Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Типы экономических систем. Классификация в науке выступает важнейшим инструментом систематизации явлений и



2016-01-26 345 Обсуждений (0)
Типы экономических систем. Классификация в науке выступает важнейшим инструментом систематизации явлений и 0.00 из 5.00 0 оценок




Классификация в науке выступает важнейшим инструментом систематизации явлений и процессов. Ее успешность зависит от правильного выделения критерия (главного признака).

При рассмотрении экономических систем используются раз­ные критерии. Среди них называют следующие:

• преобладающая форма хозяйствования. Выделяются эко­номическая система с натуральной формой хозяйствования и экономическая система с товарной формой хозяйствования;

• основные формы собственности. Различаются экономиче­ские системы общинного типа, частнособственнического типа, кооперативно-общественного типа, смешанные;

• способ распределения доходов. Выделяются такие типы, как общинно-уравнительный - с распределением доходов по земле, с распределением доходов по факторам производства, с распреде­лением по количеству, качеству и эффективности трудового вклада;

• степень государственного вмешательства в экономику как критерий;

• механизм или способ координации действий хозяйствующих субъектов.

• степень открытости включения в мирохозяйственные свя­зи и отношения

• степень зрелости экономических систем.

 

Различают следующие типы экономических систем:

· свободный (либеральный),

· административно-командный,

· эконо­мически регулируемый,

· смешанный;

Выделяются такие типы экономических систем, как

· традиционный,

· рыночный,

· плановый;

Различают закрытую и открытую экономиче­ские системы;

Различаются фор­мирующиеся, зрелые (развитые) и деградирующие системы.

В современной экономической литературе чаще всего выделяют четыре основных типа экономических систем:

· традиционную экономику;

· административно-командную экономику;

· рыночную экономику;

· смешанную экономику.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗЛИЧНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Основные черты Рыночная экономика Командно-административная экономика Смешанная экономика
Масштабы обобществления производства Обобществление Производства в рамках производства Экспроприация трудовой частной собств., насильств. объединение частных товаро-производителей в колхозы и совхозы Обобществление и огосударствление части хоз-ва в национальном и интернацион. масштабе
Преобладающая форма собст-ти Экономич. деят-ть единоличных предпринимателей капиталистов Господство госсобственности Эконом. деят-ть на базе коллективной, частной и госсобственности
Форма бюджетного ограничения жёсткая мягкая Разнообразные социально регулируемые
Стимул к производительному труду Факторные доходы (зарплата, прибыль и т. д) соцсоревнование Факторные доходы
Основной принцип производства Принцип соответствия спроса и предложения Воля центрального органа власти, материализирующая принятые политические решения Принцип соответствия спроса и предложения
Регулирование экономики Саморегулирование индивид. Капиталов на основе свободного рынка при слабом вмешательстве гос-ва Жесткий контроль централизованным гос-вом, полностью монополизировавшим экономику и власть Активное госрегулиров. Национ. Экономики для стимулирования потребительского спроса и предложения, предотвращение кризисов и безработицы
Социальные гарантии Социальная незащищённость граждан в случаях безработицы, болезни, старости Гарантиров. Трудоустройство, бесплатная медицина и образование, соцобеспечение Создание гос. И частных фондов соцстрахования и соцобеспечения
Теневая экономика отсутствует присутствует Только на запрещённый государством товар (наркотики)
координация Роль координации действий экономических субъектов и размещения благ в экономике выполняет рыночный механизм, и прежде всего система цен Правила и параметры эконом. Поведения в соответствующее размещение благ определяется воздействием командующей (управляющей) подсистемы, кот. Является гос-во Роль координации действий эконом. Субъектов и размещения благ определяется рыночным механизмом и государственным регулированием
ценообразование Ориентируется на предотвращение спада в производстве Гос-во устанавливает постоянные (фиксированные) цены Гибкие цены
Заработная плата Устанавливается в процессе конкуренции при соотношении спроса и предложения на рынке Административное установление заработной платы Устанавливается в процессе конкуренции при соотношении спроса и предложения на рынке труда, но государство устанавливает миним. зарплату

Конкуренция есть нет есть

 

Под традиционной экономической системой обычно пони­мается экономика, основанная на традициях и обычаях, зафик­сировавшихся в сознании людей. Это, как правило, экономика натурального хозяйства, обслуживающего себя за счет собствен­ных сил и ресурсов, имеющая замкнутый характер. Она базиру­ется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладной экономике в слаборазвитых странах.

Многоукладность экономики означает существование при данной экономической системе различных форм хозяйствования. Сохраняются в ряде стран натурально-общинные формы, осно­ванные на общинном коллективном ведении хозяйства и мит­ральных формах распределения созданного продукта. Огромное значение имеет мелкотоварное производство. Оно основано на частной собственности на производственные ресурсы и на лич­ном труде их владельца.

В странах с традиционной экономиче­ской системой мелкое товарное производство представлено мно­гочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами, которые доминируют в экономике.

В развитии национального предпринимательства огромную роль в экономике слаборазви­тых стран часто играет иностранный капитал.

Решение ключевых экономических задач имеет специфиче­ские особенности в рамках различных укладов.

Для традицион­ной системы характерна активная роль государства. Перераспре­деляя через бюджет значительную часть национального дохода, государство направляет средства на развитие инфраструктуры и оказание мер по социальной защите беднейших слоев населения от безработицы, инфляции и других последствий.

 

Административно-командная экономика. Определяется как такой ее тип, при котором господствует общественная собст­венность, товарно-денежные отношения имеют формальный ха­рактер, а движение ресурсов производства и самопроизводство определяется административным центром на основе системы его команд.

Эта система господствовала ранее в СССР, странах Восточ­ной Европы и ряде азиатских государств.

Характерными чертами административно-командной систе­мы являются общественная (а в реальности государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, мо­нополизация, бюрократизация экономики в специфических фор­мах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

 

Рыночная экономика. Экономическая система, при которой на основе частной собственности движение ресурсов производ­ства и само производство осуществляются под воздействием рыночного механизма регулирования, изменения спроса, пред­ложения и цен, а также экономической выгоды.

 

Смешанная экономика. В случае соединения и переплете­ния различных форм хозяйства, формационных образований, цивилизационных систем, а также более сложных сочетаний различных элементов системы можно говорить о смешанных экономических системах (смешанной экономике). Их отличи­тельная особенность - гетерогенность (разнородность) входящих в них элементов.

Смешанные системы существовали в различные историче­ские периоды. Например, в свое время такой системой был ко­лонат, возникший на основе соединения рабовладельческих и феодальных отношений в Древнем Риме. Применительно к со­временным условиям смешанная экономика предстает в сле­дующих укрупненных формах:

• смешанная экономика развивающихся (особенно слабораз­витых) стран, в которых «смешение» вызывается низким уров­нем развития и наличием отсталых экономических форм;

• смешанная экономика развитых стран (развитая смешанная экономика).

Идеи смешанной экономики, появившиеся на рубеже двух последних веков и получившие затем широкое распространение, отражали реальные изменения в социально-экономической жиз­ни, особенно усилившиеся в послевоенный период. Эти измене­ния проявились в усложнении форм взаимодействий рынка и государственного регулирования экономики, частного предпри­нимательства и процесса социализации, а также во все более заметном проникновении в структуру общественных систем постиндустриальных (постэкономических) начал.

Сам термин «смешанная экономика» не имеет однозначного толкования. Его первоначальная и наиболее распространенная трактовка делает упор на сочетание различных секторов эконо­мики (частного и государственного), на разнообразие форм соб­ственности.

Вторая трактовка, получившая развитие от кейнсианства, выдвигает на первый план проблему сочетания рынка, рыночного механизма и государственного регулирования.

Третья трактовка, инициированная разнообразными социал-реформистическими течениями, основывается на сочетании капитала част­ного предпринимательства и социальности, общественных соци­альных гарантий.

Наконец, еще одна позиция, вытекающая из цивилизационного подхода, нацеливает на проблему соотноше­ния экономических и неэкономических начал в структуре совре­менного общества.

Указанные трактовки смешанной экономики в современных условиях не противоречат друг другу: они лишь отражают нали­чие нескольких линий формообразования современного типа развитой экономики и их единство. Смешанная экономика пред­ставляет собой одновременное сочетание указанных параметров, а именно: сочетание частного и государственного секторов эко­номики, рынка и государственного регулирования, капиталисти­ческих тенденций социализации жизни, экономических и неэко­номических начал.

Параметры смешанной экономики обладают относительной самостоятельностью. Однако возможно превалирование того или иного параметра или одной из групп параметров в условиях раз­личных стран.

Смешанность экономики характеризует не только наличие разнообразных структурных элементов в ее составе, но и образо­вание конкретных форм их сочетания в реальной экономике. Примером этого могут служить частно-государственные акцио­нерные предприятия, контрактные соглашения государственных органов с частными фирмами, социальное партнерство и т.д.

Смешанная экономика является целостной системой, высту­пающей адекватной формой современного развитого общества. Образующие ее элементы опираются на такой уровень производительных сил и на такие тенденции социально-экономи­ческого развития, которые объективно требуют дополнения рынка государственным регулированием, частно-хозяйственной инициативы - социальными гарантиями, также включения в экономическую структуру общества постиндустриальных начал. Смешанная экономика не является конгломератом, хотя и усту­пает «чистым» системам в степени однородности составляющих ее элементов.

В разных странах и регионах складываются различные моде­ли смешанной экономики. Они отличаются друг от друга своими «национальными коэффициентами смешивания» разных форм собственности, рынка и государственного регулирования, капи­тала и социальности, экономической и постэкономической сто­рон. Эта особенность зависит от многих факторов: уровня и ха­рактера материально-технической базы, исторических и геопо­литических условий формирования общественного устройства, национальных и социокультурных особенностей страны, влия­ние тех или иных социально-политических сил и т. п. Более того, в смешанной экономике, как правило, может доминировать та или иная сторона параметров.

Хозяйственный механизм административно-командной сис­темы имеет ряд особенностей.

Он предполагает, во-первых, не­посредственное управление всеми предприятиями из единого центра - высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов.

Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распреде­ление продукции, в результате чего исключаются свободные ры­ночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами.

В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятель­ностью с помощью преимущественно административно-распоря­дительных методов, что подрывает материальную заинтересо­ванность в результатах труда.

При чрезмерной централизации исполнительной власти раз­вивается бюрократизация хозяйственного механизма и экономи­ческих связей. По своей природе бюрократический централизм не способен обеспечивать рост эффективности хозяйственной деятельности, так как полное огосударствление хозяйства вызы­вает невиданную по своим масштабам монополизацию произ­водства и сбыта продукции. Гигантские монополии, утвердив­шиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для по­рождаемой монополизмом дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности народного хозяйства.

В странах с административно-командной системой решение общеэкономических задач имело свои специфические особенно­сти. В соответствии с господствующими идеологическими уста­новками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьезной и ответственной, чтобы передать ее решение самим непосредственным производителям - про­мышленным предприятиям, колхозам, совхозам.

Поэтому структура общественных потребностей определя­лась непосредственно центральными плановыми органами. Од­нако, поскольку детализировать, предвидеть изменения общест­венных потребностей в таких масштабах принципиально невоз­можно, эти органы руководствовались преимущественно задачей удовлетворения минимальных потребностей.

Централизованное распределение материальных благ, трудо­вых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непо­средственных производителей и потребителей, в соответствии с заранее выбранными как «общественные» целями и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствовавшими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

Распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось центральными ору­нами посредством повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно утверждаемых нормативов направле­ния средств в фонд заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда.

Отличительной особенностью распределения продукции в административно-командной системе являлось привилегирован­ное положение партийно-государственной элиты.

Нежизнеспособность этой системы, ее невосприимчивость к достижению НТР и неспособность обеспечить переход к интен­сивному типу экономического развития сделали неизбежным коренные социально-экономические преобразования во всех бывших социалистических странах.

 

В каждой системе существуют свои национальные модели организации хозяйства, так как страны отличаются историей, уровнем экономического развития, социальными и националь­ными условиями. Так, в административно-командной системе существовали советская модель, китайская и др.

Американская модель построена на системе всемирного по­ощрения предпринимательской активности, обогащения наибо­лее активной части населения. Малообеспеченным группам соз­дается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства здесь вообще не ставит­ся. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха.

Американская модель - это либеральная рыночная модель, предполагающая приоритетную роль частной собственности, рыночно-конкурентного механизма, капиталистических мотива­ций, высокий уровень социальной дифференциации.

Германская модель - это модель социального рыночного хо­зяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциальной структуры субъектов социальной политики. В германской экономической модели государство не устанавли­вает экономические цели - это лежит в плоскости индивидуаль­ных рыночных решений, а создает надежные правовые и соци­альные рамочные условия для реализации экономической ини­циативы. Такие рамочные условия воплощаются в гражданском обществе и социальном равенстве индивидов (равенстве прав, стартовых возможностей и правовой защите).

 

Они фактически состоят из двух основных частей: граждан­ского и хозяйственного права, с одной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды - с другой.

Важнейшая задача государства - обеспечивать баланс между рыночной эф­фективностью и социальной справедливостью.

Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее кон­курентоспособности на мировом рынке. Препятствий имущест­венному расслоению не существовало. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами кон­кретного человека, готовности населения идти на определенные материальные ограничения ради процветания страны.

Японская модель - это модель регулируемого корпоративно­го капитализма, в которой рыночные отношения опосредуются активной ролью государственного регулирования в сферах про­граммирования экономического развития, структурной, инве­стиционной и внешнеэкономической политики и с особым соци­альным значением корпоративного начала.

Шведская модель - модель «скандинавского социализма», которая отводит государству место верховной социально-экономической силы. Демократически избранной государствен­ной власти делегируются огромные полномочия по регулирова­нию социально-экономической жизни. Однако нельзя не при­знать, что концептуальные различия между социальной рыноч­ной экономикой и «скандинавским социализмом» на практике стираются.

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наиме­нее обеспеченных слоев населения. В руках государства нахо­дится всего 4% основных фондов, зато доля государственных расходов, например в 80-х гг. XX в. достигла 70% ВВП, причем более половины из этих расходов направлялось на социальные цели. Естественно, это возможно только в условиях высокой нормы налогообложения. Такая модель получила название «функциональная социализация», при которой функция произ­водства ложится на частные предприятия, действующие на кон­курентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфраструктуры (транспорт, НИОКР) - на государство.

В последние полтора-два столетия в мире действовали раз­личные типы экономических систем: две рыночные системы, в которых доминирует рыночное хозяйство, - рыночная экономи­ка, и две нерыночные системы - традиционная и административно-командная. В рамках той или иной экономической систе­мы существуют многообразные модели экономического разви­тия отдельных стран и регионов.

Современные развитые страны взяли курс на построение со­циально регулируемой рыночной экономики, что лежит в основе понятия «смешанная система хозяйства».

Экономические системы в реальной жизни развиваются и из­меняются. Общим для разных экономических систем является то, что они проходят со временем одинаковые этапы: возникно­вения, утверждения, расцвета, увядания, умирания. Но история разных систем тем не менее различна. Основополагающая прогрессивная тенденция развития экономических систем связана со способностью системы обеспечить условия для все большей раз­витости и совершенства людей.

 

 



2016-01-26 345 Обсуждений (0)
Типы экономических систем. Классификация в науке выступает важнейшим инструментом систематизации явлений и 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Типы экономических систем. Классификация в науке выступает важнейшим инструментом систематизации явлений и

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (345)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)