Особенности общественных наук
- Субъект и объект познания совпадают: общественная жизнь пронизана сознанием м волей человека, она, по существу, субъект-объектна, представляет в целом субъективную реальность → субъект познает здесь субъекта же (познание оказывается самопознанием). - Получаемое социальное знание всегда связано с интересами индивидов-субъектов познания. - Социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание: это служение истине как ценности, как правде. - Сложность объекта познания – общества, которое обладает разнообразием различных структур и находится в постоянном развитии → установление социальных закономерностей затруднено, а открытые социальные законы носят вероятностный характер. В отличие от естествознания в обществознании невозможны (или очень ограничены) предсказания. - В процессе изучения общества можно говорить об установлении только относительных истин, поскольку общественная жизнь очень быстро изменяется. - Ограничена возможность применения такого метода научного познания, как эксперимент. Важнейшие социальные науки
Образование, его значимость для личности и общества Образование - один из способов становления личности путём получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких через социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации. Основной путь получения образования - обучение и самообразование, т.е. если знания, умения и навыки приобретаются человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц. Функции образования: 1. Экономическая (формирование социально-профессиональной структуры общества, где люди способны осваивать научные и технические новшества и эффективно использовать их в профессиональной деятельности). 2. Социальная (социализация личности, воспроизводство социальной структуры общества. Образование и- важнейший канал социальной мобильности). 3. Культурная (использование раннее накопительной культуры в целях воспитания индивида, развитие его творческих способностей). Общие тенденции в развитии образования: 1. Демократизация системы образования: во многих странах ликвидирована неграмотность, массовое распределение получило среднее и высшее образование. Образование стало доступным для широких слоёв населения, хотя различий в качестве и типах учебных заведений сохраняются. 2. Рост продолжительности образования: современное общество нуждается в высококвалифицированных специалистах → удлинение сроков обучения. 3. Непрерывность образования: в условиях научно-технической революции работник должен быть способен к быстрым переключениям на новые или смежные виды работы, на новые технологии. 4. Гуманизация образования: внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям. 5. Гуманитаризация образования: повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе – таких, как экономическая теория, социология, политология, основы правовых знаний. 6. Интернационализация процесса образования: создание единой системы образования для разных стран, интеграция образовательных систем. 7. Компьютеризация процесса образования: использование новых современных технологий обучения, телекоммуникационных сетей глобального масштаба. ЛЕКЦИЯ 5
Тема: «Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры»
Религия Смысловые понятия значения «религия»: Религия (от лат . religare - связывать, reeligere - воссоединять, religio - счастливость ,благочестие, набожность ,предмет культа): 1. Вера в сверхъестественное (в Бога). 2. Совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность. 3. Одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей. Главные признаки религии: 1.Вера в сверхъестественное – центральная мировоззренческая позиция и психологическая установка всех религий. 2. Организованное поклонение высшим силам. 3. Стремление согласовать жизнь с требованиями безусловного начала (Бога, Абсолюта). Вера выражает специфическое отношение к действительности или воображаемым объектам, явлениям, когда их достоверность и истинность принимаются без доказательств. Религия-это не только комплекс представлений, верований, доктрин, но и культ (от лат. сultus -возделывание, уход, почитание, поклонение), ритуалы и иные формы практического воплощения веры. Ранние формы религии:
Религии в современном мире: 1. Родоплеменные примитивные верования, сохранившиеся по сей день. 2. Национально-государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций: а) Иудаизм б) Индуизм и др. 3. Мировые религии : а) Буддизм б) Христианство: - католицизм - православие - протестантизм в) Ислам: - суннизм - шиизм:
Функции религии:
Достаточно развитые религии имеют и вою организацию – церковь, упорядочивающую жизнь религиозной общины. Церковь (от. гр. – дом Господний) – социальный институт общества, религиозная организация, в основе которой лежит единый Символ веры (верование), определяющий религиозную этику и религиозную деятельность, систему управления жизнедеятельностью, поведением верующих.
Искусство Искусство - практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей. Предмет искусства - человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях. Все многообразие жизни людей отражается в искусстве в виде художественных образов, которые, будучи результатом вымысла, тем не менее, являются отражением действительности и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений. Форма бытия искусства - художественное произведение, имеющее видовую и жанровую определенность и осуществляющееся в качестве материального предмета - знака, который передает людям соответствующую художественную концепцию, обладающую эстетической ценностью. Виды искусства: архитектура (зодчество), живопись (станковая, декоративная, монументальная), скульптура (портрет, натюрморт, пейзаж; бытовой, анималистический, исторический жанры), декоративно-прикладное искусство, литература, музыка, театр, цирк, балет, кино, фотоискусство, эстрада. Специфика искусства как формы художественного познания: 1. Образность и наглядность. 2. Специфические способы воспроизведения окружающей действительности, средства, при помощи которых происходит создание художественных образов (слово, звук, цвет и т.д.). 3. Большая роль в процессе познания воображения и фантазии познающего субъекта. Функции искусства:
По поводу содержания функций между сторонниками различных теорий ведутся споры.
Мораль Мораль (от лат. moralis, mores – нравственный, относящийся к нраву, характеру) – форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей. Моральные требования и представления: 1. Правила поведения (позитивные – уважай старших и т.д. и негативные – не ври и т.д.). 2. Моральные качества человека (отзывчивый, добрый, справедливый, мудрый и т.д.). 3. Моральные принципы (индивидуализм – коллективизм; эгоизм – альтруизм и т.д.). 4. Моральные ценности (смысл жизни, свобода, справедливость, счастье и т.д.). 5. Морально-психологические механизмы внутреннего контроля (долг, совесть, стыд, честь). Особенности норм морали: 1. Формируются в процессе утверждения, развития моральных взглядов и идеалов, содержатся в сознании людей и выражается в общественном мнении. 2. Исполняются в силу привычки, внутренних побуждений. 3. Их реализация не нуждается в организованной принудительной силе. Гарант: совесть индивида, общественное мнение, общественная оценка поведения людей. 4. Дают больший простор для их толкования, чем правовые нормы. 5. Регулируют отношения, подконтрольные и неподконтрольные государству (отношения дружбы, любви и т.д.). 6. Регулируют общественные отношения с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого. Функции морали: 1. Регулятивная: регулирование поведения человека во всех сферах общественной жизни. 2. Ценностно-ориентационная: утверждение человеческого в человеке, поскольку мораль является жизненным ориентиром, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию. 3. Мотивационная: моральные принципы мотивируют человеческое поведение, т.е. выступают как причины в побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать (или, наоборот, не сделать). Формирование нравственного облика личности. 4. Конститутивная (от лат. сonstitus – утвердившийся, установленный): принципы нравственности – высшие, главенствующие над всеми другими формами регуляции поведения людей. Безнравственность недопустима нигде. 5. Координационная: обеспечение единства и согласованности взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах. Соблюдение людьми единых и всеобщих нравственных принципов делает их поведение предсказуемым, что имеет огромное значение в организации коллективной жизни людей.
ЛЕКЦИЯ 6 Раздел: «Экономика»
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (866)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |