Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Пьеро делла Франческа. Ок. 1415-20 (Сан-Сеполькро) – 1492 г.



2018-07-06 413 Обсуждений (0)
Пьеро делла Франческа. Ок. 1415-20 (Сан-Сеполькро) – 1492 г. 0.00 из 5.00 0 оценок




Упоминается в 1439 г., расписывал церковь во Флоренции (не сохранились). Доменико Венециано считается главным его учителся (на первое место поставил проблему света и цвето. Мазаччо, Учелло, проблемы света и цвета Пьеро соединил в своем творчестве. Художник был знаменитый, разъезжал по Италии, все время возвращаясь в родной город.

Крещение Христа. 1440 ~ 1450 г. 167 х 116 см. Когда-то это была центральная часть алтаря. Поражает свет. Свет и реальный, но в то же время есть что-от, что делает его сверхреальным. Есть энергии высшего начала. Б. Р. Виппер говорит, что у учителя свет окутывает только фигуры и предметы, а у Франческа он окутывает все пространство. Свет разливается в пространстве. Эффект, что свет заливает все пространство, как это и есть в реальности. Но передать в живописи это очень трудно, причем красками темперными, не масляными. Тем не менее, художнику это удается. Второй момент – архитектоника композиции. Композиции Франческа выстроены с удивительным чувством архиетктора, композитора, как некое здание.

Схема. Вписаны друг в друга геометрические фигуры. В центре – равнобедренный треугольник. Все сгармонированно, упорядоченно с точки зрения Геометрии. Кеннет Кларк – исследователь Пьеро делла Франческа.

Это не реальный мир в чистом виде. Он должен сотворить новый мир, совершенный, еще боле прекрасный, чем мир вокруг нас. Он как бы показывает сверх реальность, мир, в котором человек может и должен жить. Прекрасный человек в прекрасном мире, без единой червоточинки. Все идеально и покоится на геометрии. Для Франческа не существует красоты вне фундамента. В зрелом возрасте Франческа написал трактат по геометрии для художников. Абсолютно упорядоченная геометрически композиция была бы тяжела для восприятия глазом. Ему нужно смягчить эту геометрию, очеловечить ее. Это смягчение достигается с помощью света. Геометрия и свет соединяются, чтобы создать идеальный мир. Гармония части и целого, внешнего и внутреннего. Греки тоже понимали, что чистая геометрия воспринимается глазом как сухость.

Образы погружены в себя, почти никогда не выявляют эмоций, индивидуального начала тоже мало. Франческа оперирует типами. Иоанн и Христос – это, впринципе, один человек, только в профиль и фас. Ангелы – это тоже типы, воплощающие красоту юности, жизненную силу, энергию. Три ангела – это еще и отголосок трех граций.

Ареццо, базилика святого Франциска. 1452 – 64 гг. История обретения истинного креста. Капелла Маджоре. Заказчик – Джованни Баччи. Изображены 10 эпизодов из истории о Кресте, на котором был распят Иисус.

История Адама. Справа Адам умирает, в центре его сын идет к вратам рая, чтобы просить масло, чтобы помазать отца. Св. Михаил говорит «нет». Сыну дали семечко, которое посадили и из него выросло дерево, из которого и был сделан крест. Причем на фреске дерево уже выросло – временные перепады. Фреска подобна древнегреческому фризу. Мы видим полосность, изокефалию. Говорят, что фигурам свойственна архаическая тяжелость. Не совсем свободны в движениях, но прекрасны в своей стати. Одно из лиц крайне похоже ан кору (кора 686). Франческа каким-то образом стал последователем классического стиля.

Поклонение св. Древу и встреча Соломона с царицей Савской. Из древа сделали мост, и, когда Савская царица оказалась перед ним, она поняла, из чего сделон этот мост, и не ступила на него, а поклонилась ему. Позже рассказала Соломону, он закопал это дерево подальше. Фреска разделена на 2 части, отделенные колонной. Царица выглядит даже несколько второстепенно на фоне мощных фрейлин, которые ее сопровождают. В свите Соломона – те же самые мощные фрейлины. Царица пожимает Соломону руку и кланяется ему. Она ему словно бы в этот момент говорит про дереви и про всю судьбу иудейского царства. Может быть, здесь есть и портреты, например, кого-то из Баччи, или гуманист Виссарион.

Сон Константина. Одна из первых ночных сцен в монументальной живописи. Виноградова: появляется чувство жизни, естественность оптической среды.

Битва Константина с Максенцием. Черты Учелло, но битва не такая игрушечная, она более реалистическая. Реализм во многом достигается светом. Река – это Тибр в его самом верхнем течении. Холмы и Тибр – это окрестности родного города Франческа.

Обретение и испытание животворящего креста. Вытаскивают 3 креста, и они – словно лучи света из-под земли. Испытывали воскрешением юноши. Тут изображен языческий храм Венеры. И в то же время, это образец инкрустационной тосканской архитектуры. Архитектура совершенно современная. Ученые говорят, что это город Ареццо, в котором фрески и находятся. Кубизм своеобразный.

Мадонна дельПарто. Эта фреска считалась чудодейственной, женщины приходили к ней просить ребенка. Потом ее перенесли в музей. Значит буквально «Мадонна на сносях». Популярная иконография, но никто из художников еще не пердавал состояние Девы Марии с таким реализмом. Мадонна смотрит в себя, к ребенку, к новой жизни, которую она в себе носит. Жест руки – фантастической выразительности. Руки в известной мере перекликаются с руками Боттичелли.

1472 – 75 гг. Портрет Федериго да Монтефельтро и БаттистыСфорца. Дерево, темпера и масло. 47 х 33 см. каждый. Доски расписаны с дух сторон. Может быть, первоначально это был штандарт. Для Италии эти портреты уникальные – пейзаж подробный, реальный. Связь с Нидерландами в тяготении к выпуклому пейзажу. С середины 15 века итальянцы все сильнее всматриваются в искусство Нидерландов. Персонажи находятся в едином пространстве, несмотря на то, что они разделены рамой. Герцог здесь не на своем месте. У Фра ФилиппоЛиппи нормальная иконография – женщина справа, мужчина слева. Дело в том, что у герцога не было правого глаза, его выбили на рыцарском турнире (там же ему перебили нос). Разница между ними отчетливо видна, особенно в колорите: яркие, красные цвета одежды у герцога и более скромные, спокойные цвета у графини. Баттиста в то время уже умерла (при родах сына, который был у нее 9-м ребенком), для нее это был мемориальный портрет.

Триумф. Аллегории: граф едет в карете, запряженной конями, а графиня – в карете, запряженной единорогами, символ чистоты. Пейзаж потрясающий. Есть надпись.

Ван Эйк. Мадонна канцлера Ролена. Подобный пейзаж из Нидерландов. Не образец, Франческа не мог видеть эту работу.

Мадонна диСенигаллия. Влияние Нидерландов видно на заднем плане. Образы Франческа – крестьянские, суровые. От Нидерландов – интерес к деталям. Сложные источники света.

Ян Ван Эйк, Мадонна в церкви. 1425 г. Италия отстает в вопросах света. К концу века точек пересечения все больше.

Алпатов называет художника «поэтом живописи», Создание мира идеальных сущностей в идеальном воплощении.

АндреаМантенья

Первый художник ренессанса на севере Италии. 1430/31 - 1506 гг.

Капелла Оветари в ц. Эремитани, Падуя. 1450 – 55 гг. Фрески погибли в 1944 г.

Шествие св. Иакова на казнь. Наверно, самая выразительная из всех фресок, фотографии которых имеются. Апостол исцеляет больного. Чудо по-разному воздействует на солдат: один стоит спокойно, другой всплеснул руками. С другой стороны солдаты оттесняют толпу. Все происходит в Риме. Для Андреа античность – это только Рим. Мантенья- певец суровой, воинской римской античности. Он – «художник-археолог». Тщательно выстраивает архиетктуру. Она хоть и фантастическая, но использованы и реальные элементы римской архитектуры, которые были известны Андреа. Монументальность достигаестя очень низкой точкой зрения.

Схема показывает, что здесь соединены несколько точек зрения. Получается впечатление особенным образом стиснутого пространства. Напряжение, архитектура стискивает пространства, возникает впечатление клаустрофобии. Тут и архитектура, и фигуры – каменные. Перспектива снизу вверх называется лягушачьей, она в 15 веке стала использоваться для монументализации.

Мантенья – график. Линейное начало не динамическое, а статическое.

Портреты Мантеньи интересны, хотя персонажи тоже каменные.

Портрет кардинала ЛодовикоМеццарота. Это не профиль – начинаются эксперименты с ¾ поворотом. Туловище вообще практически в фас. Прием из Нидерландов. Жеская манера письма приближает портреты к римским бюстам.

Св. Себастьян. Одна из типичнейших работ Мантеньи. Он любил изображать св. Себастьяна. Фигура, напоминающая статую, привязанная к колонне, множество обломков, рельефов. О мучении речь особо не идет. Речь идет об истории, о смене эпох, как язычество сменяется христианством. Себастьян – это мостик. Античность выражена разрушающейся аркой. Мантенья воспевает победу христианства, но ему так нравится Рим, что он не может его не воспеть. Фантастическая капитель с ордером Мантеньи. Надпись по гречески, потому что греческий знали немногие люди. Тут Мантенья позиционирует себя как исключительного гуманиста. Зайчики – беззащитные души христианские. Мантенья любит облака. Иногда они принимают странные формы. Тут облако – это всадник (король остготов Теодорих). Знал ли Мантенья, что это – Теодорих, или ему просто понравился всадник, мы не знаем. Короче, варварство + христианство.

Мертвый Христос. Никто никогда Христа не изображал в таком ракурсе. Ок. 1490 г. Новый материал – холст, довольно редкий. Восхищались работой в первую очередь из-за ракурса, ее даже называли «Ракурс». Перспектива не идеальная. Художник добивается не абсолютного следования анатомии, но самоцельной, выразительной формы. Перед нами возникает иллюзия лежащего прямо перед нами тела на саркофаге. Ощущение несколько жутковатое. С одной стороны, это мертвый человек, но с другой – это статуя. Смерть показана абсолютно, без мысли, что это тело может воскреснуть. Тип северного саркофага. Исключается сама возможность воскресения, но с другой стороны – красота тела такова, что сама эта красота животворит форму; как можно подумать, что такое прекрасное тело не может воскреснуть. Красота преодолеет любые припятствия. Через восхищение и состредание художник приводит нас к акту веры. Эта вера иррациональная в известной мере. Мадонна плачет, Иоанн крисит – мрак, отчаяние, невозможность поверить в воскрешение, на другом полюсе – акт иррациональной веры в воскресение красоты. Между этими полюсами зритель проводит духовную работу. Снова соединены 2 очки зрения. На Христа мы смотрим сверху, а предстоящие с нами на одной плоскости – нам легче им сопереживать.

Совершенно иной Мантенья, «первая работа высокого возрождения». Парнас. Веселый, радостный Мантенья. 1497 год. Холст и темпера. Написана для кабинета герцогини Изабеллы Десте. Программу писал не Мантенья. Парнас – гора, где живут и радуются жизни Аполлон с музами. Аполлон с краю, в центре – музы. Сверху – Марс и Венера. Не тема Парнаса главная, картину лучше называть «сад любви», потому что торжествует тут любовь. Это – царство Венеры. Вулкан-Гефест сзади грозит парочке, выйдя из своей кузницы. Идея – гармония мира. Прекрасный мир, в котором царит любовь и искуссвто.

Атопортрет из бронзы. СантАндреа, Мантуя.

Мантенья был выдающимся гравером, что было не распространено в Италии. Один из первых, на равне с Полайоло. Мантенье приписывают 7 гравюр.

Мадонна с младенцем. Суровая сцена, влияние …

Битва морских божеств. Подражание античному рельефу. Дерутся античные герои, важно, как они это делают. Тут он, как и в живописи, все скульптурно.

Замок Сан Джорджо в Мантуе. Камера дельиСпози – покой новобрачных. 1465 – 74 гг. Расписано всего 2 стены. Были дверь, окно и камин – это пришлось учитывать. Тема – прославление семьи Гонзаго. В сущности, это портрет семейсва в интерьере и в пейзаже. Много света, неба, деревьев. Живопись с намеренным углублением пространства. Стены исчезают, камера открывается в мир. Потолок тоже расписан.

Семья и двор маркиза ЛодовикоГонзага. Идеальное правление маркиза приводит к гармонии всего окружающего, его двор – воплощение золотого века. Секретарь более энергичный, чем сам герцог.

БарберинаГонзага и кормилица. Люди должны понимать, как прожить эту жизнь и чем это все неизбежно заканчивается.

Чувствеуется влияние Пьера делла Франческа.

Карлица – непременный атрибут двора.

Западная стена. Ангелочки держат доску с надписью, прославляющей заказчика. Тут – первый групповой портрет. 3 поколения семьи: дед, сын и внуки. Город – Рим. Это Рим фантастический и в то же время реальный.

Свод с «бюстами» римских императоров. В центре – круглое «окно» в небо. Принцип римского пантеона. Ощущение, что ты стоишь в середине идеально устроенного микро мира семьи Гонзаго. Путти шалят, служанки умиляются, проплывают облака, сидит павлин. Милая жизнь, почти жанровая. Здесь входит божественный свет – идея божественной красоты.

Автопортрет Мантеньи.

Антонио дельПоллайоло

Художник и скульптор. Разрабатывал проблему движения человеческого тела. Но, в отличие от Липпи, это тело обнаженной.

Геркулес и гидра. Ок. 1475 г. 17 х 12 см. Чувство динамики, порыва. Поллайоло интересовался пейзажем. Это окрестности Флоренции. Тело Геркулеса отнюдь не античное, скорее готическое. Этот период называют «готической реакцией». Тела более тонкие, длинные, изящные, более нервные. Контур нервный, может быть связан с движением, а может – с характером персонажа. Понадобилась готическая нервность, возбужденность.

Геркулес и Антей. Виден красный грунт (хуже сохранилась).

Геркулес и Деянира. Мифологическая история, помещенная в реальную природную атмосферу.

Аполлон и Дафна. В творчество художника широко входит мифология. Расцвет античного содержания в сюжетах. Форма при этом отбрасывается к временам о 15 века.

Св. Себастьян. Попытался дать проблему движения в большой картине со многими фигурами (не получилось). Разнообразная статика. Фигуры зеркальны по отношению друг к другу. Каждый сам по себе.

Геркулес и Антей, скульптурный вариант. Может бать, тут даже лучше выражена проблема движения, ведь скульптура круглая. Перекличка с персонажами критского искусства.

Гравюра на меди.

Битва десяти обнаженных. 1470 – 75 г. Лист рассматривался как пособие для изображения обнаженной мужской фигуры в разных ракурсах. 34, 8 х 59 см. Единственная гравюра.

30.03.18



2018-07-06 413 Обсуждений (0)
Пьеро делла Франческа. Ок. 1415-20 (Сан-Сеполькро) – 1492 г. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Пьеро делла Франческа. Ок. 1415-20 (Сан-Сеполькро) – 1492 г.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (413)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)