Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности общественных наук



2016-09-17 866 Обсуждений (0)
Особенности общественных наук 0.00 из 5.00 0 оценок




- Субъект и объект познания совпадают: общественная жизнь пронизана сознанием м волей человека, она, по существу, субъект-объектна, представляет в целом субъективную реальность → субъект познает здесь субъекта же (познание оказывается самопознанием).

- Получаемое социальное знание всегда связано с интересами индивидов-субъектов познания.

- Социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание: это служение истине как ценности, как правде.

- Сложность объекта познания – общества, которое обладает разнообразием различных структур и находится в постоянном развитии → установление социальных закономерностей затруднено, а открытые социальные законы носят вероятностный характер. В отличие от естествознания в обществознании невозможны (или очень ограничены) предсказания.

- В процессе изучения общества можно говорить об установлении только относительных истин, поскольку общественная жизнь очень быстро изменяется.

- Ограничена возможность применения такого метода научного познания, как эксперимент.

Важнейшие социальные науки

Наименование науки Ее сущность
История Наука, изучающая прошлое человеческого общества
Культурология Комплексная гуманитарная наука, охватывающая всю совокупность знаний о культуре
Политология Наука, объектом изучения которой является многообразие политической жизни (институты, структуры, культура, процессы, поведение людей и групп в политике) как отдельных обществ, так и мирового сообщества в целом
Правоведение Наука, изучающая право как особую систему социальных норм и различные аспекты правоприменительной деятельности
Социология Наука о закономерностях развития и функционирования социальных систем как глобальных (общество в целом), так и частных
Философия Наука о наиболее общих законах развития природы, общества и познания
Экономика Наука, которая исследует, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности
Эстетика Наука о закономерностях эстетического освоения человеком мира, о сущности и формах творчества по законам красоты
Этика Одна из древнейших теоретических дисциплин, объектом изучения которой является мораль

 


Образование, его значимость для личности и общества

Образование - один из способов становления личности путём получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких через социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации.

Основной путь получения образования - обучение и самообразование, т.е. если знания, умения и навыки приобретаются человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц.

Функции образования:

1. Экономическая (формирование социально-профессиональной структуры общества, где люди способны осваивать научные и технические новшества и эффективно использовать их в профессиональной деятельности).

2. Социальная (социализация личности, воспроизводство социальной структуры общества. Образование и- важнейший канал социальной мобильности).

3. Культурная (использование раннее накопительной культуры в целях воспитания индивида, развитие его творческих способностей).

Общие тенденции в развитии образования:

1. Демократизация системы образования: во многих странах ликвидирована неграмотность, массовое распределение получило среднее и высшее образование. Образование стало доступным для широких слоёв населения, хотя различий в качестве и типах учебных заведений сохраняются.

2. Рост продолжительности образования: современное общество нуждается в высококвалифицированных специалистах → удлинение сроков обучения.

3. Непрерывность образования: в условиях научно-технической революции работник должен быть способен к быстрым переключениям на новые или смежные виды работы, на новые технологии.

4. Гуманизация образования: внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям.

5. Гуманитаризация образования: повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе – таких, как экономическая теория, социология, политология, основы правовых знаний.

6. Интернационализация процесса образования: создание единой системы образования для разных стран, интеграция образовательных систем.

7. Компьютеризация процесса образования: использование новых современных технологий обучения, телекоммуникационных сетей глобального масштаба.


ЛЕКЦИЯ 5

 

Тема: «Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры»

 

Религия

Смысловые понятия значения «религия»:

Религия (от лат . religare - связывать, reeligere - воссоединять, religio - счастливость ,благочестие, набожность ,предмет культа):

1. Вера в сверхъестественное (в Бога).

2. Совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность.

3. Одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей.

Главные признаки религии:

1.Вера в сверхъестественное – центральная мировоззренческая позиция и психологическая установка всех религий.

2. Организованное поклонение высшим силам.

3. Стремление согласовать жизнь с требованиями безусловного начала (Бога, Абсолюта).

Вера выражает специфическое отношение к действительности или воображаемым объектам, явлениям, когда их достоверность и истинность принимаются без доказательств.

Религия-это не только комплекс представлений, верований, доктрин, но и культ (от лат. сultus -возделывание, уход, почитание, поклонение), ритуалы и иные формы практического воплощения веры.

Ранние формы религии:

Наименование формы Её сущность
Тотемизм(от англ. totem на языке североамер. индейцев букв. «его род») Поклонение какого-либо рода, племени животному или растению как своему мифическому предку и защитнику
Фетишизм (от порт. feitico - идол, амулет, талисман) Религиозное поклонение, суть которого сводиться к приписыванию отдельным предметам (амулетам, фигуркам и т.п.) магической силы, способной влиять на ход событий и получение желаемого результата
Анимизм(от лат. anima – душа, дух) Выражение веры в духов и душу или всеобщую одухотворенность природы

Религии в современном мире:

1. Родоплеменные примитивные верования, сохранившиеся по сей день.

2. Национально-государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций:

а) Иудаизм

б) Индуизм и др.

3. Мировые религии :

а) Буддизм

б) Христианство:

- католицизм

- православие

- протестантизм

в) Ислам:

- суннизм

- шиизм:

Признаки мировых религий
- Огромное число последователей во всем мире
- Эгалитарность (проповедуют равенство всех людей, обращены к представителям всех социальных групп)
- Пропагандистская активность и прозелитизм (стремление обратить в свою веру лиц другого исповедания)
- Космополитичность, носят меж- и надэтнический характер, выходя за переделы наций и государств

Функции религии:

Наименование функции Её содержание
Мировоззренческая Задает «предельные» критерии, абсолюты, с точки зрения которых осмысливаются мир, общество, человек, обеспечиваются целеполагание и смыслополагание
Компенсаторная (терапевтическая) Восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане как перестройки сознания, так и изменения объективных условий существования. Важное значение имеет психологический аспект компенсации –снятие стресса, утешение, медитация, духовное наслаждение
Коммуникативная Обеспечивает два плана общения: верующих друг с другом; верующих – с Богом, ангелами, душами умерших, святыми в литургии, молитве, медитации и т.д.
Регулятивная Упорядочивает определенным образом помыслы, стремления людей, их деятельность
Интегрирующе-дезинтегрирующая Объединяет индивидов, группы, если ими признается более или менее единое, общее вероисповедание → сохранение стабильности, устойчивости личности, социальных групп , учреждений и общества в целом (интегрирующая функция). Разъединяет индивидов, группы, если в их религиозном сознании и поведении обнаруживаются не согласующиеся друг с другом тенденции, если в социальных группах и обществе имеются различные, да еще и противостоящие друг другу конфессии (дезинтегрирующая функция)
Культуротранслирующая Способствует развитию определенных основ культуры – письменности, книгопечатания, искусства. Обеспечивает охранение и развитие ценностей религиозной культуры. Осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению
Легитимирующее-разлегитимирующая Узаконивает некоторые общественные порядки, институты (государственные, политические, правовые и др.), отношения, нормы, образцы как должное (легитимирующая функция) или, наоборот, утверждает неправомерность каких – то из них (разлегитимирующая функция)

Достаточно развитые религии имеют и вою организацию – церковь, упорядочивающую жизнь религиозной общины.

Церковь (от. гр. – дом Господний) – социальный институт общества, религиозная организация, в основе которой лежит единый Символ веры (верование), определяющий религиозную этику и религиозную деятельность, систему управления жизнедеятельностью, поведением верующих.

 

Искусство

Искусство - практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей.

Предмет искусства - человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях. Все многообразие жизни людей отражается в искусстве в виде художественных образов, которые, будучи результатом вымысла, тем не менее, являются отражением действительности и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений.

Форма бытия искусства - художественное произведение, имеющее видовую и жанровую определенность и осуществляющееся в качестве материального предмета - знака, который передает людям соответствующую художественную концепцию, обладающую эстетической ценностью.

Виды искусства: архитектура (зодчество), живопись (станковая, декоративная, монументальная), скульптура (портрет, натюрморт, пейзаж; бытовой, анималистический, исторический жанры), декоративно-прикладное искусство, литература, музыка, театр, цирк, балет, кино, фотоискусство, эстрада.

Специфика искусства как формы художественного познания:

1. Образность и наглядность.

2. Специфические способы воспроизведения окружающей действительности, средства, при помощи которых происходит создание художественных образов (слово, звук, цвет и т.д.).

3. Большая роль в процессе познания воображения и фантазии познающего субъекта.


Функции искусства:

Наименования функции Её содержание
Общественно-преобразующая Оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную деятельность по преобразованию общества.
Художественно-концептуальная Анализирует состояние окружающего мира
Воспитательная Формирует личность, чувства и мысли людей
Эстетическая Формирует эстетические вкусы и потребности человека
Утешительно-компенсаторная Восстанавливает в сфере духа гармонию, утраченную человеком в реальной действительности, способствует сохранению и восстановлению психического равновесия личности
Предвосхищения Предвосхищает будущее
Внушающая Воздействует на подсознание людей, на человеческую психику
Гедонистическая (от гр. hedone - наслаждение) Доставляет людям удовольствие
Познавательно-эвристическая Отражает и осваивает те стороны жизни, которые труднодоступны науке

По поводу содержания функций между сторонниками различных теорий ведутся споры.

 

Мораль

Мораль (от лат. moralis, mores – нравственный, относящийся к нраву, характеру) – форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей.

Моральные требования и представления:

1. Правила поведения (позитивные – уважай старших и т.д. и негативные – не ври и т.д.).

2. Моральные качества человека (отзывчивый, добрый, справедливый, мудрый и т.д.).

3. Моральные принципы (индивидуализм – коллективизм; эгоизм – альтруизм и т.д.).

4. Моральные ценности (смысл жизни, свобода, справедливость, счастье и т.д.).

5. Морально-психологические механизмы внутреннего контроля (долг, совесть, стыд, честь).


Особенности норм морали:

1. Формируются в процессе утверждения, развития моральных взглядов и идеалов, содержатся в сознании людей и выражается в общественном мнении.

2. Исполняются в силу привычки, внутренних побуждений.

3. Их реализация не нуждается в организованной принудительной силе. Гарант: совесть индивида, общественное мнение, общественная оценка поведения людей.

4. Дают больший простор для их толкования, чем правовые нормы.

5. Регулируют отношения, подконтрольные и неподконтрольные государству (отношения дружбы, любви и т.д.).

6. Регулируют общественные отношения с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого.

Функции морали:

1. Регулятивная: регулирование поведения человека во всех сферах общественной жизни.

2. Ценностно-ориентационная: утверждение человеческого в человеке, поскольку мораль является жизненным ориентиром, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию.

3. Мотивационная: моральные принципы мотивируют человеческое поведение, т.е. выступают как причины в побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать (или, наоборот, не сделать). Формирование нравственного облика личности.

4. Конститутивная (от лат. сonstitus – утвердившийся, установленный): принципы нравственности – высшие, главенствующие над всеми другими формами регуляции поведения людей. Безнравственность недопустима нигде.

5. Координационная: обеспечение единства и согласованности взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах. Соблюдение людьми единых и всеобщих нравственных принципов делает их поведение предсказуемым, что имеет огромное значение в организации коллективной жизни людей.

 


ЛЕКЦИЯ 6

Раздел: «Экономика»



2016-09-17 866 Обсуждений (0)
Особенности общественных наук 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности общественных наук

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (866)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)