Дифференциация и индивидуализация применения к осужденным средств исправления
Исторический анализ показывает, что дифференциации наказания ранее уделялось недостаточное внимание. До последнего времени дифференциация наказания в теории уголовного и уголовно-исполнительного (исправительно-трудового) права не выделялась из общей проблемы индивидуализации наказания. В учебной и научной литературе под индивидуализацией наказания понималось такое определение судом меры наказания, которое соответствовало бы степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного. Исходя из этого, авторы многих исследований вопросы назначения наказания рассматривали применительно не только к конкретному лицу, но и к группе лиц, характеризующихся определенными общими для них признаками: степенью общественной опасности совершенных преступлений, прошлой преступной деятельностью. Понимая, что проблема дифференциации наказания не укладывается в рамки индивидуализации, И.И. Карпец ввел новое понятие родовой индивидуализации, имея в виду необходимость дифференцированного подхода к назначению и исполнению наказания в отношении различных категорий преступников7. В период становления и развития исправительно-трудового права проблема дифференциации исполнения наказания сводилась в основном к индивидуализации исполнения наказания. Так, АЛ. Ременсон 402 Глава 14. Социальное регулирование исполнения наказания... включал в понятие индивидуализации исполнения наказания применение кары с учетом не только индивидуальных особенностей личности конкретного преступника, но и различных категорий осужденных8. А.Е. Наташев считал, что дифференциация режима в колониях является дальнейшей индивидуализацией наказания9. В последующем, основываясь на известном общефилософском положении о соотношении общего, особенного и единичного, в теории наказания стали вьщелять карательно-воспитательное воздействие на всех осужденных, особенности этого воздействия по отношению к отдельным их категориям и конкретной личности. В настоящее время в научной литературе проводится четкое разграничение между понятиями дифференциации и индивидуализации назначения и исполнения наказания. По данной проблеме были опубликованы содержательные работы Г.А. Аванесова, Н.А. Беляева, В.Н. Брызгалова, СИ. Дементьева, М.П. Журавлева, И.И. Карпеца, А.И. Зубкова, М.П. Мелентьева, Н.А. Стручкова, Г.А. Туманова, Ю.М. Ткачевского, Б.С. Утевского, М.Д. Шаргородского, И.В. Шма-роваидр.10 В 1984 г. издан «Курс исправительно-трудового права. Проблемы Общей части» Н.А. Стручкова, где дан глубокий теоретический анализ применения основных средств исправления осужденных в карательно-воспитательном процессе. В 1998 г. АВ. Бриллиантов защитил докторскую диссертацию на тему «Дифференциация наказания: уголовно-правовые и уголовно-исполнительные проблемы», в которой выделены три группы оснований дифференциации: первую составляют основания, объективно характеризующие виновного (возраст, пол, физическое состояние, наличие судимости, факт отбывания ранее уголовного наказания); вторую - основания, субъективно характеризующие виновного (поведение в период отбывания наказания, отношение к труду, участие в проводимых воспитательных мероприятиях - показатели, позволяющие определить степень исправления осужденного); третью -основания, характеризующие преступное деяние, совершенное правонарушителем. При этом подчеркивается, что для дифференциации наказания существенное значение имеет, как правило, совокупность перечисленных оснований11. Таким образом, дифференциация исполнения наказания и исправительного воздействия на осужденных означает, что к разным категориям преступников, в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенных ими преступлений и прошлой преступной деятельности, должен применяться различный объем карательного воздействия. Исправительное воздействие строится с учетом типологических особенностей их личности - степени социально-педагогической
Уголовно-исполнительное право запущенности, возраста, направленности антиобщественной установки личности и других психолого-педагогических особенностей. Практика показывает, что отсутствие строго дифференцированного подхода к различным категориям осужденных в процессе исполнения наказания может привести к предоставлению опасным преступникам неоправданных льгот в различных условиях отбывания наказания. В данном случае нарушается принцип справедливости уголовного права, реализация которого при исполнении наказания во многом определяется осуществлением принципов дифференциации и индивидуализации исполнения наказания. Если принцип справедливости требует соответствия наказания характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного, то принципы дифференциации и индивидуализации исполнения наказания предусматривают применение средств исправления осужденных с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения (ст. 6 УКРФ,ч.Зст.9УИКРФ). Методом дифференциации исполнения наказания является классификация осужденных на различные категории. При определении, например, наказания в виде лишения свободы суд, назначая осужденным вид исправительного учреждения, одновременно классифицирует их в зависимости от формы вины, тяжести совершенного преступления и рецидива преступлений. Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 12 ноября 2001 г. № 14 «О практике назначения судами видов исправительных учреждений» обратил внимание судов на необходимость неукоснительного соблюдения требований ст. 58 УК РФ. В Постановлении также подчеркивается, что закон исключает возможность назначения того или иного вида исправительного учреждения по усмотрению суда. Таким образом, классификация осужденных обеспечивает дифференциацию и индивидуализацию исполнения наказания. Дифференциация применения средств исправления осужденных является фундаментом индивидуализации уголовно-исполнительного процесса, то есть индивидуализация без дифференциации невозможна При этом необходимо иметь в виду, что дифференциация применения средств исправления осужденных выражается, во-первых, в изменении условий отбывания наказания, что есть проявление прогрессивной системы исполнения наказания, и, во-вторых, в изменении специального правового статуса осужденных. В связи с этим представляют интерес особенности применения основных средств исправления осужденных (ч. 2 ст. 9 УИК РФ). Режим определяется законом как установленный порядок исполнения и отбывания наказания и представляет собой уклад, порядок или 404 Глава 14. Социальное регулирование исполнения наказания... образ жизни осужденного. Он выражает содержание наказания, поскольку в нем проявляются прежде всего свойственные наказанию правоогра-ничения. Не случайно в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными определено основное предназначение режима -сведение до минимума разницы между жизнью в тюрьме и жизнью на свободе (пр. 60). Режим устанавливается с учетом определенных видов наказания, применительно к которым он приобретает конкретное содержание. Наиболее полно содержание режима реализуется при исполнении наказаний в виде лишения свободы, ареста, ограничения свободы, содержания в дисциплинарной воинской части. По своей направленности режим многофункционален, так как, являясь одним из средств исправления осужденных, он создает условия для дифференцированного применения и других таких средств. Режим в исправительных учреждениях не только служит дифференциации исполнения наказания, но и способствует осуществлению дифференциации и индивидуализации исправительного воздействия. Режим, обеспечивая раздельное содержание разных категорий осужденных, Исключает отрицательное влияние одних осужденных на других. Он обеспечивает как различные условия отбывания наказания, так и изменение последних в зависимости от степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения. Воздействие дифференциации и индивидуализации применения основных средств исправления осужденных на их правовой статус невозможно без режима, обеспечивающего реализацию прав и законных интересов осужденных и их личную безопасность. К числу основных средств исправления осужденных относится воспитательная работа, направленная на исправление осужденных, формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, на повышение их образовательного и культурного уровня. Участие в воспитательных мероприятиях является обязательным для осужденных. Исполнение возложенных на них обязанностей - также одно из требований режима. Законодатель определяет основные формы и методы воспитательной работы с осужденными к лишению свободы. В частности, в ст. 110 УИК РФ обращается внимание на то, что эта работа организуется дифференцированно, с учетом вида исправительного учреждения, срока наказания, условий содержания и осуществляется в индивидуальных, групповых и массовых формах на основе психолого-педагогических методов. Концепция воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы от 20 апреля 2000 г. рассматривает воспитательную работу как систему педагогически обосно- 405 Уголовно-исполнительное право ванных мер, способствующих преодолению личностных деформаций осужденных, их интеллектуальному, духовному и физическому развитию, правопослушному поведению и социальной адаптации после освобождения. Одной из задач Концепции является обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода к воспитательной работе с осужденными с учетом степени их общественной опасности и социально-педагогической запущенности. Исполнение всех видов уголовных наказаний в той или иной степени связано с привлечением осужденных к общественно полезному труду, получением ими общего и профессионального образования, а также общественным воздействием на них. С учетом особенностей каждого вида наказания уголовно-исполнительное законодательство определяет специфический порядок применения основных средств исправления осужденных. Индивидуализация их применения учитывает, кроме психолого-педагогических, и правовые критерии, содержащиеся в законе: - степень общественной опасности совершенного преступления, - характер опасности преступления, выражающийся в социальной - степень исправления осужденного с точки зрения его поведения, - признание осужденного злостным нарушителем установленного - признание осужденного злостно уклоняющимся от отбывания на Индивидуализация применения средств исправления может реали-зовываться в пределах одного вида исправительного учреждения путем изменения условий отбывания наказания, а следовательно, специального правового статуса осужденного. 406 Глава14. Социальное регулирование исполнения наказания... Законодатель также предусматривает дифференциацию и индивидуализацию применения средств исправления в зависимости от поведения и отношения к труду осужденных к лишению свободы путем изменения вида исправительного учреждения (ст. 78 УИК РФ). В заключение следует отметить, что уголовно-исполнительное законодательство не раскрывает содержание понятий «исправительное воздействие», «воспитательное воздействие», «воспитательная работа». На практике нередко происходит подмена одного понятия другим, кроме того, они не соответствуют международным стандартам. В научной литературе под исправительным воздействием понимается комплексное использование воспитательных возможностей всех средств исправления в уголовно-исполнительном процессе с целью ресоциализации осужденных. Воспитательная работа рассматривается как система психолого-педагогических и социально-правовых мер, направленных на исправление осужденных, имеющая целью подготовку их к жизни в обществе и ослабление отрицательного влияния лишения свободы на личность и социальную установку осужденного12. I См.: Ожегов СИ. Толковый словарь русского языка. М., 1990. С. 565. 2См.: Бриллиантов А.В. Дифференциация наказания: уголовно-правовые и уголовно-исполнительные проблемы: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1998. С. 28. 3См.: Разбирина Л.И. Исполнение наказания в отношении осужденных женщин в исправительных колониях общего режима: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 1999. С. 20. 4 Теория права и государства / Под ред. Г.Н. Манова. М., 1996. С. 98. 5 См.: Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М., 1982. С. 17-18. 7 См.: Карпец И.И. Наказание: социальные, правовые и криминологические 8 См.: Ременсон А.Л. Теоретические вопросы исполнения лишения свободы и 9 См.: Наташев А.Е., Стручков Н.А. Основы теории исправительно-трудового 10 См., напр.: Беляев Н.А. Цели наказания и средства их достижения в испра II См.: Бриллиантов А.В. Указ. соч. С. 34-35. 12 См.: Цибульская Г.З. Правовое регулирование воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных к лишению свободы: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2003. С. 7-8. Глава 15 КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЯ § 1. Понятие и формы контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания Учреждения и органы, исполняющие наказания, структурно входят в правоохранительную систему Российской Федерации, призванную вести борьбу с преступностью. Их деятельность весьма значима для общества и государства, поскольку направлена на исправление осужденных, предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Контроль общества и государства имеет важное значение в обеспечении охраны прав и законных интересов осужденных учреждениями и органами, исполняющими наказания. От их персонала зависит степень реализации целей и задач уголовно-исполнительного законодательства при исполнении уголовных наказаний. На данное положение указывают не только нормативные акты Российской Федерации, но и международно-правовые документы. Так, Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка в обязанность персоналу вменяет защиту прав человека и человеческого достоинства по отношению к осужденным (ст. 2), обеспечение охраны здоровья правонарушителей (ст. 6), а также подчеркивает, что именно от сотрудников учреждений (государственных органов) в большей степени зависит общественная безопасность (ст. 8). Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984) запрещает применение к осужденным пыток и другого жестокого, бесчеловечного или унижающего их достоинство обращения, что согласно международному праву является абсолютным правом осужденных. Основными принципами применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка предусмотрено применение силы сотрудниками правоохранительных органов ис- 408
Глава 15. Контроль за деятельностью учреждений и органов ... ключительно для поддержания безопасности и порядка в исправительном учреждении или при наличии угрозы личной безопасности (ст. 15). При этом в первую очередь должны использоваться средства, не приводящие к смерти, а лишь нейтрализующие лицо, против которого они применяются (ст. 2). Выработанные мировым сообществом Основные принципы обращения с заключенными предписывают государствам обеспечивать благоприятные условия для реинтеграции бывших осужденных в общество. Кроме того, данный документ возлагает на исправительные учреждения ответственность за содержание заключенных и защиту общества от правонарушений. Указанные и другие международно-правовые акты обусловливают необходимость как международного, так и внутринационального контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, прежде всего учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, влекущие наибольшее число правоограничений для осужденного. Международный контроль за деятельностью учреждений, исполняющих наказания, осуществляется в следующих формах: а) периодическом представлении государством отчетов международным организациям (ООН, ОБСЕ, Совету Европы) о соблюдении прав человека при исполнении наказаний; б) инспектировании мест отбывания наказаний представителями межправительственных организаций и международных общественных правозащитных организаций; в) обращении граждан, в том числе осужденных, в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, когда исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Если система международного контроля обеспечивает соблюдение государствами основных международных принципов в сфере прав человека при исполнении наказаний, то национальная (внутригосударственная) система контроля обеспечивает реализацию учреждениями и органами, исполняющими наказания, принципа законности, являющегося одним из основных принципов их деятельности и российского уголовно-исполнительного законодательства. Общая теория права исходит из того, что система контроля за правоприменительной деятельностью государственных органов относится к юридическим гарантиям законности1. По мнению НА. Стручкова, данный принцип может быть реализован в уголовно-исполнительном процессе следующими способами: контролем органов государства, судебным и внутриведомственным контролем за эффективностью и правомерностью деятельности учреждений, исполняющих наказания; надзором 409 Уголовно-исполнительное право органов прокуратуры за соблюдением законности в деятельности мест лишения свободы и иных органов, исполняющих наказания, а также общественным контролем или общественным наблюдением за ними2. Сущность и назначение контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, заключается в следующем: во-первых, в наблюдении за осуществлением этими учреждениями и органами своей функциональной деятельности; во-вторых, в получении объективной и достоверной информации о состоянии в них законности и правопорядка; в-третьих, в принятии мер по предотвращению и устранению нарушений законности и дисциплины; в-четвертых, в выявлении причин и условий, способствующих совершению правонарушений и преступлений; в-пятых, в принятии мер по привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности и дисциплины. Составной частью контроля является проверка исполнения предписаний закона, которая представляет собой деятельность, позволяющую выяснить, что и как сделано во исполнение предписаний и требований закона, подзаконного акта, соответствующего решения. Вторая разновидность контрольной деятельности - надзорная деятельность, подразделяемая на два вида надзора в зависимости от того, кем он осуществляется. Первый вид надзора связан с надзорной деятельностью органов прокуратуры. Суть второго вида надзора, получившего в специальной юридической литературе название административного, заключается в наблюдении уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами за исполнением разнообразных специальных норм, общеобязательных правил, закрепленных в законах, подзаконных нормативных актах и в международных стандартах, регламентирующих исполнение наказаний. Надзорная деятельность независимо от того, какими субъектами она осуществляется, состоит в том, что, во-первых, органы надзора осуществляют свои функции и полномочия в отношении тех объектов, которые им организационно не подчинены (в отличие от контрольной деятельности, для которой характерно организационное единство субъекта и объекта контроля или наличие организационно-функциональных связей между ними, за редкими исключениями, когда контроль в соответствии с действующим законодательством производится уполномоченным органом в отношении не подчиненного ему объекта); во-вторых, в процессе осуществления административной надзорной деятельности применяются меры административного воздействия к нарушителям -физическим лицам (в процессе осуществления контрольной деятельности в виде наблюдения за исполнением наказаний применяются пре- 410 Глава 15. Контроль за деятельностью учреждений и органов ... имущественно меры дисциплинарного воздействия в отношении виновных лиц); в-третьих, органы, осуществляющие административно-надзорную деятельность, проверяют соблюдение специальных правил на поднадзорных им объектах. В начале 1980-х годов в трудах по исправительно-трудовому праву было высказано мнение, что обеспечению законности при исполнении наказаний способствует надзорно-контрольная деятельность, которая включает прокурорский надзор, судебный, общественный и ведомственный контроль. Ведущее место в этом комплексе отводилось прокурорскому надзору3 . В целом соглашаясь с указанным подходом, в настоящее время следует вести речь не о надзорно-контрольной деятельности, а о системе надзора и контроля за деятельностью соответствующих учреждений и органов по исполнению наказаний и соблюдению прав и законных интересов лиц, содержащихся под стражей, и осужденных. Данная система контроля охватывает как внутригосударственные механизмы, так и механизмы контроля и надзора международных организаций и сообществ. Если международный контроль направлен только на отслеживание соблюдения прав осужденных и задержанных, то внутригосударственный контроль намного шире по содержанию. Он призван обеспечивать не только соблюдение прав участников уголовно-исполнительных правоотношений, но и неукоснительное выполнение ими своих обязанностей, то есть персонал учреждений и органов УИС должен нести ответственность как за несоблюдение или нарушение прав осужденных (заключенных), так и за отсутствие требовательности к ним в части, касающейся обязанностей. С учетом изложенного классификация контроля и надзора по видам может быть представлена следующим образом. Помимо общего деления контрольной деятельности на разновидности, выделяются различные виды контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания: 1. В зависимости от объема обследования контроль подразделяется 2. По стадиям проведения контроля он делится на предварительный, 411
Уголовно-исполнительное право ниях и органах, исполняющих наказания, вынесение оценки правильности совершаемых объектами контроля действий по исполнению наказаний; третьего - проверка реального исполнения соответствующих судебных решений (приговоров, постановлений и определений) по уголовным делам и предписаний контролирующих органов, осуществляющих как надзор, так и проверку исполнения законов и других нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность учреждений и органов УИС. 3. В зависимости от субъектов контроля и характера их полномочий Сферы деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы, а также составляющие уголовно-исполнительного процесса определяют направления контроля, в частности за порядком исполнения и отбывания наказания; условиями содержания подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах, осужденных в исправительных учреждениях, в том числе их отдельных категорий (несовершеннолетних, женщин, больных и т. д.); использованием труда осужденных в учреждениях УИС; финансово-хозяйственной деятельностью учреждений и органов УИС и др. 4. В зависимости от целей, стоящих перед контролирующим орга Виды контроля и проверяемые сферы обусловливают выбор форм контрольной деятельности: инспектирование, ревизия, проверка; запрос по конкретному вопросу или направлению деятельности; предоставление учреждениями и органами УИС различных форм отчетности; личный прием лиц, находящихся под стражей, осужденных и сотрудников учреждений и органов УИС представителями субъектов контроля; посещение учреждений уголовно-исполнительной системы; обжалование незаконных действий должностных лиц учреждений и органов УИС. Глава 15. Контроль за деятельностью учреждений и органов ... § 2. Контроль органов государственной власти за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания Статья 19 УИК РФ предусматривает, что федеральные органы государственной власти осуществляют контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания. Порядок осуществления данного вида контроля регулируется законодательством Российской Федерации. Действующее законодательство Российской Федерации наделяет полномочиями контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, отдельные органы государственной власти и их должностных лиц. При этом выделены контрольные полномочия Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации. Контрольные полномочия Президента Российской Федерации обусловлены его конституционным статусом как главы государства, координирующего и согласующего деятельность всех ветвей государственной власти, и как гаранта Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Президентский контроль осуществляется через соответствующие президентские структуры и непосредственно Президентом России. 1. Непосредственный контроль Президент Российской Федерации осуществляет прежде всего в области подбора и расстановки кадров на федеральном уровне: решая вопросы назначения на должность и освобождения от должности федеральных министров и руководителей федеральных служб, он одновременно контролирует их деятельность. Применительно к уголовно-исполнительной системе Президент Российской Федерации издает указы, закрепляющие правовой статус ее учреждений и органов, определяет основные направления функционирования и реорганизации УИС, участвует в разработке и принятии законов и иной нормативной базы, регулирующей деятельность учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, осуществляет помилование лиц, осужденных за преступления. Контрольные полномочия Президент Российской Федерации реализует посредством определяющих государственных структур - Администрации Президента Российской Федерации, Контрольного управления Президента Российской Федерации, Комиссии по помилованию при Президенте Российской Федерации, своих полномочных представителей в субъектах Российской Федерации.
