Приложение 5 - Тренинг по профилактике профессионального стресса работников промышленного предприятия
Целевая аудитория: тренинг предназначен для работников цехов, инженерно-технических работников, служащих и специалистов одной компании.
Цель тренинга:приобретение навыков анализа стрессовых ситуаций и путей выхода из них, выявление, активизация и использование внутренних ресурсов для решения проблем.
Задачи тренинга:
1. Развитие способности разбираться в своих чувствах; навыков восприятия и адекватной оценки эмоциональных состояний других людей (эмпатии); коммуникативных умений.
2. Накопление эмоционально-положительного опыта, развитие интереса к себе.
3.Снижение негативных переживаний и трансформация их в положительные эмоциональные состояния.
Время проведения тренинга: 1 полный тренинговый день (8 часов), включая перерывы.
Автор тренинга и дата создания: Потапова Юлия, магистр 2 курса Самарского национального исследовательского университета им. Академика С.П. Королева, 2017г.
Этап
| Время
| Содержание
| Примечания, материалы
| Создание рабочей атмосферы на тренинге, актуализация необходимости приобретения и навыков стресс-менеджмента
| 5 мин
| Приветствие и представление тренеров
Добрый день всем тем, кто…
- в хорошем настроении
- готов к работе
- кому интересно получить новые знания и поделиться опытом в области создания и проведения презентаций…
| - Бейджи
- Воркбуки и ручки каждому
|
| 10 мин
| Постановка целей и задач тренинга
Тренер озвучивает реальные цели и задачи тренинга и расписание.
Для более эффективной работы принимаем правила (обсуждаем, дописываем в воркбуки). Правила:
- активности;
- одного микрофона;
- пунктуальности;
- немобильности;
- присутствий…
| Записать в воркбуки правила!
|
| 5 мин
| Представление участников
Давайте познакомимся и сделаем это таким образом. Каждый называет свое имя, и придумывают качество (прилагательное) на первую букву имени, которое бы соответствовало их характеру.
|
|
| 10 мин
| Разогрев группы, развитие доверия членов группы друг другу
Задача участников – объединиться с малознакомыми людьми в группы из 4- 5 человек. За 5 минут найти среди участников своей группы как можно больше признаков, объединяющих всех участников данной группы. Записать эти признаки на бумаге. Каждая группа зачитывает признаки.
| Листы формата А4, ручки.
| Выявления уровня стресса в группе
| 15 мин
| Опросник «Диагностика состояния стресса» (К.Шрайнер)
Методика направлена на определение уровня стресса и может быть использована для самодиагностики. Участником раздается опросный лист и озвучиваются правила заполнения. Затем производятся обработка результатов и интерпретация.
| Подготовленные опросные листы по количеству участников, ручки, воркбуки.
| Перерыв
| 10 мин
|
|
|
| 20 мин
| Мини-лекция на тему «Стресс»
Дается определение понятия «стресс», его виды, признаки, причины, фазы.
| Флипчарт, маркеры.
|
| 15 мин
| Мини-дискуссия «Плюсы и минусы стресса»
Тренер делит группу на две подгруппы. Первая подгруппа должна в ходе группового обсуждения выявить и записать негативные последствия стресса, а другая - позитивные стороны стресса (чему мы учимся, преодолевая стресс, что мы можем узнать о себе и своих ресурсах, преодолевая трудные ситуации). Время на обсуждение - 5 Минут. После того как группы справятся с этим заданием, тренер предлагает устроить дискуссию, во время которой ответы-аргументы групп чередуются. Выигрывает та команда, которая найдет больше аргументов в пользу защищаемой точки зрения.
| Листы формата А4, ручки.
| Приобретение навыка отслеживания стресса у себя и у других
| 25 мин
| Упражнение «Стресс в моей жизни»
Тренер заранее готовит карточки, на которых зафиксированы жизненные ситуации, являющиеся стрессорами: увольнение с работы, ребенком двойка, неожиданное известие об измене мужа (жены), несправедливая критика начальства и другое).
В полной тишине и не показывая карточки друг другу, участники должны выстроиться в шеренгу. Каждый занимает то место, которое, на его взгляд, соответствует
силе воздействия указанного в карточке стрессора. Таким образом, первым в шеренге должен оказаться самый сильный стрессор. После того как все участники найдут свое место в строю, тренер просит обменяться информацией и, проранжировав стрессоры теперь уже сообща, снова выстроиться в шеренгу.
| Заранее подготовленные карточки со стрессорами по количеству участников
|
| 20 мин
| Упражнение «Два на два, или Новый Юлий Цезарь»
В каждом раунде игры участвует четверо игроков и двое судей. Первый и второй игроки садятся на стулья напротив друг друга на расстоянии 2-2,5 м. Третий и четвертый игроки вначале располагаются за стулом второго участника. Это их стартовая позиция, потом по ходу игры они могут свободно передвигаться по комнате.
| 2 стула
| Кофе-брейк
| 20 мин
| | Все для кофе-брейка
|
| 10 мин
| Мини-лекция на тему «Профессиональный стресс»
Определение понятия «профессиональный стресс» и его специфика.
| Воркбуки, ручки.
| Снятие эмоционального напряжения, выявление стратегии поведения в стрессовой ситуации.
| 15 мин
| Игра «Здесь сидит Таня»
Участники, сидя в кругу, называют себя по имени. Если есть одинаковые имена или если кто-то хочет взять игровой псевдоним, можно придумать любое имя (это может быть уменьшительное имя или название цветка, предмета и т. д.). Водящий встает со своего места, а тот, у кого справа образовался пустой стул, кладет правую руку на него и говорит: «Здесь сидит...» и называет имя любого участника. Тот, кто был назван, СПОКОЙНО идет к пустому стулу и занимает его. Сидящий же справа от вызванного игрок кладет правую руку на пустой стул и повторяет фразу «Здесь сидит...». Задача водящего — успеть занять свободный стул до того, как будет произнесена вся фраза «Здесь сидит...» и назван имя. Если имя еще не названо, водящий занимает свободный стул, а тот, кто замешкался, не успев назвать имя, идет водить.
| Стулья для всех участников
| Перерыв на обед
| 90 мин
| |
| Коррекция эмоционального и психофизического состояния
| 15 мин
| Игра «Я сегодня вот такой...»
Участники встают в круг. Каждый по очереди говорит: «Здравствуйте. Я сегодня вот такой» — и показывает невербально свое состояние. Остальные слушатели говорят: «Здравствуй, (называют имя водящего)». Затем все вместе повторяют имяприветствующего их игрока и говорят: «Игорь сегодня вот такой» — при этом стараясь копировать его жесты, мимику как можно точнее. Игра продолжается, пока в ней не примут участие все слушатели. В заключение все берутся за руки и хором говорят: «Здравствуйте ВСЕ!»
|
|
| 10 мин
| Мини-лекция «Модель управления стрессом Д. Гринберга. Позитивное мышление»
| Воркбук, ручка.
|
| 25 мин
| Упражнение «Игры со стыдом» (М. Гулина)
Все участники сидят в кругу. Ведущий ставит в центр стул и говорит: «Нам необходимо выбрать одного члена группы, который сядет на этот стул и должен будет отвечать на вопросы. Вопросы интеллектуального характера. Каждый член группы тоже может задавать вопросы сидящему в центре. Отвечающий будет выбран случайным образом: каждый получит конверт. Все конверты будут пустыми, за исключением одного, который будет вложен листок белой бумаги (тренер показывает листок, который на глазах у всех вкладывает в конверт, и перемешивает все конверты). Тот, в чьем конверте окажется лист, и будет сидеть на этом стуле в центре. Но для того чтобы он вышел в центр, остальные должны догадаться, «вычислить» его. Участвовать в «вычислении» может каждый, даже тот, у кого действительно оказался лист». Участники вытягивают один из предложенных тренером конвертов, в КАЖДЫЙ из которых заранее вложен лист. Таким образом, каждый думает, что именно он — «выбранный». Ведущий: «Постарайтесь не подавать виду, что лист именно у вас. Сейчас каждый назовет потенциального водящего и ОБЯЗАТЕЛЬНО ОБОСНУЕТ свой выбор». После того как каждый участник выскажет свое предположение, ведущий просит ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛЕЖИТ ЛИСТОК.
| 1 стул, заранее подготовленные конверты с листочками по количеству участников
| Приобретение навыка конструктивного выхода из конфликтных ситуаций
| 20 мин
| Упражнение «Достойный ответ»
Все участники сидят в кругу. Каждый получает от ведущего карточку, на которой содержится какое-либо замечание по поводу внешности или поведения одного из участников. Все слушатели по кругу (по очереди) произносят записанную на карточку фразу, глядя в глаза соседу справа, задача которого — достойно ответить на этот «выпад». Затем ответивший участник поворачивается к своему соседу справа и зачитывает фразу со своей карточки. Когда каждый выполнит задание, то есть побывает и в качестве «нападающего», и в качестве «жертвы», упражнение заканчивается и группа переходит к обсуждению.
| Заранее подготовленные карточки с замечаниями по количеству участников
| Кофе-брейк
| 20 мин
| | Все для кофе-брейка
|
| 20 мин
| Мини-лекция «Как справиться со своими эмоциями»
|
| Обучение методам самопомощи и саморегуляции
| 10 мин
| Упражнение «Расслабление через напряжение»
Участникам предлагается встать и напрячь правую руку до предела. Тренер просит участников удерживать напряжение 5 секунд. После этого тренер предлагает расслабить руку, сбросить напряжение. Полезно спросить у участников, куда пошло напряжение от руки. Обычно участники отвечают, что почувствовали напряжение в шее, нижней челюсти и правой ноге, хотя могут быть и индивидуальные вариации. Далее тренер предлагает участникам проделать аналогичную процедуру поочередно с левой рукой, правой и левой ногами, поясницей, шеей.
|
|
| 30 мин
| Обобщающее упражнение «Портрет стрессоустойчивого человека»
Этап 1. Каждый участник записывает два личностных качества, которые помогают ему справляться со стрессом. Этап 2. Группа делится на подгруппы, в которых составляется стрессоустойчивого человека». Обязательное условие: в списке личностных качеств, составленном группой, должно быть два качества от каждого ее участника.
Этап 3. После составления списка подгруппы составляют резюме для участия в саммите «Самый успешный и стрессоустойчивый специалист года».
| Листы формата А4, ручки.
| Перерыв
| 10 мин
|
|
| Коррекция эмоционального и психофизического состояния
| 20 мин
| Упражнение «Чего и тебе желаю»
В произвольном порядке перекидывается мячик или игрушка со словами: «У меня лучше всего получается, чего и тебе желаю». Начинает ведущий, он первый кидает мячик любому участнику и говорит: «У меня лучше всего получается...(например, общаться с людьми), чего и тебе желаю». Получивший мячик с пожеланием, кидает его любому другому участнику круга и произносит: «У меня лучше всего получается... (например, вкусно готовить, любить людей, рисовать и т. д.), чего и тебе желаю!».
| Мяч или игрушка
| Подведение итогов работы
| 30 мин
| 10 открытий за сегодняшний день (записывают + озвучивают, не повторяясь).
| | |
©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (479)