечить более активное участие системы уголовного право­
судия в составлении законопроектов в пенитенциарной области;

б) обеспечить в учебных заведениях совершенствование подготовки
должностных лиц и сотрудников тюрем, организовать разработку соот­
ветствующих учебных программ, содействовать обмену информацией
между администрацией тюрем и научными учреждениями;

в) продолжать и расширять обмен информацией и техническое со­
трудничество на международном, региональном и национальном уров­
нях в целях улучшения подготовки персонала исправительных учреж­
дений;

г) использовать, когда это целесообразно, альтернативные меры на­
казания в отношении правонарушителей;

д) обеспечить уважение достоинства и прав заключенных на основе
соблюдения правовых норм, регулирующих деятельность пенитенци­
арной системы.

X Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями состоялся в апреле 2000 г. в Вене (Австрия). На его рассмотрение выносились следующие вопросы: укрепление законности и упрочение системы уголовного правосудия; международное сотруд­ничество в борьбе с транснациональной преступностью; новые вызовы XXI в.; эффективное предупреждение преступности в соответствии с но­вейшими достижениями; правонарушители и жертвы; ответственность и справедливость в процессе правосудия. Девиз конгресса - «Преступ­ность и правосудие: ответы на вызовы XXI века».

Кроме того, на семинарах-практикумах конгресса обсуждались та­кие темы, как борьба с коррупцией, участие общин в предупреждении преступности, преступления, связанные с использованием компьютер­ной сети, женщины в системе правосудия. Проблемы, связанные с ис­полнением наказания, на конгрессе не рассматривались.

В основу подхода к решению обсуждавшейся на конгрессе пробле­мы укрепления законности была положена концепция верховенства права и природы правопорядка. В связи с этим были выработаны реко­мендации по обеспечению открытости в области формирования зако­нотворческой политики и отправления правосудия по уголовным де­лам, что может привести к росту доверия и уважения к закону.


Глава 4. История международного сотрудничества...

Особое внимание участники конгресса уделили проблеме борьбы с организованной преступностью, которая опутала своими щупальца­ми все регионы мира и наносит им огромный ущерб, связана с возрас­тающим производством и распространением наркотиков, расширени­ем незаконного рынка огнестрельного оружия, опасными тенденция­ми усиления терроризма и т. д. Поэтому конгрессом подчеркнута необходимость придания правовым нормам, регулирующим борьбу с организованной преступностью, таких единообразных свойств, кото­рые не позволяли бы преступникам выбирать для своей деятельности страны по принципу наименьшего риска или максимально возмож­ной прибыли.

На конгрессе, в частности, был отмечен прогресс в области теории и практики ситуативного (специального) предупреждения преступности (при неоднократном совершении преступлений против небольшой ча­сти населения или в «горячих точках», то есть там, где они наиболее часто совершаются), а также на разработку международных принципов предупреждения преступности, активизацию участия общин в ее пре­дупреждении и др.

В дискуссии по вопросу «Правонарушители и жертвы» было отме­чено, что во всем мире более половины потерпевших от преступлений не удовлетворены отношением полиции к их жалобам, и, таким обра­зом, они получают двойную травму: от преступников и полиции. В этой связи конгрессом рекомендовано усилить защиту жертв преступлений (особенно женщин и детей) и оказывать им необходимую помощь.

§ 3. Современные международные правительственные

и неправительственные организации, занимающиеся

вопросами обращения с правонарушителями

Деятельность в области борьбы с преступностью осуществляет Гене­ральная Ассамблея ООН, которая определяет основные принципы меж­дународного сотрудничества, дает рекомендации по его осуществлению, а также принимает по различным вопросам резолюции и утверждает меж­дународные конвенции (например, Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обраще­ния и наказания).

Вопросами предупреждения преступности и обращения с право­нарушителями занимается Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) ООН. В его компетенцию входят: проведение исследова­ний по вопросам преступности и подготовка по ним докладов, резолю-


 


146


147


Уголовно-исполнительное право

ций и рекомендаций Генеральной Ассамблее ООН; созыв международ­ных конференций; подготовка международных соглашений и др.

В 1971 г. при ООН создан специальный орган - Комитет по пре-т дупреждению преступности и борьбе с ней, который осуществляет сле­дующие функции: определение и рассмотрение разнообразных между­народных вопросов, относящихся к предупреждению преступности; выработку методов предупреждения преступности и путей борьбы с ней; содействие международному обмену информацией о программах по предупреждению преступности и др. Основная задача Комитета - со­гласовывать международную деятельность в области предупреждения преступности.

Помимо названных органов, при ООН действуют научно-исследова­тельские учреждения по изучению вопросов предупреждения преступ­ности и обращения с правонарушителями, ведущим из нихявляется НИИсоциальной защиты (ЬОНСДРИ). Этот институт проводит исследования, направленные на решение практических задач борьбы с преступностью, осуществляет разработку методов борьбы с наркоманией, изучает про­блемы молодежи, прав человека, отправления правосудия и т. д.

Другим, но уже региональным научно-исследовательским учреж­дением является Азиатский и Дальневосточный институт ООН по пре­дупреждению преступности и обращению с правонарушителями (ЮНАФЕИ), находящийся в Японии. На него возложены следующие задачи: разработка программ для предупреждения преступности и ме­тодов обращения с правонарушителями, организация занятий и науч­ных исследований по этим вопросам; сбор, распространение и обмен информацией с родственными национальными и международными орга­низациями; укрепление связей с государствами Азии и Дальнего Восто­ка и ЮНСДРИ ООН по указанным вопросам, а также проведение крат­косрочных курсов повышения квалификации.

18 апреля 1972 г. был образован второй региональный институт -Центр социальных и криминологических исследований (Каир), зани­мающийся научно-исследовательской работой в области предупрежде­ния преступности, а также подготовкой специалистов.

Изучением вопросов предупреждения преступности и обращения с правонарушителями занимаются и специализированные международ­ные учреждения ООН: Всемирная организация здравоохранения, Меж­дународная организация труда, Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Этим же зани­маются и межправительственные организации: Европейский совет, Лига арабских государств, Организация африканского единства, Междуна­родная организация уголовной полиции (Интерпол) и др.

148


Глава 4. История международного сотрудничества ...

В обсуждении вопросов предупреждения преступности и обраще­ния с правонарушителями активное участие принимают ряд междуна­родных неправительственных организаций.

Международное общество социальной защиты (1949) основной целью своей деятельности считает исследование проблем предупрежде­ния преступности и ресоциализации правонарушителей. Оно ставит пе­ред собой более конкретную задачу зашиты общества от преступности и ее последствий, а также предотвращения рецидива. На международных конгрессах, организованных обществом, обсуждались вопросы преступ­ности среди п



2016-01-26 810 Обсуждений (0)
Конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (810)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)