Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Прокурорский надзор за соблюдением



2016-01-26 550 Обсуждений (0)
Прокурорский надзор за соблюдением 0.00 из 5.00 0 оценок




Законов администрацией учреждений и органов,

Исполняющих наказания

Организация и порядок осуществления прокурорского надзора за точным соблюдением законов в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, регламентируются Федеральным законом от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» (с последу­ющими изменениями и дополнениями), а также Уголовно-исполни­тельным кодексом Российской Федерации (ст. 22), где подчеркивается, что прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией уч­реждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется гене­ральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему про­курорами в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Рос­сийской Федерации».

Уголовно-исполнительное законодательство детально не регламен­тирует направления и предмет прокурорского надзора за исполнением


Уголовно-исполнительное право

наказаний, а лишь закрепляет необходимость данной деятельности про­куратуры как гарантию законности в учреждениях и органах, исполня­ющих наказания.

Организация и порядок осуществления прокурорского надзора изложены в Федеральном законе от 17 ноября 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О прокуратуре Российской Фе­дерации"», который содержит гл. 4, регулирующую эти вопросы. В част­ности, предметом прокурорского надзора за исполнением наказаний являются:

- законность нахождения лиц в местах содержания под стражей;

- законность содержания осужденных в исправительных и иных уч­
реждениях и органах, исполняющих наказания;

- законность применения мер принудительного характера, назна­
чаемых судом;

- соблюдение установленных законодательством Российской Феде­
рации прав и обязанностей задержанных, содержащихся под стражей,
осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера,
порядка и условий их содержания;

- законность исполнения наказания, не связанного с лишением сво­
боды.

Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. (ст. 32) лишь в общих чер­тах определяет задачи и предмет осуществления прокурорского надзо­ра. Поэтому закрепленные в нем задачи этого надзора при исполнении наказаний не являются исключительными. Прокурор, осуществляя свои надзорные полномочия, может подвергнуть проверке любые иные воп­росы деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания. Например, осуществляя проверку законности нахождения лиц в местах содержания под стражей или в исправительных учреждениях, прокурор проверяет также условия их содержания, правомерность применения дисциплинарных взысканий, предоставления свиданий и др., то есть предмет прокурорского надзора не ограничивается только решением задач, изложенных в данном Законе, так как он намного шире и во мно­гом зависит от субъективного взгляда прокурора. Однако некоторые ограничения все же существуют, например в том случае, если прокурор не имеет специального допуска на проверку оперативно-розыскной де­ятельности в исправительных учреждениях.

На генерального прокурора Российской Федерации и подчиненных ему прокуроров при осуществлении надзора за местами лишения сво­боды возлагается задача в пределах их полномочий осуществлять над­зор, с тем чтобы в исправительных учреждениях, а также при исполне­нии наказаний, не связанных с лишением свободы, содержание осуж-

430


Глава 15. Контроль за деятельностью учреждений и органов

денных производилось не иначе как по основаниям и в порядке, уста­новленном законом. В отношении осужденных к лишению свободы прокурор обязан осуществлять надзор за отбыванием ими наказания в исправительном учреждении того вида режима, который назначен при­говором суда.

Важной задачей органов прокуратуры является осуществление надзо­ра за соблюдением установленных законом порядка и условий отбыва­ния наказания осужденными, обеспечением выполнения предписаний норм права и принятых на их основе нормативных актов, регулирующих режим содержания осужденных, охрану, надзор за ними, организацию труда, воспитательной работы, общего образования, профессионально­го образования и профессиональной подготовки. При этом в компетен­цию прокурорского надзора входит обеспечение соблюдения законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, пра­вильного применения норм права при исполнении наказания и осуще­ствления мер исправительного воздействия на осужденных.

Если задачей прокуратуры в области исполнения уголовных наказа­ний и мер принудительного характера, назначаемых судом, является осуществление прокурорского надзора за исполнением законов адми­нистрацией учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, то его целью - обеспечение верховенства закона, единства и укрепле­ния законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраня­емых законом интересов общества и государства (ст. 2 Закона от 17 но­ября 1995 г.).

Основой осуществления прокурорского надзора, помимо Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации», являются нормы Уголовно­го, Уголовно-процессуального, Уголовно-исполнительного кодексов Российской Федерации, законов Российской Федерации «Об учрежде­ниях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и других нормативных актов, в том числе субъектов Российской Федерации, которые определяют положение прокуратуры как высшего надзорного органа государства и наделяют ее соответствующим объемом полномочий для осуществления этого рода деятельности.

При осуществлении надзора за исполнением законов администра­цией учреждений и органов, исполняющих наказания, прокурор впра­ве: посещать в любое время данные учреждения и органы; опрашивать осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера; знакомиться с документами, на основании которых эти лица осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными

431


 


Уголовно-исполнительное право

материалами; требовать от администрации создания условий, обеспечи­вающих реализацию прав осужденных и лиц, подвергнутых мерам при­нудительного характера; проверять соответствие законодательству Рос­сийской Федерации приказов, распоряжений, постановлений админи­страции учреждений и органов, исполняющих наказания; требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления; воз­буждать уголовные дела или производства об административных право­нарушениях (ст. 33 Закона от 17 ноября 1995 г.).

Опротестование прокурором приказа или иного документа, издан­ного администрацией учреждения или органа, исполняющего наказа­ния, приостанавливает его исполнение до рассмотрения. Кроме того, прокурор вправе отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного (дисциплинарного) изолятора, помеще­ния камерного типа, карцера, одиночной камеры.

Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в уч­реждениях, исполняющих наказания, и отбывающего меры принуди­тельного характера, либо подвергнутого содержанию под стражей в на­рушение закона, либо помещенного в судебно-психиатрическое уч­реждение.

Прокурорский надзор осуществляется как в результате посещений учреждений, исполняющих наказания, так и в результате обращений в прокуратуру осужденных. Последние в соответствии с ч. 4ст. 15УИКРФ имеют право обращаться в прокуратуру с предложениями, заявлениями и жалобами, которые направляются администрацией по принадлежнос­ти не позднее одних суток без цензуры.

Результаты осуществления прокурорского надзора за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, оформляются в виде актов прокурорского надзора, реализация которых обеспечивает не толь­ко устранение нарушений законодательства, но и контроль за выполне­нием распоряжений прокурора теми субъектами, которым они адресо­ваны.

По результатам проверок органы прокуратуры составляют справки о состоянии законности и направляют соответствующую информацию в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуп­равления в зависимости оттого, где и какие нарушения выявлены и от кого зависит их устранение и недопущение в дальнейшем.

Важными средствами устранения нарушений законности являются: предложения прокурора, направляемые в адрес администрации учреж-

432


Глава 15. Контроль за деятельностью учреждений и органов ...

дений и органов, исполняющих наказания, которые обязательны к ис­полнению; представления об устранении причин нарушения законнос­ти и условий, им способствующих; постановления прокурора, которые служат процессуальной формой реализации его полномочий, в том чис­ле при участии в рассмотрении уголовных дел.



2016-01-26 550 Обсуждений (0)
Прокурорский надзор за соблюдением 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Прокурорский надзор за соблюдением

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (550)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)