Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Школа физиократов возникла в конце XVIII в. во Франции



2016-01-26 367 Обсуждений (0)
Школа физиократов возникла в конце XVIII в. во Франции 0.00 из 5.00 0 оценок




Ее представители - Пьер Буагильбер (1646-1714), Франсуа Кенэ (1694-1774) и др. Физиократы считали, что богатство нации соз­дается не в сфере обращения, а в сфере национального производ­ства. Правда, они ограничивали эту сферу только сельским хо­зяйством, полагая, что богатство создается только в земледелии и только земледельческий труд является производительным. Физиократы были сторонниками господства частной собствен­ности, свободной конкуренции и ратовали за развитие внешней торговли.

Учение физиократов получило дальнейшее развитие в рабо­тах представителей классической политической экономии. осуществивших анализ промышленного производства.

Уильям Петти (1623-1687), Адам Смит (1723-1790), Давид Рикардо (1772-1823) создали классическую буржуазную политическую экономию. Важнейшее сочинение Уильяма Петти «Трактат о налогах и сборах» (1662) положило начало трудовой теории стоимости: стоимость товара определялась затратой труда на его создание. Своего наивысшего расцвета данная школа достигла в трудах А. Смита и Д. Рикардо.

Главный труд А. Смита - «Исследование о природе и причи­нах богатства народов» (1776), в котором предмет изучения -богатство народов - он характеризует как богатство.

Смит вы­двигает тезис о том, что стоимость создается трудом независимо от отрасли производства. Основной тезис звучит так: труд созда­ет стоимость, источником всякого богатства является труд; ка­питал важен лишь в той мере, в какой он дает занятие труду. Смит считает, что главным мотивом хозяйственной деятельно­сти является своекорыстный интерес, удовлетворение которого способствует разделению труда, являющемуся средством увели­чения богатства через рост производительности труда. Таким образом, на первый план в своем экономическом анализе Смит выдвигает труд и разделение труда.

Д. Рикардо - выходец из семьи крупного биржевого маклера, его главный труд - «Начало политической экономии и налогово­го обложения» (1817). Он сводит все категории к исходной -трудовой стоимости и через ее призму осуществляет свой даль­нейший анализ. Величину стоимости Д. Рикардо определяет не только живым трудом, но и прошлым, т.е. тем трудом, который ранее был затрачен на создание средств производства. Стои­мость их переносится на вновь произведенный товар либо цели­ком (сырье), либо по частям (машины и оборудование). Тем са­мым Д. Рикардо доказывает несостоятельность определения Смитом величины стоимости доходами, а также ошибочность исключения постоянного капитала из стоимости вновь произве­денного товара.

Д. Рикардо показывает, что стоимость товаров, единственным источником которой является труд рабочего, лежит в основе до­ходов различных классов общества - заработной платы, прибыли, процента и ренты. Он делает вывод о том, что прибыль есть неоплаченный труд рабочего, но не может объяснить процесс возникновения прибыли с точки зрения закона стоимости, рас­крыть сущность закона прибавочной стоимости.

Таким образом, классическая школа:

· положила начало трудо­вой теории стоимости,

· сделала попытку проникнуть в сущность возникновения богатства,

· поставила перед собой задачу иссле­довать способы увеличения богатства,

· рассмотрела отдельные формы прибавочного продукта, используя при анализе экономи­ческих явлений и процессов метод научной абстракции,

· они первыми научно доказали, что экономика развивается по своим внутренним законам.

 

Возникшая в Германии политическая экономия создавалась на позициях Ф. Листа (1789-1846) и получила название истори­ческой школы. Ею выдвигались задачи создания национальной науки, изучения вопросов экономики в связи с правом, нравст­венной этикой, психологией.

В 1841 г. Ф. Лист опубликовал свою основную работу «Национальная система политической экономии», в которой выступил с учением об исторических ста­диях хозяйственного развития.

Он выделил пять исторических этапов:

  • дикость, или охотничий период;
  • пастушеский;
  • земле­дельческий;
  • земледельческо-мануфактурный;
  • земледельческо-мануфактурно-товарный.

Он ратовал за идею протекционизма, предполагающего активное вмешательство государства в эконо­мику с целью создания единого национального рынка и защиты национального производства.

 

В середине XIX в. возникает марксизм. Его создатели К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895). Главный труд К. Маркса - «Капитал».

В работе проанализированы важнейшие экономические законы капиталистического способа производст­ва:

  • прибавочной стоимости,
  • капиталистического народонаселе­ния,
  • тенденции нормы прибыли к понижению, конкуренции и анархии капиталистического производства,
  • всеобщий закон ка­питалистического накопления.

С точки зрения классиков марксизма, предметом политиче­ской экономии являются производственные отношения людей, экономические законы и категории, в которых выражаются эти отношения, а не богатство, его источники, принципы распреде­ления. Теоретики марксизма дают определение науки в узком и широком смысле слова. В узком смысле слова политическая эко­номия - наука о производственных отношениях и экономиче­ских законах определенного способа производства, а в широком - наука о законах, управляющих производством и обменом материальных благ на различных ступенях развития человече­ского общества.

 

Продолжением теории К. Маркса применительно к новой ис­торической эпохе является ленинская теория империализма.

В. И. Ленин (1870-1924) показал, что глубинную экономическую основу империализма составляют монополии, которыми охваче­ны все стороны экономической жизни: промышленное произ­водство, банковское дело, международные отношения. Он от­крыл закон неравномерного экономического и политического развития в эпоху империализма, который помог ему сделать вы­воды о причинах войн при империализме, преходящем характере капиталистического общества.

 

В противовес марксистскому учению в 70-е гг. XIX в. возни­кает австрийская школа (К. Менгер (1840-1921), Ф. Визер (1851-1926)). Ее называют субъективной или субъективно-психологической. Представителями данной школы разработаны теория предельной полезности и основанная на ней теория капи­тала и процента.

Экономисты австрийской школы считали, что политическая экономия должна изучать не производственные отношения и экономические законы, а сознание хозяйствующего субъекта во всем многообразии опыта. Центральное место зани­мает теория ценности, получившая название «предельной полез­ности». Используемые в политической экономии категории «то­вар» и «стоимость» заменены понятиями «благо» и «ценность». Предельной полезностью определяется ценность блага, которая зависит от соотношения запаса этого блага и потребности в нем.

 

Непосредственными преемниками австрийской школы стали английский экономист А. Маршалл (1842-1924) и Д. Кларк (1847-1938).

А. Маршалл попытался объединить теорию издер­жек производства и предельной полезности.

Д. Кларк сформули­ровал закон предельной производительности труда и капитала. Ссылаясь на него, Кларк утверждал, что каждое новое вложение труда в производство при данном капитале сопровождается па­дением производительности по сравнению с предыдущими вло­жениями.

Перечисленные выше три учения (австрийская школа, А. Мар­шалла и Д. Кларка) принято называть маржинализмом, под ко­торым понимают учение о предельной полезности и предельной производительности факторов производства с абсолютизацией количественного анализа.

В современной экономической науке выделяют неоклассиче­ское, неокейнсианское и институционально-социологическое направления. Современными представителями неоклассицизма являются Р. Солоу, М. Фридмени др.

Основоположники нео­классической теории с самого начала отстаивали принцип не­вмешательства государства в экономическую систему. Однако под влиянием развития рыночной экономики они признали воз­можность подобного вмешательства посредством использования косвенных методов (кредитно-денежных).

Одной из разновидностей неоклассического направления яв­ляется монетаризм. Его главный представитель - американский экономист, лауреат Нобелевской премии Милтон Фридмен.

Мо­нетаристы придают решающее значение в экономическом разви­тии денежной сфере. Для устойчивого развития экономики, на их взгляд, необходимо увеличение на 4-5 % денежной массы в обращении. Государство должно резко ограничить формы вме­шательства в экономику, ибо его политика порождает неустой­чивость экономического развития.

 

Кейнсианская теория возникла в 30-е гг. XX в. Основные идеи были сформулированы Дж. Кейнсом (1883-1946) в работе «Общая теория занятости, процента и денег».

Кейнс признал необходимость государственного регулирования экономики. Он акцентирует внимание на анализе макроэкономических величин: национального дохода, инвестиций, занятости, потребления, сбережений и т.д. Основные цели, которые ставят кейнсианцы перед государством - поддержание «эффективного спроса» и «полной занятости».

Экономическая программа Кейнса включает: всемерное уве­личение расходов государства, расширение общественных работ, антиинфляционную и циклическую политику, циклическое ба­лансирование бюджета, регулирование занятости и т.д.

В первой половине 50-х гг. XX в. отдельные положения уче­ния Кейнса были пересмотрены и развиты в работах неокейнсианцев. Р. Харрод, Дж. Робинсон, А. Хансен основное внимание уделяют экономической динамике и экономическому росту; ис­ходят из необходимости систематического прямого государст­венного регулирования экономики, а не косвенного, как у Кейн­са. Неокейнсианцы разрабатывают модели экономического рос­та, предусматривающие инвестиции в научные исследования, новую технику, инфраструктуру с помощью государственного финансирования.

 

Институционально-социологическое направление возникло в конце XIX - первой половине XX в. Его основоположники Т. Веблен, У. Гамильтон, У. Митчелл, Дж. Гэлбрейт считали, что экономика развивается под воздействием экономических (моно­полии, собственность, конкуренция) и неэкономических (обы­чаи, нормы поведения людей, инстинкты) факторов.

С введением категории «институции» осуществлялась пере­ориентация предмета политической экономии: вместо рассмот­рения законов развития рыночной экономики выдвигался вопрос о том, как различного рода социальные, правовые, этические процессы влияют на экономические отношения. Тем самым представители этого направления поставили важную проблему: об организационном и правовом оформлении экономических отношений с переходом на более высокую ступень развития (теории «индустриального» и «постиндустриального» общества) и уделили большое внимание разработке практических рекомен­даций для экономической политики государства и монополии.

 

ПОТРЕБНОСТИ И РЕСУРСЫ



2016-01-26 367 Обсуждений (0)
Школа физиократов возникла в конце XVIII в. во Франции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Школа физиократов возникла в конце XVIII в. во Франции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (367)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)