Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Причины возникновения рынка



2016-01-26 626 Обсуждений (0)
Причины возникновения рынка 0.00 из 5.00 0 оценок




Главным условием возникновения рыночных отношений яв­ляется общественное разделение труда. Разделение труда озна­чает дифференциацию производителей. Еще в первобытном об­ществе одни члены общины занимались одним родом деятельно­сти, другие - другим (например, охотой, рыболовством, земле­делием, ремеслом).

История знает ряд крупных ступеней общественного разде­ления труда. Это отделение скотоводства от земледелия, выде­ление ремесла как самостоятельной отрасли, возникновение ку­печества. Стремление людей к преодолению ограниченности природных ресурсов, а также к повышению эффективности тру­да, росту его производительности приводило к постоянному углублению общественного разделения труда, его специализа­ции. Все это, с одной стороны, разъединяет производителей, разобщает их по видам трудовой деятельности, с другой - поро­ждает устойчивые связи между ними. Однако такого общеэко­номического условия еще недостаточно для понимания причин появления рынка. Человеческой истории известен период, когда существовало общественное разделение труда, но не было отно­шений обмена.

Для формирования рынка необходимы: экономи­ческое обособление производителей и регулярность обмена.

Обособление производителей привело к появлению необхо­димой и единственно возможной формы налаживания экономи­ческой связи между обособленными производителями - обмена. Другими словами, в результате разделения труда у людей воз­никла потребность обмена товарами, произведенными своим трудом.

Обмен - это форма экономических связей между производи­телями. Первоначально он проходил в натуральной форме и но­сил случайный характер, затем через посредство денег становил­ся систематическим правилом экономической жизни общества. В результате обмена самые различные, казалось бы, несовмес­тимые товары и роды деятельности оказались сопоставимыми, сводимыми в единый организм. Следовательно, регулярный, систематический обмен между обособившимися производителя­ми и потребителями и сформировал рынок.

Непрерывный процесс обмена продуктами труда и является рынком в его простейшем определении.

В житейском, обыден­ном смысле, рынок - это место, где встречаются продавцы и по­купатели и совершают сделки (базар, ярмарка, аукцион, биржа). Рынок в этом смысле можно рассматривать как форму товарных экономических отношений. Рынок и рыночная форма связей от­нюдь не явились результатом чьей-либо мудрости, плодом тво­рения отдельной личности или государства, данная форма эко­номического сотрудничества возникла объективно благодаря развитию разделения труда и обмену продуктами труда. Други­ми словами, можно утверждать, необходимость обмена труда привела к возникновению рынка.

Рынок начинает формироваться одновременно со становле­нием товарного производства. Как совокупность отношений об­мена рынок представляет собой единство товарного и денежного обращения.

Рынок выступает как связующее звено между производством и потреблением. Поэтому рынок - это механизм, сводящий вме­сте продавцов и покупателей отдельных товаров и услуг. Рынок показывает производителям, что следует производить и в каком количестве. Через рынок потребители воздействуют на произ­водство. Однако следует отметить, что между производством и потреблением товаров проходит еще две стадии: обмен и рас­пределение. Все эти стадии обмен объединяет в единую целост­ную систему. Весь воспроизводственный процесс без обмена не состоится. Обмен непосредственно связан с распределением и потреблением. В условиях рыночной экономики распределение осуществляется через обмен, т.е. рынок. В этом смысле рынок является саморегулирующейся системой воспроизводства, все звенья которой находятся под постоянным воздействием спроса и предложения.

Рынок предполагает наличие двух субъектов - продавцов и покупателей (участников рыночных сделок). Развитие рынка означает одновременно развитие субъектов рынка - производи­телей и потребителей. Поэтому изучение рынка сопряжено с по­ниманием субъектов рынка, их поведения на рынке.

В действительности на рынке действует множество субъектов (продавцов и покупателей). Все они выступают в качестве физи­ческих или юридических лиц.

Физическим лицом рыночных отношений является любой че­ловек(домашнее хозяйство), что-либо продающий или поку­пающий на рынке. В качестве юридических лиц выступают предприятия (фирмы), наделенные специальными правами вы­ступать в качестве истцов или ответчиков в суде или арбитраже в случае возникновения конфликтных ситуаций. Юридическим лицом является также государство.

Таким образом,

Наряду с понятием « субъекты рынка - это домашние хозяйства, предприятия (фирмы) и госу­дарство, вступающие между собой в те или иные рыночные от­ношения, существует понятие «объекты рынка». Объекты рыночных отношений - это все то, по поводу чего возникают отношения купли-продажи.

В качест­ве объектов рынка выступают прежде всего товары, материаль­ные блага и услуги, поступающие на рынок, а также факторы производства - заводы, фабрики, земля (введенная в рыночный оборот), полезные ископаемые, финансовые и трудовые ресур­сы и т.д.

 

Рынок может возникнуть, существовать и развиваться при наличии ряда обязательных условий. Основными из них являют­ся следующие:

неограниченность количества участников рынка, т.е. заня­тие предпринимательской деятельностью должно быть доступно для любого желающего. Каждый человек должен иметь право стать предпринимателем в той или иной форме. Но это не озна­чает, что общество должно состоять исключительно из одних предпринимателей. Здесь важно предоставить возможность для любого желающего купить акции, недвижимость, открыть свой счет в банке, начать свое дело, равно как и прекратить его;

 

• свобода предпринимательского и потребительского выбо­ра. Производители сами решают, какие товары, когда и в каком количестве производить, кому и по каким ценам их продавать. Только производители могут решать: выпустить больше продук­тов питания и меньше одежды или наоборот. Как эти продукты производить, с помощью каких технологий и ресурсов? Что лучше, гидростанции или ядерные реакторы? Где разместить заказы: на крупных частных корпорациях или на государствен­ных предприятиях? Производители не должны быть ограничены в своих действиях значительным воздействием государства. В данном случае функции государства сводятся в основном лишь к юридическому установлению и поддержанию правил «рыночной игры». Государственное вмешательство должно быть таким, чтобы оно не подавляло и не разрушало рынок. Действия производителя должны быть регламентированы только ограни ценностью ресурсов. В свою очередь, покупатели не должны быть ограничены в своем покупательском выборе товаров. По­купатели сами определяют, что и сколько приобрести в зависимо­сти от наличия у них денежных возможностей и их предпочтения;

 

определяющая роль частной собственности. Товаропроиз­водитель должен быть хозяином средств производства и свобод­но распоряжаться результатами своего труда. Рыночная свобода требует полной самостоятельности и независимости экономиче­ских субъектов. Товаропроизводители могут обладать такой сво­бодой только в условиях частной собственности на средства производства;

 

отсутствие любых видов монополизма и полная свобода конкуренции. Экономическая конкуренция предполагает наличие на рынке значительного, ничем не ограниченного количества покупателей и продавцов и их полную свободу выбора. Отсутст­вие монополизма лишает любого производителя возможности каким бы то ни было способом влиять на рыночные цены и тем самым искажать условия свободной конкуренции. Свободному рынку чужды любые формы монополизма;

 

беспрепятственная мобильность материальных, финансо­вых и трудовых ресурсов. Никто и ничто не должно сдерживать перелив ресурсов из менее эффективных сфер производства в более эффективные. Перелив ресурсов в свободной рыночной экономике происходит благодаря развитой системе горизонталь­ных связей, опирающейся на такие экономические институты, как банки, биржи, оптовые предприятия и т.д. Они служат кана­лами перераспределения ресурсов, инструментом наиболее вы­годного вложения капитала и сбережений населения. Мобиль­ность ресурсов, в свою очередь, воздействует на структурные изменения в рыночном хозяйстве, обновление производства;

 

полная информированность его участников о состоянии рынка {свободный доступ к информации). Ни один предприни­матель не станет вкладывать средства в предприятие, если он не информирован о сложившейся и ожидаемой рыночной конъюнк­туре, о ценах на сырье и материалы, о конкурентах;

 

личный интерес. Главным мотивом деятельности рыночных субъектов является личный интерес. Это относится и к собст­венникам материальных ресурсов, стремящимся продать или сдать их в аренду подороже, и к наемным работникам, предла­гающим на наиболее выгодных для себя условиях реализацию своего физического или интеллектуального потенциала. В то же время и те и другие, выступая в качестве покупателей, стремятся приобрести товары и услуги подешевле.

Наряду с перечисленными условиями большое значение имеют и такие, как устойчивость финансовой и денежной сис­темы страны, открытость внешнему рынку, политическая стабильность и др.

 

Однако следует отметить, что в чистом виде рынок, основные условия которого мы рассмотрели, не существует ни в одной стране. Это теоретическая модель, в которой нет места таким явлениям, как монополия, инфляция, перепроизводство, безра­ботица! Анализ этой «идеальной» модели (совершенной конку­ренции) дает возможность полнее понять сущностные черты рыночной экономики и ее коренные отличия от экономических отношений административного типа. На практике в рыночной экономике имеют место следующие основные модели рынка:

• чистая монополия;

• монополистическая конкуренция;

• олигополия.

 



2016-01-26 626 Обсуждений (0)
Причины возникновения рынка 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Причины возникновения рынка

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (626)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)