Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЯкоподеллаКверча (ок. 1374 – 1438)



2018-07-06 400 Обсуждений (0)
ЯкоподеллаКверча (ок. 1374 – 1438) 0.00 из 5.00 0 оценок




Сиенец, участвовал в конкурсе на двери. Много где творил. Пригласили его в Балонью, Украшал портал церкви Сан Петроньо (1425 – 1439, заканчивали ученики). Аналог к дверям баптистерия. Те же сюжеты, 10 же клейм (на перемычке еще 5 + 3 статуи). Рельефы из истрийского камня (адриатическое море).

Сотворение Адама. Намек на пейзаж. Можно увидеть возрождение Джотто. 2 действующих лица. Человек – самое важное, мощнейшие фигуры. Они живые, они двигаются. Следование античным образцам, но новое понимание идеального человеческого тела. Хорошая передача анатомии. Но при этом, это тип идеальной мужской фигуры. Искусство ренессанса – искусство идеальное, идущее дорожкой реальности. Адам спрашивает, смотрит с вопросом.

Сотворение Евы. Адам усыплен, его тело мягкое, безвольное, повторяет форму скалы. Тело Евы уподоблено телу Адама, он играет женственную роль. Ева одной рукой держится за руку Бога, другую тянет к глазам, хочет убедиться, что она живая. Ева похожа на Еву Гиберти. Тоже соединение готики и античности.

Грехопадение. Ева задумчиво глядит на плод и не знает, что сделать. Одной рукой она отклоняет змею с головой женщины. С одной стороны, ей хочется попробовать. Змей смотрит с напряжением, это для него переломный момент. Адам тут как бы рядом, он пытается образумить Еву. Его прежде вопрошающий жест теперь – жест возмущения. Все позиции четко обозначены. Ева вроде бы уже сейчас совершит грехопадение, Адам это совершит «за кадром». ТО есть тут как бы реабилитация Адама, мол, он не виноват, это все Ева.

Изгнание из рая. Двери рая – антично-ренессансный портал. Ева тихо идет, куда ей сказали, закрыв глаза. А Адам вообще затевает драку с архангелом. Это – будущий Исаак, который борется с ангелом. Человек теперь важнее ангела, его воля равна воле Бога. Адаму не выстоять, но его правота словно бы получает некую конфирмацию. Происходит полная реабилитация человека. Человек теперь главный. Ева тут снова Венера Стыдливая.

1427 – 28 гг. Фреска Мазаччо. Изгнание из рая. В принципе, рельеф близок этой фреске. Они – не статисты, они – протагонисты.

16.03.18

Донателло. 1386 – 1466

ДонатодиНикколо … 1403 – 1407 гг. – работал в мастерской… Родился и умер во Флоренции, где в основном и работал.

Церковь Ур Сан Микеле – музей под открытым небом. В нишах в 15 веке были поставлены самые знаменитые статуи квадроченто. Статуя была буквально обращена к людям на улице. заказывались цехами.

Первая из знаемнитых статуй Донателло – святой Марк, 1411 – 12 гг. Обрамление не очень респондирует со статуей, статуя ренессансная, а обрамление – готическое. «Первая скульптура Возрождения». Спокойствие, уверенность в себе, ясность духа. Идеальный хиазм. Устойчивое положение с одний стороны, с другой – свободное. Можно соотнести с классическим ордером. Нога – колонна, узел пояса – капитель. Складки одежды антиготические, они не для того, чтобы дробить форму. Леат точно так, как должны лежать на нормальной кани. Широкие, своеобразные загибу, рельеф не скрывает форму тела. Широкая, свободная натура, не терпящая формальных ограничений. Статуя вылеплена очень жизнанно. Сказывается работа с натурой. Рисунков и моделей не дошло, но полагают, что это было так. Лицо выявляет собственное достоинство, силу духа. Достоинство творца, создавшего нечто значимое. Ренессансное содержание в новой форме – не сугубо религозное, а человеческое. Человек умственного труда, интеллектуал, тот, кого называли гуманистом. Вазари передает, что Микеланджело оценил эту статую, что если бы его убедили, что св. Марк был такой, он бы поверил в него.

Святой Георгий. 1415 – 17 гг. Заказана гильдией оружейников, чьим патроном и был святой. Пьедестал готический, статуя ренессансная. Готика и ренессанс сосуществовали какое-то время.

Марсаль де Саксе, ок. 1400. Св. Георгий. На коне, в доспехах, убивающий змия. Рядом – влюбленная дама. Весь набор рыцарского антуража.

Скульптура из алебастра неизвестного английского мастера. Та же история.

Статуя Бернта Нотке. 1489 год.

Св. Георгий Донателло. Радикальное переосмысление образа. Редукция образа. Все выкидывается. Очень простой образ. Исчезла фантастика, мистика. Но исчезла и бесплотоность. Утонченности голубой крови уж нет. Это уже горожанин, но не феодал, не аристократ. Твердо стоит на земле, опираясь двумя ногами. Хиазма нет. Есть тртетья точка опоры – щит. Непоколебимость. Оборонительная функция – главная. Раньше в руке был меч, сейчас его нет. Статуя обрисовваначканным контуром, у нее ничего не выступает. Структура вбирает в себя всю энергию. Готика выбрасывает энергию, ренессанс ее аккумулирует. Крест на щите говорит о том, что он защитник веры. Но в первую очередь просматривается защита иных добродетелей. Можно прочитать это и как герб Флоренции – защита города.

Лицо, с одной стороны, очень жиове. Но это не есть некий портрет, это идеал героя. Цель – создать тип, нравственный идеал, образец, которому надо подражать, за которым надо идти. Взгляд: сосредоточенность, решимость, вызов, спокойствие перед схваткой. Предвестник взгляда Давида Микеланджело. Религиозное содержание заменяется более широким, общечеловеческим. Это воин-защитник, помощник, заступник, герой.

Рельеф основания. Иконографически Донателло возвращается к средневековью: лошадь, принцесса, дракон. Первый сплющенный/живописный рельеф. Потом Донателло к нему не возвращался, ему это было не интересно. Проблема пространства – как трансфрмировать скульптуру, чтобы из нее получилась живопиьс. как получить глубину, ощущение воздуха. Создается арочная колонная, пейзаж, все намечатся очень тонко. Появляется окружение, связи между фигурами, пейзажем. Первый образец подхода к овладению пространством. Юмор – дракон совсем не страшный, сатирический образ. Принцаа совершенно античная.

Все из камня.

Мадонна Пацци. 1418 – 22 гг. Мрамор. Старая иконография – Мадонна Умиления, но переосмысленная, преображенная новой энергией. Более человеческое, психологическое звучание. Черты человеческого достоинства, монументализма. И в то же время, профиль ее лица напоминает Фидия (гипподамия). В зависимости от светотени содержание образов меняется. В общем остается отношения матери и сына. Мадонна – это мать, Христос – это младенец. Нет религиозных черт. Освещение меняет акценты. Это говорит о совершенстве работы скульптора.

1415 – 36 гг. – мастерская Донателло работала над созданием статуй пророков.

Пророк Аввакум (цукконе). Это то, что никто еще никогда не делал. Пророк изображен в каком-то балахоне. Не похож на человека. Чувствуется, что он другой, он чужой. Он страдает от внешнего мира, от внутреннего мира. Чистое выражение человеческого страдания. Чем-то напоминает древнеримские портреты.

Донателло постоянно изменяется, он многоликий.

Давид. Возможно, повлияла поездка в Рим (вместе с Бруннелески). Отлита из бронзы. Первая круглая статуя, созданная в Европе после античности. И одна из первых бронзовых статуя после античности. 158 см. в высоту. Не прямые заимствования из античного репертуара. Донателло создает не копию, он пытается пересоздать античность. Воссоздание духа античности. Сюжет христианский, ветхозаветный. Попытка наполнить его античным духом (сатир, наливающий вино). От Давида здесь только возраст. Ничего героического. Почему Давид должен быть обнаженным? В изящной шляпке? В сапожках? Разве он может поднять этот меч? Он не герой никакой, речь вообще не об этом. Уступка заказчику. Сюжет – только предлог для создания обнаженного тела. Новый смысл произведения – красота тела. Степанов: «персонаж обдуманного эротического спектакля». Обдуманная провокация. Статуя, без сомнения, круглая. Может быть, не с каждой точки она выразительна (это только первый шаг), но обходить ее обязательно нужно. Путь задает круглый венок в ногах. По всей видимости, использовалась живая модель. Хорошо проработана мускулатура, анастоми. Бронза дает то ощущение, которым восхищались античные авторы – впечатление настоящей кожи, загорелого тела. Она может выглядеть мягкой, теплой. Мальчик этот – Нарцисс, он любуется собой. Волосы были позолоченные. Донателло хотел сделать его блондином. Впервые статуя упоминается в 1469 году, как стоящая в палаццо Медичи. После изгнания Медичи статую перенесли в палаццо Синьори. Превратили ее в символ гражданских свобод. Но он не может быть символом свобод, борцом, героем, потому что он родился не таким. Чистая меланхолия.

Санта МириядельФьоре. 1433 – 35 гг. ОпреадельДуомо. Кантория. Продолжает ряд работ Донателло, навеянных античностью. Но теперь это как большой гражданский заказ. Нет христианских символов, ничего связанного с религией, ни одного креста. Те, кто заказывал, понимали, что это сейчас нужно это красиво. Вера изменилась, служители культа изменились. Допуск античного искусство в христианский храм – одно из веяний ренессанса. Образец – архитектура. с другой стороны, главная, верхняя чатсь - это саркофаг. Все древнеримское. Маски зачем-то. Путти. Кажется, они просто носятся взад-вперед, они неудержимы. О чем это все? с этой кафедры пели гимны о славу Девы Марии, а значит, эти товарищи тоже славят Деву Марию. Они всем славят величие Девы Марии и Бога. Идея- слить воедино то, что раньше не сливалось.

Донателло приглашали работать и в другие города. В Падуе он провел 10 лет. Базилика дель Санто. Рядом с ней – конная статуя Донателло, памятник кондатьеруГаттамелате. 1443 – 53 гг. Общая высота – 11,5 м. Памятник помещен на углу, чтобы не потерялся на фоне собора. Появляется воздух, которым памятник может дышать. В сущности, это кенотаф. Об это говорят атрибуты – двери и гении, которые тушат факел жизни.

В качестве образца можно взять Марка Аврелия. Второй момент – четверка коней, установленная на фасаде собора Марка в Венеции. Их приписывают чуть ли не ЛесиппуюДонателло ориентировался на архетип. КОньГаттамелаты не спокоен, это кажущееся спокойствие. Он идет в вечность. Это вечное прославление, вечный триумы человека. Скульптор еще не решился на 3 точки опоры, под копыто подставлен шарик. Этот шарик тянет за собой все, это вечной двигатель.

Лицо. Вспоминается Цукконе. Главная сущность скульптуры – прославление человека за то, что он здесь и сейчас сделал. Слава здесь и сейчас, и слава у потомков. Он не может умереть, потому что слава вечна.

Святая Магдалина. Ок. 1457 года. Из дерева. Дерево – неожиданный материал. Почему вообще этот образ? Чувство одиночества, ужаса. Черты – живой мертвец. Лицо – череп. Волосы падают давно немытыми струпьями. С головы до ног она в лохмотьях. Тело ее высохло, как ствол дерева. Кажется, что она вообще не может поднять руки, потому что сил нет. Наверно, поменялось мировоззрение художника. Происходит поляризация от Давида, святого Георгия. Это скачок назад, в средневековье, в готику. Это идеал средневекового человека. Отшельник, монах, аскет. образ раскаяния, мольбы к Богу. Может быть, это говорит о том, что автор разочаровался в идеалах ренессанса. Может быть, это его личная скорбь. Может быть, это кризис ренессансной идеи как таковой. Возможно, Донателло первым понял неосуществимость этой идеи.

С одной стороны, исключительная разнообразность, трансформируемость, многогранность. Можно отметить и уход от предыдущей аристократичности. Но часто это соединялось и с новой гуманистической, интеллектуальной оценкой. Соединение низа и верха. С оной стороны, Донателло создает ренессансный идеал, с другой – он такими произведениями словно бы выявляет нам крушение этого идеала. Вся история ренессанса воплощена в творчестве одного художника.

Джентиле де Фабриано

Не флорентиец, но работал во Флоренции. В 1422 году приехал туда по приглашению ПаллаСтроцци.

1423 год – алтарь «Поклонение волхвов». «Самая радостная картина итальянского квадроченто», Бенуа. 303 х 282 см. Пала – такой алтарь. А заказчик – Палла. Состоит из одной большой доски. Нет никаких крыльев, комплекс всего один. Расписан такой алтарь, обычно, с одной стороны. Пределла – состоит из нескольких живописных досок, на которые опирается алтарь. Они обычно связаны с основным сюжетом. Сохранилась рама. Рама удивительная, чудесная, она вся цветет. Она расписная, сама по себе – прекрасное произведение искусства. Расписана цветочками, цветочки почти натуралистические. Цветы прославляют Богоматерь, напоминают о рае. Откуда берется вот такое искусство? Это один из самых прекрасных примеров интернациональной готики. Интернациональная готика – явление заальпийской прежде всего, хотя распространилась по территории всей католической Европы. Но основа – на севере. Бенуа сказал, что это – миниатюра, вырезанная из Часослова и увеличенная до размеров церковного образа. Ничего монументального здесь нет. Вот это – большая миниатюра.

Во Флоренции любили религиозные представления, это – религиозный театр. Флорентийцы участвовали в таких шествиях, это – отголосок реальной жизни. Пространства практически нет. Персонажи рисуются «голова над головой». В принципе, это очень плоское изображение, потому что не это важно. Важно создать ощущение праздника. Это достигается цветом, обилием золота. Все это, в сущности, тактильно, все как бы настоящее. Изображен и заказчик. Тут много всего, сказывается боязнь пустоты. Это феодальный двор на выезде.

Пределла. Рождество Христово. Изображена настоящая ночноая сцена Рождества. Изображена тьма, звезды. Главные источники света – мистические (Христос и Ангел), но свет от них изображается как свет от нормального костра. Мистика дается в некоторой реалистической трактовке.

Бегство в Египет. «Картина, где солнце впервые засияло в пейзаже». Неважно, что солнце здесь – капелька, настоящий выпуклый шарик, важно то, что эффекты от света таковы, что все тут формируется с помощью световых эффектов.

Третья часть пределлы не сохранилась в подлиннике.

Рука художника оправдывает его имя – мягкий, нежный. Он, конечно, вроде бы готик, но в то же время у него много нового.



2018-07-06 400 Обсуждений (0)
ЯкоподеллаКверча (ок. 1374 – 1438) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ЯкоподеллаКверча (ок. 1374 – 1438)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (400)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)