Международно-правовые стандарты, применяемые к отдельным категориям правонарушителей
Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), имеют рекомендательный характер и применяются государствами - членами ООН с учетом экономических, социальных и культурных условий, существующих в каждом из них. Правила определяют цели отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (содействие их благополучию, соблюдение соразмерности мер
167 Уголовно-исполнительное право воздействия g особенностями личности правонарушителя и с обстоятельствами правонарушения) и принципы обращения с ними на всех стадиях уголовного правосудия, включая исполнение наказания. Ограничение личной свободы несовершеннолетнего правонарушителя должно быть сведено до минимума. Лишение личной свободы возможно лишь в случае, если он признан виновным в совершении серьезного деяния с применением насилия против другого лица или в неоднократном совершении иных серьезных правонарушений, а также в отсутствие другой соответствующей меры воздействия. К несовершеннолетним не применяются смертная казнь и телесные наказания. При выборе карающих санкций в отношении несовершеннолетних правонарушителей должны преобладать интересы обеспечения благополучия и будущего молодых людей, что обусловливает использование всего диапазона мер, альтернативных лишению свободы, максимального применения системы пробации путем вынесения условных приговоров и отсрочки их исполнения. Правила рекомендуют применять к несовершеннолетним такие меры воздействия, как опека, надзор, пробация, постановления о работе на благо общины, об участии в групповой психотерапии, о передаче на воспитание и др. Помещение несовершеннолетнего в исправительное учреждение является крайней мерой, так как негативные последствия лишения свободы и изоляции от общества сказываются на нем в большей степени, чем на взрослом. Если в отношении несовершеннолетнего избрано наказание в виде лишения свободы, то оно должно быть ограничено минимально необходимым сроком. При этом предпочтение должно отдаваться «открытым» учреждениям по сравнению с «закрытыми». Учреждения тюремного типа для несовершеннолетних неприемлемы. Они должны содержаться отдельно от взрослых. Целью воспитательной работы с несовершеннолетними, содержащимися в исправительных учреждениях, является обеспечение опеки, защиты, образования и профессиональной подготовки для оказания им помощи в выполнении социально полезной и плодотворной роли в обществе. Несовершеннолетним должны обеспечиваться уход и оказываться необходимая помощь - социальная, психологическая, медицинская, физическая, а также помощь в области образования и профессиональной подготовки, что вызывает необходимость постоянного улучшения работы персонала исправительных учреждений. В более широких масштабах рекомендуется применять в отношении несовершеннолетних осужденных условное освобождение и, как правило, в ранние сроки отбывания наказания. Глава 5. Международно-правовые акты... обращения с заключенными Правила подчеркивают необходимость использования промежуточных форм работы, которые могутреализовываться в исправительных учреждениях с ослабленным режимом, воспитательных домах, центрах дневной подготовки, и других форм, которые могут способствовать надлежащей реинтеграции несовершеннолетних в жизнь общества. Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, разработаны с учетом положений важнейших международно-правовых документов, принятых в рамках ООН: Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах, Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Конвенции о правах ребенка, а также других международных документов, касающихся защиты прав и благополучия молодых людей. Правила провозглашают следующие основные принципы и цели: - система правосудия в отношении несовершеннолетних должна - цель Правил - установление минимальных стандартов, приня - забота о несовершеннолетних, содержащихся в исправительных Согласно Правилам условия содержания несовершеннолетних осужденных должны соответствовать цели перевоспитания при уделении должного внимания их потребности в уединении, возможностям общения со сверстниками, участию в занятиях спортом и проведении досуга. Спальные помещения, как правило, должны состоять из нескольких комнат для небольших групп осужденных или отдельных комнат на одного человека. Они обеспечиваются пищей, качество и количество которой должны отвечать диетическим и санитарно-гигиеническим нормам, желательно с учетом религиозных и культурных требований. Каждый несовершеннолетний имеет право на получение обязательного образования, которое по возможности следует организовывать за пределами исправительного учреждения. Библиотеки учреждений дол-
168 169 Уголовно-исполнительное право жны располагать соответствующей учебной и другой литературой, пред С целью выбора профессии и учетом требований администрации учреждения несовершеннолетним осужденным должна предоставляться возможность выбора видов оплачиваемых работ в дополнение к профессиональной подготовке. Интересы несовершеннолетних в области профессиональной подготовки не должны быть подчинены целям извлечения прибыли исправительным учреждением. Для обеспечения должной связи несовершеннолетних с внешним миром, имеющей важное значение для их подготовки к жизни на свободе, им необходимо разрешать общаться с семьями, друзьями и иными лицами, покидать исправительное учреждение для посещения дома, получать разрешение на выход за пределы учреждения для учебы, профессиональной подготовки и других важных целей. Правила содержат ограничения, касающиеся физического сдерживания и применения силы. Использование этих средств запрещается, за исключением случаев, когда все другие меры контроля исчерпаны и не дали результата, и лишь в той форме, которая разрешена законом. Они не могут носить характер унижения или глумления и должны использоваться в ограниченном объеме и только в течение минимального необходимого времени. Ношение и применение оружия персоналом должно быть запрещено. В отношении несовершеннолетних недопустимы сокращение питания, ограничение или лишение контактов с семьей в каких бы то ни было целях. Труд не должен применяться к несовершеннолетним в качестве дисциплинарной меры. Коллективные наказания запрещены. Ни один осужденный не должен выполнять функции по поддержанию дисциплины, за исключением тех, которые связаны с осуществлением Контроля за конкретной деятельностью в социальной области, сфере образования и спорта или в рамках программ самоуправления. Согласно Правилам персонал исправительных учреждений для несовершеннолетних должен быть квалифицированным, иметь в своем составе достаточное число таких специалистов, как воспитатели, инструкторы производственного обучения, социальные работники, психиатры, психологи. Особое внимание при подборе сотрудников должно обращаться на их честность, гуманность, способность работать с несовершеннолетними, профессиональные навыки. Персонал следует постоянно поощрять к гуманному, добросовестному и эффективному выполнению своих обязанностей, к тому, чтобы его поведение служило образцом для несовершеннолетних и положительно ориентировало их на будущее. Сотрудникам необходимо иметь подготовку в области дет- 170 Глава 5. Международно-правовые акты... обращения с заключенными ской психологии, знать международные нормы в области прав человека и прав ребенка. При выполнении своих обязанностей они должны уважать и охранять человеческое достоинство и основные права всех несовершеннолетних осужденных. Стандартные минимальные правша Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), распространяются на всю сферу уголовной юстиции - от возбуждения уголовного дела до исполнения наказания. В них содержатся основные принципы и положения, касающиеся реализации уголовных мер, не связанных с тюремным заключением. Правила, имея рекомендательный характер, применяются исходя из политических, экономических, социальных и культурных условий каждой страны, а также целей и задач ее системы уголовного правосудия. Органам, выносящим приговоры, Правила рекомендуют предусматривать по делам следующие альтернативные лишению свободы меры: - устные санкции (замечание, порицание, предупреждение); - условное освобождение от ответственности; - поражение в гражданских правах; - экономические санкции и денежные наказания; - конфискация или постановление о лишении права собственно - возвращение имущества жертве или постановление о компенса - условное наказание или наказание с отсрочкой; - условное освобождение из заключения и судебный надзор; - выполнение общественно полезных работ; - направление в исправительное учреждение с обязательным еже - домашний арест; - любой другой вид обращения, не связанный с тюремным заклю - какое-либо сочетание перечисленных мер. Согласно Правилам выбор меры, не связанной с тюремным заключением, должен основываться на оценке характера и степени тяжести правонарушения, а также личности и биографии правонарушителя, целей приговора и прав жертвы. В ходе применения мер, не связанных с лишением свободы, права правонарушителя не ограничиваются в большей степени, чем это санкционировано компетентным органом, вынесшим первоначальное решение. Не связанные с лишением свободы меры исключают проведение медицинских и психологических экспериментов над правонарушителем или причинение ему физической либо ду- 171 Уголовно-исполнительное право шевной травмы. Правонарушитель вправе подать запрос или жалобу в судебный или другой компетентный независимый орган по вопросам, затрагивающим его личные права в процессе применения альтернативных лишению свободы мер. Правила предусматривают ряд альтернативных мер, применяемых после вынесения приговора, в целях замены лишения свободы более мягким видом наказания: отпуском или помещением осужденного в исправительное учреждение полутюремного типа; освобождением в связи с работой или учебой; различными формами освобождения под честное слово; сокращением срока; помилованием. И наоборот, если мера, не связанная с лишением свободы, окажется неэффективной, то к правонарушителю могут быть применены более строгие меры воздействия, вплоть до тюремного заключения. Однако такое решение должно приниматься после тщательного рассмотрения обстоятельств дела и только при отсутствии других подходящих альтернативных мер. Международно-правовые документы в отношении лиц, приговоренных к смертной казни В 1984 г. Экономический и Социальный Совет ООН одобрил гарантии по обеспечению защиты прав лиц, приговоренных к смертной казни, рекомендованные Комитетом ООН по предупреждению преступности и борьбе с ней, и принял соответствующую резолюцию -«Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни». В этом документе предусмотрено, в частности, следующее: - в странах, которые не отменили смертную казнь, смертный приго - смертный приговор не выносится за преступления, совершенные - смертный приговор может быть приведен в исполнение только в - каждый приговоренный к смертной казни имеет право подать Глава 5. Международно-правовые акты... обращения с заключенными - смертный приговор не может быть приведен в исполнение до рас - в случае приведения смертного приговора в исполнение эта про § 3. Проблемы реализации международных стандартов обращения с осужденными в уголовно-исполнительном законодательстве России Реализация международных стандартов, касающихся обращения с осужденными, в России осуществляется по трем направлениям: а) посредством формирования соответствующей уголовно-исполнительной политики; б) через национальное законодательство; в) в практической деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания. Реализация международных стандартов посредством формирования соответствующей уголовно-исполнительной политики В СССР в условиях существования административно-командной системы управления всеми сферами государственной деятельности, закрытости уголовно-исполнительной системы международные стандарты обращения с заключенными не являлись приоритетными в развитии национального законодательства. В печати данная ситуация объяснялась тем, что советское законодательство не только соответствовало международно-правовым нормам, но и-во многом шло дальше их, в связи с чем «правоохранительные органы, ориентируясь на складывающуюся политическую конъюнктуру, фактически самостоятельно, без учета общественного мнения, международного опыта формировали основы исправительно-трудовой (уголовно-исполнительной) политики»6. С конца 80-х годов XX столетия картина стала меняться: Россия активно интегрировалась в мировое сообщество, что сопровождалось принятием соответствующих политических и государственных решений. В 1989 г. Россией были подписаны Венские соглашения, согласно которым наше государство обязалось обеспечить гуманное обращение с осужденными, уважение их человеческого достоинства и соблюдение принятых ООН Минимальных стандартных правил обращения с заключенными. В этой связи правовое регулирование исполнения уголов-
172 173 Уголовно-исполнительное право ных наказаний, в первую очередь лишения свободы, нуждалось в существенных изменениях, направленных на реальное воплощение принципа гуманизма в обращении с осужденными. Законом Российской Федерации от 12 июня 1992 г. «О внесении изменений и дополнений в Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» впервые осужденным к лишению свободы была гарантирована свобода совести и вероисповедания; введены нормы, обеспечивающие их право на личную безопасность; предоставлена возможность пользования платными медицинскими услугами, ведения телефонных переговоров, использования ежегодного оплачиваемого отпуска с выездом или без выезда за пределы исправительных учреждений; отменены такие дисциплинарные взыскания, как лишение очередного свидания и права на получение очередной посылки или передачи; сняты ограничения на переписку и др.7 При вступлении России в Совет Европы ей были поставлены конкретные задачи: передать управление пенитенциарными учреждениями в ведение Министерства юстиции, подписать и ратифицировать Конвенцию по защите прав человека и основных свобод, Протокол № 6 к которой отменяет в мирное время смертную казнь, установить мораторий на исполнение смертных приговоров. Ратификация Конвенции Россией состоялась в марте 1998 г. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 июля 1998 г. «О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации» уголовно-исполнительная система МВД России с входящими в ее состав центральным и территориальными органами, учреждениями, организациями, предприятиями и имуществом с 1 сентября 1998 г. передана в ведение Минюста России. В настоящее время деятельность УИС постепенно меняется в соответствии с требованиями международных правовых актов. В частности, этому способствует утвержденная Правительством Российской Федерации целевая программа «Реформирование уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации на 2002-2006 годы». Реализация программы будет происходить в два этапа. На первом этапе (2002-2003) запланировано усовершенствовать нормативно-правовую базу деятельности УИС, обеспечить правопорядок в местах лишения свободы, улучшить размещение заключенных под стражу и осужденных в исправительных учреждениях и решить иные вопросы, касающиеся стабильности функционирования УИС. На основе этой программы в марте 2001 г. и декабре 2003 г. произведены системные изменения в УИС Минюста России, существенно гу- Глава5. Международно-правовые акты... обращения с заключенными манизировавшие условия отбывания наказания и укрепившие гарантии прав и интересов граждан, изолированных от общества. Переработаны более двух тысяч ведомственных нормативных актов. Изменения в уголовно-исполнительной политике способствовали сокращению количества заключенных под стражу и осужденных к лишению свободы, что позволило частично решить проблему переполненности учреждений УИС. Реализация второго этапа программы включает в себя строительство и реконструкцию СИЗО, создание дополнительных мест для осужденных к наказанию в виде пожизненного лишения свободы, увеличение жилой площади для иных осужденных и др. Меняется и политика государства по определению внутренней сути и идеологии УИС. Дальнейшее развитие исправительных учреждений будет идти по пути создания центров социальной реабилитации осужденных в условиях изоляции от общества. В них должны трудиться представители служб социальной защиты, здравоохранения, образования и других ведомств. Реализация международных стандартов в уголовно-исполнительном законодательстве С позиции права возможны следующие способы реализации междуна-родных стандартов с помощью законодательства: 1) прямое действие международных норм; 2) приведение в соответствие с ними национального законодательства. С учетом временного периода внедрения международных стандартов в практику УИС их можно также разделить на две группы: а) стандарты, для внедрения которых имеются все условия; б) стандарты, которые внедряются не сразу, а при наличии необходимых экономических и социальных условий. 1. Прямое действие международных норм. Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г., подчеркивает необходимость приведения национального законодательства в соответствие с общепризнанными стандартами прав и свобод человека. Конституция РФ гласит, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» (ч. 4 ст. 15). В соответствии с данной конституционной нормой ч. 2 ст. 3 УИК РФ определяет соотношение уголовно-исполнительного законодательства с международно-правовыми актами следующим об-
174 175 Уголовно-исполнительное право разом: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила исполнения наказания и обращения с осужденными, чем предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, то применяются правила международного договора». Приведенное положение является наглядным примером законодательного закрепления одного из способов реализации международных стандартов обращения с заключенными, связанного с признанием Российской Федерацией приоритета ратифицированных ею международных договоров перед российским законодательством. Кроме того, ратифицированные Российской Федерацией международно-правовые акты, не требующие издания специальных законов для их применения, действуют в России непосредственно. К их числу относятся такие стандарты ООН в области соблюдения прав и свобод человека, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Конвенция № 29 о принудительном или обязательном труде, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и пр. Что касается специализированных международных документов рекомендательного характера (Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, Пекинские правила, Токийские правила и др.), то их юридическая сила оценивается неоднозначно. Во-первых, они являются актами международных правительственных организаций, не имеющими обязательной силы для всех государств; во-вторых, недооценивать юридическую силу этих актов тоже нельзя, так как они нашли достаточно широкое признание у мирового сообщества. Содержащийся в них ряд принципов и положений заимствован из ратифицированных международно-правовых актов, что повышает их юридическую значимость. В связи с этим такие акты могут действовать непосредственно, без включения в национальное законодательство. 2. Приведение национального законодательства в соответствие с международными нормами права. Статья 3 УИК РФ содержит нормы, касающиеся реализации международных норм права в российском уголовно-исполнительном законодательстве. В ч. 1 указывается: «Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации учитывает международные договоры Российской Федерации, относящиеся к исполнению наказаний и обращению с осужденными, в соответствии с экономическими и социальными возможностями». Часть 4 этой же статьи касается реализации в российском уголовно-исполнительном законодательстве рекомендаций (деклараций) международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными, что 176 Глава 5. Международно-правовые акты... обращения с заключенными возможно при наличии необходимых экономических и социальных условий. Согласно международным нормам права основной целью наказания является защита общества от преступных посягательств, для достижения которой необходимо решение ряда задач, в том числе предупреждение преступлений и исправление или ресоциализация осужденных. Как указывается в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными, данной цели можно добиться только в том случае, если по отбытии срока наказания и по возвращении к нормальной жизни в обществе правонарушитель оказывается не только готовым, но и способным подчиняться законодательству и обеспечивать свое существование (пр. 58). В соответствии с этим УИК РФ закрепил следующие цели уголовно-исполнительного законодательства: исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Цели конкретизированы в его задачах - регулировании порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определении средств исправления осужденных, охране их прав, свобод и законных интересов, оказании осужденным помощи в социальной адаптации (ст. 1). Указанные в УИК РФ цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства отвечают требованиям международных стандартов. Во-первых, они учитывают необходимость проведения мероприятий по подготовке осужденных к освобождению и оказанию им помощи в социальной адаптации. Во-вторых, целью исправления осужденных являются «формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения» (ч. 1 ст. 9). Это соответствует требованиям международных стандартов: сформировать у осужденных установку на законопослушное поведение и выработать способность обеспечивать в его рамках свое нормальное существование в обществе. В-третьих, установленные в УИК РФ (ч. 2,3 ст. 9) средства исправления осужденных (порядок исполнения и отбывания наказания - режим, воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие) и правила их применения (необходимость учета вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения) также отвечают требованиям международных стандартов обращения с осужденными. В духе международных стандартов в УИК РФ впервые сформулированы принципы российского уголовно-исполнительного законодатель- 177
Уголовно-исполнительное право ства: законность, гуманизм, демократизм, равенство осужденных перед законом, дифференциация и индивидуализация исполнения наказаний, рациональное применение мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирование их правопослушного поведения, соединение наказания с исправительным воздействием (ст. 8). Под влиянием международных стандартов в российском уголовно-исполнительном законодательстве впервые подробно определен правовой статус осужденных (ст. 10 УИК РФ). Так, при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации, что отвечает предписаниям ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом. Данная статья Кодекса гласит, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. Ранее подобной нормы в законодательстве не было, так как госуд; ство не брало на себя обязанность защищать права, свободы и интерес осужденных. Кроме того, УИК РФ в отдельных статьях впервые определяет конкретные важнейшие права и обязанности осужденных, отвечающие требованиям международных стандартов, в частности право на получение информации о своих правах и обязанностях, порядке и условиях отбывания наказания; право на вежливое обращение со стороны персонала учреждений, исполняющих наказания; право на обращение с предложениями, заявлениями и жалобами практически в любые инстанции; запрет на проведение с осужденными медицинских и иных опытов, ставящих под угрозу их жизнь и здоровье; право на охрану здоровья, социальное обеспечение, личную безопасность, свободу совести и вероисповедания. Кроме общих положений и принципов, УИК РФ воспроизводит и более конкретные требования и рекомендации международных норм, касающихся, например, классификации осужденных, микросоциальных условий отбывания наказания, режима, труда, воспитательной работы, обучения, подготовки к освобождению и т. д. Законодательные изменения, происшедшие в России, позволили приблизить условия отбывания наказания в виде лишения свободы кмеждународным стандартам. В частности, осужденным больным, инвалидам, беременным женщинам, кормящим матерям, несовершеннолет- 178 Глава 5. Международно-правовые акты... обращения с заключенными ним установлены повышенные нормы питания; по желанию эти осужденные могут получать любую платную дополнительную лечебно-профилактическую помощь; кормящим матерям разрешено совместное проживание с детьми; осужденным предоставлено право на телефонные разговоры, выезд за пределы учреждения, перевод в облегченные условия содержания, проведение длительных свиданий вне колонии; ограничены максимальные сроки пребывания осужденных в штрафных изоляторах, помещениях камерного типа и т. д. Кроме того, УИК РФ введены и другие новеллы, отвечающие требованиям и рекомендациям международных стандартов, например: - расширена система льгот и поощрений осужденным; - предусмотрено обязательное государственное страхование и пен - установлен порядок представления осужденных ко всем видам - определено правовое положение осужденных к смертной казни Отмеченные нововведения российского уголовно-исполнительного законодательства - прямое отражение рекомендаций международных норм права, которые прочно входят в практику деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания. Однако имеются международные стандарты, практическое применение которых требует определенного времени и соответствующих материальных средств, в частности это касается: - разработки научно обоснованной классификации осужденных и - размещения осужденных в отдельных комнатах (камерах); - обеспечения права освобождаемых на эффективную социальную - обеспечения отбывания наказания по месту жительства; - строительства новых и реконструкции старых мест содержания под
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (812)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |