Прокурорский надзор за соблюдением
Законов администрацией учреждений и органов, Исполняющих наказания Организация и порядок осуществления прокурорского надзора за точным соблюдением законов в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, регламентируются Федеральным законом от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями), а также Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации (ст. 22), где подчеркивается, что прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». Уголовно-исполнительное законодательство детально не регламентирует направления и предмет прокурорского надзора за исполнением Уголовно-исполнительное право наказаний, а лишь закрепляет необходимость данной деятельности прокуратуры как гарантию законности в учреждениях и органах, исполняющих наказания. Организация и порядок осуществления прокурорского надзора изложены в Федеральном законе от 17 ноября 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О прокуратуре Российской Федерации"», который содержит гл. 4, регулирующую эти вопросы. В частности, предметом прокурорского надзора за исполнением наказаний являются: - законность нахождения лиц в местах содержания под стражей; - законность содержания осужденных в исправительных и иных уч - законность применения мер принудительного характера, назна - соблюдение установленных законодательством Российской Феде - законность исполнения наказания, не связанного с лишением сво Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. (ст. 32) лишь в общих чертах определяет задачи и предмет осуществления прокурорского надзора. Поэтому закрепленные в нем задачи этого надзора при исполнении наказаний не являются исключительными. Прокурор, осуществляя свои надзорные полномочия, может подвергнуть проверке любые иные вопросы деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания. Например, осуществляя проверку законности нахождения лиц в местах содержания под стражей или в исправительных учреждениях, прокурор проверяет также условия их содержания, правомерность применения дисциплинарных взысканий, предоставления свиданий и др., то есть предмет прокурорского надзора не ограничивается только решением задач, изложенных в данном Законе, так как он намного шире и во многом зависит от субъективного взгляда прокурора. Однако некоторые ограничения все же существуют, например в том случае, если прокурор не имеет специального допуска на проверку оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях. На генерального прокурора Российской Федерации и подчиненных ему прокуроров при осуществлении надзора за местами лишения свободы возлагается задача в пределах их полномочий осуществлять надзор, с тем чтобы в исправительных учреждениях, а также при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы, содержание осуж- 430 Глава 15. Контроль за деятельностью учреждений и органов денных производилось не иначе как по основаниям и в порядке, установленном законом. В отношении осужденных к лишению свободы прокурор обязан осуществлять надзор за отбыванием ими наказания в исправительном учреждении того вида режима, который назначен приговором суда. Важной задачей органов прокуратуры является осуществление надзора за соблюдением установленных законом порядка и условий отбывания наказания осужденными, обеспечением выполнения предписаний норм права и принятых на их основе нормативных актов, регулирующих режим содержания осужденных, охрану, надзор за ними, организацию труда, воспитательной работы, общего образования, профессионального образования и профессиональной подготовки. При этом в компетенцию прокурорского надзора входит обеспечение соблюдения законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, правильного применения норм права при исполнении наказания и осуществления мер исправительного воздействия на осужденных. Если задачей прокуратуры в области исполнения уголовных наказаний и мер принудительного характера, назначаемых судом, является осуществление прокурорского надзора за исполнением законов администрацией учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, то его целью - обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства (ст. 2 Закона от 17 ноября 1995 г.). Основой осуществления прокурорского надзора, помимо Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации», являются нормы Уголовного, Уголовно-процессуального, Уголовно-исполнительного кодексов Российской Федерации, законов Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и других нормативных актов, в том числе субъектов Российской Федерации, которые определяют положение прокуратуры как высшего надзорного органа государства и наделяют ее соответствующим объемом полномочий для осуществления этого рода деятельности. При осуществлении надзора за исполнением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, прокурор вправе: посещать в любое время данные учреждения и органы; опрашивать осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера; знакомиться с документами, на основании которых эти лица осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными 431
Уголовно-исполнительное право материалами; требовать от администрации создания условий, обеспечивающих реализацию прав осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера; проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений администрации учреждений и органов, исполняющих наказания; требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления; возбуждать уголовные дела или производства об административных правонарушениях (ст. 33 Закона от 17 ноября 1995 г.). Опротестование прокурором приказа или иного документа, изданного администрацией учреждения или органа, исполняющего наказания, приостанавливает его исполнение до рассмотрения. Кроме того, прокурор вправе отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного (дисциплинарного) изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры. Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания, и отбывающего меры принудительного характера, либо подвергнутого содержанию под стражей в нарушение закона, либо помещенного в судебно-психиатрическое учреждение. Прокурорский надзор осуществляется как в результате посещений учреждений, исполняющих наказания, так и в результате обращений в прокуратуру осужденных. Последние в соответствии с ч. 4ст. 15УИКРФ имеют право обращаться в прокуратуру с предложениями, заявлениями и жалобами, которые направляются администрацией по принадлежности не позднее одних суток без цензуры. Результаты осуществления прокурорского надзора за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, оформляются в виде актов прокурорского надзора, реализация которых обеспечивает не только устранение нарушений законодательства, но и контроль за выполнением распоряжений прокурора теми субъектами, которым они адресованы. По результатам проверок органы прокуратуры составляют справки о состоянии законности и направляют соответствующую информацию в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления в зависимости оттого, где и какие нарушения выявлены и от кого зависит их устранение и недопущение в дальнейшем. Важными средствами устранения нарушений законности являются: предложения прокурора, направляемые в адрес администрации учреж- 432 Глава 15. Контроль за деятельностью учреждений и органов ... дений и органов, исполняющих наказания, которые обязательны к исполнению; представления об устранении причин нарушения законности и условий, им способствующих; постановления прокурора, которые служат процессуальной формой реализации его полномочий, в том числе при участии в рассмотрении уголовных дел.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (550)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |