Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Картографический анализ конфликтной ситуации в организации



2018-07-06 1073 Обсуждений (0)
Картографический анализ конфликтной ситуации в организации 0.00 из 5.00 0 оценок




Конструктивное решение производственного конфликта на нефтедобывающем предприятии возможно только при детальном анализе причин случившегося конфликта. Также необходимо проанализировать поведение конфликтующих сторон, четко определить периоды и этапы взаимодействия конфликтующих. Для реализации всего вышеперечисленного лучше всего подойдет картографический метод, разработанный психологами Х. Корнелиусом и Ш. Фером. С целью исследования конфликтной ситуации, возникшей в ПАО «Оренбургнефть» было проведено анкетирование ИТР и РСС. Для сбора информации о конфликте был использован Бланк анализа конфликта (приложение 2), а вся проанализированная информация помещена в таблицу 20.

Таблица 20 – Карта конфликта

Конфликт произошел между: начальником цеха и оператором ООУ
Вопросы Ответы
Кто участвует Начальник цеха и оператор ООУ
Где происходит конфликт ПАО «Оренбургнефть»
Что происходит Нарушение взаимоотношений между начальником и подчиненным.
Вид конфликта 1. По сферам проявления – производственный. 2. По масштабам, длительности и напряженности – бурные быстротекущие, кратковременные (около трех месяцев). 3. По субъектам конфликтного взаимодействия – межличностный 4. По предмету конфликта – реальный. 5. По источникам и причинам возникновения- объективный, социально-трудовой, вызванный несовпадением, конфронтацией интересов работников и интересов руководства 6. По коммуникативной направленности - вертикальный. 7. По социальным последствиям – негативный, деструктивный, разрушительный. 8. По формам и степени столкновения – открытый, проявляющийся в недовольстве оператором ООУ действиями начальника цеха 9. По способам и масштабам урегулирования – антагонистический (интересы и цели соперничающих сторон являются взаимоисключающими).
Объект конфликта Сокрытие халатного отношения к своим обязанностям мастера участка
Предмет конфликта Разногласия во взглядах между начальником цеха и оператором ООУ.
Методы диагностики конфликта Наблюдение, опрос.
Функции конфликта Деструктивная функция, отрицательно влияющая на социально-психологический климат в коллективе, стресс, резкий рост вероятности заболеваний, усиление недовольства действиями начальства, ослабление лояльности работников как к руководству организации, так и к самой организации в целом, истощение личностных ресурсов - материальных, духовных и жизненных сил в результате конфликтного взаимодействия.
Периоды и этапы конфликта   Начало (инцидент) – нарушение взаимоотношений на почве халатного отношения к технике безопасности (ТБ). Оператор ООУ выполнял запуск ПТБ-10 по распоряжению мастера. Во время подготовки оборудования работник обнаружил неисправность датчика загазованности камеры сгорания и сообщил об этом своему непосредственному руководителю. Не принимая во внимание доклад подчиненного, мастер повторно приказал запускать печь. После чего обнаруженная неисправность повлекла за собой причинение вреда здоровью работника. При проведении расследования причин инцидента руководство цеха ответственность за инцидент возложило на работника, несмотря на его невиновность, с целью сокрытия халатного отношения к своим обязанностям мастера участка и, как следствие, отказе в выплате пострадавшему компенсации за причинённый вред здоровью за счет средств предприятия. Развитие (эскалация) – создание Комиссии по расследованию причин инцидента, задачей которой являлось выявление истинных причин случившегося. Постепенное увеличение числа негативно настроенных операторов против руководства в целом и мастера в частности. Все это увеличивает число отрицательных настроений среди рабочих, что ухудшает общий социально-психологический климат в коллективе. Завершение (разрешение) конфликта. Увеличение текучести кадров среди числа рабочих, профессиональное выгорание, отсутствие лояльности к руководителям. Послеконфликтный период. Проработав 2 месяца после выхода с больничного, оператор ООУ уволился по собственному желанию и устроился оператором в другой цех. Это поспособствовало изменению отношения к работе и руководству, четкому исполнению должностных обязанностей от и до, но без изобретательности и инноваций.
Модель поведения в конфликте На протяжении всего конфликта была использована деструктивная модель поведения начальником цеха и конструктивная модель оператором ООУ. Он обратился за помощью со своей проблемой к профсоюзу. Вышестоящее руководство не признает правоту начальника цеха и применяет по отношению к нему административное наказание в виде выговора, повлекшее за собой автоматическое лишение краткосрочной годовой премии.
Стратегия разрешения конфликта Уклонение. Уверенность начальника цеха в правильности предпринимаемых действий, осознание своего статуса и возможности влияния на производственный и рабочий процессы. Истинные причины и мотивы его действий были скрыты, показывая тем самым, что, в отличии от подчиненных, ИТР грамотный персонал. Оператору было озвучено, что он сам виноват в случившемся и ни о какой компенсационной выплате речи быть не может. К тому же именно эта версия (нарушение ПТБ оператором) отражена в акте.
Стрессоры: - стрессоры в окружающей среде - личные стрессоры участников Сложившееся отрицательное отношение к мастеру участка и начальнику цеха. Использование высокого служебного положения для выполнения поставленных задач, невзирая на недовольство рабочих.
Чем кончается конфликт Уход. Сформировавшееся отрицательное отношение к непосредственному руководителю и начальнику цеха, осознание наличия формальной возможности решения противоречия с руководством при помощи конструктивной модели поведения, но фактически это невозможно. Конфликт привел к увеличению числа стрессов и профессиональному выгоранию.

 

В данной конфликтной ситуации начальник цеха выбрал стратегию уклонения. Он полностью игнорировал противоречия, которые возникли между ним и оператором ООУ. Оператор ООУ выполнял запуск ПТБ-10 по распоряжению мастера. Во время подготовки оборудования работник обнаружил неисправность датчика загазованности камеры сгорания и сообщил об этом своему непосредственному руководителю. Не принимая во внимание доклад подчиненного, мастер повторно приказал запускать печь. После чего обнаруженная неисправность повлекла за собой причинение вреда здоровью работника. При проведении расследования причин инцидента руководство цеха ответственность за инцидент возложило на работника, несмотря на его невиновность, с целью сокрытия халатного отношения к своим обязанностям мастера участка и, как следствие, отказе в выплате пострадавшему компенсации за причинённый вред здоровью за счет средств предприятия.

Началом конфликтного столкновения можно считать нарушение взаимоотношений на почве недовольства халатным отношением к технике безопасности (ТБ). Создается такая ситуация, когда руководство цеха ответственность за инцидент возложило на работника, несмотря на его невиновность, с целью сокрытия халатного отношения к своим обязанностям мастера участка и, как следствие, отказе в выплате пострадавшему компенсации за причинённый вред здоровью за счет средств предприятия.

Развитие или, иными словами, эскалация данного конфликта – создание Комиссии по расследованию причин инцидента, задачей которой являлось выявление истинных причин случившегося. Постепенное увеличение числа негативно настроенных операторов против руководства в целом и мастера в частности. Все это увеличивает число отрицательных настроений среди рабочих, что ухудшает общий социально-психологический климат в коллективе.

Завершение конфликта характеризуется увеличением текучести кадров среди числа рабочих, профессиональное выгорание, отсутствие лояльности к руководителям.

Данная ситуация выявила халатное отношение непосредственного руководства к соблюдению правил техники безопасности, а также отсутствие ценности жизни и здоровья персонала, отсутствие ценности человеческих ресурсов в целом.

Все выше перечисленное вносило некоторую нервозность в атмосферу коллектива: появились симптомы профессионального выгорания, отсутствие мотивации к эффективной трудовой деятельности, что привело к тому, что текучесть кадров среди рабочих за 2015 год по сравнению с руководителями, специалистами и служащими была самой высокой.

Для более успешного разрешения конфликта и его наглядного представления необходимо составить карту конфликта (рис. 12).

 

  Потребности Поддержание личного авторитета     Потребности Благоприятные, психологически комфортные условия, выполнение установленных объемов работ
Опасения   Снижение личного авторитета, потеря рабочего места     Опасения     Перекладывание ответственности за происходящее, причинение вреда здоровью, отсутствие каких-либо выплат и помощи

 

 

Рисунок 12 – Картографирование конфликта

Данный метод представляет собой графическое отображение всей структуры конфликта, что позволяет сформулировать основную проблему, которая разделяет конфликтующие стороны [35]. Также метод позволяет выявить всех вовлеченных в конфликт (организаторы, подстрекатели, пособники, соучастники, посредники, судья). Центральное место в карте конфликта занимает формулировка проблемы, которая вызвала противостояние между противниками и требует анализа и конструктивного разрешения. Также четко определены объект, предмет конфликта, его периоды и этапы, которые характеризуют конфликт во времени, обязательным условием методики является анализ поведения оппонентов конфликта. Анализируются действия руководства компании, в том числе роль руководителей предприятий в управлении конфликтами, участие руководства в направлении столкновения конфликта в функционально-позитивном ключе и сведение к минимуму негативных последствий, а также описание завершения конфликта и его влияние на главных действующих лиц и морально-психологического климата в коллективе.

 



2018-07-06 1073 Обсуждений (0)
Картографический анализ конфликтной ситуации в организации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Картографический анализ конфликтной ситуации в организации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1073)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)