ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА
Источники финансирования дефицита бюджета.От способа финансирования бюджетного дефицита в большой степени зависит, какое влияние он (дефицит) оказывает на экономику, финансирование дефицита может в аналитических целях быть классифицировано по-разному. Различаются внутреннее и иностранное (внешнее) финансирование дефицита; инфляционное и неинфляционное финансирование. 1. Иностранное (внешнее) финансирование.До последнего времени ресурсы внешнего финансирования бюджетного дефицита были в некоторой степени ограниченны. Однако во второй половине 70-х годов, по мере того как внешние займы становились доступными, а дефициты большими по размерам, а также в связи с тем, что во многих странах начали вводиться лимиты налогообложения, вызванные политическими или техническими причинами, внешнее финансирование становилось все более обычным. Во внешнем финансировании необходимо различать безвозмездную помощь и займы на льготных условиях, с одной стороны, и коммерческие кредиты — с другой, а также краткосрочное и долгосрочное финансирование. Если страна в состоянии финансировать свой бюджетный дефицит за счет иностранных субсидий (или льготных займов с большим сроком погашения), тогда дефицит может не оказать негативного воздействия на экономику. А если он к тому же связан с производительным использованием ресурсов, то может принести и значительную выгоду. Если дополнительные бюджетные расходы направлены в основном на импорт товаров, то приростный спрос может быть удовлетворен за счет субсидирования извне увеличения импорта. Тем не менее необходимо избегать концентрации дополнительных бюджетных расходов на таких статьях, как пенсии, потребительские дотации, увеличение госаппарата, которые не смогут быть быстро урезаны в случае прекращения внешнего субсидирования и без наличия гарантированных внутренних источников их покрытия. К сожалению, опыт развивающихся стран показывает множество примеров расходования внешних субсидий на обозначенные выше направления и трудностей, с которыми сталкиваются эти страны после использования всех субсидированных ресурсов. Вторым наиболее привлекательным внешним источником Финансирования бюджетного дефицита являются долгосрочные (свыше 10 лет) займы. Если эти займы предоставляются под такие реальные ставки процента, которые достаточно низки и могут обеспечить успешное внедрение прибыльных проектов, и направляются на самые потенциально эффективные цели, тогда существование бюджетного дефицита и его финансирование извне могут считаться абсолютно оправданными. Проблемы возникают, и, к сожалению, достаточно часто, когда проценты по займам настолько велики, что делают любые проекты неэффективными, займы направляются не на финансирование развития производства, а на разного рода субсидирование, долгосрочные проекты финансируются за счет краткосрочных займов. В том случае, когда внешнее финансирование бюджетного дефицита связано не с безвозмездной помощью, внешний долг (особенно если речь идет о краткосрочных коммерческих кредитах, предоставляемых не на льготных условиях) ложится на страну тяжелым бременем. Действительно, выплата процентов и суммы основного долга требует в данном случае передачи нашего реального выпуска продукции в распоряжение других стран. Это означает, что мы сегодня перекладываем реальное экономическое бремя своего долга на плечи будущих поколений; их уровень жизни окажется меньше возможного. Кроме того, нужно иметь в виду, что, даже получая долгосрочные займы на льготных условиях от международных финансовых организаций (например, от Международного валютного фонда), страна оказывается в определенной долговой кабале. И часто расплата состоит в том, что правительство этой страны оказывается вынужденным осуществлять ту экономическую политику, которая может быть рекомендована организацией, предоставляющей заем. 2. Инфляционное внутреннее финансирование.Далее необходимо рассмотреть бюджетный дефицит как источник дополнительной эмиссии денег. Очевидно, что и не связанный с ростом предложения денег бюджетный дефицит оказывает разнонаправленное воздействие на экономику. Однако в большинстве развивающихся стран ощутимый по размерам бюджетный дефицит (за редким исключением) всегда влек за собой денежную эмиссию, а вследствие этого приводил к развитию инфляционных процессов в экономике. Контроль за предложением денег со стороны государства предполагает, что ему принадлежит монопольное право денежной эмиссии. В этой связи будет уместно ввести (в общих чертах) новое понятие, довольно часто используемое в литературе по проблемам инфляции и дефицита госбюджета, — понятие сеньоража. В средние века феодалы (сеньоры во Франции) имели исключительное право чеканки монет в своих владениях. Сегодня это право — в руках государства и является одним из источников его доходов. Таким образом, сеньораж — это доход, получаемый государством от выпуска денег для финансирования государственных расходов. Но денежная эмиссия, не подкрепленная соответствующим реальным ростом производства, просто наращивает предложение денег и вызывает инфляцию. Такие действия государства равносильны введению нового налога — инфляционного. Кто платит этот налог? Вероятно, все держатели денег. Рост цен уменьшает реальную покупательную способность денежных доходов населения. Поэтому, печатая деньги, государство, по сути дела, сокращает реальное количество денег, находящееся на руках у населения. Доход, получаемый государством от эмиссии, различен в разных странах. И если в США он достаточно мал — менее 3% от доходов государства, то, например, в Италии, Греции сеньораж составляет около 10% государственных доходов. В странах, переживающих гиперинфляцию, сеньораж часто служит главным источником государственных доходов, хотя уже сам по себе является одной из основных причин гиперинфляции. 3. Неинфляционное внутреннее финансирование.Говоря о внутреннем финансировании, необходимо различать финансирование с помощью инфляционных мер, речь о котором шла выше, и внутреннее финансирование из неинфляционных источников. Последнее обычно ассоциируется с государственным внутренним займом. Можно сказать, что, когда у государства не хватает денег для осуществления всех запланированных им расходов, оно берет недостающие денежные средства в долг у населения и кредитно-финансовых учреждений. По истечении срока займа государство Должно возвратить заимодавцам сумму займа и причитающиеся проценты. Общая сумма всех еще не погашенных займов и не выплаченных по ним процентов составляет величину внутреннего государственного долга. По срокам погашения правительственные займы подразделяются на краткосрочные и долгосрочные. Внутренние займы обычно оформляются путем выпуска и Размещения ценных бумаг среди населения, коммерческих банков и других финансовых учреждений. В отличие от денежной эмиссии, ускоряющей развитие процессов инфляции, продажа облигаций рассматривается как неинфляционное финансирование государственного дефицита. Покупатели облигаций внутреннего государственного займа финансируют правительство, получая, в свою очередь, доход в виде некоторого процента, выплачиваемого им правительством с определенной периодичностью в течение срока погашения облигаций. В нашей стране к государственным бумагам, с помощью которых привлекаются средства для финансирования госбюджета, относятся, например, государственные краткосрочные обязательства (ГКО) и облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ). Два основных фактора определяют, в каком объеме этот источник может быть использован в каждый конкретный момент времени в стране. Первый — это размеры и степень развития внутреннего рынка капиталов. Как известно, в странах с переходной экономикой уровни развития рынков капиталов сильно различаются. В некоторых из них рынки капиталов развиты так же хорошо, как и в странах с рыночной экономикой; в других — финансовые структуры еще недостаточно развиты, что может послужить основным ограничением при продаже облигаций населению. Второй важный фактор — внутренняя политика в области регулирования ставки процента. Если правительство страны намерено финансировать значительную часть своего бюджетного дефицита через продажу облигаций, то оно не может удерживать ставку процента на низком уровне. Облигации будут покупать только в том случае, если доход по ним будет достаточно привлекательным. Если же доход будет низким, то возможность финансировать бюджетный дефицит путем продажи облигаций сильно уменьшится вне зависимости от степени развития внутренних рынков капиталов. В этих условиях покупатели будут приобретать товары или пытаться вложить свои финансовые средства за рубежом, сужая тем самым возможности правительства финансировать бюджетный дефицит.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (715)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |