Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие налогового федерализма



2016-09-16 645 Обсуждений (0)
Понятие налогового федерализма 0.00 из 5.00 0 оценок




Налоги - основа для существования любой публичной власти. Есть и другие источники, их можно выделить, но реально налоги - это основа любой публичной власти. Бюджетные поступления и их распределение по вертикали - это важная вещь.

Именно налоговая обеспеченность того или иного уровня власти играет роль в независимости публично-правового образования от других структур.

Например, Крым на 30% обеспечивает свои потребности, на 70% - дотации от Украины.

Есть еще трансферты из вышестоящего бюджета, федерация или более высокий уровень предоставляют средства более низкому уровню власти.

 

Пирамида.

Верхний уровень - бюджетные поступления в незначительном объеме.

Низкий уровень - большая часть.

Идеальная модель свойственна Швейцарии.

На уровне МСУ наибольшая часть бюджетных поступлений, на уровне МСУ концентрируется большая власть.

Федерация вообще нищая, кантоны чуть-чуть богаче.

 

Есть обратная пирамида - пик направлен вниз - пример РФ.

Максимально бюджетно-обеспечена федерация.

Наиболее эффективные доходные источники - таможенные пошлины, налоги на добычу полезных ископаемых и т.д. Хотя и при этом бюджетный дефицит.

 

Уровень субъектов РФ - 90% субъектов дотационные, им не хватает своих налоговых источников. Не смогут платить зарплаты, поддерживать дороги и т.д.

Местное самоуправление - в самом низу. За очень редким исключением нищие. Источников доходов МСУ не хватает.

Исторические причины. Федерация решает другие задачи в РФ, многие другие, милитаризированность РФ. Швейцария - страна нейтральная, федеральной армии нет.

 

Чем дальше деньги от плательщика, тем меньше возможности контроля.

Кто проконтролирует? Обществу никогда не покажут.

Падение качества расходования и применения общественного контроля.

Недостаточность публичных финансов на уровне субъектов РФ и МСУ - инструмент политического управления на территории РФ. Это на фоне северокавказских агрессивных регионов. Если регионы будут налогово-самодостаточны, то самостоятельность возрастет.

 

 

Федерация наполняет бюджеты субъектов РФ, а те дальше дают дотации в МСУ. Инструмент управления другого плана - политической лояльности - обеспечение результатов голосования определенным. Субъект не даст определенных вещей, если МСУ проголосует не так. В городах это невозможно, а в маленьких городах и на селе - это вполне реально. Нищета МСУ - инструмент политической консолидации в РФ, и это одна из мощнейших подпорок вертикальной власти.

 

Мнение лектора - нам нужно увеличивать бюджетную обеспеченность МСУ. Оставлять часть дохода от НДС, например.

Довольно много доходов от вывозной таможенной пошлины на нефть, можно бы было аккумулировать ее в таможенном комитете, а оттуда распределять по субъекты РФ по количеству жителей. Тогда бюджетное наполнение субъектов было бы больше, и это было бы правильно. Природные ресурсы принадлежат всем жителям, они должны получать от этого доход. И это бы способствовало консолидации РФ, но уже в другом плане, в сохранении единства с РФ, не в силу решения чиновника, а в силу автоматического поступления таможенной пошлины.

Регионы бы стали заинтересованы в демографической ситуации региона. Больше населения - больше денег. Чтобы люди не уезжали, а приезжали.

Сейчас даже обратный процесс.

 

Налоговый федерализм

 

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ НАЛОГОВОГО ФЕДЕРАЛИЗМА

 

Бюджет обеспечивает основу функциониования МСУ в РФ. Современнное государство - это налоговое государство. Обеспеченность налоговыми дохода бюджетов субъектов и ОМСУ - вопрос их самостоятельности. Можно обеспечивать их с помощью трансфертов, но принцип самостоятельности предполагает достаточность собственных налоговых доходов. Какие доходы и от каких налогов и в каком размере - вопросы федерализма. Теория выдвигает несколько требований к налоговым доходов:

1) достаточность; то есть трансферы мб но это должно быть исключительное явление. У нас с этим беда, за исключением 4-5 субъектов финансово самостоятельных субъектов (Ханты-Мансийский АО, ЯНАО, Красноярский край, а все остальные субъекты дотационные - не собирают столько налогов, сколько тратят)

2) стабильность; из-за изменения экономической конъюнктуру субъекты не должны страдать, не может быть так, чтобы не собрали денег и не профинансировали школу, поэтому сюда относят налоги имущественного типа, потому что они стабильны (налог на имущество)

3) автономность полномочий - должны иметь какую-то регуляторную власть.

Европейская Хартия МСУ говорит об этих принципах.

Налоговый федерализм - установленная нормами права система распределения поступлений от налогов и сборов между уровнями бюджетной системы с целью обеспечения достаточных и стабильных доходных источников бюджетов различных уровней.

В РФ разный экономический потенциал регионов. Есть Москва и ЯНАО, а есть депрессивные регионы - ни промышленности, ни производства, много пенсионеров (Кавказ, Центральный регион), поэтому в РФ будет еще долго применяться метод трансферов. В ходе реформ налоговой системы (2 часть НК) РФ осуществила такую систему перераспределения на себя наиболее эффективных налогов: НДС (раньше частично шел в регионы), природоресурсная рента (НДПИ и выгодные таможенные пошлины, раньше было до 50% доходов бюджета). В результате в РФ сформировалась система, которая основана на финансовых дотациях регионов. Это плохо, потому что система неправильная, так как регионы должны сами иметь источники доходов бюджета исходя из конституционных принципов + тогда они заинтересованы в развитии бизнеса и имущественной базы, а если знают что федерация все равно пришлет денег, зачем что-то развивать, Москва пришлет денег, а мы раздадим зарплаты бюджетникам, порождает иждивенчество регионов. МСУ вообще как церковные нищие крысы, почти 100% МСУ дотационные. Для выделения своевременного денег из бюджета нужно давать взятки в Минфине, но это не точно. Местный мэр сильно поощряет бизнес? У него свой интерес - забрать все под себя и родственников, то есть устранять конкурентов и не давать им развиваться. Условный плюс (можно и к минусу отнести) - обеспечение политической управляемости регионов. Если в регионе недостаточно денег, деньги идут из Федерации, то стоит заговорить о самостоятельности региона и финансовый краник перекрывается, глава региона не может платить зарплаты, протесты населения, население его не поддержит. Это финансовая веревочка, за которую можно дергать. Это может использоваться для обеспечения нужного результата голосования в регионах и в МСУ. Глава администрации собирает жителей и говорит, что если не проголосуем за парию, то денег не дадут. В богатом муниципальном образовании (МО) так населению не скажешь. Это один из столпов современной вертикали власти. Если верить этим аргументам, то это тоже приносит большой вред , так как политическая конкуренция убивается. Если бы была политическая конкуренция, был бы контроль над более эффективной деятельностью мэра. Присутствие политических компонентов в инструменте дотации то это беда

В 90-е годы была лоскутная налоговая система. Указ 2270 от 22.12.93 в п4 было право регионов и МСУ вводить собственные налоги и сборы. Регионы стали принимать местные и региональные налоги и сборы. Налоговая система стала расползаться. БЫли сборы на поддержку футбольной команды, сборы за переезд по мосту через реку Обь. Тезис берите суверенитета столько, сколько возьмете. Отъехав за 100 км можно было получить принципиально другую налоговую систему. Некоторые вводили налоги таможенного типа, то есть по сути таможенные пошлины. Разрушалось единство экономического пространства. Некоторые регионы вводили акцизы - финансовое бремя на население, хотя бюджеты наполнялись. 5-П от 21.03.97 КС сказал, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы, ПС может быть ограничено только ФЗ, следовательно налоги могут быть введены только ФЗ. Налоги могут быть предусмотрены только НК. После этого система стала очищаться и практически изжила местные и региональные налоги. Татарстан держался до конца нулевых.

На сегодняшний день региональные и местные налоги: НнИО, транспортный, налог на прибыль. Субъекты могут давать льготы по этим налогам. Калуга дает льготы - пришел фольксваген. Транспортный налог - ставку можно изменять, до 10 раз отличается. Налог на прибыль - мощнейшая финансовая основа. НДФЛ тоже идет и в МСУ и в субъекты, сопоставим с НДС налогу на прибыль. НДФЛ: система устроена не правильно. Человек прописан в МО, но ездит на работу в Москву и работает в московской компании: по идее налог должен идти в МО, но система устроена так, что налог платится по месту нахождения налогового агента, и это не справедливо. Это можно было бы сделать достаточно легко, но лобби противодействия Москвы. Некоторые богатые граждане прописываются в регионах, чтобы их поддержать. Прохоров прописан в Красноярском крае, его НДФЛ идет в Красноярск, Керимов в Дагестане.

В РФ возникло явление недобросовестная налоговая конкуренция, появлялись российские «офшоры». Впереди всех субъектов была Калмыкия, в 1995 году ввела закон Калмыкии, что если компания зарегистрирована на территории Калмыкии, но не работает на территории Калмыкии, то они получают преференциальный налоговый режим, за это был определенный сбор, торговали льготами за этот сбор, к ним пришли нефтяные компании (ЮКОС). Потом по этому пути пошла Мордовия, многие ЗАТО. Появились внутренний «офшоры», это все прикрыли в начале нулевых.

Методы налогового федерализма:

1) разные налоги - у Федерации свои, у субъектов свои налоги. В Москве был налог с продаж, а в МО не было, то есть субъект решал вводить налог или нет.

а) полное разделение - как в 90-е

б) неполное разделение - могут вводить свои налоги, но только в пределах установленных федерацией

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

8) водный налог;

9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

10) государственная пошлина.

 

Статья 14. Региональные налоги

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

 

Статья 15. Местные налоги и сборы

К местным налогам и сборам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

3) торговый сбор.

 

2) разные ставки налогов - например налог на прибыль. Ставка одна, но он зачисляется в разные бюджеты

в НК РФ заложен также метод разделения налоговых ставок, а именно в части налога на прибыль организаций, но которому общая налоговая ставка в 20% делится на 2% (для исчисления налога в федеральный бюджет) и 18% (для исчисления налога с бюджет субъектов РФ). Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 процента, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

 

3) разные доходы - в субъект РФ зачисляется только сумма в какой-то пропорции: НДФЛ частично в субъект, частично в МСУ (сколько решает субъект)

Владимир Путин подписал закон, направленный на регулирование государственного и муниципального финансового контроля, а также ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Документ вносит изменения в Бюджетный кодекс РФ и КоАП РФ. Так, в соответствии с поправками с 1 января 2014 года изменится порядок распределения налога на доходы физических лиц между бюджетами различного уровня. Отчисления в бюджеты субъектов РФ увеличатся на 5% и составят 85%. Местным бюджетам будет доставаться меньше, чем сейчас — 15%. От этой суммы в бюджеты муниципальных районов будет отчисляться 5% (сейчас 10%), от НДФЛ, взимаемого на межселенных территориях — 15% (сейчас 20%). В бюджеты городских округов отчисления составят 15% вместо 20%.

 

 

Есть 2 подхода к налоговому федерализму:

1. Основные собираемые с населения и бизнеса налоги идут в МСУ, чуть-чуть в субъекты и совсем чуть-чуть в федерацию - это Швейцария. МСУ богатое, конторы нищеватые (хотя что в Швейцарии может быть нищеватое), а федерация все время побирается вообще. Живете в округе, и решаете строить дорогу или строить школу, типа кидаешься сам и проще платить налоги. Мэра все знают лично, очень легко отследить если он что-то будет химичить.

2. У нас обратная система - деньги в основном на уровне федерации, потому что у нас всегда крупные проекты, а также это политический инструмент. Эффективность расходования средств совсем другая. Уплачивая налог нельзя отследить пойдут ли налоги на нужные вещи или чиновник засунет их на какой-то проект и 2/3 украдут.

Как сохранить финансовый короткий поводок и сделать так, чтобы деньги расходовались местным самоуправлением? Можно сделать такую систему: доходы от природересурсной ренты распределяются в зависимости от количества населения в МО. Есть сумма, которую заплатили нефтяные компании, делится на количество населения на территории РФ, будет получать вес каждого человека, и этот вес будет приходить на счет МО. В итоге будут стимулы уходить из РФ у Чечни не будет, будет стимул увеличивать население. У местных чиновников есть только стимулы к уменьшению населения. Есть 1 млн населения, нужно 1000 врачей, если меньше населения, то надо меньше врачей, садиков школ и т.д.



2016-09-16 645 Обсуждений (0)
Понятие налогового федерализма 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие налогового федерализма

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (645)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)