Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА



2016-09-17 715 Обсуждений (0)
ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА 0.00 из 5.00 0 оценок




Источники финансирования дефицита бюджета.От способа финансирования бюджетного дефицита в большой степени за­висит, какое влияние он (дефицит) оказывает на экономику, финансирование дефицита может в аналитических целях быть классифицировано по-разному. Различаются внутреннее и ино­странное (внешнее) финансирование дефицита; инфляционное и неинфляционное финансирование.

1. Иностранное (внешнее) финансирование.До последнего времени ресурсы внешнего финансирования бюджетного дефи­цита были в некоторой степени ограниченны. Однако во второй половине 70-х годов, по мере того как внешние займы станови­лись доступными, а дефициты большими по размерам, а также в связи с тем, что во многих странах начали вводиться лимиты налогообложения, вызванные политическими или техническими причинами, внешнее финансирование становилось все более обычным. Во внешнем финансировании необходимо различать безвозмездную помощь и займы на льготных условиях, с одной стороны, и коммерческие кредиты — с другой, а также кратко­срочное и долгосрочное финансирование. Если страна в состоя­нии финансировать свой бюджетный дефицит за счет иностран­ных субсидий (или льготных займов с большим сроком погаше­ния), тогда дефицит может не оказать негативного воздействия на экономику. А если он к тому же связан с производительным использованием ресурсов, то может принести и значительную выгоду. Если дополнительные бюджетные расходы направлены в основном на импорт товаров, то приростный спрос может быть удовлетворен за счет субсидирования извне увеличения импор­та. Тем не менее необходимо избегать концентрации дополни­тельных бюджетных расходов на таких статьях, как пенсии, по­требительские дотации, увеличение госаппарата, которые не смогут быть быстро урезаны в случае прекращения внешнего субсидирования и без наличия гарантированных внутренних ис­точников их покрытия.

К сожалению, опыт развивающихся стран показывает множе­ство примеров расходования внешних субсидий на обозначен­ные выше направления и трудностей, с которыми сталкиваются эти страны после использования всех субсидированных ресурсов.

Вторым наиболее привлекательным внешним источником Финансирования бюджетного дефицита являются долгосрочные (свыше 10 лет) займы. Если эти займы предоставляются под такие реальные ставки процента, которые достаточно низки и могут обеспечить успешное внедрение прибыльных проектов, и направляются на самые потенциально эффективные цели, тогда существование бюджетного дефицита и его финансирование из­вне могут считаться абсолютно оправданными. Проблемы воз­никают, и, к сожалению, достаточно часто, когда проценты по займам настолько велики, что делают любые проекты неэффек­тивными, займы направляются не на финансирование развития производства, а на разного рода субсидирование, долгосрочные проекты финансируются за счет краткосрочных займов.

В том случае, когда внешнее финансирование бюджетного дефицита связано не с безвозмездной помощью, внешний долг (особенно если речь идет о краткосрочных коммерческих креди­тах, предоставляемых не на льготных условиях) ложится на стра­ну тяжелым бременем. Действительно, выплата процентов и суммы основного долга требует в данном случае передачи нашего реального выпуска продукции в распоряжение других стран. Это означает, что мы сегодня перекладываем реальное экономи­ческое бремя своего долга на плечи будущих поколений; их уровень жизни окажется меньше возможного.

Кроме того, нужно иметь в виду, что, даже получая долго­срочные займы на льготных условиях от международных финан­совых организаций (например, от Международного валютного фонда), страна оказывается в определенной долговой кабале. И часто расплата состоит в том, что правительство этой страны оказывается вынужденным осуществлять ту экономическую по­литику, которая может быть рекомендована организацией, пре­доставляющей заем.

2. Инфляционное внутреннее финансирование.Далее необ­ходимо рассмотреть бюджетный дефицит как источник допол­нительной эмиссии денег.

Очевидно, что и не связанный с ростом предложения денег бюджетный дефицит оказывает разнонаправленное воздействие на экономику. Однако в большинстве развивающихся стран ощу­тимый по размерам бюджетный дефицит (за редким исключени­ем) всегда влек за собой денежную эмиссию, а вследствие этого приводил к развитию инфляционных процессов в экономике.

Контроль за предложением денег со стороны государства пред­полагает, что ему принадлежит монопольное право денежной эмис­сии. В этой связи будет уместно ввести (в общих чертах) новое

понятие, довольно часто используемое в литературе по пробле­мам инфляции и дефицита госбюджета, — понятие сеньоража.

В средние века феодалы (сеньоры во Франции) имели ис­ключительное право чеканки монет в своих владениях. Сегодня это право — в руках государства и является одним из источни­ков его доходов. Таким образом, сеньораж — это доход, полу­чаемый государством от выпуска денег для финансирования го­сударственных расходов. Но денежная эмиссия, не подкреплен­ная соответствующим реальным ростом производства, просто наращивает предложение денег и вызывает инфляцию. Такие действия государства равносильны введению нового налога — инфляционного. Кто платит этот налог? Вероятно, все держате­ли денег. Рост цен уменьшает реальную покупательную способ­ность денежных доходов населения. Поэтому, печатая деньги, государство, по сути дела, сокращает реальное количество денег, находящееся на руках у населения.

Доход, получаемый государством от эмиссии, различен в разных странах. И если в США он достаточно мал — менее 3% от доходов государства, то, например, в Италии, Греции сеньораж составляет около 10% государственных доходов. В странах, пере­живающих гиперинфляцию, сеньораж часто служит главным ис­точником государственных доходов, хотя уже сам по себе явля­ется одной из основных причин гиперинфляции.

3. Неинфляционное внутреннее финансирование.Говоря о внутреннем финансировании, необходимо различать финанси­рование с помощью инфляционных мер, речь о котором шла выше, и внутреннее финансирование из неинфляционных ис­точников. Последнее обычно ассоциируется с государственным внутренним займом.

Можно сказать, что, когда у государства не хватает денег для осуществления всех запланированных им расходов, оно берет недостающие денежные средства в долг у населения и кредитно-финансовых учреждений. По истечении срока займа государство Должно возвратить заимодавцам сумму займа и причитающиеся проценты. Общая сумма всех еще не погашенных займов и не выплаченных по ним процентов составляет величину внутрен­него государственного долга. По срокам погашения правительст­венные займы подразделяются на краткосрочные и долгосроч­ные. Внутренние займы обычно оформляются путем выпуска и Размещения ценных бумаг среди населения, коммерческих бан­ков и других финансовых учреждений. В отличие от денежной эмиссии, ускоряющей развитие процессов инфляции, продажа облигаций рассматривается как неинфляционное финансирова­ние государственного дефицита. Покупатели облигаций внут­реннего государственного займа финансируют правительство, получая, в свою очередь, доход в виде некоторого процента, выплачиваемого им правительством с определенной периодич­ностью в течение срока погашения облигаций. В нашей стране к государственным бумагам, с помощью которых привлекаются средства для финансирования госбюджета, относятся, например, государственные краткосрочные обязательства (ГКО) и облига­ции государственного сберегательного займа (ОГСЗ).

Два основных фактора определяют, в каком объеме этот источник может быть использован в каждый конкретный мо­мент времени в стране.

Первый — это размеры и степень развития внутреннего рын­ка капиталов. Как известно, в странах с переходной экономикой уровни развития рынков капиталов сильно различаются. В не­которых из них рынки капиталов развиты так же хорошо, как и в странах с рыночной экономикой; в других — финансовые структуры еще недостаточно развиты, что может послужить ос­новным ограничением при продаже облигаций населению.

Второй важный фактор — внутренняя политика в области регулирования ставки процента. Если правительство страны на­мерено финансировать значительную часть своего бюджетного дефицита через продажу облигаций, то оно не может удержи­вать ставку процента на низком уровне. Облигации будут поку­пать только в том случае, если доход по ним будет достаточно привлекательным. Если же доход будет низким, то возможность финансировать бюджетный дефицит путем продажи облигаций сильно уменьшится вне зависимости от степени развития внут­ренних рынков капиталов. В этих условиях покупатели будут приобретать товары или пытаться вложить свои финансовые средства за рубежом, сужая тем самым возможности правитель­ства финансировать бюджетный дефицит.

 



2016-09-17 715 Обсуждений (0)
ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (715)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)