Применение норм уголовно-исполнительного права
Применение права - особая сфера обеспечения действия права, его норм, под которой понимается «государственно-властная деятельность компетентных органов, состоящая в специальных организационных действиях по обеспечению реализации юридических норм»6. Процесс применения норм права С.С. Алексеев подразделяет на три основные стадии: 1. Установление фактических обстоятельств дела, куда относятся сбор 2. Выбор и анализ норм права - установление юридической основы 271 Уголовно-исполнительное право Глава 8. Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации
мы, уяснение ее смысла путем толкования, проверка ее юридическс силы, то есть установление факта действия во времени и в пространс 3. Решение дела, выраженное в издании акта применения права. Акты применения права (правоприменительные акты) представляют собой индивидуально определенные акты, фиксирующие индивидуальное поведение участников уголовно-исполнительных правоотношений в конкретной ситуации. В условиях деятельности исправительных учреждений типичным правоприменительным актом является постановление, санкционированное или согласованное (когда в установленном порядке требуются санкция или согласование). Так, материальный ущерб, причиненный осужденным государству, взыскивается по постановлению начальника исправительного учреждения. Его же постановлением осужденному могут быть разрешены выезд за пределы учреждения, право передвижения без конвоя или сопровождения вне исправительного учреждения. Действие норм уголовно-исполнительного права в пространстве и во времени основывается на единых общих положениях, установленных законодательством Российской Федерации для всех отраслей права. В то же время в пределах предписаний общих положений законодатель вправе устанавливать те или иные особенности применения норм конкретной отрасли права. Согласно ч. 1 ст. 6 УИК РФ уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации применяется на всей ее территории. Это положение особенно важно для государства с федеративным устройством. Следовательно, субъекты Федерации не имеют права издавать законы, устанавливающие правила исполнения уголовных наказаний. В ч. 2 ст. 6 УИК РФ впервые закреплены правила применения норм во времени: исполнение наказаний, а также применение средств исправления осужденных и оказание помощи освобождаемым лицам осуществляются в соответствии с законодательством, действующим во время их исполнения. В связи с действием уголовно-исполнительного законодательства во времени возникает вопрос об обратной силе его норм. Соответствую- j щей специальной нормы нет как в уголовном, так и в уголовно-испол-нительном законодательстве. Видимо, следует исходить из того, что | данный вопрос будет решаться каждый раз особо, как это было при принятии УИК РФ. Федеральный закон «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» установил применение обратной силы закона в отношении осужденных, переведенных к 1 июля 1997 г. в улучшенные условия содержания. Кданной категории осужденных разрешалось применять положения, предусмот- рённые УИК РФ для осужденных, находящихся в облегченных усло-вЦх отбывания наказания. И наоборот, осужденные к лишению свободы когли быть переведены в строгие условия содержания за нарушения установленного порядка отбывания наказания, совершенные после введения в действие Кодекса, то есть после 1 июля 1997 г. Необходимым элементом применения нормы уголовно-исполнительного права является ее толкование, которое необходимо для правильного понимания содержания нормы и ее реализации. Толкование закона означает всестороннее и глубокое уяснение воли законодателя, выраженной в данном тексте закона, уяснение истинного смысла закона, вложенного в его текст законодателем. Толковать норму права может любой орган государства, любое должностное лицо, любой гражданин. Однако не всякое толкование обязательно для применения нормы права. В зависимости от степени обязательности толкование делят по субъекту (или источнику) на следующие виды: легальное (в том числе аутентическое), судебное и доктринальное (научное). Легальное - законное толкование, то есть толкование тем органом, чье разъяснение становится обязательным. Аутентическим является толкование нормы органом, ее издавшим. Следовательно, легальное толкование Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации, Советом Федерации, а легальное аутентическое толкование - Государственной Думой. Судебное толкование, осуществляемое судом при рассмотрении дел, Доктринальное (научное) толкование необязательно для применения нормы права, но оно может предшествовать принятию закона, как это было при подготовке уголовно-исполнительного законодательства, Легальному или судебному толкованию действующей правовой нормы.
272 273
Уголовно-исполнительное право По способам (приемам) осуществления толкование бывает граммаш-ческое, логическое, систематическое, историческое и телеологическое. Грамматическое (филологическое) толкование состоит в уяснении Логическое толкование предполагает использование законов И правил логики для уяснения подлинного смысла нормы, который иногда не совпадает с ее буквальным изложением. Так, основные средства исправления осужденных, предусмотренные в ст. 9 УИК РФ, вполне очевидно, являются и средствами достижения других целей уголовно-исполнительного законодательства (одна из них - предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами). Систематическое толкование - это уяснение содержания и смысла правовых предписаний исходя из места, которое они занимают в данном Уголовно-исполнительном кодексе. Поскольку ст. 9 УИК РФ содержится в главе «Общие положения», постольку она, следовательно, имеет отношение ко всем видам уголовных наказаний. Правильному пониманию смысла действующих норм способствует и историческое толкование7, когда уясняемые нормы сравниваются с ранее действовавшими нормами. По вопросу о предмете уголовно-исполнительного законодательства такое постановление позволяет выявить тенденцию его расширения: ИТК РСФСР 1924 г. регулировал исполнение двух видов наказания - лишения свободы и принудительных работ; ИТК РСФСР 1933 г. - исполнение лишения свободы, исправительно-трудовых работ и ссьинси, соединенной с исправительно-трудовыми работами; Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик (1969) предусматривали исполнение четырех видов наказания (лишения свободы, ссылки, высылки и исправительных работ без лишения свободы, а также условного осуждения к лишению свободы и условного освобождения из мест лишения свободы с обязательным привлечением осужденного к труду). Если понимать под телеологическим толкованием уяснение соответствия содержания нормативных актов тем целям, для достижения которых они приняты, то можно констатировать, что при нынешнем определении предмета уголовно-исполнительного законодательства наблюдается полное совпадение объемов содержания уголовного и уголовно-исполнительного права. По объему различают адекватное, ограничительное и распространительное толкование правовых норм. Адекватное толкование предполагает буквальное понимание нормы. Например, из текста ч. 1 ст. 74 Глава 8. Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации УИК РФ прямо следует, что исправительными учреждениями являются только исправительные колонии, тюрьмы, воспитательные колонии и лечебные исправительные учреждения. Никакие другие месталишения свободы не могут рассматриваться как исправительные учреждения. Ограничительное толкование допускается при несовпадении действительного смысла нормы с буквальным. Например, в п. «б» ч. 1 ст. 121 УИК РФ указывается, что осужденным, отбывающим наказания в обычных условиях в исправительных колониях общего режима, разрешается иметь четыре краткосрочных и четыре длительных свидания в течение года. Однако буквально эту норму толковать нельзя, так как ч. 3 ст. 89 УИК РФ предусматривает возможность по просьбе осужденного заменять длительное свидание краткосрочным, краткосрочное или длительное свидание - телефонным разговором. Распространительноетолкование предполагает отнесение к случаям, указанным в норме лишь в самой общей форме. Так, в ч. 2 ст. 81 УИК РФ установлено, что перевод осужденного из одной колонии в другую того же вида режима допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, а также при иных исключительных обстоятельствах(выделено нами. - М.М.). От распространительного толкования следует отличать так называемое расширительное толкование, при котором суждения выходят за пределы предписаний законодателя. В силу этого фактически имеет место создание новой нормы права. Подобного рода изучение нормы, по сути, не является толкованием и потому недопустимо. При ограничительном и распространительном толковании важно четко уяснить подлинный смысл закона, ибо речь идет о применении нормы. Поэтому весьма желательно, чтобы ограничительное или распространительное толкование было легальным, а не доктринальным. 1 См., напр.: Уголовно-исполнительное право / Под ред. В.И. Селиверстова. 2 Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1981. С. 240. 3 См.: Елеонский В.А. Поощрительные нормы уголовного права и их значение 4 Маркс К. Дебаты шестого рейнского ландтага // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. 5 См.: Алексеев С.С. Струк?гура советского права. М., 1975. С. 195, 218. 6 Алексеев С.С. Проблемы теории права. Свердловск, 1973, Т. 2. С. 201. 7 Существует мнение, что к историческому толкованию следует прибегать тог-
274 275
Глава 9. Уголовно-исполнительные правоотношения Глава 9 УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ § 1. Правовые связи, образующие механизм реализации норм уголовно-исполнительного права Нормы и источники уголовно-исполнительного права устанавливают и закрепляют правовые связи, определяют круг вступающих в правовые отношения субъектов, их возможное и должное поведение. В этой главе речь пойдет о действии уголовно-исполнительного права, реализации его норм и правоотношениях, образующих механизм этой реализации. Конечно, существование норм, источников и самой отрасли уголовно-исполнительного права - это тоже стадия ее реализации, но начальная, неосновная. Она формирует правовые основы и организационно-правовые начала перехода из нормативной сферы в реальную сферу правоотношений. Иначе говоря, наличие объективного права лишь создает предпосылки для последующей реализации субъектами конкретных прав и обязанностей. Однако без этой начальной стадии реализации норм уголовно-исполнительного права невозможно существование основной стадии - уголовно-исполнительных правоотношений. Объективное право возникает с появлением и развитием общественных связей, которые начинают требовать нормативного регулирования. Ю.И. Гревцов отмечает, что, полагая «определенные общественные связи в качестве правовых, государство устанавливает объем (пределы) возможностей и круг определенной деятельности в юридической сфере»1. Нормы уголовно-исполнительного права необходимы для урегулирования общественных связей, появляющихся при исполнении уголовных наказаний. Возникновение этих норм - результат процесса общественного развития. Сначала появилось исправительно-трудовое право, которое регулировало общественные связи, возникавшие при исполнении наказаний, связанных с мерами исправительно-трудового воздействия, в основе которых был общественно полезный труд. В1984 г. исправительно-трудовое право стало дополнительно регулировать испол- нение наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия. Тогда же обозначилась проблема внесения изменений в исправительно-трудовое законодательство и разработки на его основе нового законодательства - уголовно-исполнительного. Началась подготовка Основ уголовно-исполнительного законодательства, концепция которых была сформулирована в 1988 г. Конституционное оформление переименования исправительно-трудового законодательства в уголовно-исполнительное произошло в 1993 г. (п. «о» ст. 71 Конституции Российской Федерации). Таким образом, исправительно-трудовое право также было переименовано и стало называться уголовно-исполнительным. В настоящее время Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации как основной источник этой отрасли права регулирует исполнение всех видов уголовного наказания. Демократические преобразования в обществе позволили отказаться от необходимости закрепления в законе слишком притязательных по отношению к осужденным принципов и положений, касающихся наказаний, связанных только с исправительно-трудовым воздействием, и раскрыть общие положения исполнения всех наказаний. Действующий Уголовно-исполнительный кодекс закрепил сложившиеся отношения в сфере исполнения уголовных наказаний, ставшие за последние десять лет более гуманными и демократичными, а также отразил объективную тенденцию их развития с учетом международных норм и правил. Наличие системы норм права отражает лишь возможность деятельности субъектов в правовом поле. Реальную же основу деятельности составляют общественные связи, возникающие между субъектами. Общественные связи, урегулированные нормами права, тождественны правоспособности. В системе действия права они называются правовыми связями, в рамках которых субъекты могут реализовывать свои возможности: использовать права или исполнять юридические обязанности. Их реализация - лишь элемент, составная часть полного осуществления прав и обязанностей субъектов, которое происходит при наступлении предусмотренных законами условий (юридических фактов) в правоотношениях. Например, со вступлением приговора суда в законную силу у государственных органов появляется право исполнить наказание, а у осужденных - обязанность его отбыть. С этого момента начинается реализация норм уголовно-исполнительного права. Реализация норм права - актуальная проблема правовой науки. Социальный заказ на исследование динамических процессов права сформировался еще в застойные времена, когда XXVI съезд КПСС конста-
276 277 Уголовно-исполнительное право Глава 9. Уголовно-исполнительные правоотношения
тировал, что у нас принято немало законов, дело стоит за их точным и неукоснительным осуществлением2. Однако советскому обществу не удалось добиться единого выполнения норм права всеми. В те годы «главное заключалось в принятии очередной нормы - закона или постановления. Будет новое постановление, соответственно, изменится и наша жизнь. Вот почему такие постановления принимались десятками и сотнями. И также десятками и сотнями не выполнялись»3. То же самое происходило и в области исправительно-трудового права, когда многочисленные ведомственные нормативные акты регулировали чуть ли не каждый шаг осужденного. Кроме того, масса предписанных ему правил поведения содержалась в служебных или секретных инструкциях и непосредственно предъявлялась осужденному в виде требований администрации. Большое количество правил поведения, напрямую зависевших от издания администрацией правоприменительных актов, мешало осужденным исполнять свои обязанности. Все это вело к тому, что оба субъекта допускали отступления от требований норм права. Например, в Исправительно-трудовом кодексе РСФСР 1970 г. провозглашалась задача исправления и перевоспитания осужденных (ст. 1), но она реально не выполнялась; было зафиксировано правовое положение осужденных по принципу «дозволено все, что не запрещено» (ст. 8), но регламентация множества обязанностей осужденных в ведомственных нормативных актах определяла их реальный правовой статус по принципу «запрещено все, что не дозволено» и т. д. Такое положение отчасти можно объяснить тем, что в механизме реализации правовых норм права администрации преобладали над их обязанностями, их требования к выполнению норм права осужденными -над процедурами реализации, осужденный как субъект права игнорировался. Новая правоохранительная политика, заложенная в Конституции РФ, формирует ведущую регулятивно-обязывающую функцию охранительных законов, а также учреждений и органов, их реализующих. В частности, Правительству РФ вменяется в обязанность осуществлять меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью (ст. 114). В процессе реализации норм уголовно-исполнительного права регулятивно-дозво-лительная функция государства реализует субъективное право уголовно-исполнительных органов на наказание, а регулятивно-обязывающая обеспечивает выполнение должностными лицами возложенных на них ответственных обязанностей перед обществом, которые являются: - элементом демократизации в процессе реализации наказания; - звеном в механизме реализации наказания;
- одним из слагаемых правового статуса должностных лиц; - одним из условий осуществления прав осужденных; - способом обеспечения защиты общества и его граждан от пре В настоящее время такое понимание обязанностей в охранительной правореализации начинает адекватно восприниматься законодателем. Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы» указывает обязанности (ст. 13) исправительных учреждений, исходящие из их основных задач (ст. 2). Вся уголовно-исполнительная система нацелена на исправление осужденных и предупреждение преступлений, а значит, на охрану человека, общества и государства от преступных посягательств (ст. 2 УК РФ). Ранее подобного закона не существовало и обязанности учреждений и органов, исполняющих наказания, прямо не определялись. Итак, иерархия правовых связей, движущих процесс реализации наказания, выглядит следующим образом: осуществление прав учреждениями, исполняющими наказания, по отношению к осужденным есть их обязанность по обеспечению охраны граждан, общества и государства от преступных посягательств, которая, в свою очередь, есть реализация конституционной обязанности по обеспечению защиты человека, его прав и свобод, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью в целом. § 2. Понятие уголовно-исполнительных правоотношений Если существование норм уголовно-исполнительного права исходит из наличия общественной связи, то существование уголовно-исполнительных правоотношений - из наличия общественных отношений, возникающих между субъектами права. Следовательно, урегулированные нормами права общественные правовые связи - это лишь возможность осуществления субъектами самостоятельных поступков при наступлении определенных юридических фактов, а правоотношения -это взаимообусловленное поведение субъектов, их отношения (взаимодействие). Субъект общественной связи не связан с действиями конкретного партнера, а субъект общественного отношения - связан. Момент отношений между субъектами является ключевым для понимания правоотношений. Первым признаком уголовно-исполнительных правоотношений Можно назвать то, что они - часть существующих в данном обществе
278
279 Уголовно-исполнительное право Глава 9. Уголовно-исполнительные правоотношения
отношений между людьми. В основе любых общественных отношений, в том числе правовых, лежат производственные отношения. Уголовно-исполнительные правоотношения являются идеологическими, относящимися к надстройке. До определенной степени они самостоятельны и оказывают обратное влияние на базис - производственные отношения. Второй признак уголовно-исполнительных правоотношений - это то, что они служат средством перевода норм уголовно-исполнительного права в плоскость индивидуализированных связей субъективных прав и юридических обязанностей субъектов. Такой перевод возможен при наступлении определенных юридических фактов при вынесении приговора (определения, постановления) суда и вступлении его в законную силу, а также принятии актов амнистии и помилования. Поэтому нормы уголовно-исполнительного права - это модель дозволенного поведения, а правоотношения - конкретная мера поведения субъектов. Если правовые нормы являются источниками правовой энергии, то субъективные права и юридические обязанности «выступают в качестве своего рода передатчиков этой энергии, ее воплощения в конкретных мерах поведения для данных субъектов»4. Правоотношения вносят организованность в общественные отношения и являются этапом достижения целей, стоящих перед уголовно-исполнительным законодательством. Уголовно-исполнительные правоотношения являются результатом реализации норм уголовно-исполнительного права, основным и завершающим звеном механизма правового регулирования. Без правоотношений не могут быть реализованы нормы уголовно-исполнительного права, они - «обязательное средство в механизме правового регулирования, то есть если этот механизм приводится в действие, то он не может миновать стадию правоотношения»5. Третий признак уголовно-исполнительных правоотношений - их урегулированность нормами уголовно-исполнительного права. При этом определяющим в правоотношении является не норма права сама по себе, а деятельность субъектов, на поведение которых (через их сознание и волю) она воздействует, то есть уголовно-исполнительное правоотношение, как и любое правоотношение, детерминированное материальными условиями жизни общества, непосредственно проявляется через материальные интересы людей (субъектов) и одновременно через волю государства, которое издает юридические нормы и регулирует эти интересы в необходимом направлении. Взаимосвязь между юридической нормой и правоотношением является объективной закономерностью. В процессе исполнения наказаний возникают разные виды правоотношений в зависимости от того, нормы каких отраслей права их регули- 280 руют. Например, уголовное право регулирует уголовно-правовые отношения, складывающиеся при совершении преступления. С момента окончательного процессуального оформления в приговоре суда и вступления его в законную силу регулируемые уголовно-правовые отношения трансформируются в охранительно-принудительные (карательные), связанные с реализацией санкции и уголовной ответственности через наказание. Наказание - это охранительное уголовно-правовое отношение между государством (судебными органами) и осужденными, регулируемое охранительной уголовно-правовой нормой (санкцией). Право притязания государства на принуждение (кару) - это динамическая стадия охранительного уголовно-правового регулирования, направленного на упорядочение поведения осужденных как субъектов уголовно-правовых отношений: соблюдение правоограничений, исполнение вытекающих из них обязанностей, а в конечном счете - воздержание от новых преступлений. В этом и состоит реализация охранительной уголовно-правовой нормы. Как отмечает НА Стручков, из «уголовного правоотношения вытекает общее право государства наказать виновного в совершении преступления и обязанность последнего отбыть это наказание, а также право виновного на соответствующее закону обращение с ним и обязанность государства соблюсти предписания права»6. Наказание - это диспозиция охранительной уголовно-правовой нормы (санкции). Реализация наказания включает его отбывание осужденным и обеспечение достижения его целей учреждениями и органами, исполняющими наказания. Они «обслуживают» цели уголовно-правового принуждения, используя разъяснительные, организационные и принудительные способы воздействия на осужденных. Реализация наказания обеспечивается также нормами уголовно-исполнительного права, устанавливающими условия и порядок отбывания (исполнения) наказания и достижения его целей. На основе норм уголовно-исполнительного права происходит вторичная регламентация общественных отношений в соответствии с целями наказания. Гражданские, административные, трудовые и другие правовые отношения в большей мере трансформируются в уголовно-исполнительные правоотношения. Для каждого осужденного, отбывающего наказание в соответствии с содеянным, - это индивидуально регламентированные общественные отношения, связывающие его и представителей органов, исполняющих наказания. Согласно ст. 10 УИК РФ осужденным гарантируются праваи свободы граждан Российской Федерации (с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законо- 281 Уголовно-исполнительное право Глава 9. Уголовно-исполнительные правоотношения
дательством Российской Федерации), при этом они не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей. Следовательно, они остаются субъектами иных правоотношений, то есть гражданско-правовых, семейно-брачных, трудовых и т. д. В большей степени это касается осужденных к наказаниям в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ и другим наказаниям, не связанным с ограничением или лишением свободы. Они продолжают оставаться гражданами Российской Федерации, хотя и ограничиваются в некоторых правах и на них возлагаются дополнительные обязанности. Уровень правоограничений зависит от вида уголовного наказания: более суровое наказание соответствует более высокому уровню правоограничений. Четвертым признаком уголовно-исполнительных правоотношений является то, что отношения между субъектами осуществляются через их юридические права и обязанности на основе норм уголовно-исполнительного права, согласно которым у одного субъекта появляется право, а у другого - обязанность. Право и обязанность связаны между собой, так как едины «по своему объекту, по своему фактическому содержанию, воплощенному для одного лица в том, что оно может, а для другого - в том, чтооно должно...»7. В связи с изложенным возникает вопрос: какой субъект выступает в качестве активной стороны в правоотношениях? В охранительных уголовно-исполнительных правоотношениях активными сторонами являются оба субъекта: учреждения, исполняющие наказания, и осужденные. Однако их активное поведение должно опосредоваться «таким своеобразием сочетаний правомочий и обязанностей, которое может быть охарактеризовано как своего рода закон для данного вида или типа правоотношений»8. В правоотношениях реализации наказания активные правомочия учреждений, исполняющих наказания, преобладают над активными обязанностями осужденных, и в этом состоит закон их отношений. Главным симптомом новизны, скачка при смене регулятивного правоотношения охранительным является «возникновение свойства субъективного права принудительно осуществляться»9, «ответ» же преступника, претерпевание им наказания «является следствием применения к виновному государственного принуждения, выступает необходимым моментом осуществления меры наказания...»10. Права учреждений и органов в отношении осужденных могут реализоваться в требованиях к выполнению ими правоограничений, запретов и исполнению обязанностей (например, при исполнении наказаний в виде лишения свободы на определенный срок, пожизненного лишения свободы, ограничения свободы, ареста, содержания в дисциплинарной воинской части), или в контроле за исполнением осужденным возложенных на него обязанностей (например, при исполнении наказания в виде штрафа), или в непосредственных действиях по реализации наказания (например, при исполнении наказаний в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственных наград, ограничения по военной службе, конфискации имущества). Активными элементами в правоотношениях могут выступать не только права, но и обязанности учреждений и органов, исполняющих наказания. Но это уже будут не уголовно-исполнительные правоотношения. Так, на основе Закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» возникают правоотношения между этими учреждениями и органами и государством. В данном случае обязанными субъектами являются учреждения и органы, а правами по отношению к ним обладает государство. Это административно-правовые отношения активного типа, в которых обязанный субъект должен совершать положительные действия. Основная обязанность учреждений и органов, исполняющих наказания, - способствовать выполнению задачи уголовного закона - охране общества от преступных посягательств. Для ее вьшолнения они должны исправлять осужденных, предупреждать с их стороны новые преступления. Эти обязанности они выполняют не только перед государством, но и перед гражданами и обществом в целом, отчитываясь перед ними за свою правоохранительную деятельность. Права государства, общества, граждан по отношению к обязанному субъекту (учреждениям и органам, исполняющим наказания) в правоотношениях активного типа выступают как юридические вспомогательные средства, призванные обеспечить исполнение обязанностей. Хотя в названном Законе управомоченный субъект четко не обозначен, однако правоотношения, возникающие на его основе, являются двусторонними, ибо обязанности данных учреждений и органов служат не праву вообще, а интересам общества и правопорядка в целом. Пятым признаком уголовно-исполнительных правоотношений является наличие специфических субъектов этих правоотношений: учреждений и органов, исполняющих наказания, и лиц, осужденных к уголовным наказаниям. Учреждения и органы, исполняющие наказания, - это юридические лица, наделенные правосубъектностью в рамках предоставленных им прав и обязанностей. Они несут ответственность за надлежащее осуществление своих функций (ст. 1 УИК РФ). Осужденный как субъект уголовно-исполнительных правоотношений - это физическое
282 283 Уголовно-исполнительное право
Глава 9. Уголовно-исполнительные правоотношения
лицо, пользующееся правосубъектностью в рамках предоставленных ему законом прав и обязанностей. Органы, исполняющие наказания, являются управомоченной стороной, а осужденные - обязанной. Шестой признак уголовно-исполнительных правоотношений - это поддержание их принудительной силой государства. Эти правоотношения находятся в специфическом положении по отношению к государству, которое поддерживает, гарантирует действия управомоченного субъекта и обеспечивает исполнение обязанностей другим субъектом (осужденным). Без поддержки принудительной силой государства правоотношения не могут существовать. За превышение своих прав отдельные должностные лица могут привлекаться к дисциплинарной и уголовной ответственности. Например, сотрудники, допустившие жестокие, бесчеловечные или унижающие человеческое достоинство действия, несут дисциплинарную (вплоть до увольнения из органов УИС) либо уголовную ответственность. Согласно закону осужденные также несут ответственность за невыполнение своих обязанностей, выражающееся в нарушении установленного порядка или нанесении материального ущерба (ст. 102, 115 УИКРФ). Таким образом, уголовно-исполнительные правоотношения - это урегулированные нормами уголовно-исполнительного права общественные отношения, характеризующиеся наличием прав и обязанностей и возникающие при исполнении уголовных наказаний между учреждениями и органами, их исполняющими, и осужденными.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2270)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |