Персонал учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, и основные требования к нему
Для выполнения задач, стоящих перед уголовно-исполнительной системой, необходимы квалифицированные, профессионально грамотные люди. Прежде чем говорить о правовых вопросах рассматриваемой проблемы, следует отметить, что слово «персонал» - иностранного происхождения, в русском языке означает личный состав какого-либо учреждения, предприятия или часть этого состава, представляющую собой группу по профессиональным или иным признакам. Применительно к нашей теме понятие «персонал» охватывает всех лиц, работающих в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания. Согласно ст. 24 гл. IV Закона РФ от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», к работникам уголовно-исполнительной системы относятся лица, имеющие специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы, рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, объединений учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, предприятий учреждений, исполняющих наказания, федерального органа уголовно-исполнительной системы и его территориальных органов, а также следственных изоляторов, предприятий, научно-исследовательских, проектных, лечебных, учебных и иных учреждений, входящих в уголовно-исполнительную систему. В свою очередь, работники уголовно-исполнительной системы (как сотрудники, имеющие специальные звания, так и служащие, рабочие), состоящие в штатах учреждений, исполняющих наказания, объединений учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, предприятий учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов, входящих в уголовно-исполнительную систему, являются персоналом учреждений, исполняющих наказания (ч. 2 ст. 24 Закона РФ 324 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»). К персоналу не относятся работники центральных и территориальных органов управления УИС, иных учреждений и органов, входящих в уголовно-исполнительную систему, но созданных в большей степени для обеспечения функционирования УИС и непосредственно не исполняющих наказания. До принятия Положения о службе в УИС или иного подобного нормативного акта1 порядок и условия прохождения государственной службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы определяются в соответствии со ст. 1 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации: «Сотрудниками органов внутренних дел являются граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, которым в установленном настоящим Положением порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел»2. Перечни должностей рядового, младшего, среднего и старшего начальствующего состава и соответствующие этим должностям специальные звания утверждаются министром юстиции Российской Федерации. Перечни должностей высшего начальствующего состава и соответствующие этим должностям специальные звания утверждаются Президентом Российской Федерации. Порядок реализации в уголовно-исполнительной системе Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации устанавливается приказом Минюста России от 26 апреля 2002 г. № 117 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации». Действие нормативных актов, регулирующих деятельность сотрудников, на рабочих и служащих (вольнонаемный состав) не распространяется. Порядок и условия их работы определяются прежде всего трудовым законодательством Российской Федерации, частично - УИК РФ, Законом РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и другими подзаконными актами. Права, обязанности, социальные гарантии, предусмотренные для сотрудников УИС, распространяются на рабочих и служащих только в строго определенных нормативными актами случаях. Таким образом, «работники», «сотрудники», «рабочие и служащие», «персонал» - это самостоятельные понятия, обозначающие разные категории работающих в УИС России. 325 Уголовно-исполнительное право Глава 11. Персонал учреждений и органов...
Требования, предъявляемые к персоналу учреждений и органов УИС, исполняющих наказания Деятельность учреждений и органов, исполняющих наказания, связана с реализацией их сотрудниками властных полномочий и необходимостью применять меры государственного принуждения, что влечет за собой повышенную ответственность за последствия принимаемых ими решений и осуществляемых действий. Сотрудникам уголовно-исполнительной системы приходится постоянно сталкиваться с различными формами противодействия их служебной деятельности со стороны как отдельных личностей, так и учреждений, организаций. Для успешного преодоления такого противодействия необходимо уметь действовать в экстремальных обстоятельствах, противостоять различного рода негативным воздействиям, обладать твердой убежденностью в социальной значимости избранной профессии. Большинству сотрудников УИС по долгу службы приходится общаться с людьми разного социального положения, возраста, образования и т. д. Поэтому они должны обладать достаточным уровнем общего развития, широким кругозором, разносторонними познаниями, быть коммуникабельными. Таким образом, специфика уголовно-исполнительной системы обусловливает требования к профессиональным и личным качествам ее работников, в том числе персонала учреждений и органов, исполняющих наказания. Все эти требования можно разделить на две большие группы: 1) требования, закрепленные международными актами в сфере борьбы с преступностью и обращения с осужденными; 2) требования, закрепленные в российском законодательстве, а также вытекающие из принципов и функций уголовно-исполнительной системы. Требования международных актов К числу таких актов необходимо отнести Всеобщую декларацию прав человека (1948), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984), Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955), Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1988)3, а также соответствующие документы Совета Европы4: Конвенцию о защите прав человека и основных свобод (1950), Европейскую конвенцию по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство 326 обращения или наказания (1987), Декларацию о полиции (1979), Европейские пенитенциарные правила (1987). Перечисленные международные акты содержат два вида правовых норм5: нормы-принципы и нормы-рекомендации. Нормы-принципы - это нормы общего характера, которые не допускают каких-либо отступлений от них как в законодательстве, так и в деятельности государственных органов (ст. 30 Всеобщей декларации прав человека и гражданина и ст. 5 Международного пакта о гражданских и политических правах). Эти нормы охватывают все основные права человека, носят межгосударственный характер, ратифицированы большинством стран - членов ООН, стабильны и, следовательно, являются ориентиром для развития этой отрасли права и правоприменительной практики. Нормы-рекомендации не являются обязательными для государств, их ратифицировавших, хотя должны максимально учитываться в правотворческой деятельности. Так, например, Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые на I Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с преступниками 30 августа 1955 г. (далее - Минимальные стандартные правила), и Европейские пенитенциарные правила, принятые Комитетом министров Совета Европы 12 февраля 1987 г., не имеют обязательной юридической силы. Несмотря на это, они получили широкое международное признание как кодекс практической деятельности по управлению пенитенциарными учреждениями, содержанию и исправлению заключенных. Не случайно одно из требований Совета Европы к государствам, вступающим в его члены, состоит в том, чтобы при подготовке уголовно-исполнительного законодательства этого государства в его основу были положены принципы и стандарты Совета Европы6. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1984 г. и ратифицированная Президиумом Верховного Совета СССР 21 января 1987 г., является универсальным международным актом общего характера, обязательным для исполнения ратифицировавшими его государствами в любой сфере деятельности, в том числе в уголовно-исполнительной. Под пыткой в данном документе подразумевается любое действие, умышленно причиняющее какому-либо лицу сильную боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого подозревается, а также чтобы запугать его или третье лицо или принудить к чему-либо, или по иной причине,
Уголовно-исполнительное право Глава 11. Персонал учреждений и органов...
основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия7. Не могут служить оправданием пыток никакие исключительные обстоятельства, будь то состояние или угроза войны, внутренняя политическая нестабильность или любое другое чрезвычайное положение, а также приказ вышестоящего начальника или государственной власти. Информация относительно запрещения применения пытокдолжнавключаться в программы подготовки персонала правоприменительных органов и других лиц, которые могут иметь отношение к содержанию под стражей и допросам лиц, подвергнутых любой форме ареста, задержания или тюремного заключения, или обращению с ними (ст. 10 Конвенции). Недопущение пыток в отношении осужденных, правовой статус которых ограничен, -одно из основополагающих требований к деятельности персонала уголовно-исполнительной системы. Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, принятая в Страсбурге 26 ноября 1987 г.8, во многом дублирует положения Конвенции ООН. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1979 г.9 (далее - Кодекс), относится в большей степени к лицам, непосредственно занимающимся поддержанием правопорядка, то есть обладающим «полицейскими полномочиями, особенно полномочиями на задержание правонарушителей» (ст. 1), однако его требования являются своеобразным сводом моральных правил для всех лиц, работающих в сфере правоприменения, в том числе в уголовно-исполнительной системе. Кодекс устанавливает следующие основные требования к поведению должностных лиц по поддержанию правопорядка. При исполнении обязанностей следует уважать и защищать человеческое достоинство, права и свободы любого человека. Применять силу можно только в случае крайней необходимости и в той мере, в какой это требуется для выполнения должностных обязанностей. Нужно сохранять в тайне сведения конфиденциального характера, полученные при осуществлении своих полномочий, если исполнение обязанностей или требования правосудия не требуют иного. При осуществлении полномочий недопустимы пытки, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения или наказания. 328 Необходимо обеспечить полную охрану здоровья задержанных лиц и, в частности, принятие немедленных мер по оказанию им медицинской помощи. Запрещается совершать какие-либо акты коррупции, следует всемерно препятствовать таким актам и бороться с ними. Комментарии к Кодексу устанавливают, что к любому должностному лицу, совершившему акт коррупции, закон должен применяться в полной мере, поскольку правительства не могут ожидать от граждан соблюдения ими правопорядка, если они не могут или не хотят обеспечивать соблюдение законности их собственными должностными лицами и в рамках их собственных учреждений. Необходимо уважать закон и настоящий Кодекс, предотвращать их нарушения и препятствовать им. Более подробно положение персонала, его характеристики и требования, предъявляемые к сотрудникам исправительных учреждений, представлены в Минимальных стандартных правилах и Европейских пенитенциарных правилах. Обобщенно требования данных международных документов к персоналу выглядят следующим образом: 1. Пенитенциарная администрация должна обеспечивать тщательный 2. Персонал состоит, как правило, из профессиональных штатных 3. Если возникает необходимость в использовании персонала не на 4. Персонал должен быть достаточно образованным и развитым. 5. Перед поступлением на работу (или с момента найма, или после 329 Уголовно-исполнительное право 6. В ходе всей своей деятельности персонал обязан поддерживать и 7. Все сотрудники в ходе обучения должны быть ознакомлены с ос 8. Все сотрудники должны вести себя и выполнять свои обязанности 9. Администрация внедряет такие формы организации и системы
10. Директор, его заместитель и другие сотрудники должны знать 11. Персонал не должен прибегать к использованию силы по отно 12. Сотрудники пенитенциарных учреждений проходят специальную 13. Должностные лица, находящиеся при выполнении их функций в Итак, персонал исправительных учреждений необходимо тщательно подбирать, подготавливать к работе, постоянно поддерживать и повышать его квалификацию путем организации соответствующих курсов, консультативной помощи и позитивного стиля руководства, с тем чтобы сотрудники внедряли высокие человеческие стандарты, эффективно работали и добросовестно относились к своим обязанностям. Требования, изложенные в этих и других международных правовых актах, имеют рекомендательный характер и реализуются в Российской 330 Глава 11. Персонал учреждений и органов... Федерации в соответствии с экономическими и социальными возможностями. Их необходимо знать и учитывать в законодательной и правоприменительной практике, ориентироваться на них в деятельности уголовно-исполнительной системы как на эталон. Требования, защепленные в российском законодательстве, а также вытекающие из сущности деятельности УИС Требования, предъявляемые к сотрудникам уголовно-исполнительной системы при приеме на службу, подразделяются на общие и специальные. Общие требования к сотрудникам УИС России определяются основными принципами их службы: законностью, уважением и соблюдением прав и свобод личности и гражданина, гуманизмом, гласностью, подконтрольностью и подотчетностью соответствующим органам государственной власти и управления, соблюдением служебной дисциплины, справедливым вознаграждением за труд, продвижением по службе по результатам труда, с учетом способностей и квалификации (ст. 2 гл. I Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации). Согласно этим принципам сотрудники обязаны: а) неукоснительно выполнять законы Российской Федерации; б) иметь высокий уровень правосознания; в) обладать определенным набором специальных знаний;^ быть дисциплинированными; д) быть трудолюбивыми; е) иметьспо-собности к деятельности по исполнению уголовных наказаний; ж) обладать умениями и навыками правоприменительной деятельности и т. д. Все это составляет правовую культуру работников, крайне необходимую в условиях реализации государственного принуждения, определенного нормами права10. Деятельность персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, связана с осужденными, правовой статус которых ограничен, именно поэтому законодательство требует от персонала неукоснительного соблюдения законов Российской Федерации, прежде всего в отношении порядка и условий исполнения уголовных наказаний. Ответственность за обеспечение законности несут должностные лица этих учреждений и органов. Персоналу учреждений, исполняющих наказания, должны быть присущи высокие нравственные и эмоционально-волевые качества, поскольку любой сотрудник независимо от занимаемой должности в то же время осуществляет воспитательное воздействие на осужденных в процессе личного общения с ними. Эти качества в силу известной истины о том, что 331 Уголовно-исполнительное право Глава 11. Персонал учреждений и органов...
воспитатель воспитывает прежде всего своим примером, входят в структуру педагогических способностей. Среди них наиболее важны принципиальность и требовательность к себе и другим, инициативность и трудолюбие, дисциплинированность, решительность и настойчивость в достижении поставленных целей, эмоциональная устойчивость перед возникающими трудностями и неудачами. Несомненно, особое место в перечне требований к персоналу занимает наличие у них чувства социальной справедливости. Отсутствие его в условиях отбывания наказания очень болезненно воспринимается осужденными и резко снижает авторитет лиц, допустивших несправедливость. Очень значимо такое качество, как верность данному слову. Особое внимание обращается на соблюдение работниками учреждений и органов, исполняющих наказания, норм профессиональной этики, так как их деятельность связана с организацией процесса исправления осужденных. При этом недопустимы жестокие, бесчеловечные или унижающие человеческое достоинство действия, а также непринятие надлежащих мер по отношению к таким действиям1'. Дополнительные требования к сотрудникам УИС вытекают из содержания Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и касаются возраста и уровня образования, профессиональных качеств личности, здоровья и физического развития. 1. Обязательным требованием является то, что сотрудниками уго Вместе с тем при приеме на службу в УИС может ограничиваться количество женщин-сотрудников, работающих в исправительных учреждениях определенного вида, также существует некоторый лимит при приеме женщин на учебу в высшие учебные заведения Министерства юстиции РФ. Не принимаются на службу лица, решением суда признанные недееспособными или ограниченно дееспособными либо имевшие или имеющие судимость. 2. Важным требованием является то, что будущие сотрудники уго 332 Кроме того, уголовно-исполнительным законодательством предусматривается применение в крайних случаях физической силы по отношению к осужденным или иным лицам, нарушающим правопорядок. Физическая сила (например, боевые приемы борьбы) может применяться при задержании осужденных, для пресечения преступлений и административных правонарушений, совершаемых осужденными или иными лицами, если ненасильственным способом не обеспечивается выполнение их законных требований. Именно поэтому при приеме граждан на службу на должности рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной системы проводится тщательная проверка состояния их здоровья и физического развития. Требования, предъявляемые к состоянию здоровья сотрудников УИС, содержатся в нормативных актах, разрабатываемых и принимаемых Министерством здравоохранения и социального развития РФ. Аттестованные сотрудники УИС должны иметь соответствующую начальную физическую подготовку, позволяющую им выполнить при приеме на службу установленные нормативы по бегу, плаванию, подтягиванию на перекладине, а также силовые упражнения. Занятия по специальной физической и боевой подготовке с сотрудниками проводятся непосредственно после зачисления в штаты подразделений и аттестации в звании12. Согласно ст. 28 Закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» сотрудники должны проходить специальную подготовку и периодическую проверку на пригодность к действиям, связанным с применением физической силы, специальных средств и оружия, а также на умение оказывать доврачебную помощь пострадавшим, то есть они обязаны поддерживать свое здоровье и физическое развитие на должном уровне, и прежде всего с помощью занятий по физической, боевой и огневой подготовке. 3. Сотрудники УИС должны иметь определенное образование. На должности рядовогои младшего начальствующего состава принимаются граждане России, имеющие образование не ниже среднего полного, на должности среднего и старшего начальствующего состава - имеющие соответствующее среднее специальное или высшее образование. В порядке исключения на должности среднего начальствующего состава могут приниматься граждане, окончившие специальные курсы. Применение уголовно-исполнительного законодательства и оказание психолого-педагогического воздействия на осужденных требуют высокого уровня образования большинства сотрудников уголовно-исполнительной системы. Образование сотрудников может быть различным и учитываться при их назначении на должности после окончания учебных заведений. Как Уголовно-исполнительное право Глава 11. Персонал учреждений и органов...
правило, сотрудники, работающие в оперативных службах, службе безопасности, должны иметь юридическое, начальники отрядов - педагогическое либо юридическое образование, работающие в производственных службах - экономическое. В целях укомплектования учреждений уголовно-исполнительной системы высококвалифицированными специалистами осуществляется профессиональная подготовка сотрудников, которая включает в себя специальное первоначальное обучение, периодическую проверку на пригодность к действиям в различных экстремальных ситуациях, подготовку специалистов в учебных заведениях, повышение квалификации и переподготовку. Итак, в процессе прохождения службы к сотрудникам предъявляются общие, то есть единые для всех, требования. Они могут быть дополнены специальными требованиями, различающимися в зависимости от должности, места службы сотрудника и других обстоятельств. К сотрудникам УИС, рабочим и служащим, относящимся к персоналу учреждений, исполняющих наказания, предъявляются также специальные требования. Это могут быть требования к профессиональным, личным качествам, социально-демографическим показателям сотрудников оперативной службы и отделов безопасности, воспитательной, производственно-технической, медико-санитарной служб и т. д. 1. Требования к сотрудникам воспитательных служб учреждений, исполняющих наказания, определяются особенностями их деятельности. Эти сотрудники (например, начальники отрядов, инструкторы воспитательных отделов) призваны заниматься непосредственной организацией воспитательного процесса в учреждении, исполняющем наказания, поэтому должны быть профессионалами, компетентными в области организации и проведения воспитательной работы с осужденными. Для этого пенитенциарному работнику необходимы высокий уровень общей культуры и широкий кругозор, педагогическое образование либо педагогические знания, полученные в процессе повышения квалификации. Кроме того, сотрудники, занимающиеся воспитательной работой с осужденными, должны обладать педагогическими способностями, то есть иметь педагогическую направленность личности, а также понимать важность задач, решаемых в процессе профессиональной деятельности, гордиться своей профессией, ответственно относиться к ней. Им следует знать особенности интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы поведения осужденных, уметь общаться с различными категориями осужденных, их близкими, сохранять постоянную работоспособность и самоконтроль, самообладание и выдержку в трудных, конфликтных ситуациях. Наличие этих качеств способствует появлению интереса к продолже- 334 нию профессионального образования, овладению необходимыми воспитательными приемами, повышению профессионального мастерства. 2. Требования к сотрудникам службы безопасности и оперативных В пенитенциарных учреждениях большинства стран мира, в том числе в России, сотрудники данных служб проходят специальную подготовку и получают экипировку на период несения службы13. Согласно российскому законодательству сотрудники оперативных отделов, кроме того, осуществляют негласную разведку в среде осужденных. В соответствии с должностными обязанностями сотрудников рассматриваемых служб к ним предъявляются следующие специальные требования. Они должны: а) иметь хорошую физическую и боевую подготовку; б) уметь проводить задержание правонарушителей и документировать факты правонарушений; в) быть способными разрешать конфликтные ситуации, в экстренном порядке принимать меры по обеспечению безопасности осужденных и других сотрудников. Важными являются также требования к личностным качествам вышеназванных сотрудников: они должны обладать устойчивой психикой, быстротой реакции, способностью выполнять функциональные обязанности в экстремальных условиях и другими качествами, на которых акцентируют внимание различные ведомственные нормативные акты14. 3. Работники уголовно-исполнительной системы, имеющие непос Таким образом, сотрудники уголовно-исполнительной системы должны соответствовать предъявляемым к ним требованиям, стремиться в своей практической деятельности к совершенствованию профессиональных качеств, которые формируются в процессе развития личности пенитенциарного работника. Они зависят от его общей культуры и кругозора, оптимизма, терпимости к человеческим недостаткам и веры в возможность их устранения, опыта работы с осужденными, наличия определенных педагогических и организаторских способностей. Уголовно-исполнительное право Глава 11. Персонал учреждений и органов...
На основании рассмотренных требований можно выделить три группы качеств, которым должен соответствовать каждый сотрудник уголовно-исполнительной системы15: - оптимальные личные качества; - деловые качества; - специальные профессиональные качества. Оптимальные личные качества сотрудника должны в наибольшей степени соответствовать выполняемой работе и служить психологической основой для успешного решения стоящих перед ним задач. Они включают в себя: умение устанавливать контакт с людьми, общаться с представителями различных слоев населения; мужество, выдержку, решительность, находчивость; умение сохранять самообладание в самых сложных ситуациях; личную дисциплинированность; уважение к критике и самокритичность; честность, добросовестность, вежливость, принципиальность; человечность, готовность оказать помощь нуждающимся в ней и др. Деловые качества определяют общую профессиональную пригодность сотрудника. К ним относятся: наличие специального образования и опыта практической работы; организаторские способности, инициативность, чувство нового; стабильная работоспособность; знание юридических и специальных дисциплин, действующего законодательства, приказов, инструкций и подзаконных нормативных актов и их неукоснительное соблюдение; владение оперативной и криминалистической техникой, специальными средствами; умение правильно составлять и оформлять служебные документы и др. Специальные профессиональные качества необходимы работнику для успешного выполнения возложенных на него служебных обязанностей. Специальные профессиональные качества, основой которых являются более универсальные деловые качества, влияют на уровень профессионального мастерства конкретного работника на конкретной должности и включают в себя определенные умения, навыки, сумму необходимых знаний, особые личные качества. Наличие большинства названных качеств у сотрудников УИС и применение их в повседневной деятельности позволят обеспечить эффективное взаимодействие всех звеньев этой сложной системы и максимальную реализацию ее задач и функций. § 2. Правовое положение персонала учреждений и органов,исполняющих уголовные наказания Правовую основу службы в уголовно-исполнительной системе составляют Конституция РФ, ее законы и иные правовые акты, конститу- 336 ции, законы и иные правовые акты республик в составе Российской федерации и других ее субъектов, нормативные акты Министерства внутренних дел, действующие до принятия соответствующих актов Минюста России, в том числе Положение о службе в органах внутренних дел, акты органов'местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, а также индивидуальный контракт о службе в органах внутренних дел. Правовое положение (правовой статус) персонала определяется совокупностью прав и обязанностей, возлагаемых на него при исполнении наказаний. Права и обязанности, которыми наделены должностные лица при исполнении наказаний, составляют их должностные полномочия, соответствующие занимаемой ими должности. На правовое положение персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, влияют следующие факторы: а) материально-экономические условия функционирования учреждений УИС; б) цели и характер исполняемых наказаний; в) фактическое положение персонала в обществе и его отражение в нормативных актах. Правовое положение персонала дифференцируется в зависимости от того, какие виды уголовного наказания исполняет учреждение или орган. Более строгие виды наказания жестче регламентируют правовое положение персонала. Например, во многом различается правовое положение сотрудников исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания без изоляции осужденных от общества. Правовое положение персонала уголовно-исполнительной системы определяется не только спецификой исполняемых уголовных наказаний, но и особенностями деятельности УИС Минюста России. Персонал учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следует разделить на две категории, решающие различные задачи и имеющие неодинаковый правовой статус. Первая - сотрудники уголовно-исполнительной системы, имеющие специальные звания рядового и начальствующего состава, вторая - рабочие и служащие. Правовое положение сотрудников уголовно-исполнительной системы определяется разными отраслями права. Сфера их деятельности, связанная с исполнением уголовных наказаний, осуществлением исправительного воздействия на осужденных, регламентируется нормами уголовно-исполнительного права и лежит в плоскости уголовно-исполнительных правоотношений. Взаимоотношения сотрудников во время прохождения службы, отношения власти-подчинения, взаимодействие как внутри уголовно-исполнительной системы, так и с другими правоохранительными органами регламентируются нормами административного права и составляют содержание административных правоот- 337 Уголовно-исполнительное право Глава П. Персонал учреждений и органов ...
ношений. Организация взаимодействия по вопросам исполнения уголовных наказаний и возникающие в связи с этим права и обязанности персонала регулируются административн
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3146)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |