Общественный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания
Предусматривая участие общественности в уголовно-исполнительном процессе, государство рассчитывает и на осуществление общественного наблюдения за тем, как соблюдаются при этом предписания и требования закона. Институт участия общественности в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, слагается как бы из двух частей. С одной стороны, это выполнение, как правило, совместно с администрацией данных учреждений и органов некоторых функций распорядительного характера, с другой - участие в работе персонала этих учреждений и органов по исправлению осужденных. Главная задача общественности в этой области - оказание помощи учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы по обеспечению их нормального функционирования, эффективного исполнения наказаний в соответствии с российским законодательством и международными стандартами. Содействие общественности в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, состоит в том, чтобы: а) влиять на правотворческую деятельность государства, регулирующего посредством права работу учреждений и органов, исполняющих наказания; б) осуществлять контроль за соблюдением законности в данных учреждениях и органах и в целом за уголовно-исполнительным процессом, направленным на исправление и ресоциализацию осужденных; в) оказывать помощь учреждениям и органам, исполняющим наказания, в трудоустройстве осужденных (помощь в выборе мест работы), организации производственной деятельности (поиске оборудования, его установке и наладке, освоении новых технологических процессов и т. д.), проведении с осужденными воспитательной, в том числе индивидуальной, работы. Одной из функций общественности, которая хотя и не относится непосредственно к ее участию в деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы, но тесно с ней связана, являются трудовое и бытовое устройство освобожденных от отбывания наказания, дальнейшее 433
Уголовно-исполнительное право их воспитание, рассчитанное на закрепление достигнутых результатов исправления этих лиц в данных учреждениях. Для выяснения понятия «участие общественности в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания» важно уточнить, что подразумевается под общественностью. Участием общественности в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, следует считать участие в ней общественных организаций, в том числе организаций, создаваемых при официальных органах, общественных комиссий, трудовых коллективов, коллективов граждан, широких слоев трудящихся. При этом нельзя, на наш взгляд, рассматривать как участие общественности в деятельности исправительных учреждений работу самодеятельных организаций осужденных. Нельзя отождествлять представителей общественности, реализующих общественную функцию управления процессом исполнения наказаний, и осужденных, несущих наказание за совершенное преступление. Создание самодеятельных организаций и участие в них осужденных направлены на развитие их полезной инициативы, служат средством их исправления, привития им чувства коллективизма. Совершенно справедливо утверждение НА Стручковаотом, что под участием общественности в деятельности исправительных учреждений следует понимать влияние общественных организаций и трудовых коллективов на правотворчество в области уголовно-исполнительного законодательства, общественный контроль, участие в решении некоторых вопросов распорядительного характера и оказание помощи исправительным учреждениям со стороны общественных организаций, трудовых коллективов и отдельных трудящихся в интересах эффективного достижения цели наказания4. Общественность принимает участие в процессе исправления осужденных в различных формах, каждая из которых имеет присущие ей признаки и по-своему важна и необходима. Участие общественности в деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, - один из основных принципов их деятельности. Правовое регулирование участия общественности необходимо для того, чтобы исключить произвольные решения, которые могут привести к необоснованному ухудшению условий отбывания наказания, а также самовольному предоставлению осужденным не предусмотренных законом льгот. Правовое регулирование деятельности общественных организаций и трудовых коллективов в работе рассматриваемых учреждений и органов призвано обеспечить проведение единой линии государства и общества в исполнении наказаний, в основе которой лежит уголовная политика, исключить возможное расхождение в требованиях должност- 434 Глава 15. Контроль за деятельностью учреждений и органе ньрс лиц и представителей общественности к осужденным. Однак вовой регламентацией охвачены только формы участия общественно в уголовно-исполнительном процессе, а методы ее работы, особенно m емы и способы исправления осужденных, правовому регулированию подлежат. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1970 г. закреплял пять форм участия общественности в исправлении и перевоспитании осужденных (работа наблюдательных комиссий и комиссий по делам несовершеннолетних, шефство трудовых коллективов и общественных организаций над исправительно-трудовыми учреждениями, работа советов общественности в воспитательно-трудовых колониях и общественных воспитателей несовершеннолетних осужденных), атакже допускал возможность применения и других форм участия общественности в исправлении осужденных, если эта деятельность отвечала общим положениям и принципам исполнения уголовного наказания. Из всех названных общественных формирований контрольные полномочия имели наблюдательные комиссии, создаваемые при местных органах власти и управления. Их основной задачей являлось осуществление постоянного контроля за соблюдением исправительными учреждениями и органами, ведающими исполнением наказаний, режима и условий содержания осужденных, за правильностью их трудового использования и организацией их труда, общеобразовательной и профессиональной подготовки, проведением воспитательной работы и обоснованностью применения к осужденным мер поощрения и взыскания. С принятием УИК РФ такие контрольные полномочия общественности были отменены. В настоящее время они сохраняются лишь за комиссиями по делам несовершеннолетних, которые создаются и действуют при органах местного самоуправления или органах государственной власти субъектов Российской Федерации. Эти комиссии осуществляют общественный контроль за условиями содержания и воспитания детей и подростков в лечебно-воспитательных учреждениях, проведением воспитательной работы, общеобразовательного и профессионального обучения, условиями содержания и правильностью организации труда в находящихся на территории муниципального образования или субъекта Российской Федерации специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждениях, воспитательных колониях, инспекциях по делам несовершеннолетних и приемниках-распределителях для несовершеннолетних (ст. 11,12 Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 8 июля 1967 г.). 435 Уголовно-исполнительное право Комиссии по делам несовершеннолетних вправе участвовать в проверках соблюдения законов при исполнении наказаний в отношении несовершеннолетних, истребовать необходимые им сведения, заслушивать сообщения должностных лиц по вопросам, отнесенным к компетенции комиссий, производить личный прием несовершеннолетних, знакомиться с их личными делами, рассматривать их заявления и жалобы, возбуждать ходатайства о помиловании несовершеннолетних или входить в суд с представлениями о неприменении наказания, применении более мягкого наказания, досрочном снятии судимости или замене неотбытой части назначенного судом наказания более мягким его видом и др. К формам реагирования комиссии по делам несовершеннолетних на недостатки в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, или по установленным в ходе проверки фактам, свидетельствующим о нарушении законности, Положением о комиссиях отнесены такие, как право комиссий заслушивать на своих заседаниях отчеты администрации этих учреждений и органов о работе по исправлению несовершеннолетних осужденных, отчеты администрации предприятий и организаций, где работают несовершеннолетние осужденные. Принятые в пределах компетенции постановления комиссий по делам несовершеннолетних об устранении недостатков в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, подлежат обязательному исполнению. Администрация данных учреждений и органов обязана в двухнедельный срок сообщить комиссии о мерах, принятых по выполнению ее постановления. Действующее российское уголовно-исполнительное законодательство в основном не использует жесткую регламентацию форм участия общественности в уголовно-исполнительном процессе. Так, ст. 23 УИК РФ предусматривает, что общественные объединения оказывают содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, принимают участие в исправлении осужденных, то есть представители общественности могут в любых формах участвовать в исполнении наказаний, но лишь в пределах субъективного усмотрения руководства учреждений и органов, исполняющих наказания. Именно так можно толковать положения ч. 1 ст. 23 УИК РФ. Вместе с тем уголовно-исполнительное законодательство в некоторых случаях, применительно к деятельности воспитательных колоний, устанавливает конкретные формы участия общественности в уголовно-исполнительном процессе. В частности, закреплены такие формы участия общественных объединений в деятельности воспитательных колоний, как попечительские советы и родительские комитеты (ст. 142 436 Глава 15. Контроль за деятельностью учреждений и органов ... УИК РФ), которые призваны оказывать помощь администрации этих учреждений в организации учебно-воспитательного процесса, решении вопросов социальной защиты осужденных, трудового и бытового устройства освобождающихся и, следовательно, контролировать деятельность администрации по данным вопросам. Статья 132 УИК РФ называет и такую форму взаимодействия общественности с воспитательными колониями, какработа в составе учебно-воспитательного совета, по представлению которого начальник колонии производит перевод осужденных из одних условий отбывания наказания в другие. Наряду с оказанием содействия в исполнении наказаний учреждениям и органам, их исполняющим, согласно ч. 2 ст. 23 УИК РФ общественные объединения могут осуществлять контроль за деятельностью этих учреждений и органов на основании и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Однако формы этого контроля не определены, поскольку законодательные акты, его регламентирующие, находятся в стадии разработки. Так, 27 июня 1996 г. Правительством РФ принято постановление, которым МВД РФ и Минюсту России с участием Генеральной прокуратуры России поручено разработать проект федерального закона, «регламентирующего порядок участия общественных организаций в осуществлении контроля за деятельностью следственных изоляторов»; в 1998 г. рабочая группа Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Государственной Думы подготовила проект Федерального закона «Об общественном контроле за обеспечением прав заключенных и содействии общественных объединений работе органов и учреждений, где содержатся заключенные»; 19 декабря 1998 г. Правительство РФ утвердило Положение о взаимодействии федеральных органов исполнительной власти и Международного союза общественных объединений «Международный фонд защиты от дискриминации, за соблюдение конституционных прав и основных свобод человека». В соответствии с названным Положением для охраны прав лиц, подзащитных Фонду, последний может направлять в соответствующий орган исполнительной власти своего уполномоченного представителя. Федеральные органы исполнительной власти обязаны предоставлять уполномоченному представителю Фонда информацию, связанную с производством в отношении подзащитного лица административного задержания, ареста, помещения в изолятор временного содержания и т. д. Органы внутренних дел, юстиции и налоговой полиции призваны обеспечить допускдоставленного или задержанного лица к уполномоченному Фонда. В установленном порядке Фонд может перечислять денежные средства на лицевые счета подзащитных лиц, оказывать им гуманитар- 437 Уголовно-исполнительное право ную помощь, направлять ходатайства об улучшении условий размещения этих лиц в местах содержания под стражей или исполнения уголовного наказания. Специальное законодательство, регламентирующее формы контроля и участия общественности при исполнении уголовных наказаний, пока не сформировано, в связи с чем такого рода деятельность осуществляется на основании и в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях в Российской Федерации». Однако данным Законом практически не учитывается специфика деятельности исправительных учреждений, поэтому в Государственной Думе прошел обсуждение законопроект «Об общественном контроле за обеспечением прав лиц, находящихся в местах изоляции, и о содействии общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, и мест содержания под стражей»5, в котором предусматриваются конкретные формы общественного контроля и общественные формирования наделяются полномочиями наподобие наблюдательных комиссий, существовавших ранее при местных органах муниципальной власти. Особенностью контроля общественных объединений за деятельностью исправительных учреждений в настоящее время является то, что они не имеют властных полномочий, поэтому действуют своеобразным методом - апелляцией к общественному мнению через средства массовой информации. Последние, воздействуя на общественное мнение, одновременно побуждают государственные органы и иные субъекты контроля принимать решения по поднятым в средствах массовой информации проблемам, например по предотвращению злоупотреблений со стороны персонала, обеспечению его социально-правовой защиты и т. д. Второе направление воздействия - обращение к международным неправительственным и межправительственным организациям по вопросам, связанным с нарушением законодательства, прав осужденных при исполнении уголовных наказаний (арестованных при задержании). В этом случае по представлению общественных организаций, формирований вопросы рассматриваются на международном уровне и принимаются конкретные меры воздействия на государство-нарушитель. Существенная роль в структуре общественного контроля принадлежит аппарату Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, осуществляющему постоянный контроль за соблюдением прав заключенных и осужденных в следственных изоляторах и местах лишения свободы. По результатам проведенных проверок делаются ежегодные обзоры и представляются отчеты, которые освещаются в печати, Других средствах массовой информации. В необходимых случаях Уполно- 438 Глава 15. Контроль за деятельностью учреждений и органов ... моченный по правам человека в Российской Федерации инициирует судебную защиту нарушенных прав осужденных и заключенных под стражу. 1 См.: Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, 2 См.: Стручков НА. Курс исправительно-трудового права. Проблемы Общей 3См.: СеврюгинА.С. Правовое регулирование средств обеспечения социалистической законности в деятельности исправительно-трудовых учреждений // Проблемы совершенствования правового регулирования исполнения наказания в виде лишения свободы: Сб. науч. тр. Рязань, 1981. С. 61-71. 4 См.: Стручков НА. Указ. соч. С. 207. 5 См.: Проект Федерального закона № 11807-3 // Правовая система «Гарант».
Уголовно-исполнительное право Уголовно-исполнительное право
В период подготовки учебника к изданию в Уголовно-исполнительный кодекс РФ были внесены следующие изменения: Федеральным законом от 1 февраля 2005 г. № 1- ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации»: 1) в части третьей статьи 3°слова «применяют меры поощрения и 2) в части первой статьи 40словг. «исполнять обязанности и соблю 3) в части второй статьи 46слова «применить к нему взыскание в Федеральным законом от 1 апреля 2005 г. № 28- ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации»: 1) впункте «в» части четвертой статьи 78'слова «общего истрогого 2) часть четвертую статьи 11?'после слов «и одиночные камеры» Федеральным законом от 9мая 2005г. № 47-ФЗ «О внесении изменений в статью 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации»: 1) часть первую после слов «Осужденные к лишению свободы» до 2) часть третью изложить в следующей редакции: «3. Осужденные женщины, несовершеннолетние осужденные, а также осужденные - иностранные граждане и лица без гражданства направляются для отбывания наказания по месту нахождения соответствующих исправительных учреждений»; 3) дополнить частью четвертой следующего содержания: «4. Осужденные за преступления, предусмотренные статьей 126, частями второй и третьей статьи 1271, статьями 205—206, частью первой статьи 208, статьями 209-211, 275, 277-279, 281, 317, частью третьей статьи 321, частью второй статьи 360Уголовного кодекса Российской Федерации, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, осужденные к отбыванию лишения свободы в тюрьме, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы, направляются для отбывания наказания в соответствующие исправительные учреждения, расположенные в местах, определяемых федеральным органом уголовно-исполнительной системы». Также были приняты новые подзаконные нормативные правовые акты: - Оминимальных нормах питания и материально-бытового обес - О внесении изменений в Постановление Правительства Россий - Об утверждении Инструкции о порядке исполнения наказаний - Об упразднении управлений уголовно-исполнительной системы - Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения - Об утверждении Положения о порядке формирования и деятель - Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных и лиц, - Об утверждении Инструкции о надзоре за осужденными, содер Уголовно-исполнительное право - Об утверждении норм питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время: Приказ Минюста России от 2 августа 2005 г. № 125. УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО Учебник в двух томах Том 1: Общая часть
Редакторы С.А. Ардашева, М.В. Воробьев, И.Н. Смирнова Корректор Л. В. Яковлева Оформление Е. Молчанова, С. Носова Компьютерная верстка А.Е. Воробьевой Подписано в печать 14.11.2005 Формат 60x90/16. Гарнитура Newton Печать офсет. Печ. л. 27,75. Тираж 3 000 экз. Заказ № 6848 Отпечатано в полном соответствии с качеством предоставленных диапозитивов в ОАО «ИПК «Ульяновский Дом печати» 432980, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1264)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |