Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Международно-правовые стандарты, применяемые к отдельным категориям правонарушителей



2016-01-26 812 Обсуждений (0)
Международно-правовые стандарты, применяемые к отдельным категориям правонарушителей 0.00 из 5.00 0 оценок




Минимальные стандартные правила Организации Объединенных На­ций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолет­них (Пекинские правила), имеют рекомендательный характер и приме­няются государствами - членами ООН с учетом экономических, соци­альных и культурных условий, существующих в каждом из них. Правила определяют цели отправления правосудия в отношении несовершенно­летних (содействие их благополучию, соблюдение соразмерности мер


 



167


Уголовно-исполнительное право

воздействия g особенностями личности правонарушителя и с обстоя­тельствами правонарушения) и принципы обращения с ними на всех стадиях уголовного правосудия, включая исполнение наказания.

Ограничение личной свободы несовершеннолетнего правонаруши­теля должно быть сведено до минимума. Лишение личной свободы воз­можно лишь в случае, если он признан виновным в совершении серьез­ного деяния с применением насилия против другого лица или в не­однократном совершении иных серьезных правонарушений, а также в отсутствие другой соответствующей меры воздействия.

К несовершеннолетним не применяются смертная казнь и теле­сные наказания. При выборе карающих санкций в отношении несо­вершеннолетних правонарушителей должны преобладать интересы обеспечения благополучия и будущего молодых людей, что обус­ловливает использование всего диапазона мер, альтернативных ли­шению свободы, максимального применения системы пробации пу­тем вынесения условных приговоров и отсрочки их исполнения. Пра­вила рекомендуют применять к несовершеннолетним такие меры воздействия, как опека, надзор, пробация, постановления о работе на благо общины, об участии в групповой психотерапии, о передаче на воспитание и др.

Помещение несовершеннолетнего в исправительное учреждение яв­ляется крайней мерой, так как негативные последствия лишения свобо­ды и изоляции от общества сказываются на нем в большей степени, чем на взрослом. Если в отношении несовершеннолетнего избрано наказа­ние в виде лишения свободы, то оно должно быть ограничено мини­мально необходимым сроком. При этом предпочтение должно отдаваться «открытым» учреждениям по сравнению с «закрытыми». Учреждения тюремного типа для несовершеннолетних неприемлемы. Они должны содержаться отдельно от взрослых.

Целью воспитательной работы с несовершеннолетними, содержа­щимися в исправительных учреждениях, является обеспечение опеки, защиты, образования и профессиональной подготовки для оказания им помощи в выполнении социально полезной и плодотворной роли в об­ществе. Несовершеннолетним должны обеспечиваться уход и оказывать­ся необходимая помощь - социальная, психологическая, медицинская, физическая, а также помощь в области образования и профессиональной подготовки, что вызывает необходимость постоянного улучшения работы персонала исправительных учреждений.

В более широких масштабах рекомендуется применять в отноше­нии несовершеннолетних осужденных условное освобождение и, как правило, в ранние сроки отбывания наказания.


Глава 5. Международно-правовые акты... обращения с заключенными

Правила подчеркивают необходимость использования промежуточ­ных форм работы, которые могутреализовываться в исправительных уч­реждениях с ослабленным режимом, воспитательных домах, центрах дневной подготовки, и других форм, которые могут способствовать над­лежащей реинтеграции несовершеннолетних в жизнь общества.

Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты не­совершеннолетних, лишенных свободы, разработаны с учетом положений важнейших международно-правовых документов, принятых в рамках ООН: Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах, Конвенции против пыток и дру­гих жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обра­щения и наказания, Конвенции о правах ребенка, а также других меж­дународных документов, касающихся защиты прав и благополучия мо­лодых людей.

Правила провозглашают следующие основные принципы и цели:

- система правосудия в отношении несовершеннолетних должна
защищать их права и безопасность, содействовать их хорошему фи­
зическому и умственному состоянию. Тюремное заключение долж­
но применяться лишь как крайняя мера и в течение минимально
необходимого срока;

- цель Правил - установление минимальных стандартов, приня­
тых ООН для защиты несовершеннолетних, лишенных свободы в
любой форме, в соответствии с правами человека и основными сво­
бодами, чтобы противодействовать неблагоприятным последствиям
всех видов заключения и способствовать вовлечению осужденных в
жизнь общества;

- забота о несовершеннолетних, содержащихся в исправительных
учреждениях, и подготовка к возвращению их в общество являются
социальной деятельностью большой важности.

