Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Функции рынка и его проблемы



2016-01-26 364 Обсуждений (0)
Функции рынка и его проблемы 0.00 из 5.00 0 оценок




Сущность рынка наиболее полно проявляется в выполняемых им функциях. К числу важнейших из них можно отнести сле­дующие.

1. Регулирующая. Рынок довольно оперативно реагирует на изменения, происходящие в экономике. Если спрос на товар рас­тет, производители станут его больше производить, увеличивая при этом цену. Насыщение рынка товарами снижает спрос и со­ответственно цену. Производство будет постепенно сокращать­ся. Таким образом, рынок воздействует на темпы, пропорции, а также на обновление производства.

2. Стимулирующая. Посредством цен рынок побуждает това­ропроизводителей применять новую технику и технологию, снижать издержки производства, повышать качество выпускае­мой продукции, расширять ассортимент товаров и услуг. Так как каждый производитель непосредственно па себе ощущает ре­зультаты от своей деятельности, он заинтересован в наиболее рациональном использовании имеющихся у него ресурсов. Как видим, все это ведет к высокой эффективности производства.

3. Ценообразующая. В результате столкновения товарного спроса и предложения, а также благодаря конкуренции рынок устанавливает цены на товары и услуги.

4. Распределительная. Получаемые субъектами рынка дохо­ды представляют собой в основном выплаты за факторы произ­водства, которыми они обладают. Величина дохода зависит от количества и качества реализованного товара и от цены, которая устанавливается на рынке.

5. Информационная. Рынок представляет собой богатый ис­точник информации, необходимый всем его субъектам. Он дает, в частности, объективную информацию об общественно необхо­димом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок, об уровне цен. Наличие ин­формации позволяет каждому производителю постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка. Но информация еще более важна потенциальным участникам ры­ночных отношений. А потребителя рынок обязывает соизмерять величину своего дохода с рыночными ценами и возможностью удовлетворять соответствующие потребности.

6. Посредническая. Экономически обособленные производи­тели в условиях общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своего труда. В рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика. В то же время продавцу предоставляется возможность выбирать наибо­лее подходящего покупателя.

7. Санирующая. Рынок не дает дотаций убыточным произ­водствам, он их предупреждает (состоянием цен и уровнем из­держек), а затем разоряет посредством санирования. Рынок очи­щает национальную экономику от экономически слабых, нежиз­неспособных субъектов и, наоборот, активно поощряет развитие эффективных производств.

8. Дифференцирующая. Рынок дифференцирует производите­лей, усиливает значительное имущественное расслоение в обществе. Те производители, которые смогли обеспечить высокий уровень производства, становятся сильными, конкурентоспособ­ными, богатыми, а остальные разоряются, становятся банкрота­ми. Вот почему производители постоянно должны внедрять дос­тижения науки и техники, сокращать затраты, обновлять про­дукцию, повышать ее качество. Многие производители одного и того же товара стараются привлечь покупателя или высоким ка­чеством, или низкой ценой, или особенно удобным обслужива­нием.

9. Гарантирующая. Рынок гарантирует общественную оцен­ку результатов труда обособленных производителей. Если товар продан, значит, произошло его общественное признание, при­знание результатов труда. Если же купля-продажа не состоялась, значит, общество не нуждается в таком товаре, а следовательно, и в таком труде.

10. Воспитательная. Рыночная система формирует и воспи­тывает «экономического человека», для которого характерны расчетливость и предприимчивость, инициативность и способ­ность к творчеству, готовность идти на риск, нести личную от­ветственность за свои действия.

 

Функции рынка свидетельствуют о том, что рыночная орга­низация экономики не может быть неэффективной.

Однако ры­ночная экономика имеет и весьма существенные недостатки. Она не способна решать важные социально-экономические пробле­мы. К ним, прежде всего, относится удовлетворение тех общест­венных потребностей, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в платежеспособный спрос. В современном обществе круг таких потребностей весьма широк. Никакое общество не может обходиться без аппарата управления государством, на­циональной обороны, сил охраны общественного порядка, фун­даментальной науки, природоохранных мероприятий, образова­ния, здравоохранения, социальной защиты населения и т.п. (такие товары и услуги получили название «общественные то­вары»).

Субъектам рыночных отношений свойственны эгоизм, пред­почтение собственных интересов интересам общества. Поэтому они по-варварски используют природные ресурсы, загрязняют окружающую среду.

Рыночная экономика не может обеспечить трудоспособное население работой. Люди, утратившие рабочие места, постоянно пополняют ряды безработных, не могут использовать свое право на труд.

Обеспечивая сиюминутную выгоду, рынок не в состоянии самостоятельно реализовать крупные инвестиционные проекты в области науки и техники, осуществить в масштабе страны круп­ные структурные сдвиги, обеспечить равномерность региональ­ного развития, что приводит к диспропорциям в производстве.

Рыночная система развивается стихийно, часто приводит к кризисам и неизбежному банкротству предприятий и даже целых отраслей, усиливает имущественное расслоение в обществе (имеет место большая дифференциация доходов). В рыночной экономике сама постановка вопроса о равенстве, социальной справедливости даже неуместна.

 



2016-01-26 364 Обсуждений (0)
Функции рынка и его проблемы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Функции рынка и его проблемы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (364)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)