Формы монополий и методы их господства
Основными признаками монополизма в производстве являются: • высокая концентрация и централизация капитала в руках одной или нескольких корпораций в какой-либо отрасли или выпуска какой-то продукции; • господствующее положение корпорации (или ряда корпораций) на рынке каких-либо товаров; • установление монопольно высоких цен на свои товары или монопольно заниженных цен при покупке сырья, особенно в странах третьего мира. Все это позволяет монополистам получать сверхприбыли, которые увеличивают их возможности, совершенствовать производство, создавать хорошую базу для честной конкуренции, выделять больше средств для подкупа работников государственного аппарата, которые за счет государственного бюджета могут выделять им выгодные заказы, а также направлять часть средств для промышленного шпионажа.
Монополистические объединения появились еще во второй половине XIX в. Одной из первых форм таких союзов был картель. Его организаторы договаривались о разделе рынков, об определении производственных квот, т.е. сколько продукции должен производить каждый член картеля. Оговаривались при этом и продажные цены. Если картельные соглашения в стране запрещались, то они заключались тайно, путем сговора без документального оформления. Примером международного картеля является Организация стран-экспортеров нефти (ОПЭК). Следующая форма монополистического союза - синдикат (от греч. хупсПкох - действующий сообща). Это более высокая степень монополизации, так как входящие в него предприятия, сохраняя юридическую и производственную самостоятельность, объединяют свою коммерческую деятельность, создавая для этого совместные конторы по сбыту продукции и закупке сырья.
Более высокой формой промышленной монополии является трест (от англ. 1ГЦ81 - доверие). В нем полностью объединяются не только сбыт товаров, но и их производство. Входящие в трест предприятия находятся под единым управлением. Трест во многих отраслях - это гигантское промышленное, промышленно-коммерческое или промышленно-научное объединение, которое задает тон развития вообще в той сфере экономики, в которой он действовал.
В последний период в ряде развитых стран, в том числе в США и Японии, стали возникать крупные объединения нового типа - конгломераты. Они объединяют (чаще поглощают) большое число фирм самых различных отраслей и сфер экономики -от металлургических и текстильных предприятий до прачечных и туристических агентств. Концентрация солидных капиталов позволяет иметь дополнительную прибыль за счет игры на курсах акций. Кроме того, неблагоприятную, а порой и кризисную, ситуацию в каких-либо отраслях конгломераты нивилируют за счет предприятий других отраслей, а затем упущенную выгоду. С середины XIX в. на базе диверсификации стали формироваться крупные межотраслевые концерны. Они объединяют сотни предприятий разных отраслей, расположенных в разных странах и многие конгломераты были реформированы в концерны как более эффективную форму объединения. Диверсификация укрепляет производственные позиции концернов и значительно повышает их степень контроля над рынком, позволяет перераспределять и более эффективно использовать производственные мощности, научно-технический потенциал, рабочую силу, затраты на рекламу и т.д. В государствах на постсоветском пространстве получают распространение монополистические союзы в форме финансово-промышленных групп (ФПГ). Рассматривая их, следует выделить три уровня:
ФПГ представляет собой надфирменное образование совокупности хозяйствующих субъектов с правами юридических лиц. В ее составе присутствует финансовая структура. Монополии условно можно разделить на два вида: естественные и искусственные. К естественным относятся такие, которые предполагают необходимость единого производственного и технологического процесса, так как его дробление объективно исключается. Это энергетика, водопроводы, железные дороги, газоснабжение. К искусственным монополиям относятся вышеназванные объединения, создаваемые во многих отраслях и сферах экономики с целью получения максимальной прибыли. Наряду с определенными достоинствами в деятельности монополий немало и негативных явлений. Прежде всего это нерациональное распределение ресурсов, когда в погоне за сверхприбылями монополисты искусственно ограничивают производство и поднимают цены. Если бы рынок был конкурентным, то цена установилась бы на уровне средних или предельных издержек и в этом случае предприятие получало бы только нормальную прибыль, а не монопольную. В условиях монополистического ценообразования потребители фактически платят за нее повышенную цену. Таким образом, потребители несут издержки от существования монополий. При чистой монополии целесообразным является государственное регулирование монопольных цен и оно достаточно широко применяется в развитых странах, т.е. устанавливаются такие цены, которые, с одной стороны, максимально сокращают общественные потери, а с другой - позволяют фирме получать нормальную прибыль. Государственное регулирование монопольных цен можно показать на примере ценообразования на коммунальные услуги. Коммунальные очистные станции, коммунальный водопровод, электросеть являются типичными монополистами, чья монополия в значительной степени обусловлена естественными факторами. Одной из существенных черт данных предприятий является необходимость постоянного сохранения значительных резервных производственных мощностей, которые позволяют преодолевать пиковые нагрузки. Оптимальное использование ресурсов, достижение максимальной эффективности и полное удовлетворение спроса достигается тогда, когда цена равна предельным издержкам, но существование резервных производственных мощностей приводит к тому, что средние издержки на единицу продукции, учитывающие работу с пиковыми нагрузками, оказываются больше обычных затрат при работе в нормальном режиме, т.е. больше предельных затрат. Таким образом назначение цены на уровне предельных издержек будет приводить к эффективному распределению ресурсов, но вместе с тем повлечет за собой значительные убытки для предприятия, и поэтому цены назначаются на уровне средних издержек. Монополисты не испытывают давления конкурентов и часто могут иметь высокие прибыли без дополнительных усилий, благодаря своей рыночной власти, а это не побуждает их к совершенствованию производства, повышению его эффективности, улучшению качества продукции, расширению ассортимента. К тому же они заинтересованы в полном физическом использовании оборудования, внедрение же новых машин угрожает быстрым моральным износом. Иначе говоря, в отношении научно-технического прогресса в монополистическом секторе действуют две противоположные тенденции: одна - к его развитию, другая - к торможению. Но самой большой опасностью господства монополий является угроза политической демократии, поскольку экономическая власть позволяет монополистам влиять на политику в своих интересах. Финансируя политические партии и предвыборные кампании, они проводят в парламенты и правительства своих людей, добиваются нужных для них решений, получают выгодные контракты, налоговые льготы, субсидии и другие привилегии. Опасность монополизма для общества была признана еще в конце XIX в. В 1890 г. в США был принят антитрестовский закон Шермана. Монополизация производства объявлялась незаконной и преступной, но чем больше принималось антитрестовских законов, тем активнее шла монополизация в обществе. Современная антимонопольная политика многих стран предусматривает использование преимуществ естественных монополий под контролем государства, с одной стороны, и максимально возможное ограничение развития искусственных монополий - с другой.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (495)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |