Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Конкуренция бывает внутриотраслевая и межотраслевая



2016-01-26 531 Обсуждений (0)
Конкуренция бывает внутриотраслевая и межотраслевая 0.00 из 5.00 0 оценок




К внутриотраслевой относится соперничество производителей одной отрасли за более выгодные условия закупки сырья, вы­пуска и сбыта своих товаров. В каждой отрасли затраты на вы­пуск однородной продукции подвержены значительным колеба­ниям, а реализуют они свои товары по одинаковой, рыночной цене. Те, у кого затраты ниже, получают максимальную при­быль, а предприятия с высокими затратами имеют низкую при­быль или вообще остаются без прибыли. Внутриотраслевая кон­куренция содействует установлению единой рыночной цены на данный вид продукции или сырья и полуфабрикатов. Межотрас­левая конкуренция - это конкуренция между производителями, занятыми в разных отраслях и сферах экономики. В ее основе лежит стремление всех производителей к получению макси­мальной прибыли. Если в какой-то отрасли, особенно в новой, норма прибыли заметно выше, то туда устремляются капиталы из других отраслей. Нередко бывает так, что приток капиталов значительно увеличивает предложение продукции этой отрасли, что ведет к снижению цен, а следовательно, и падению нормы прибыли. В той же отрасли, откуда перекочевал капитал, пред­ложение уменьшилось, а спрос остался прежним, и поэтому це­ны возросли и норма прибыли повысилась. Таким образом, меж­отраслевая конкуренция регулирует распределение капиталов между отраслями и сферами экономики.

Если совершенная конкуренция эпохи свободной конкурен­ции содействовала эффективному развитию экономики, посто­янному усовершенствованию техники и организации труда, снижению издержек производства, повышению качества товаров и расширению их ассортимента, то монопольная конкуренция -это господство одной или немногих (олигополия) компаний в производстве и сбыте определенного товара (услуги), что позво­ляет ей (им) устанавливать цены, приносящие монопольно высо­кую прибыль.

Поэтому по мере развития несовершенной (недобросовест­ной, нечестной) конкуренции государство вынуждено принимать в настоящее время особенно монополизированными являют­ся такие отрасли, как черная и цветная металлургия, автомобиле­строение, химическая промышленность. Крупные компании иг­рают огромную роль в экономике любой страны. Так, на автомо­бильном рынке США «Дженерал моторе», «Форд мотор» и «Крайслер» производят свыше 90% автомобилей. В ФРГ доля фирм «Фольксваген» и «Даймлер-Бенц» в выпуске автомобилей достигает 50%.

На монополизированных предприятиях занята значительная часть рабочих. В США доля пятисот крупнейших корпораций в обшей численности всех корпораций составляет порядка 0,2%, на них работает 66% всех занятых в производстве, причем доля этих компаний в получаемых прибылях достигает 70-75%.

Экономистами критикуется несовершенная конкуренция и раздаются призывы к совершенной, честной конкуренции. Но это абсолютно нереально, так как изменились объективные условия, и вместо законов простого товарного производства дей­ствуют экономические законы, выражающие условия господства монополии, а значит никакими административными мерами вер­нуть эпоху свободной конкуренции даже и теоретически немыс­лимо.

Конкуренция бывает внутриотраслевая и межотраслевая. К внутриотраслевой относится соперничество производителей одной отрасли за более выгодные условия закупки сырья, вы­пуска и сбыта своих товаров. В каждой отрасли затраты на вы­пуск однородной продукции подвержены значительным колеба­ниям, а реализуют они свои товары по одинаковой, рыночной цене. Те, у кого затраты ниже, получают максимальную при­быль, а предприятия с высокими затратами имеют низкую при­быль или вообще остаются без прибыли. Внутриотраслевая кон­куренция содействует установлению единой рыночной цены на данный вид продукции или сырья и полуфабрикатов. Межотрас­левая конкуренция - это конкуренция между производителями, занятыми в разных отраслях и сферах экономики. В ее основе лежит стремление всех производителей к получению макси­мальной прибыли. Если в какой-то отрасли, особенно в новой, норма прибыли заметно выше, то туда устремляются капиталы из других отраслей. Нередко бывает так, что приток капиталов значительно увеличивает предложение продукции этой отрасли, что ведет к снижению цен, а следовательно, и падению нормы прибыли. В той же отрасли, откуда перекочевал капитал, пред­ложение уменьшилось, а спрос остался прежним, и поэтому це­ны возросли и норма прибыли повысилась. Таким образом, меж­отраслевая конкуренция регулирует распределение капиталов между отраслями и сферами экономики.

Если совершенная конкуренция эпохи свободной конкурен­ции содействовала эффективному развитию экономики, посто­янному усовершенствованию техники и организации труда, снижению издержек производства, повышению качества товаров и расширению их ассортимента, то монопольная конкуренция -это господство одной или немногих (олигополия) компаний в производстве и сбыте определенного товара (услуги), что позво­ляет ей (им) устанавливать цены, приносящие монопольно высо­кую прибыль.

Поэтому по мере развития несовершенной (недобросовест­ной, нечестной) конкуренции государство вынуждено принимать против нее различные административные и законодательные меры. Но монополии находят много обходных путей. В их числе можно назвать такие, как демпинг, позволяющий разорить кон­курента или установить над ним контроль, ложная информация и реклама, недобросовестное копирование (имитация) товаров и продукции конкурентов и сбыт их по низкой цене (пиратство), нарушение качества, стандартов и условий поставок. Но это привело к тому, что все больше уделяется внимание борьбе с недобросовестной конкуренцией.

 



2016-01-26 531 Обсуждений (0)
Конкуренция бывает внутриотраслевая и межотраслевая 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Конкуренция бывает внутриотраслевая и межотраслевая

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (531)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)