Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общественный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания



2016-01-26 1264 Обсуждений (0)
Общественный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания 0.00 из 5.00 0 оценок




Предусматривая участие общественности в уголовно-исполнитель­ном процессе, государство рассчитывает и на осуществление обществен­ного наблюдения за тем, как соблюдаются при этом предписания и тре­бования закона.

Институт участия общественности в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, слагается как бы из двух частей. С одной стороны, это выполнение, как правило, совместно с ад­министрацией данных учреждений и органов некоторых функций рас­порядительного характера, с другой - участие в работе персонала этих учреждений и органов по исправлению осужденных. Главная задача общественности в этой области - оказание помощи учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы по обеспечению их нор­мального функционирования, эффективного исполнения наказаний в соответствии с российским законодательством и международными стандартами.

Содействие общественности в работе учреждений и органов, испол­няющих наказания, состоит в том, чтобы: а) влиять на правотворческую деятельность государства, регулирующего посредством права работу уч­реждений и органов, исполняющих наказания; б) осуществлять конт­роль за соблюдением законности в данных учреждениях и органах и в целом за уголовно-исполнительным процессом, направленным на ис­правление и ресоциализацию осужденных; в) оказывать помощь учрежде­ниям и органам, исполняющим наказания, в трудоустройстве осужден­ных (помощь в выборе мест работы), организации производственной дея­тельности (поиске оборудования, его установке и наладке, освоении новых технологических процессов и т. д.), проведении с осужденными воспитательной, в том числе индивидуальной, работы.

Одной из функций общественности, которая хотя и не относится не­посредственно к ее участию в деятельности учреждений уголовно-ис­полнительной системы, но тесно с ней связана, являются трудовое и бы­товое устройство освобожденных от отбывания наказания, дальнейшее

433


 


Уголовно-исполнительное право

их воспитание, рассчитанное на закрепление достигнутых результатов исправления этих лиц в данных учреждениях.

Для выяснения понятия «участие общественности в деятельности уч­реждений и органов, исполняющих наказания» важно уточнить, что под­разумевается под общественностью.

Участием общественности в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, следует считать участие в ней общественных организаций, в том числе организаций, создаваемых при официальных органах, общественных комиссий, трудовых коллективов, коллективов граждан, широких слоев трудящихся. При этом нельзя, на наш взгляд, рассматривать как участие общественности в деятельности исправитель­ных учреждений работу самодеятельных организаций осужденных. Нельзя отождествлять представителей общественности, реализующих об­щественную функцию управления процессом исполнения наказаний, и осужденных, несущих наказание за совершенное преступление. Созда­ние самодеятельных организаций и участие в них осужденных направ­лены на развитие их полезной инициативы, служат средством их исправ­ления, привития им чувства коллективизма.

Совершенно справедливо утверждение НА Стручковаотом, что под участием общественности в деятельности исправительных учреждений следует понимать влияние общественных организаций и трудовых кол­лективов на правотворчество в области уголовно-исполнительного за­конодательства, общественный контроль, участие в решении некоторых вопросов распорядительного характера и оказание помощи исправи­тельным учреждениям со стороны общественных организаций, трудовых коллективов и отдельных трудящихся в интересах эффективного дости­жения цели наказания4.

Общественность принимает участие в процессе исправления осуж­денных в различных формах, каждая из которых имеет присущие ей признаки и по-своему важна и необходима. Участие общественности в деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказа­ния, - один из основных принципов их деятельности.

Правовое регулирование участия общественности необходимо для того, чтобы исключить произвольные решения, которые могут привести к необоснованному ухудшению условий отбывания наказания, а также самовольному предоставлению осужденным не предусмотренных за­коном льгот. Правовое регулирование деятельности общественных орга­низаций и трудовых коллективов в работе рассматриваемых учреждений и органов призвано обеспечить проведение единой линии государства и общества в исполнении наказаний, в основе которой лежит уголовная политика, исключить возможное расхождение в требованиях должност-

434


Глава 15. Контроль за деятельностью учреждений и органе

ньрс лиц и представителей общественности к осужденным. Однак вовой регламентацией охвачены только формы участия общественно в уголовно-исполнительном процессе, а методы ее работы, особенно m емы и способы исправления осужденных, правовому регулированию подлежат.

Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1970 г. закреплял пять форм участия общественности в исправлении и перевоспитании осуж­денных (работа наблюдательных комиссий и комиссий по делам несо­вершеннолетних, шефство трудовых коллективов и общественных орга­низаций над исправительно-трудовыми учреждениями, работа советов общественности в воспитательно-трудовых колониях и общественных

воспитателей несовершеннолетних осужденных), атакже допускал воз­можность применения и других форм участия общественности в исправ­лении осужденных, если эта деятельность отвечала общим положениям и принципам исполнения уголовного наказания.

Из всех названных общественных формирований контрольные пол­номочия имели наблюдательные комиссии, создаваемые при местных органах власти и управления. Их основной задачей являлось осущест­вление постоянного контроля за соблюдением исправительными уч­реждениями и органами, ведающими исполнением наказаний, режи­ма и условий содержания осужденных, за правильностью их трудового использования и организацией их труда, общеобразовательной и про­фессиональной подготовки, проведением воспитательной работы и обоснованностью применения к осужденным мер поощрения и взыс­кания.

С принятием УИК РФ такие контрольные полномочия обществен­ности были отменены. В настоящее время они сохраняются лишь за ко­миссиями по делам несовершеннолетних, которые создаются и действу­ют при органах местного самоуправления или органах государственной власти субъектов Российской Федерации. Эти комиссии осуществляют общественный контроль за условиями содержания и воспитания детей и подростков в лечебно-воспитательных учреждениях, проведением вос­питательной работы, общеобразовательного и профессионального обу­чения, условиями содержания и правильностью организации труда в на­ходящихся на территории муниципального образования или субъекта Российской Федерации специальных учебно-воспитательных и лечеб­но-воспитательных учреждениях, воспитательных колониях, инспек­циях по делам несовершеннолетних и приемниках-распределителях для несовершеннолетних (ст. 11,12 Положения о комиссиях по делам не­совершеннолетних, утвержденного Указом Президиума Верховного Со­вета РСФСР от 8 июля 1967 г.).

435


Уголовно-исполнительное право

Комиссии по делам несовершеннолетних вправе участвовать в про­верках соблюдения законов при исполнении наказаний в отношении несовершеннолетних, истребовать необходимые им сведения, заслуши­вать сообщения должностных лиц по вопросам, отнесенным к компе­тенции комиссий, производить личный прием несовершеннолетних, знакомиться с их личными делами, рассматривать их заявления и жало­бы, возбуждать ходатайства о помиловании несовершеннолетних или входить в суд с представлениями о неприменении наказания, примене­нии более мягкого наказания, досрочном снятии судимости или замене неотбытой части назначенного судом наказания более мягким его ви­дом и др.

К формам реагирования комиссии по делам несовершеннолетних на недостатки в деятельности учреждений и органов, исполняющих на­казания, или по установленным в ходе проверки фактам, свидетельству­ющим о нарушении законности, Положением о комиссиях отнесены такие, как право комиссий заслушивать на своих заседаниях отчеты администрации этих учреждений и органов о работе по исправлению несовершеннолетних осужденных, отчеты администрации предприя­тий и организаций, где работают несовершеннолетние осужденные.

Принятые в пределах компетенции постановления комиссий по де­лам несовершеннолетних об устранении недостатков в работе учрежде­ний и органов, исполняющих наказания, подлежат обязательному ис­полнению. Администрация данных учреждений и органов обязана в двухнедельный срок сообщить комиссии о мерах, принятых по выпол­нению ее постановления.

Действующее российское уголовно-исполнительное законодатель­ство в основном не использует жесткую регламентацию форм участия общественности в уголовно-исполнительном процессе. Так, ст. 23 УИК РФ предусматривает, что общественные объединения оказывают содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, принимают участие в исправлении осужденных, то есть представители общественности могут в любых формах участвовать в исполнении нака­заний, но лишь в пределах субъективного усмотрения руководства уч­реждений и органов, исполняющих наказания. Именно так можно тол­ковать положения ч. 1 ст. 23 УИК РФ.

Вместе с тем уголовно-исполнительное законодательство в некото­рых случаях, применительно к деятельности воспитательных колоний, устанавливает конкретные формы участия общественности в уголовно-исполнительном процессе. В частности, закреплены такие формы учас­тия общественных объединений в деятельности воспитательных коло­ний, как попечительские советы и родительские комитеты (ст. 142

436


Глава 15. Контроль за деятельностью учреждений и органов ...

УИК РФ), которые призваны оказывать помощь администрации этих учреждений в организации учебно-воспитательного процесса, решении вопросов социальной защиты осужденных, трудового и бытового уст­ройства освобождающихся и, следовательно, контролировать деятель­ность администрации по данным вопросам. Статья 132 УИК РФ называ­ет и такую форму взаимодействия общественности с воспитательными колониями, какработа в составе учебно-воспитательного совета, по представлению которого начальник колонии производит перевод осуж­денных из одних условий отбывания наказания в другие.

Наряду с оказанием содействия в исполнении наказаний учрежде­ниям и органам, их исполняющим, согласно ч. 2 ст. 23 УИК РФ обще­ственные объединения могут осуществлять контроль за деятельностью этих учреждений и органов на основании и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Однако формы этого конт­роля не определены, поскольку законодательные акты, его регламенти­рующие, находятся в стадии разработки. Так, 27 июня 1996 г. Прави­тельством РФ принято постановление, которым МВД РФ и Минюсту России с участием Генеральной прокуратуры России поручено разрабо­тать проект федерального закона, «регламентирующего порядок учас­тия общественных организаций в осуществлении контроля за деятель­ностью следственных изоляторов»; в 1998 г. рабочая группа Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Го­сударственной Думы подготовила проект Федерального закона «Об об­щественном контроле за обеспечением прав заключенных и содействии общественных объединений работе органов и учреждений, где со­держатся заключенные»; 19 декабря 1998 г. Правительство РФ утверди­ло Положение о взаимодействии федеральных органов исполнительной власти и Международного союза общественных объединений «Между­народный фонд защиты от дискриминации, за соблюдение конституци­онных прав и основных свобод человека».

В соответствии с названным Положением для охраны прав лиц, под­защитных Фонду, последний может направлять в соответствующий орган исполнительной власти своего уполномоченного представителя. Фе­деральные органы исполнительной власти обязаны предоставлять уполномоченному представителю Фонда информацию, связанную с про­изводством в отношении подзащитного лица административного задер­жания, ареста, помещения в изолятор временного содержания и т. д. Орга­ны внутренних дел, юстиции и налоговой полиции призваны обеспе­чить допускдоставленного или задержанного лица к уполномоченному Фонда. В установленном порядке Фонд может перечислять денежные средства на лицевые счета подзащитных лиц, оказывать им гуманитар-

437


Уголовно-исполнительное право

ную помощь, направлять ходатайства об улучшении условий размеще­ния этих лиц в местах содержания под стражей или исполнения уголов­ного наказания.

Специальное законодательство, регламентирующее формы контро­ля и участия общественности при исполнении уголовных наказаний, пока не сформировано, в связи с чем такого рода деятельность осущест­вляется на основании и в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях в Российской Федерации». Однако данным Законом практически не учитывается специфика дея­тельности исправительных учреждений, поэтому в Государственной Думе прошел обсуждение законопроект «Об общественном контроле за обес­печением прав лиц, находящихся в местах изоляции, и о содействии общественных объединений в работе учреждений и органов, исполня­ющих наказания, и мест содержания под стражей»5, в котором предус­матриваются конкретные формы общественного контроля и обще­ственные формирования наделяются полномочиями наподобие наблю­дательных комиссий, существовавших ранее при местных органах муниципальной власти.

Особенностью контроля общественных объединений за деятельнос­тью исправительных учреждений в настоящее время является то, что они не имеют властных полномочий, поэтому действуют своеобразным ме­тодом - апелляцией к общественному мнению через средства массовой информации. Последние, воздействуя на общественное мнение, одно­временно побуждают государственные органы и иные субъекты конт­роля принимать решения по поднятым в средствах массовой информа­ции проблемам, например по предотвращению злоупотреблений со сто­роны персонала, обеспечению его социально-правовой защиты и т. д. Второе направление воздействия - обращение к международным не­правительственным и межправительственным организациям по вопро­сам, связанным с нарушением законодательства, прав осужденных при исполнении уголовных наказаний (арестованных при задержании). В этом случае по представлению общественных организаций, формиро­ваний вопросы рассматриваются на международном уровне и принима­ются конкретные меры воздействия на государство-нарушитель.

Существенная роль в структуре общественного контроля принадле­жит аппарату Уполномоченного по правам человека в Российской Фе­дерации, осуществляющему постоянный контроль за соблюдением прав заключенных и осужденных в следственных изоляторах и местах лише­ния свободы. По результатам проведенных проверок делаются ежегод­ные обзоры и представляются отчеты, которые освещаются в печати, Дру­гих средствах массовой информации. В необходимых случаях Уполно-

438


Глава 15. Контроль за деятельностью учреждений и органов ...

моченный по правам человека в Российской Федерации инициирует судебную защиту нарушенных прав осужденных и заключенных под стражу.

1 См.: Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова,
А.В. Малько. М., 1997. С. 520.

2 См.: Стручков НА. Курс исправительно-трудового права. Проблемы Общей
части. М., 1984. С. 195.

3См.: СеврюгинА.С. Правовое регулирование средств обеспечения социалис­тической законности в деятельности исправительно-трудовых учреждений // Проблемы совершенствования правового регулирования исполнения наказания в виде лишения свободы: Сб. науч. тр. Рязань, 1981. С. 61-71.

4 См.: Стручков НА. Указ. соч. С. 207.

5 См.: Проект Федерального закона № 11807-3 // Правовая система «Гарант».

 


Уголовно-исполнительное право


Уголовно-исполнительное право


 


В период подготовки учебника к изданию в Уголовно-исполни­тельный кодекс РФ были внесены следующие изменения:

Федеральным законом от 1 февраля 2005 г. № 1- ФЗ «О внесении из­менений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации»:

1) в части третьей статьи 3°слова «применяют меры поощрения и
взыскания, а также устанавливают обязанности и запреты, предусмот­
ренные статьей 41 настоящего Кодекса» исключить;

2) в части первой статьи 40словг. «исполнять обязанности и соблю­
дать запреты, установленные для них уголовно-исполнительной инс­
пекцией, и являться по ее вызову» заменить словами «и являться в уго­
ловно-исполнительную инспекцию по ее вызову»;

3) в части второй статьи 46слова «применить к нему взыскание в
виде предупреждения» заменить словами «предупредить его».

Федеральным законом от 1 апреля 2005 г. № 28- ФЗ «О внесении изме­нений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации»:

1) впункте «в» части четвертой статьи 78'слова «общего истрогого
режимов» заменить словами «общего, строгого и особого режимов»,
второе предложение изложить в следующей редакции: «Осужденные к
пожизненному лишению свободы, осужденные, которым смертная казнь
в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы, а
также осужденные женщины переводу в тюрьму не подлежат»;

2) часть четвертую статьи 11?'после слов «и одиночные камеры»
дополнить словами «а также водворение в штрафные и дисциплинарные
изоляторы».

Федеральным законом от 9мая 2005г. № 47-ФЗ «О внесении измене­ний в статью 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федера­ции»:

1) часть первую после слов «Осужденные к лишению свободы» до­
полнить словами «кроме указанных в части четвертой настоящей ста­
тьи»;

2) часть третью изложить в следующей редакции:

«3. Осужденные женщины, несовершеннолетние осужденные, а так­же осужденные - иностранные граждане и лица без гражданства на­правляются для отбывания наказания по месту нахождения соответству­ющих исправительных учреждений»;

3) дополнить частью четвертой следующего содержания:

«4. Осужденные за преступления, предусмотренные статьей 126, частями второй и третьей статьи 1271, статьями 205—206, частью пер­вой статьи 208, статьями 209-211, 275, 277-279, 281, 317, частью третьей статьи 321, частью второй статьи 360Уголовного кодекса


Российской Федерации, осужденные при особо опасном рецидиве пре­ступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, осужден­ные к отбыванию лишения свободы в тюрьме, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы, направляются для отбывания наказания в соответствующие исправитель­ные учреждения, расположенные в местах, определяемых федеральным органом уголовно-исполнительной системы».

Также были приняты новые подзаконные нормативные правовые акты:

- Оминимальных нормах питания и материально-бытового обес­
печения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и
материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в со­
вершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Фе­
деральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы безо­
пасности Российской Федерации, на мирное время: Постановление
Правительства РФ от 11 апреля 2005 г. № 205;

- О внесении изменений в Постановление Правительства Россий­
ской Федерации от 29 августа 2001 г. № 636 «О федеральной целевой
программе "Реформирование уголовно-исполнительной системы Ми­
нистерства юстиции Российской Федерации на 2002-2006 годы"»:
Постановление Правительства РФ от 9 июня 2005 г. № 366;

- Об утверждении Инструкции о порядке исполнения наказаний
и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества: Приказ
Минюста России от 12 апреля 2005 г. № 38;

- Об упразднении управлений уголовно-исполнительной системы
по федеральным округам при Главном управлении исполнения наказа­
ний Минюста России: Приказ Минюста России 4 мая 2005 г., й 56;

- Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения
о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учрежде­
ниях и органах уголовно-исполнительной системы: Приказ Минюста
РФ от 6 июня 2005 г. № 76;

- Об утверждении Положения о порядке формирования и деятель­
ности самодеятельных организаций осужденных в исправительном уч­
реждении Федеральной службы исполнения наказаний: Приказ Мин­
юста России от 8 июня 2005 г. № 79;

- Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных и лиц,
содержащихся в следственных изоляторах: Приказ Минюста России
9 июня 2005 г. №85;

- Об утверждении Инструкции о надзоре за осужденными, содер­
жащимися в воспитательных колониях Федеральной службы исполне­
ния наказаний: Приказ Минюста России от 23 июня 2005 г. № 95;


Уголовно-исполнительное право

- Об утверждении норм питания и материально-бытового обеспе­чения осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обви­няемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изо­ляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время: Приказ Минюста России от 2 августа 2005 г. № 125.

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО

Учебник в двух томах

Том 1: Общая часть


 


Редакторы С.А. Ардашева, М.В. Воробьев, И.Н. Смирнова

Корректор Л. В. Яковлева

Оформление Е. Молчанова, С. Носова

Компьютерная верстка А.Е. Воробьевой

Подписано в печать 14.11.2005

Формат 60x90/16. Гарнитура Newton

Печать офсет. Печ. л. 27,75. Тираж 3 000 экз.

Заказ № 6848

Отпечатано в полном соответствии с качеством

предоставленных диапозитивов в ОАО «ИПК «Ульяновский Дом печати» 432980, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14



2016-01-26 1264 Обсуждений (0)
Общественный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общественный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1264)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)