Согласно Правилам условия содержания несовершеннолетних осуж­денных должны соответствовать цели перевоспитания при уделении дол­жного внимания их потребности в уединении, возможностям общения со сверстниками, участию в занятиях спортом и проведении досуга. Спаль­ные помещения, как правило, должны состоять из нескольких комнат для небольших групп осужденных или отдельных комнат на одного че­ловека. Они обеспечиваются пищей, качество и количество которой дол­жны отвечать диетическим и санитарно-гигиеническим нормам, жела­тельно с учетом религиозных и культурных требований.

Каждый несовершеннолетний имеет право на получение обязатель­ного образования, которое по возможности следует организовывать за пределами исправительного учреждения. Библиотеки учреждений дол-


 


168


169


Уголовно-исполнительное право

жны располагать соответствующей учебной и другой литературой, пред­
назначенной для несовершеннолетних. v

С целью выбора профессии и учетом требований администрации уч­реждения несовершеннолетним осужденным должна предоставляться возможность выбора видов оплачиваемых работ в дополнение к профес­сиональной подготовке. Интересы несовершеннолетних в области про­фессиональной подготовки не должны быть подчинены целям извлече­ния прибыли исправительным учреждением.

Для обеспечения должной связи несовершеннолетних с внешним миром, имеющей важное значение для их подготовки к жизни на свобо­де, им необходимо разрешать общаться с семьями, друзьями и иными лицами, покидать исправительное учреждение для посещения дома, получать разрешение на выход за пределы учреждения для учебы, про­фессиональной подготовки и других важных целей.

Правила содержат ограничения, касающиеся физического сдержи­вания и применения силы. Использование этих средств запрещается, за исключением случаев, когда все другие меры контроля исчерпаны и не дали результата, и лишь в той форме, которая разрешена законом. Они не могут носить характер унижения или глумления и должны использо­ваться в ограниченном объеме и только в течение минимального необ­ходимого времени. Ношение и применение оружия персоналом долж­но быть запрещено.

В отношении несовершеннолетних недопустимы сокращение пита­ния, ограничение или лишение контактов с семьей в каких бы то ни было целях. Труд не должен применяться к несовершеннолетним в ка­честве дисциплинарной меры. Коллективные наказания запрещены. Ни один осужденный не должен выполнять функции по поддержанию дис­циплины, за исключением тех, которые связаны с осуществлением Кон­троля за конкретной деятельностью в социальной области, сфере обра­зования и спорта или в рамках программ самоуправления.

Согласно Правилам персонал исправительных учреждений для несовершеннолетних должен быть квалифицированным, иметь в своем составе достаточное число таких специалистов, как воспитатели, инст­рукторы производственного обучения, социальные работники, психи­атры, психологи. Особое внимание при подборе сотрудников должно обращаться на их честность, гуманность, способность работать с несо­вершеннолетними, профессиональные навыки. Персонал следует по­стоянно поощрять к гуманному, добросовестному и эффективному вы­полнению своих обязанностей, к тому, чтобы его поведение служило образцом для несовершеннолетних и положительно ориентировало их на будущее. Сотрудникам необходимо иметь подготовку в области дет-

170


Глава 5. Международно-правовые акты... обращения с заключенными

ской психологии, знать международные нормы в области прав человека и прав ребенка. При выполнении своих обязанностей они должны ува­жать и охранять человеческое достоинство и основные права всех несо­вершеннолетних осужденных.

Стандартные минимальные правша Организации Объединенных На­ций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токий­ские правила), распространяются на всю сферу уголовной юстиции - от возбуждения уголовного дела до исполнения наказания. В них содер­жатся основные принципы и положения, касающиеся реализации уго­ловных мер, не связанных с тюремным заключением. Правила, имея рекомендательный характер, применяются исходя из политических, экономических, социальных и культурных условий каждой страны, а также целей и задач ее системы уголовного правосудия.

Органам, выносящим приговоры, Правила рекомендуют предусмат­ривать по делам следующие альтернативные лишению свободы меры:

- устные санкции (замечание, порицание, предупреждение);

- условное освобождение от ответственности;

- поражение в гражданских правах;

- экономические санкции и денежные наказания;

- конфискация или постановление о лишении права собственно­
сти на имущество;

- возвращение имущества жертве или постановление о компенса­
ции;

- условное наказание или наказание с отсрочкой;

- условное освобождение из заключения и судебный надзор;

- выполнение общественно полезных работ;

- направление в исправительное учреждение с обязательным еже­
дневным присутствием;

- домашний арест;

- любой другой вид обращения, не связанный с тюремным заклю­
чением;

- какое-либо сочетание перечисленных мер.

Согласно Правилам выбор меры, не связанной с тюремным заклю­чением, должен основываться на оценке характера и степени тяжести правонарушения, а также личности и биографии правонарушителя, це­лей приговора и прав жертвы. В ходе применения мер, не связанных с лишением свободы, права правонарушителя не ограничиваются в боль­шей степени, чем это санкционировано компетентным органом, вынес­шим первоначальное решение. Не связанные с лишением свободы меры исключают проведение медицинских и психологических эксперимен­тов над правонарушителем или причинение ему физической либо ду-

171


Уголовно-исполнительное право

шевной травмы. Правонарушитель вправе подать запрос или жалобу в судебный или другой компетентный независимый орган по вопросам, затрагивающим его личные права в процессе применения альтернатив­ных лишению свободы мер.

Правила предусматривают ряд альтернативных мер, применяемых после вынесения приговора, в целях замены лишения свободы более мягким видом наказания: отпуском или помещением осужденного в исправительное учреждение полутюремного типа; освобождением в связи с работой или учебой; различными формами освобождения под честное слово; сокращением срока; помилованием. И наоборот, если мера, не связанная с лишением свободы, окажется неэффективной, то к право­нарушителю могут быть применены более строгие меры воздействия, вплоть до тюремного заключения. Однако такое решение должно при­ниматься после тщательного рассмотрения обстоятельств дела и только при отсутствии других подходящих альтернативных мер.

Международно-правовые документы в отношении лиц, приговоренных к смертной казни

В 1984 г. Экономический и Социальный Совет ООН одобрил га­рантии по обеспечению защиты прав лиц, приговоренных к смертной казни, рекомендованные Комитетом ООН по предупреждению пре­ступности и борьбе с ней, и принял соответствующую резолюцию -«Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни». В этом документе предусмотрено, в частности, следующее:

- в странах, которые не отменили смертную казнь, смертный приго­
вор может быть вынесен лишь за самые серьезные преступления, со­
став которых ограничивается преднамеренными деяниями со смер­
тельным исходом или другими чрезвычайно тяжелыми последствия­
ми;

- смертный приговор не выносится за преступления, совершенные
лицами моложе 18 лет; в равной степени не должен приводиться в
исполнение смертный приговор в отношении беременных женщин
или тех, кто недавно стал матерью, или лиц, потерявших рассудок;

- смертный приговор может быть приведен в исполнение только в
соответствии с окончательным судебным решением, вынесенным
компетентным судом после завершения судебного процесса;

- каждый приговоренный к смертной казни имеет право подать
апелляцию в суд высшей инстанции и прошение о помиловании или
замене приговора (помилование или замена приговора предоставля­
ются во всех случаях вынесения смертного приговора);


Глава 5. Международно-правовые акты... обращения с заключенными

- смертный приговор не может быть приведен в исполнение до рас­
смотрения соответствующими органами прошения о помиловании
или до завершения иных регрессных и других процедур, имеющих
отношение к помилованию или изменению приговора;

- в случае приведения смертного приговора в исполнение эта про­
цедура должна осуществляться таким образом, чтобы причинять как
можно меньше страданий.

§ 3. Проблемы реализации международных стандартов

обращения с осужденными в уголовно-исполнительном

законодательстве России

Реализация международных стандартов, касающихся обращения с осужденными, в России осуществляется по трем направлениям: а) по­средством формирования соответствующей уголовно-исполнительной политики; б) через национальное законодательство; в) в практической деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания.

Реализация международных стандартов посредством формирования соответствующей уголовно-исполнительной политики

В СССР в условиях существования административно-командной системы управления всеми сферами государственной деятельности, за­крытости уголовно-исполнительной системы международные стандар­ты обращения с заключенными не являлись приоритетными в развитии национального законодательства. В печати данная ситуация объясня­лась тем, что советское законодательство не только соответствовало меж­дународно-правовым нормам, но и-во многом шло дальше их, в связи с чем «правоохранительные органы, ориентируясь на складывающуюся политическую конъюнктуру, фактически самостоятельно, без учета об­щественного мнения, международного опыта формировали основы ис­правительно-трудовой (уголовно-исполнительной) политики»6.

С конца 80-х годов XX столетия картина стала меняться: Россия активно интегрировалась в мировое сообщество, что сопровождалось принятием соответствующих политических и государственных решений. В 1989 г. Россией были подписаны Венские соглашения, согласно ко­торым наше государство обязалось обеспечить гуманное обращение с осужденными, уважение их человеческого достоинства и соблюдение принятых ООН Минимальных стандартных правил обращения с за­ключенными. В этой связи правовое регулирование исполнения уголов-


 


172


173


Уголовно-исполнительное право

ных наказаний, в первую очередь лишения свободы, нуждалось в суще­ственных изменениях, направленных на реальное воплощение принци­па гуманизма в обращении с осужденными. Законом Российской Фе­дерации от 12 июня 1992 г. «О внесении изменений и дополнений в Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» впервые осужденным к лишению свободы была гарантирована свобода совести и вероисповеда­ния; введены нормы, обеспечивающие их право на личную безопасность; предоставлена возможность пользования платными медицинскими ус­лугами, ведения телефонных переговоров, использования ежегодного оплачиваемого отпуска с выездом или без выезда за пределы исправи­тельных учреждений; отменены такие дисциплинарные взыскания, как лишение очередного свидания и права на получение очередной посыл­ки или передачи; сняты ограничения на переписку и др.7

При вступлении России в Совет Европы ей были поставлены конк­ретные задачи: передать управление пенитенциарными учреждениями в ведение Министерства юстиции, подписать и ратифицировать Конвен­цию по защите прав человека и основных свобод, Протокол № 6 к кото­рой отменяет в мирное время смертную казнь, установить мораторий на исполнение смертных приговоров. Ратификация Конвенции Россией состоялась в марте 1998 г.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 июля 1998 г. «О передаче уголовно-исполнительной системы Ми­нистерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министер­ства юстиции Российской Федерации» уголовно-исполнительная сис­тема МВД России с входящими в ее состав центральным и территориаль­ными органами, учреждениями, организациями, предприятиями и имуществом с 1 сентября 1998 г. передана в ведение Минюста России.

В настоящее время деятельность УИС постепенно меняется в соответ­ствии с требованиями международных правовых актов. В частности, это­му способствует утвержденная Правительством Российской Федерации целевая программа «Реформирование уголовно-исполнительной систе­мы Министерства юстиции Российской Федерации на 2002-2006 годы». Реализация программы будет происходить в два этапа. На первом этапе (2002-2003) запланировано усовершенствовать нормативно-правовую базу деятельности УИС, обеспечить правопорядок в местах лишения свободы, улучшить размещение заключенных под стражу и осужденных в исправительных учреждениях и решить иные вопросы, касающиеся стабильности функционирования УИС.

На основе этой программы в марте 2001 г. и декабре 2003 г. произве­дены системные изменения в УИС Минюста России, существенно гу-


Глава5. Международно-правовые акты... обращения с заключенными

манизировавшие условия отбывания наказания и укрепившие гаран­тии прав и интересов граждан, изолированных от общества. Переработа­ны более двух тысяч ведомственных нормативных актов. Изменения в уголовно-исполнительной политике способствовали сокращению ко­личества заключенных под стражу и осужденных к лишению свободы, что позволило частично решить проблему переполненности учрежде­ний УИС.

Реализация второго этапа программы включает в себя строительство и реконструкцию СИЗО, создание дополнительных мест для осужден­ных к наказанию в виде пожизненного лишения свободы, увеличение жилой площади для иных осужденных и др.

Меняется и политика государства по определению внутренней сути и идеологии УИС. Дальнейшее развитие исправительных учреждений будет идти по пути создания центров социальной реабилитации осуж­денных в условиях изоляции от общества. В них должны трудиться пред­ставители служб социальной защиты, здравоохранения, образования и других ведомств.

Реализация международных стандартов в уголовно-исполнительном законодательстве

С позиции права возможны следующие способы реализации междуна-родных стандартов с помощью законодательства: 1) прямое действие меж­дународных норм; 2) приведение в соответствие с ними национального за­конодательства. С учетом временного периода внедрения международ­ных стандартов в практику УИС их можно также разделить на две группы: а) стандарты, для внедрения которых имеются все условия; б) стандарты, которые внедряются не сразу, а при наличии необходимых экономичес­ких и социальных условий.

1. Прямое действие международных норм. Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 но­ября 1991 г., подчеркивает необходимость приведения национального законодательства в соответствие с общепризнанными стандартами прав и свобод человека. Конституция РФ гласит, что «общепризнанные прин­ципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем пре­дусмотренные законом, то применяются правила международного до­говора» (ч. 4 ст. 15). В соответствии с данной конституционной нормой ч. 2 ст. 3 УИК РФ определяет соотношение уголовно-исполнительного законодательства с международно-правовыми актами следующим об-


 


174


175


Уголовно-исполнительное право

разом: «Если международным договором Российской Федерации уста­новлены иные правила исполнения наказания и обращения с осужден­ными, чем предусмотренные уголовно-исполнительным законодатель­ством Российской Федерации, то применяются правила международно­го договора». Приведенное положение является наглядным примером законодательного закрепления одного из способов реализации между­народных стандартов обращения с заключенными, связанного с при­знанием Российской Федерацией приоритета ратифицированных ею международных договоров перед российским законодательством.

Кроме того, ратифицированные Российской Федерацией междуна­родно-правовые акты, не требующие издания специальных законов для их применения, действуют в России непосредственно. К их числу отно­сятся такие стандарты ООН в области соблюдения прав и свобод чело­века, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Конвенция № 29 о принудитель­ном или обязательном труде, Конвенция против пыток и других жесто­ких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и пр.

Что касается специализированных международных документов ре­комендательного характера (Минимальные стандартные правила обра­щения с заключенными, Пекинские правила, Токийские правила и др.), то их юридическая сила оценивается неоднозначно. Во-первых, они яв­ляются актами международных правительственных организаций, не имеющими обязательной силы для всех государств; во-вторых, недооце­нивать юридическую силу этих актов тоже нельзя, так как они нашли достаточно широкое признание у мирового сообщества. Содержащийся в них ряд принципов и положений заимствован из ратифицированных международно-правовых актов, что повышает их юридическую значи­мость. В связи с этим такие акты могут действовать непосредственно, без включения в национальное законодательство.

2. Приведение национального законодательства в соответствие с меж­дународными нормами права. Статья 3 УИК РФ содержит нормы, касаю­щиеся реализации международных норм права в российском уголовно-исполнительном законодательстве. В ч. 1 указывается: «Уголовно-ис­полнительное законодательство Российской Федерации учитывает международные договоры Российской Федерации, относящиеся к ис­полнению наказаний и обращению с осужденными, в соответствии с экономическими и социальными возможностями». Часть 4 этой же ста­тьи касается реализации в российском уголовно-исполнительном зако­нодательстве рекомендаций (деклараций) международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными, что

176


Глава 5. Международно-правовые акты... обращения с заключенными

возможно при наличии необходимых экономических и социальных ус­ловий.

Согласно международным нормам права основной целью наказания является защита общества от преступных посягательств, для достижения которой необходимо решение ряда задач, в том числе предупреждение преступлений и исправление или ресоциализация осужденных. Как ука­зывается в Минимальных стандартных правилах обращения с заключен­ными, данной цели можно добиться только в том случае, если по отбы­тии срока наказания и по возвращении к нормальной жизни в обществе правонарушитель оказывается не только готовым, но и способным под­чиняться законодательству и обеспечивать свое существование (пр. 58). В соответствии с этим УИК РФ закрепил следующие цели уголовно-исполнительного законодательства: исправление осужденных и предуп­реждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Цели конкретизированы в его задачах - регулирова­нии порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определе­нии средств исправления осужденных, охране их прав, свобод и закон­ных интересов, оказании осужденным помощи в социальной адаптации (ст. 1).

Указанные в УИК РФ цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства отвечают требованиям международных стандартов. Во-первых, они учитывают необходимость проведения мероприятий по подготовке осужденных к освобождению и оказанию им помощи в со­циальной адаптации. Во-вторых, целью исправления осужденных явля­ются «формирование у них уважительного отношения к человеку, об­ществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежи­тия и стимулирование правопослушного поведения» (ч. 1 ст. 9). Это соответствует требованиям международных стандартов: сформировать у осужденных установку на законопослушное поведение и выработать способность обеспечивать в его рамках свое нормальное существование в обществе. В-третьих, установленные в УИК РФ (ч. 2,3 ст. 9) средства исправления осужденных (порядок исполнения и отбывания наказа­ния - режим, воспитательная работа, общественно полезный труд, по­лучение общего образования, профессиональная подготовка и обще­ственное воздействие) и правила их применения (необходимость учета вида наказания, характера и степени общественной опасности совер­шенного преступления, личности осужденных и их поведения) также отвечают требованиям международных стандартов обращения с осуж­денными.

В духе международных стандартов в УИК РФ впервые сформулиро­ваны принципы российского уголовно-исполнительного законодатель-

177


 

Уголовно-исполнительное право

ства: законность, гуманизм, демократизм, равенство осужденных перед законом, дифференциация и индивидуализация исполнения наказаний, рациональное применение мер принуждения, средств исправления осуж­денных и стимулирование их правопослушного поведения, соединение наказания с исправительным воздействием (ст. 8).

Под влиянием международных стандартов в российском уголовно-исполнительном законодательстве впервые подробно определен право­вой статус осужденных (ст. 10 УИК РФ). Так, при исполнении наказа­ний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Фе­дерации, что отвечает предписаниям ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, ка­кие установлены законом. Данная статья Кодекса гласит, что Россий­ская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств исправле­ния, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении нака­заний.

Ранее подобной нормы в законодательстве не было, так как госуд; ство не брало на себя обязанность защищать права, свободы и интерес осужденных. Кроме того, УИК РФ в отдельных статьях впервые опреде­ляет конкретные важнейшие права и обязанности осужденных, отвеча­ющие требованиям международных стандартов, в частности право на получение информации о своих правах и обязанностях, порядке и ус­ловиях отбывания наказания; право на вежливое обращение со стороны персонала учреждений, исполняющих наказания; право на обращение с предложениями, заявлениями и жалобами практически в любые ин­станции; запрет на проведение с осужденными медицинских и иных опытов, ставящих под угрозу их жизнь и здоровье; право на охрану здо­ровья, социальное обеспечение, личную безопасность, свободу совести и вероисповедания.

Кроме общих положений и принципов, УИК РФ воспроизводит и более конкретные требования и рекомендации международных норм, касающихся, например, классификации осужденных, микросоциаль­ных условий отбывания наказания, режима, труда, воспитательной ра­боты, обучения, подготовки к освобождению и т. д.

Законодательные изменения, происшедшие в России, позволили приблизить условия отбывания наказания в виде лишения свободы кмеждународным стандартам. В частности, осужденным больным, инва­лидам, беременным женщинам, кормящим матерям, несовершеннолет-

178


Глава 5. Международно-правовые акты... обращения с заключенными

ним установлены повышенные нормы питания; по желанию эти осуж­денные могут получать любую платную дополнительную лечебно-про­филактическую помощь; кормящим матерям разрешено совместное про­живание с детьми; осужденным предоставлено право на телефонные раз­говоры, выезд за пределы учреждения, перевод в облегченные условия содержания, проведение длительных свиданий вне колонии; ограниче­ны максимальные сроки пребывания осужденных в штрафных изолято­рах, помещениях камерного типа и т. д.

Кроме того, УИК РФ введены и другие новеллы, отвечающие требо­ваниям и рекомендациям международных стандартов, например:

- расширена система льгот и поощрений осужденным;

- предусмотрено обязательное государственное страхование и пен­
сионное обеспечение осужденных;

- установлен порядок представления осужденных ко всем видам
досрочного освобождения от отбывания наказания;

- определено правовое положение осужденных к смертной казни
и др.

Отмеченные нововведения российского уголовно-исполнительного законодательства - прямое отражение рекомендаций международных норм права, которые прочно входят в практику деятельности учрежде­ний и органов, исполняющих наказания. Однако имеются междуна­родные стандарты, практическое применение которых требует опреде­ленного времени и соответствующих материальных средств, в частности это касается:

- разработки научно обоснованной классификации осужденных и
программ их исправления;

- размещения осужденных в отдельных комнатах (камерах);

- обеспечения права освобождаемых на эффективную социальную
и материальную поддержку после освобождения;

- обеспечения отбывания наказания по месту жительства;

- строительства новых и реконструкции старых мест содержания под
стражей и учреждений, исполняющих наказания.



2016-01-26 812 Обсуждений (0)
Международно-правовые стандарты, применяемые к отдельным категориям правонарушителей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Международно-правовые стандарты, применяемые к отдельным категориям правонарушителей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (812)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)