Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формы монополий и методы их господства



2016-01-26 495 Обсуждений (0)
Формы монополий и методы их господства 0.00 из 5.00 0 оценок




Основными признаками монополизма в производстве явля­ются:

• высокая концентрация и централизация капитала в руках одной или нескольких корпораций в какой-либо отрасли или выпуска какой-то продукции;

• господствующее положение корпорации (или ряда корпо­раций) на рынке каких-либо товаров;

• установление монопольно высоких цен на свои товары или монопольно заниженных цен при покупке сырья, особенно в странах третьего мира.

Все это позволяет монополистам полу­чать сверхприбыли, которые увеличивают их возможности, со­вершенствовать производство, создавать хорошую базу для честной конкуренции, выделять больше средств для подкупа работников государственного аппарата, которые за счет государ­ственного бюджета могут выделять им выгодные заказы, а также направлять часть средств для промышленного шпионажа.

 

Монополистические объединения появились еще во второй половине XIX в. Одной из первых форм таких союзов был кар­тель. Его организаторы договаривались о разделе рынков, об определении производственных квот, т.е. сколько продукции должен производить каждый член картеля. Оговаривались при этом и продажные цены. Если картельные соглашения в стране запрещались, то они заключались тайно, путем сговора без до­кументального оформления. Примером международного картеля является Организация стран-экспортеров нефти (ОПЭК).

Следующая форма монополистического союза - синдикат (от греч. хупсПкох - действующий сообща). Это более высокая степень монополизации, так как входящие в него предприятия, сохраняя юридическую и производственную самостоятельность, объединяют свою коммерческую деятельность, создавая для это­го совместные конторы по сбыту продукции и закупке сырья.

 

Более высокой формой промышленной монополии является трест (от англ. 1ГЦ81 - доверие). В нем полностью объединяются не только сбыт товаров, но и их производство. Входящие в трест предприятия находятся под единым управлением. Трест во мно­гих отраслях - это гигантское промышленное, промышленно-коммерческое или промышленно-научное объединение, которое задает тон развития вообще в той сфере экономики, в которой он действовал.

 

В последний период в ряде развитых стран, в том числе в США и Японии, стали возникать крупные объединения нового типа - конгломераты. Они объединяют (чаще поглощают) боль­шое число фирм самых различных отраслей и сфер экономики -от металлургических и текстильных предприятий до прачечных и туристических агентств. Концентрация солидных капиталов позволяет иметь дополнительную прибыль за счет игры на кур­сах акций. Кроме того, неблагоприятную, а порой и кризисную, ситуацию в каких-либо отраслях конгломераты нивилируют за счет предприятий других отраслей, а затем упущенную выгоду.

С середины XIX в. на базе диверсификации стали формиро­ваться крупные межотраслевые концерны. Они объединяют сот­ни предприятий разных отраслей, расположенных в разных странах и многие конгломераты были реформированы в концер­ны как более эффективную форму объединения. Диверсифика­ция укрепляет производственные позиции концернов и значи­тельно повышает их степень контроля над рынком, позволяет перераспределять и более эффективно использовать производст­венные мощности, научно-технический потенциал, рабочую си­лу, затраты на рекламу и т.д.

В государствах на постсоветском пространстве получают распространение монополистические союзы в форме финансово-промышленных групп (ФПГ).

Рассматривая их, следует выделить три уровня:

  • корпоративный,
  • мезоуровень (область воздействия органов регионального управления)
  • макроуровень (сфера го­сударственного управления).

 

ФПГ представляет собой надфирменное образование совокупности хозяйствующих субъектов с правами юридических лиц. В ее составе присутствует финансо­вая структура.

Монополии условно можно разделить на два вида: естествен­ные и искусственные.

К естественным относятся такие, которые предполагают необходимость единого производственного и тех­нологического процесса, так как его дробление объективно ис­ключается. Это энергетика, водопроводы, железные дороги, газоснабжение.

К искусственным монополиям относятся вышена­званные объединения, создаваемые во многих отраслях и сферах экономики с целью получения максимальной прибыли.

Наряду с определенными достоинствами в деятельности мо­нополий немало и негативных явлений. Прежде всего это нера­циональное распределение ресурсов, когда в погоне за сверх­прибылями монополисты искусственно ограничивают производ­ство и поднимают цены. Если бы рынок был конкурентным, то цена установилась бы на уровне средних или предельных издер­жек и в этом случае предприятие получало бы только нормаль­ную прибыль, а не монопольную. В условиях монополистиче­ского ценообразования потребители фактически платят за нее повышенную цену. Таким образом, потребители несут издержки от существования монополий. При чистой монополии целесооб­разным является государственное регулирование монопольных цен и оно достаточно широко применяется в развитых странах, т.е. устанавливаются такие цены, которые, с одной стороны, максимально сокращают общественные потери, а с другой - по­зволяют фирме получать нормальную прибыль.

Государственное регулирование монопольных цен можно по­казать на примере ценообразования на коммунальные услуги. Коммунальные очистные станции, коммунальный водопровод, электросеть являются типичными монополистами, чья монопо­лия в значительной степени обусловлена естественными факто­рами. Одной из существенных черт данных предприятий являет­ся необходимость постоянного сохранения значительных ре­зервных производственных мощностей, которые позволяют пре­одолевать пиковые нагрузки. Оптимальное использование ре­сурсов, достижение максимальной эффективности и полное удовлетворение спроса достигается тогда, когда цена равна пре­дельным издержкам, но существование резервных производст­венных мощностей приводит к тому, что средние издержки на единицу продукции, учитывающие работу с пиковыми нагруз­ками, оказываются больше обычных затрат при работе в нор­мальном режиме, т.е. больше предельных затрат.

Таким образом назначение цены на уровне предельных издержек будет приво­дить к эффективному распределению ресурсов, но вместе с тем повлечет за собой значительные убытки для предприятия, и по­этому цены назначаются на уровне средних издержек.

Монополисты не испытывают давления конкурентов и часто могут иметь высокие прибыли без дополнительных усилий, бла­годаря своей рыночной власти, а это не побуждает их к совер­шенствованию производства, повышению его эффективности, улучшению качества продукции, расширению ассортимента. К тому же они заинтересованы в полном физическом использо­вании оборудования, внедрение же новых машин угрожает бы­стрым моральным износом. Иначе говоря, в отношении научно-технического прогресса в монополистическом секторе действу­ют две противоположные тенденции: одна - к его развитию, другая - к торможению. Но самой большой опасностью господ­ства монополий является угроза политической демократии, по­скольку экономическая власть позволяет монополистам влиять на политику в своих интересах. Финансируя политические пар­тии и предвыборные кампании, они проводят в парламенты и правительства своих людей, добиваются нужных для них реше­ний, получают выгодные контракты, налоговые льготы, субси­дии и другие привилегии.

Опасность монополизма для общества была признана еще в конце XIX в. В 1890 г. в США был принят антитрестовский за­кон Шермана. Монополизация производства объявлялась неза­конной и преступной, но чем больше принималось антитрестов­ских законов, тем активнее шла монополизация в обществе.

Современная антимонопольная политика многих стран преду­сматривает использование преимуществ естественных монопо­лий под контролем государства, с одной стороны, и максимально возможное ограничение развития искусственных монополий - с другой.

 



2016-01-26 495 Обсуждений (0)
Формы монополий и методы их господства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формы монополий и методы их господства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (495)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)