412 16 Уголовно-исполнительное право. Том 1 413 Уголовно-исполнительное право 2. Контрольные полномочия органов законодательной власти осуществляются в соответствии со ст. 10 Конституции Российской Федерации, закрепившей самостоятельность каждой из трех ветвей государственной власти. Основной функцией федеральных органов законодательной власти является приведение законодательства, регулирующего порядок и условия отбывания наказаний, в соответствие с изменениями в политической, экономической и социальной сферах жизни нашего общества, а также с международными договорами Российской Федерации и международными стандартами обращения с осужденными. К ведению Государственной Думы, кроме принятия законов, Конституция РФ относит объявление амнистии (п. «е» ч. 1 ст. 103), проведение которой является важной формой контроля органов государственной власти за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания. В соответствии с Конституцией Федеральное Собрание (Государственная Дума и Совет Федерации) осуществляет парламентский контроль за деятельностью всех исполнительных органов государства, в том числе исполняющих уголовные наказания. Такой контроль имеет несколько форм: проверку исполнения принимаемых законов, регулирующих вопросы исполнения наказаний; рассмотрение жалоб, поступающих в парламент, в том числе от лиц, отбывающих наказания; заслушивание на заседаниях парламента руководителей исполнительных органов. Существенным моментом при выполнении парламентом контрольных функций является и то, что им утверждается бюджет страны, а также отдельной строкой средства, предназначенные для функционирования учреждений и органов, исполняющих наказания. Следовательно, он полномочен проводить проверки правомерности их расходования. Согласно ч. 5 ст. 101 Конституции Российской Федерации для контроля за исполнением федерального бюджета парламент образует Счетную палату, которая полномочна вести проверки правомерности и целесообразности расходования средств бюджета любыми органами, включая органы уголовно-исполнительной системы. Помимо названных форм, в соответствии с Федеральным законом от 8 мая 1994 г. «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» депутат или группа депутатов могут обратиться с депутатским запросом к министру юстиции по тем или иным проблемам в сфере исполнения наказаний, ставшим им известными. На основании указанного Закона на запрос должен быть дан ответ в течение 15 дней органом, в чей адрес он был направлен. Также на основании депутатских запросов компе- 414 Глава 15. Контроль за деятельностью учреждений и органов ... тентными органами могут проводиться проверки, расследования и назначаться слушания в Государственной Думе или Совете Федерации. 3. Контроль органов исполнительной власти наиболее обширен, так как призван обеспечивать законность и дисциплину на входящих в их компетенцию участках государственно-правового регулирования. Его принято подразделять на общий, ведомственный и надведомственный. Осуществление общего контроля связано с деятельностью прежде всего Правительства РФ, к компетенции которого уголовно-исполнительное законодательство относит принятие ряда нормативных актов по проблемам исполнения наказаний. Федеральный закон от 8 января 1997 г. «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» к компетенции Правительства Российской Федерации относит принятие положений об уголовно-исполнительных инспекциях, о дисциплинарной воинской части, об арестных домах и др. Кроме того, только Правительство Российской Федерации вправе устанавливать нормы питания осужденных к лишению свободы, принимать нормативные акты, регламентирующие порядок прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы, их правовую защиту и социальную поддержку. Разумеется, Правительство не только разрабатывает и принимает указанные нормативные акты, но и контролирует их исполнение и реализацию. Для осуществления своих контрольных полномочий представители органов государственной власти Российской Федерации наделены правом посещения учреждений и органов, исполняющих наказания, причем Президент Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, а также уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации - без специального на то разрешения (п. «а» ч. 1 ст. 24 УИК РФ). § 3. Судебный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания Эффективность борьбы с преступностью во многом предопределяется надлежащим исполнением назначенных судами наказаний лицам, признанным виновными в совершении преступлений. Применительно к порядку исполнения назначенных по приговорам судов уголовных наказаний или мер принудительного характера общеобязательность и неизменность приговора имеют особое значение. Это связано с тем, что, 415
Уголовно-исполнительное право во-первых, никто не может подвергать сомнению вступивший в законную силу приговор, менять его существо, предпринимать какие-либо меры, которые могли бы поколебать акт правосудия, отрицательно сказаться на его силе, авторитете и правовых последствиях; во-вторых, содержащиеся в приговоре судебные решения подлежат безоговорочному исполнению на территории Российской Федерации всеми государственными и общественными организациями, учреждениями и предприятиями, их должностными лицами и гражданами. Сущность судебного контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, заключается прежде всего
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1364)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |