Реализация международных стандартов
в практической деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания Для практического решения проблемы применения международных стандартов обращения с осужденными в уголовно-исполнительной системе наиболее актуально следующее: 1) предотвращение применения запрещенных способов обращения с осужденными, унижающих
Уголовно-исполнительное право их человеческое достоинство; 2) обеспечение осужденных оплачиваемым трудом; 3) обеспечение защиты осужденных от негативного влияния лидеров уголовной среды; 4) обеспечение законности деятельности персонала учреждений и органов, исполняющих наказания; 5) оказание социально-реабилитационной помощи осужденным и освобожденным от отбывания наказания; 6) реализация прав осужденными и гуманных возможностей законодательства; 7) решение проблемы переполненности исправительных учреждений. В настоящее время проблемой особой важности является преодоление психологии принудительного отношения к осужденным со стороны персонала учреждений, исполняющих наказания, который еще не полностью освободился от правового нигилизма. В результате наблюдаются случаи скрытого насилия над осужденными, наложение мер взыскания без достаточных к тому оснований. Решение этой проблемы обусловливает, в частности, повышение качества подготовки специалисто; для уголовно-исполнительной системы учебными заведениями пенитенциарного профиля, а также обучения сотрудников органов и учреждений УИС в системе служебной подготовки. Труд осужденных в условиях рыночных отношений не может быть востребован полностью, что свойственно каждой стране. В результате значительная часть осужденных (примерно 25%) в исправительных учреждениях УИС Минюста России не работают. «При отсутствии широкого привлечения осужденных к труду колонийская система неизбежно обнажает свои изъяны. К числу наиболее существенных относятся осложнение проблем безопасности, общее ухудшение экономического положения осужденных и персонала, рост влияния неформальной субкультуры и лидеров отрицательной направленности»8. Необходимо интенсивнее осуществлять мероприятия по профилактике криминализации среды отбывания осужденными наказания, блокированию вредного влияния на них опасных преступников. Известно, что прибывшие в учреждение осужденные изучаются группировками осужденных отрицательной направленности, подвергаются психологической обработке путем угроз, обмана, материального авансирования и пр. Таким образом происходит их «рекрутирование» в ряды этих группировок, привитие им нравов преступного мира. Изданной ситуации есть выход - изоляция лидеров уголовной среды, а также перевод осужденных, имеющих положительные намерения на отбытие наказания, в помещения комнатного типа. Однако ввиду отсутствия возможностей подобные действия практикуются не везде. Проблема законности деятельности персонала исправительных учреждений существовала всегда, но в современный период она становит- Глава 5. Международно-правовые акты... обращения с заключенными ся более актуальной, что обусловлено необходимостью соблюдения международных стандартов обращения с заключенными. Отступление от норм права чаще допускается в сферах реализации дисциплинарной практики, обеспечения осужденных жилой площадью, питанием, привлечения ктруду, представления кдосрочному освобождению и др. Обеспечение соблюдения законности в деятельности сотрудников УИС предполагает не только улучшение профессионально-психологического отбора кадров, их нравственного и правового воспитания, но и повышение социального статуса и общественного престижа работника УИС. Социально-реабилитационная помощь осужденным к лишению свободы и освобожденным от наказания связана как с проявлением гуманизма по отношению к таким лицам, так и с предупреждением с их стороны новых преступлений. Согласно международным стандартам обращения с заключенными этими вопросами в пенитенциарных учреждениях должны заниматься специалисты - социальные работники, отвечающие за поддержание и улучшение контактов осужденных с внешним миром. Кроме того, должны быть осуществлены меры, гарантирующие защиту гражданских интересов осужденных, права на социальное обеспечение и др. В тюрьмах западных стран этим работникам отводится ведущая роль в организации процесса реабилитации осужденных, что стремится ввести в практику и российская уголовно-исполнительная система, организовав подготовку специалистов данного профиля. Для решения в России проблемы социальной адаптации освобожденных от наказания необходимо, в частности, создание во всех регионах центров социальной адаптации освобожденных; введение в практику квотирования на предприятиях рабочих мест для таких лиц; формирование специальной службы социальной реабилитации освобожденных и др. В настоящее время существует проблема реализации осужденными своих прав и гуманных возможностей законодательства, которыми они могут воспользоваться. Причины такого положения заключаются в отсутствии в стране надлежащих экономических возможностей, результатом чего является недофинансирование уголовно-исполнительной системы. В силу этого не до конца разрешена и проблема переполненности исправительных учреждений. На государственном уровне она решается путем проведения амнистии осужденных, но это только временная «разгрузка» исправительных учреждений, так как они вновь пополняются осужденными, количество которых увеличивается вместе с ростом уровня преступности. В результате страдают принципы правосудия, нивелируется значение института амнистии, а переполненность исправительных учреждений сводит на нет многие принципы и
180 181 Уголовно-исполнительное право правила, рекомендуемые международными стандартами обращения с заключенными. В деятельности органов и учреждений, исполняющих наказания, имеются и другие проблемы, связанные с практическим применением международных стандартов, но их разрешение также обусловлено созданием необходимых экономических и социальных условий. •См.: Пономарев П. Г. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными и национальные варианты их реализации. Рязань, 1994. С. 3-7. 2 См.: Сизый А.Ф. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными и проблемы их реализации. Рязань, 1996. С. 9-19. 3См.: Уткин В.А. Международные стандарты обращения с заключенными и проблемы их реализации. Томск, 1998. С. 5-6. 4 См.: Там же. С. 6. 5 См.: Пономарев П.Г. Указ. соч. С. 15-52. 6 Уткин В.А. Указ. соч. С. 40. 7См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 29. Ст. 1687. 8 Уткин В.А. Указ. соч. С. 76. '■! Глава 6 ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА § 1. Понятие и система принципов уголовно-исполнительного права В отечественной юридической науке принципы понимаются как руководящие идеи или начала, нормативные обобщения, характеризующие основное в праве и его применении. Принципы имеют объективно-субъективную природу. Объективность принципов состоит в том, что они отражают общественно-экономическую природу общества, а также те закономерности, которые определяют политику государства во всех сферах общественной жизни, в частности в области борьбы с преступностью. «Принципы верны лишь постольку, поскольку они соответствуют природе и истории»1. Субъективность принципов права определяется тем, что они формируются конкретными людьми, а затем воспринимаются общественным сознанием как нравственные постулаты и входят в качестве составной части в правовую идеологию. «Те же самые люди, которые устанавливают общественные отношения соответственно развитию их материального производства, - писал К. Маркс, - создают также принципы, идеи и категории соответственно своим общественным отношениям»2. К. Маркс допускал возможность появления «дурных принципов», указывая при этом на возможность получения правовых оснований для дурных выводов. Следовательно, принципы - сложная самостоятельная социальная категория. Попытки определить правила борьбы с преступностью, сформулировать принципы назначения и исполнения наказания предпринимались давно. Так, представители классической школы уголовного права (Ч. Беккариа,Дж. Говард, И. Бентам,А. Фейербах и др.) сформулировали классические принципы: равенство граждан перед законом; соразмерность наказания преступлению; наказание должно превосходить выгоду от преступления; индивидуализация назначения и исполнения наказания; раздельное содержание осужденных в зависимости от 183 Уголовно-исполнительное право Глава 6. Принципы уголовно-исполнительного права
пола, возраста и тяжести совершенного преступления; цель наказания заключается только в том, чтобы воспрепятствовать виновному вновь принести вред обществу и удержать других от совершения преступлений; уверенность в неизбежности хотя бы и умеренного наказания производит всегда большее впечатление, чем страх перед другим, более жестоким наказанием, но сопровождаемый надеждой на безнаказанность; смертная казнь не может быть полезна, потому что она подает людям пример жестокости. Русские ученые-юристы в дореволюционный период (А. А. Жижилен-ко, П.И. Люблинский, СП. Мокринский, СВ. Познышев, Н.Д. Сергеевский, Н.С Таганцев, И.Я. Фойницкий и др.) большое внимание уделяли принципам назначения и исполнения уголовных наказаний, а также классификации последних. Например, СП. Мокринский выделял следующие принципы исполнения наказания: а) подвергать исправительному режиму тех, кто не нуждается в ис б) исправлять случайного преступника так же нет необходимости, в) исправительные меры, применяемые к случайному преступнику, г) нецелесообразно применять исправительные меры к лицам, осуж В советский период российские юристы брали за основу конспективные указания В.И. Ленина к Программе партии 1918 г., вкоторых указывалось на давно известные принципы, связанные с заменой тюрем воспитательными учреждениями, неотвратимостью наказания и важностью того положения, что за преступлением необязательно должно следовать тяжкое наказание, важно, чтобы ни один случай преступления не оставался нераскрытым4. В дальнейшем проблемой разработки уголовно-исполнительных (исправительно-трудовых) принципов занимались Б. С. Утевский, И А Сперанский, АЕ. Наташев, НА Стручков, О.Ф. Шишов, И.В. Шма-ров, А.И. Зубков, О.В. Филимонов. Однако окончательного разрешения она не получила. Не случайно в теории уголовного и уголовно-исполнительного (исправительно-трудового) права шел многолетний спор о целесообразности законодательного закрепления принципов. При рассмотрении проблемы принципов в уголовно-исполнительном праве возникает сложность, связанная с предметом правового регулирования. 184 Достаточно отметить, что среди ученых-юристов, представляющих эту отрасль права, нет единого мнения как о принципах уголовно-исполнительного права и законодательства, так и об их соотношении с принципами уголовно-исполнительной политики, принципами деятельности уголовно-исполнительной системы и принципами исправления осужденных. Решение этого спорного вопроса возможно с позиций методологии права. Поскольку право - одна из форм выражения и закрепления политики, «значит, принципы политики, будучи выраженными в правовых нормах, становятся и принципами права»5. Уголовно-исполнительное право выполняет функцию обеспечения организации исполнения наказания. «Заряд» многих норм рассматриваемой отрасли права направлен на осуществление целого ряда управленческих операций, которые возложены на учреждения и органы, исполняющие наказания6. В.Г. Афанасьев справедливо указывает, что в нормах в общей и абстрактной форме фиксируется схема управления. Будучи, по существу, формальной схемой, нормы тем не менее выступают как эффективное средство управления7. В связи с этим, когда речь вдет о принципах уголовно-исполнительного права, необходимо иметь в виду, что в них отражаются принципы и уголовно-исполнительной политики, и деятельности уголовно-исполнительной системы. Исходя из изложенного под принципами уголовно-исполнительного права следует понимать руководящие положения, идеи, отражающие общую направленность и наиболее существенные черты политики государства в сфере исполнения наказаний. Исправительно-трудовые кодексы РСФСР 1924,1933 и 1970 гг. не содержали статей, определяющих принципы исполнения уголовных наказаний. Открытое провозглашение исходных начал уголовно-исполнительного законодательства в ст. 8 УИК РФ ставит органы государственной власти под контроль общественности и позволяет международным организациям и заинтересованным гражданам сверять развитие уголовно-исполнительного законодательства и правоприменительную деятельность по исполнению наказаний с принципами, закрепленными в соответствующем законодательстве. В отличие от УК РФ, где не только определена система принципов указанной отрасли законодательства, но и дано их содержание (ст. 3-7), в УИК РФ они только сформулированы. Это связано с тем, что при подготовке УИК РФ среди членов рабочей группы Комитета по безопасности Государственной Думы, дорабатывавшей его проект, не было единого мнения по трактовке содержания принципов. Поэтому перечисление принципов в ст. 8 УИК РФ представляет собой некоторый Компромисс. Главной причиной такого компромисса, очевидно, являет- Уголовно-исполнительное право Глава 6. Принципы уголовно-исполнительного права
ся их слабая разработка в науке уголовно-исполнительного права. В этом легко можно убедиться, если сравнить принципы, изложенные в ст. 8 УИК РФ, с принципами, содержащимися в учебнике по исправительно-трудовому праву8. К системе отраслевых принципов исправительно-трудового права авторы учебника относят: 1) подчинение правового регулирования исполнения наказания и 2) соединение наказания в стадии его исполнения с мерами испра 3) общественно полезный труд (основа исправления и перевоспита 4) дифференциацию и индивидуализацию исправительно-трудового 5) развитие полезной инициативы и самодеятельности осужденных; 6) закрепление результатов исправительно-трудового воздействия; 7) участие общественности в исправлении и перевоспитании осуж При анализе этих принципов обнаруживалось следующее: а) принципы исправительно-трудового права смешивались с прин б) принцип «общественно полезный труд - основа исправления и в) отдельные принципы имели расплывчатое, неконкретное содер УИК РФ впервые сформулировал принципы законодательства об исполнении наказаний. Система принципов уголовно-исполнительного 186 права базируется на Конституции РФ, поскольку принципы и общие положения, закрепленные в ней, в первую очередь определяющие права и свободы человека, согласно ст. 15 имеют прямое действие. К источникам их формирования относятся и общие принципы права, принципы отраслей права, регулирующих борьбу с преступностью, а также принципы политики государства в сфере исполнения наказаний, которые образуют систему отраслевых принципов, присущих данной отрасли права. В совокупности они определяют стратегию и направления развития, содержание и структуру как уголовно-исполнительного законодательства в целом, так и отдельных его институтов, обеспечивают системность правового регулирования общественных отношений, возникающих во время исполнения наказаний и при оказании помощи осужденным в социальной адаптации. Наконец, они отражают требования международных норм, относящихся к исполнению наказаний и обращению с осужденными. На основе изложенного можно выделить критерии, по которым те или иные идеи, положения, закономерности, сложившиеся в обществе и праве, могут быть отнесены к числу принципов уголовно-исполнительного права. Принципы уголовно-исполнительного права должны: - отражать социально-экономические, нравственные и правовые за - в своей совокупности пронизывать все исследуемое законодатель - служить ориентиром правотворческой и правоприменительной - обеспечивать единообразное развитие и функционирование уго - способствовать внутренней согласованности и взаимосвязи отрас - конкретизировать общие принципы российского права в прин - способствовать правоприменительной деятельности при наличии Один из способов восполнения пробелов в праве - аналогия права, при которой правоприменительный орган исходит из общих начал и смысла законодательства. Решающее значение в этом случае имеют прин- 187 Уголовно-исполнительное право Глава 6. Принципы уголовно-исполнительного права
ципы рассматриваемой отрасли права, реализация которых является одной из функций правоприменительной деятельности. Правоприменительная деятельность учреждений и органов, исполняющих наказания, не только определяется нормами уголовно-исполнительного права, но и обеспечивается ими. Следовательно, в уголовно-исполнительном законодательстве должен быть заложен механизм реализации принципов одноименной отрасли права. Иными словами, необходима система правовых гарантий, которая обеспечивала бы применение рассматриваемого феномена9. В теории права принципы разделяются: на общеправовые, свойственные национальному праву в целом; межотраслевые, проявляющиеся на одном направлении правового воздействия, например в области борьбы с преступностью; собственно отраслевые (или специфические) и принципы отдельных правовых институтов, например исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы. К общеправовым принципам уголовно-исполнительного законодательства относятся законность, гуманизм, демократизм, равенство осужденных перед законом; к межотраслевым - дифференциация и индивидуализация исполнения наказания; к отраслевым - рациональное применение мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединение наказания с исправительным воздействием. Общеправовые и межотраслевые принципы, обращенные к сфере исполнения наказаний и выраженные в содержании норм уголовно-исполнительного права, следует рассматривать и в качестве его принципов. Что касается соотношения принципов и норм уголовно-исполнительного права, то принципы закреплены, как правило, не в одной норме, а в группе норм. Кроме того, понятие нормы уже понятия принципа, поскольку норма соотносится с институтом как более дробное подразделение системы права, а закрепленные ею принципы могут распространяться на ряд институтов или даже носить общеотраслевой характер (например, принципы гуманизма, законности). В юридической литературе предпринята удачная попытка охарактеризовать принципы права как активные центры правовой системы10. Обоснование этой концепции базируется на философских выводах об активном центре целостного системного образования. В. И. Свидерский и РА Зобов отмечали, что в целостном образовании выделяется некоторая группа структур, взаимосвязи между которыми наиболее интенсивны и которые в силу этого накладывают своеобразный отпечаток на все целостное образование. Активный центр «определяет наиболее вероятное в конкретных условиях направление реализации новых свойств и сторон частей целого. 188 По-видимому, активный центр выступает по отношению ко всему целому как нечто вполне самостоятельное, но в действительности он тесно связан с целым и отдельно существовать не может»11. Такие активные центры имеются на каждом уровне структуры уголовно-исполнительного права. Представленная характеристика активных центров в полной мере соответствует природе правовых принципов изучаемой отрасли права. Действительно, принципы уголовно-исполнительного права отражают природу норм данной отрасли права, всесторонность их связей с другими общественными явлениями, непосредственно в концентрированном виде выражают идейное содержание уголовно-исполнительного права и поэтому выступают в качестве сквозных идей, основных положений уголовно-исполнительной политики. Будучи активным центром рассматриваемой правовой системы, указанные принципы наиболее выразительно подчеркивают нравственное содержание и идейную направленность названной отрасли права. Они определяют функционирование уголовно-исполнительного права в целом, а также практическую линию в процессе исполнения уголовного наказания12. § 2. Отражение в уголовно-исполнительном праве общеправовых и межотраслевых принципов российского права Общеправовые принципы уголовно-исполнительного права Принцип законности - конституционный принцип. Он зак плен в ряде статей Конституции (ст. 4,13,15,17-19идр.),атакжевмеждуна-родных правовых актах. Общеправовой нормой является ч. 2 ст. 15: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы». Уголовно-правовое и уголовно-исполнительное содержание принципа законности выражено в ч. 1 ст. 50 Конституции РФ: «Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление» и в ч. 1 ст. 10 УИК РФ, согласно которой Российская Федерация обеспечивает законность применения средств исправления. В уголовно-исполнительном праве законность при исполнении наказания закреплена в качестве основополагающего принципа уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации. В соответствии с принципом законности только УИК РФ определяются: 189 Уголовно-исполнительное право Глава 6. Принципы уголовно-исполнительного права
- основания исполнения наказаний и применения иных мер уго - права и обязанности осужденных исходя из порядка и условий - порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, приме - порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих на - порядок участия органов государственной власти и органов мест - порядок освобождения от наказания; - порядок оказания помощи освобождаемым лицам; - порядок соотношения уголовно-исполнительного законодатель - действие уголовно-исполнительного законодательства Россий Принцип законности нашел, в частности, отражение в ст. 10-15 УИК РФ, определяющих основания исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера, правовое положение осужденных. Указанный принцип нашел свое выражение также в ст. 7 УИК РФ, в которой устанавливаются основания исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера, правовое положение осужденных. «Основаниями исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера, - говорится в ней, - является приговор либо изменяющие его определения или постановления суда, вступившие в законную силу, а также акт помилования или акт об амнистии». Примером воплощения этого принципа служит и ч. 2 ст. 12 УИК РФ, устанавливающая, что меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона. Социально-правовое значение прав осужденных заключается в укреплении режима законности при исполнении наказания. Правовое положение лиц, отбывающих наказание, основывается на конституционном статусе граждан России, поэтому и ограничения прав осужденных должны также устанавливаться законом. Это следует из ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, в которой указывается, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности го- 190 сударства. Из данного положения вытекают следующие требования принципа законности: 1) ограничения правового статуса осужденных не могут устанавли 2) ограничения не могут определяться законами субъектов РФ. В со 3) обеспечение приоритета конституционных прав и свобод челове 4) строгое соблюдение заключенных Россией международных дого Требование законности несовместимо с аналогией. Если гражданское законодательство допускает возникновение гражданских прав и обязанностей непосредственно из общих начал и смысла гражданского законодательства, то есть исходя из принципов данной отрасли права, то 191 Уголовно-исполнительное право Глава 6. Принципы уголовно-исполнительного права
применение уголовного и уголовно-исполнительного законодательства по аналогии не допускается. Реформирование уголовно-исполнительной системы и соответствующего законодательства неизбежно влечет за собой пробелы в законе, восполнение которых относится к исключительной компетенции законодателя. В других отраслях законодательства (например, в гражданском, семейном, трудовом) средствами устранения пробелов служат аналогия закона и аналогия права. Нередко законность отождествляется с законопослушанием, с точным и неукоснительным исполнением предписаний закона. В последние годы высказывается иное суждение: сама по себе правоприменительная, законопослушная деятельность - это еще не законность. По этому поводу Л.С. Явич и С.А. Комаров справедливо замечают, что содержанием законности является не исполнение закона как такового, не деятельность, в которой он находит осуществление, а соответствие этой деятельности закону13. Некоторые авторы выступают против слепого поклонения закону, приводят в доказательство примеры законов, принятие которых имело последствия криминогенного характера (запрет производства абортов, ограничение продажи спиртных напитков, установление мнимых преступлений, подобных уклонению от уплаты налогов, и т. п.)14. В связи с этим вносятся предложения включить в понятие законности так называемых правовых законов и признаки «неправовых законов», отдавать предпочтение целесообразности перед законностью из-за сложных социально-экономических условий в стране. Такие суждения ничего общего не имеют с объективным содержанием принципа законности. Для законности характерны следующие черты: а) всеобщность законности, заключающаяся в ее обязательности как б) единство законности, состоящее в выполнении ее требований в) верховенство Конституции РФ, Уголовно-исполнительного кодек г) неотвратимость реализации законности - пресечение любых нару правоотношениях законность. Иными словами, правопорядок достигается не иначе как через обеспечение законности; д) недопустимость противопоставления законности и целесообразности. Необходимо подчеркнуть, что законность и есть высшая целесообразность. Законность предполагает учет целесообразности. В уголовно-исполнительном законодательстве немало норм, имеющих педагогическое содержание, требующих проявления мастерства воспитателя, творческой инициативы, принятия решений по оценке поведения осужденного, а в некоторых нормах прямо заложены схемы управленческих решений (например, ст. 82-105 УИК РФ). И если при этом учесть, что не все основные средства исправления осужденных в полном объеме регулируются нормами уголовно-исполнительного права (воспитательная работа, общественно полезный труд, общественное воздействие, общее образование), то станет ясно, что мы имеем дело с обстоятельствами, которые в определенной мере способствуют примату целесообразности над законностью. Однако в любых случаях соображения целесообразности должны учитываться на основании и в рамках только уголовно-исполнительного закона; е) неразрывная связь законности и правовой культуры. Обеспечение ж) мера государственного принуждения (наказание) не является юри Принцип гуманизма закреплен во Всеобщей декларации прав человека (1948), Декларации прав и свобод человека и гражданина (1991), Конституции РФ, Уголовном и Уголовно-исполнительном кодексах РФ. Согласно ст. 21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством, и ничто не может быть основанием для его умаления. Согласно ч. 2 данной статьи никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию; никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. Указанное
В ст. 29 Основ говорится, что испытание новых методов диагностики, профилактики и лечения, а также лекарственных средств, проведение биомедицинских исследований с привлечением в качестве объекта лиц, задержанных, заключенных под стражу, отбывающих наказание в местах лишения свободы, не допускаются.
7 Уголовно-исполнительное право. Том 1 Уголовно-исполнительное право
Глава 6. Принципы уголовно-исполнительного права
Этот принцип закреплен также в других статьях Конституции РФ, Так, в ст. 20, закрепляющей право каждого на жизнь, говорится, что смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела в суде с участием присяжных заседателей. Часть 2 ст. 26 констатирует, что «каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества». Можно привести и другие примеры: ч. 2 ст. 37 (о запрещении принудительного труда); ч. 1 ст. 41 (о праве каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь); ст. 43 (о праве каждого на образование); ст. 54 (об обратной силе закона: «Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет»). Реализация указанного принципа в уголовно-исполнительном законодательстве России отвечает международным стандартам. В Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными (своего рода «Великой хартии» прав осужденных) отмечается, что заключение и другие меры, изолирующие правонарушителя от окружающего мира, причиняют ему страдания уже в силу того, что они отнимают у него право на самоопреде<
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (573)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |