Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Андреадель Верроккьо. Ок 1435 – 1488 гг.



2018-07-06 410 Обсуждений (0)
Андреадель Верроккьо. Ок 1435 – 1488 гг. 0.00 из 5.00 0 оценок




«Точный глаз». АндреадиМиккелеЧони. Наиболее вероятный учитель – Донателло. Специализировался на скульптуре, но занимался и живописью. Мастерская – центр изучения живописи, наравне с Поллайоло.

Путто с дельфином. 1460 – 64. Главное место в творчестве – тема круглой статуи и движения. Вероккьо сообщает скулптуре плавное единство движения, которое легко схватить с различных точек зрения. Движение ярко выражено. Эта статуя была выполнена как украшение фонтана на вилле Медичи. Путто как будто крутится, тем более, что он на шаре. «Ребенок на самокате». Одной рукой он держится, а другой – все время отталкивается. Линия зигзагообразная. С разных сторон – разный силуэт. Центробежное движение, в разные стороны расходятся лучи-векторы.

Юный Давид. 1473-75. Тоже для фонтана. Струя била из головы Голиафа. Больше жизненности, энергии, гордости. Он готов сделать все, что угодно. С разных точек зрения разный. Радость, упоение победой, и что-то еще невыразимое. Блуждающая улыбка станет не только верроккьовской находкой, сколько в творчестве Леонардо проявится. Это уже не Греция, безусловно. Он более эмоциональный, более современный, более активный и намного более соответствует образу библейского Давида.

1483 год – побеждает в венецианском конкурсе ля монумента кондотьера. Создал глиняный слепок, после чего Андреа умер в Венеции. Отлил скульптуру Леопарди.

Коллеони. Не спокойный шаг, а ярко выраженный напор. Всадник даже не сидит, он стоит в стременах. У Каллеони – стальной прут вместо позвоночника. Воплощение активной яростной воли. Нет опоры, впереди все раскрыто. Он словно обрушивается на кого-то. ВО взгляде ожесточение, презрительность к врагу, чванливость. Взгляд хищной птицы. Этот же момент будет подхвачен Леонардо. Беспредельное достижение цели. Лошадь тоже чрезвычайно напряжена. Хорошо видны мускулы. У Донателло – посмертная слава, связанная с заупокойным культом. Верроккьо подчеркивает земной успех, достижение побезы здесь прямо сейчас. Земной подвиг и жизенная сила героя.

Сохранились бюсты.

Ловенцо Медичи великолепный.

Джулиано Медичи. Рыцарь, вечный задира, любимец женщин, представитель золотой молодежи.

Портрет женщины с цветами. Станковый бюст. 1475 – 80 гг. Тоже из мрамора. Мрамор вообще нетипичный материал, он при хорошей обработке придает мягкость. Бронза для Верроккьо – материал маскулинный. Мягкость не только в форме, но и в содержании. Удивительное чувство женской души. Никто еще не использовал для раскрытия образа руки. Тут Верроккьо – полный новатор. Да Винчи тоже будет это развивать. Трепетные руки нежно прижимают к груд букетик с цветами.

Сохранилось несколько картин, которые предписывают мастерской Верроккьо.

Товий и ангел. Андреа не был прирожденным живописцем, но кое-что у него получилось. Главные мотивы – скульптурность форм, движение (может, не очень естественное.

Мастерская впервые реализовала обучение по гипсовым слепкам с человеческого тела. С мастерской связаны ПьетроПерруджино (учитель Рафаэля), Доменико Гирландайо (Микеланджело), Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи.

Сандро Боттичелли

1445 – 1510 гг. Родился в семье кожевника. Боттичелли – бочонок/толстяк от брата Джованни. Учился у Фра ФилиппоЛиппи, Верроккьо, Поллайоло. В 1470 г. открывает собственную мастерскую.

Поклонение волхвов. Ок. 1475 г. Для Медичи, любимый их сюжет. Волхвы – это реальные Медичи (правда уже мертвые). Тут же и тогдашние Медичи – Лоренцо и Джулиано. Изображен и заказчик, и сам Боттичелли. Из сакрального сюжета он делает театр, представление.

Весна. 1482/83 г. 203 – 314 см. Доска расписана темперой. Лоренцо ди Пьер Франческо Медичи – заказчик, ученик профессора платоновской академии. Основной источник – поэма Анджело Постра, Турнир.

Мистический балет. Но этот танец полон очень глубокого содержания. Важнейшую роль играет гениальный ритм. Ритмика, создаваемая линией. Боттичелли – гений линии и ритма. Все цветет вокруг. Это сад, это рай, или вариант сада любви. Много цветов, они выписаны очень тщательно, очень тонко, они узнаваемы. Видно, что Боттичелли или кто-то, кто ему помогал, разбирался в цветах.

Зефир и нимфа Хлорида. Зефир влюбился в нимфу, превратил ее в Весну – Примаверу. Именно по ней картина и поучила название. Она – не главное лицо, но уж точно самое красивое.

Примавера. Ее называют идеалом Боттичелли. Считается, что прообраз – СимонеттаВеспуччи. Прекрасны руки ее, которые вместе с платьем составляют тугой узел. Гибкими прекрасными пальцами она берет розы и разбрасывает их, потому что она – Весна. Линия- это самое главное. Объем, в общем, есть. Руки уж точно объемные. Объем совершенно нереальный, потому что светотень очень странная. Она вспыхивает, как будто двигается. Свет блуждающий, мистический, неестественный. Проблема света для Боттичелли не стояла.

Центральная фигура. Венера. Над ней парит Амур. Бог непостигаем, но он воплощает себя в земной красоте. МарсилиоФечино называл Венеру – нимфа хуманитас. Она же – дева Мария. Поза ее типична для Благовещения. Она правит здесь.

Три грации. Компаньонки-служанки Венеры. Вроде бы античные, но не совсем. Нота эмоциональности, человечности преображает бесстрастные античные образы. Нервный контур. Боттичелли предлагает стремиться к идеальной красоте. Любовь одухотворенная.

Все главные роли играют женщины. Мужчины по краям, они – завершение фразы.

Меркурий слева. Для неоплатоников Меркурий – хранитель тайных знаний. Меркурий жестом разгоняет облака невежества. Разум, которые противопоставлен чувствам, но который является венцом.

Композиция напоминает шпалеру: темный фон, и на нем – светлые фигуры. Язык шпалеры был очень плоскостным. Боттичелли пытается уловить какое-то объемное начало. Объем облегчен максимально, фигуры устремляются вверх, они все парят. Создается впечатление движения вверх-вниз. Но они движутся, не двигаясь. Боттичелли старается уйти от наследия начала 15 века.

Гомбрих Эрнст, История искусства.

Рождение Венеры. 1483/85 г. Холст. Очень редкий, нетипический материал. 172 х 278 см. Возможно, картина должна была быть перемещаема или ее использовали как декорацию для каких-то празднеств. Заказчик неизвестен. Символ таинства пришествия в мир красоты, посланной божественной любовью. Честная, неприкрашенная истина. Панофский считал, что эти 2 картины составляют единое духовное целое. Рождение Венеры- начало одухотворения материи, Весна – триумф культуры и человечности. Тут на апельсиновых деревьях – цвета, а плоды – в Весне.

Зефир. Рядом с ним – бриз Аура. Они дуют, подталкивая Венеру в раковине к берегу.

Четвертый персонаж – нимфа/ора, одна из богинь времен года, богиня весны. Приготовилась накидывать на Венеру пурпурный плащ, который украшен маргаритками – символ чистоты. Венера Небесная, она должна стать земной, природной, поэтому она должна быть одета.

Боттичелли сумел воплотить в своей картине идею движения. Он создает линейный ритм фигур, которые движутся и не движутся. Но фактические его быть не может. Нет ни глубины, ни движения внутри фигур. они движется потому, что они помещены в такую сред друг с другом. Условные приемы, которые должны дать индукцию этим формам, которые сами по себе неподвижны. Движение дается и развевающимися одеждами, волосами.

Боттичелли можно связать с сиенской школой.

Темпера придает картине особую матовость. Ощущение немножко шершавого света.

Рождение Венеры повторяет иконографию Крещения Христа. Это рождение красоты и души каждого христианина.

Портреты. Новаторски разворачивает фигуру модели. ¾ поворот.

Портрет мужчины с медалью Козимо Медичи. Медаль сделана из гипса и приклеена. В пейзаже использован прием якобы узнаваемого места, но без нидерландской детальности. Боттичелли придает своим моделям известную эмоциональность. Своеобразная психологическая трактовка. Тут – меланхоличный человек. Портрет работы ХансаМемлинга человека с римской монетой – возможный прототип.

Портрет Юноши. Ок. 1483 г. Светотень – не только средство создания объема, но и психологического углубления образа. Черты слегка асимметричные, что создает ощущение динамики, оттенок беспокойства. Об этом же говорят и выбившиеся волосы.

Венчание Мадонны. Мадонна пишет начало гимна, в котором она славит Бога. Иисус держит гранат – символ страстей, воскресения и чистоты Марии. Пейзаж, немного похожий на земной, но все это – рай. На первом плане – многочисленные золотые лучи. Все здесь символично. Все вроде бы сами по себе, и в то же время они все сплавлены, как эмаль. Краски тоже эмалевые. Магия света.

Позднее творчество Боттичелли отличается. Он испытал сильное воздействие Савонароллы (?).

Оплакивание. Ок. 1495. Готика, трагизм, напряжение. Все сплавлены как будто насильно. Хорошо читается S-образная структура. Действие не развиватся.

Боттичелли умер в 1510 г. Похоронен в Оньиссанти.

Божественная комедия. Перьевые иллюстрации.

Венеция

Все начинается в 1470-е гг., и не с венецианца.

Антонелло да Мессина

Сицилия. 2 года работал в Венеции и сумел произвести там переворот. Согласно Вазари, Антонелло побывал во Фландрии. Скорее всего, это плод воображения Вазари.

Неаполь.

Распятие. 1475 г. Распятие – мистический образ, видение. Влияние нидерландской живописи. Объективная описательность. Сова на первом плане – символ дьявола. Она чует, что ей скоро конец. Сова, змеи в черепах – символ смерти. Олень – благочестивая душа. Выразительные возможности фигуры.

Антонелло – изобретатель нового типа алтарной картины.

Алтарь Сан Кассиано.

Святой Иероним в келье. Ок 1475 г. Нидерланды: арка, внимание к натюрморту, изразцы пола, масляная живопись, пейзаж. Италия: сложное построение пространства. Кабинет гуманиста. Не подчеркивается, что это святой. Сосредоточенность, могущество интеллекта.

Святой Себастьян. Левая створка триптиха. Новаторское изображение человеческого тела. Мягкость, гибкость, ощущение чувства теплоты. Античная основа есть, но она все-таки изменена. Тело – живая, горячая человеческая фигура. Пропорции архитектуры изменены в угоду впечатлению.

Портреты. Основываются на портретах нидерландцев. Почти никогда не бывае рук, голова приближена к зрителю.

Портрет молодого человека. Ок. 1472 г. Мужчина обращается к нам. Жизнерадостность, энергия. Главное – это глаза и губы. Впервые появляются важные глаза.

Портрет мужчины.

Портрет рыжего юного человека.

Портрет «кондотьера».

Портрет. Возможно, автопортрет. Ок 1475.

Добродушный человек.

Почти никогда не дает фона.

06.04.18

Высокий Ренессанс

Леонардо да Винчи

Первый мастер высокого Ренессанса. Центрами становятся те мастера, где живут мастера. Милан, Рим.

15.04, Анкиано около Винчи. Около 1464 года мальчик переселился во Флоренцию, в 66 г. попал в мастерскую Верроккьо. Там учится до 72 г. Но все еще был в мастерской Верроккьо.

Верроккьо и мастерская. Крещение Христа. 1472 г. Ангел работы Леонардо (левый). Более сложный образ, как психологически, так и формально. Более тонко, сложно прописан. Роскошные волосы. Сама фигура более аристократическая. Образы квадроченто Леонардо уже не удовлетворяют. Тут что-то утонченно-идеальное. Пейзаж дальнего плана тоже вступает в противоречие с другими участками полотна. Возможно, тоже работа Леонардо. Удивительная свето-воздушная перспектива. Вероятно, пейзаж Леонардо создал на основе своих натурных наблюдений.

Долина Арно 5 августа 1473 г. Первый настоящий пейзаж в Европе со времен античности. На пленэре был набросок карандашом, в мастерской Леонардо его «обвел» пером. Наверху – подпись Леонардо «День святой Марии в снегах, 5 августа 1473 года». Леонардо подписал этот рисунок, он понимал, что этот рисунок что-то для него значит. Можно предположить, что это – красивый вид. Попытка проникнуть в жизнь природы достойна восхищения. Природа в чистом виде. Лео не дает «фотокопии», он пытается создать живой образ, движение. Вид состоит из воды, скал, растительности. Лео длинными/короткими штрихами создает ощущение движения. Нет жестких контуров. Движущиеся части природы будут потом его особенно интересовать.

Мадонна Бенуа. 1478 – 1480. Масло на дереве – уже пишет маслом, как нидерландцы. Так он может изобразить мир с необходимой ля него точностью. Новая трактовка. Композиционна 2 фигуры вписываются в мандорлу. Появляется геометрия, объединяющая, стягивающая фигуры. Но фигуры разнонаправленны. Получается крест, диагональ дает динамику. Мастеру интересно сложное композиционное построение. Правда, жизнь, движение. В лице Марии – горячее, настоящее чувство. Тут нет мистики. Здесь нет какой-то избранности. Сложная прическа. Лео интересовали вода и волосы. Они же чем-то похожи. Центр композиции – сплетение рук. Цветочек с 4 лепестками, предвещающий страсти. Источника света 2 – слева и из окна. Это нидерландская история. Усложнение, которое связано с реальной жизнью. Новая светотень – сфумато. Тяжелая светотень связывает фигуры с реальностью. Задача Леонардо – чтобы линия исчезла.

Портрет. Дженеврадеи Бенчи. 1474. Сохранилась только верхняя часть, нижняя пропала (был разрезан). И в технике, и в композиции, и в детализации чувствуется влияние Нидерландов. Вокруг головыДжиневры словно венок. Концентрация вокруг ее головы. Куст можжевельника – по-итальянски перекликается с именем. Символ женской добродетели.

Эмблема Бенчи с портрета. Красота украшает добродетель.

По одному из сохранившихся рисунков предполагают завершение портрета. Джиневра как предвестница Джоконды.

Лоренцо ли Креди. Женский портрет. Руки могли быть и такие.

Поклонение волхвов. Первый крупный заказ Лео. «Первая картина высокого Ренессанса». Высокая сложность как композиции, так и содержания. Сложность сама по себе выражает красоту. Эмоциональный взрыв, появляется сложность, которую раньше не видели. Достаточно статичный треугольник первого плана, но «купол», накрывающий треугольник – в нем все бурлит. Не просто поклонение волхвов, но богоявление. Это символический жест того переворота, который должен происходить с человеком и миром. Не просто праздник, но символ чего-то великого – символ новой эры. Гармонизация бытия. На дальних подступах – хаос. Постепенно он начинает упорядочиваться. Христос мир делает более понятным, ясным, светлым, упорядочивает его, приносит гармонию. Картину Лео не закончил.

Леонардо уезжает в Милан.

Мастер алтаря Сфорца. Лодовико Моро – покровитель Леонардо. Ок. 1495 года. Лео предложил ему свои услуги в качестве инженера. Лео выдумал залповый огонь.

В Милане Лео и стал военным архитектором.

Рисунок к конному монументу Фр. Сфорца. 1485 – 9. Лепит коня больше натуральной величины. Глиняная модель погибла в 1494 году.

Мадонна в скалах. 1483 – 86 гг. Слияние человеческих фигур с пейзажем. Мягчайшая светотень, композиционно они тоже перекликаются. Дальнейшая разработка фигурной композиции. Более сложная пирамидальная структура с расходящимися векторами жестов (4 жеста, 4 взгляда). Ангел смотрит на зрителя, указывает пальцем на младенца, затем мы смотрим на Деву, потом снова на Ангела. Наше внимание находится в движении. Больше свободы, естественности в разработке частного и целого. Модель мира, который прекрасно упорядочен, но и загадочен. Искусство эзотерическое, загадочное, сложное, непонятное. Сфумато. Слева – Иоанн креститель, справа – Христос. Иоанн был небесным покровителем заказчиков – братства францисканцев. Для ангела сохранился этюд головы девушки.

Мадонна Литта. Темпера. Есть предположение, что это работа не чисто Леонардо. В лучшем случае – Лео и мастерская, в худшем – ученик. В Мадонне есть нечто холодное, чувство не концентрированное. Мадонна слишком академичная для Лео. Она слишком обычная, слишком красивая. Краски холодные, темпера. Нет такой тонкой проработки сфумато. Сфумато нет вокруг. Нет атмосферы, воздуха вокруг. Возможно, Лео прописал картину в каких-то моментах, может, он ее начал, а потом отдал ученику. Она не упоминается исторически.

Этюд – рисунок Леонардо.

Дама с горностаем. ЧечильяГаллерани. 1488-90. Масло. Динамика дается с помощью разнонаправленного положения головы и тела. Зверь – новаторский момент. Хорек изображен как горностай. Латинское название горностая созвучно с фамилией дамы. Считался символом чистоты и скромности. Горностай – двойник Чечильи по позе и жестам.

Монументальная Тайная Вечеря в монастыре Санта Мария дельи Грация. 1495 – 7. Находится в трапезной монастыря. Лео придумал новую технику, так как фреска требовала быстроты, а Лео не торопился. Он использовал масло и темперу. Лео работал так, чтобы конечный эффект был как у картины маслом. Через 20 лет роспись стала разрушаться. К середине 16 века она превратилась в тусклое пятно. Ее много раз поновляли, «реставрировали», в основном – переписывали. Под новыми красками хоть как-то сохранялся красочный слой Леонардо. С 1977 по 1999 гг. велась последняя реставрация. Сразу ее стали копировать. Лео как будто разбивает фреску на 2 части: архитектура с прекрасной перспективой, пространство – образец гармонии, порядка; фигуры героев, которые должны гармонировать с пространством и контрастировать с его гармонией. Христос сказал: «один из вас меня предаст». Выброс эмоций, шок. Момент реагирования человека на страшную ситуацию. Леонардо первый рассмотрел чисто человеческий, а не религиозный мотив. Слова Христа – как камень, брошенный в спокойную воду. 12 откликов. Все человечество, разделенное на 12 характеров. Фома показывает пальцем вверх, обращается к высшей истине. Иаков злится, сопротивляется. Филипп указывает на себя, мол, не я ли? Чистая, детская душа у Филиппа.

Гирландайо. Тайная вечеря. Ок. 1486 г. Монастырь Сан Марко во Флоренции. Тут все сразу ясно, сразу понятно. Все тихо-спокойно. Нет волнения, нет взрыва. На лицах – никаких эмоций.

У Леонардо мы Иуду не сразу находим. Зло не видно, оно растворено. Новаторская, уникальная трактовка Евангелия.

Картон. Св. Анна с Марией, Христом и Иоанном. Новое усложнение композиции. Обычно композиция строилась по пирамидальному принципу. Тут же на коленях у Анны сидит Мария, на ее коленях – Иисус, который тянется к Иоанну.

Лео вернулся во Флоренцию, где провел насколько лет.

Битва при Ангиари. Лео создал картон для росписи. Сам картон поражал всех, кто его видел (был выставлен). Леонардо в 1505 году приступил к работе над росписью, но начал работать масляными красками и, пока писал, живопись стала портиться. В середине 16 века роспись была уничтожена. Картон разрезали на куски и растащили. Тут – самая известная копия неизвестного художника, дополненная позже Рубенсом. Этот только центральная часть. Битва решена как ярость, схватка. Эта ярость идет еще от кондотьера Верроккьо.

Мона Лиза/Джоконда. Относится к флорентийскому периоду. О ней много чего неизвестно. 1503 – 05 – условные годы. Размеры были больше – картина обрезана (по бокам были колонны). Согласно Вазари, модель – жена торговца шелком Джокондо. Вазари сам картину никогда не видел. Вазари видел одну из копий. Слава оригинала было огромна, копий было много. Лео вновь создал портрет, гениальный по своей новизне. Выражение лица таково, что оно неуловимое. Радость, презрение, наслаждение, тайные мысли. Она честная, добродетельная или хитрая? Поселяется загадка. Перед нами сфинкс. Это она на нас смотрит, она нас чарует. Портрет-идея, архетип. Это портрет человечества, потому что оно такое – неуловимое, непознаваемое. Портрет ставит вопрос – кто мы такие, куда мы идем? Пейзаж: никого нету. Она – одна-единственная. Человек один всегда.

Картон. Мадонна с младенцем и св. Анной. Ок. 1510 г. В пейзаже – дальнейшая дегуманизация природы.

В 1513 годе Лео переезжает в Рим. Там он жил до 1516 года, когда его пригласил к себе Франциск 1.

Портрет Леонардо (не авто).

Иоанн Креститель. Возможно, создана в Риме. Угасающий Лео. Слащавая, двусмысленная, андрогинная вещь. Начало маньеризма.

Вакх/Иоанн Креститель – ученики. 1510 – 15.

Кодексы.

Многие картины Лео не сохранились до нашего времени. Некоторые намеренно уничтожали. Среди них – Леда с лебедем. Сохранились копии. Штудия обнаженной женской фигуры.

Гораздо больше всяческих механизмов. Проект летательного аппарата. Проект дыхательного аппарата для подводного плавания.

Пейзаж с грозой. 1499. Винздор.

Всемирный потоп. несколько раз изображал его в своих книжках. Потоп – это катастрофа и рождение нового, Цветочки, человек, красота и уродство, молодость и старость, витрувианский человек. Кости туловища и ног. Мышцы, сухожилия. Лео препарировал трупы. Примерно 30 так изучил. Он во многих отношениях заблуждался. Проект идеального храма. Голова Леды. Движение воды.

Умер 2 мая 1519 года. По легенде, на руках Франциска 1. Есть картина Энгра на тему. Похоронен в одной из церквей, но ее разорили во время одной из гугенотских войн.

Леонардески.

13.04.18

В 16:50 встречаемся в рыцарском зале в среду. Ручки нельзя, только карандаши. Вести будет Алексей Олегович, хранитель рисунка.

Рафаэль Санти

06.04.1483, Урбино. Отец – Джованни Санти, художник при дворе.

1505 – 1506 г. Автопортрет Рафаэля.

Джованни Санти. Святой Иероним на троне. Папа не был выдающимся художником, но он был поэтом! Папа умер, когда Рафаэлю было 11 лет, но Рафаэль, судя по всему, успел получить у него минимальные основы обучения.

Главным учителем Рафаэля является Петро Перуджино. поступил в мастерскую Рафаэль около 1499 года.

Перуджино. Видение святого Бернарда. Главные моменты у Перуджино – особая мягкость, сладостность стиля, умилительность, миловидность, прелесть образов (женских прежде всего). Чарующие, пленительные образы. Но эти образы слишком уж неземные, они анемичные. Трудно представить, что они могут ходить по земле. Второй момент – связь фигур первого плана с архитектурой. Архитектура хорошо сгармонирована с фигурами. Но она немножко превалирует над фигурами. Впрочем, это превалирование смягчено пейзажем. Перуджино – создатель идиллического пейзажа. Пейзаж оттягивает на себя всю тяжесть, анемичность, он настоящий. Мастер тонкий. Особое мягкое настроение.

Перуджино. Мадонна с младенцем из ГМИИ Пушкина.

Рафаэль. Мадонна Конестабиле. 1503-4 гг. Одна из ранних работ Рафаэля. ГЭ. И тип, и пейзаж заимствованы у Перуджино. Но мы сразу чувствуем между ними разницу. Здесть у нас тондо – усложнение задачи, вызов художнику. Нужно согласовывать каждую линию с кругом. Молодому Рафаэлю это, кажется, нравится. Ему по вкусу трудные задачи. Согласованность круглящихся линий. Мастерство композиции. Лиризм. Лирика тут серьезная. Рафаэль оперирует серьезностью. В руке у девы первоначально был гранат. Контраст плотных объемов фигур с легким, воздушным, тонким пейзажем. Пейзаж тут выступает более фоном, чем средой. Темпера на дереве. Шедевр Рафаэля в оригинальной раме. Рама влияет и на внутреннее восприятие. Противопоставление роскоши с простотой, камерностью. Золото с голубым. Золото – это рай, голубой – это небо и надежда. Сочетание – это взрыв, радость. Постепенно успокаивая свое внимание мы переходим от земного к небесному. Но они согласуются между собой – соединение радости земной с величием небесным. Маски, грифоны – это все взято из гротесков. Возможно, противопоставление язычества и христианства.

Обручение Марии. 1504 год. Конец обучения художника у Перуджино.

Композиционная основа – работа Перуджина Обручение Мадонны. Еще раньше Перуджино создал фреску Передача ключей апостолу Петру. Перуджино первый придумал согласование фигур как фриза на первом плане с глубоким и обширным пространством, упорядоченным архитектурно. Ощущение незавершенности, все выходит за рамки. Несвязанность персонажей. Слишком симметричная и в этом отношении неестественная. Храм тяжелый, он придавливает фигуры. Короче, много дисгармоничных элементов.

Рафаэль с легкостью разрешает все проблемы Перуджино. Нет симметрии абсолютной, связь фигур первого плана с архитектурой существует, и не за счет фигурочек, а за счет мощения. Нет незавершенности, тяжеловесности храма. Все живо, но в тоже время и красиво, и торжественно. Самое замечательное – Рафаэль создает новое пространство, концепцию другого пространства. Создается пространство круглое. Круг – это самая совершенная фигура, которая ассоциировалась с Богом. При всей красоте группы, конечно, главным героем являестя пространство и архитектура как венец этого пространства. Она не подавляет, а влечет к себе. А дальше нас влечет к Богу. Романтизм до романтизма.

1502 год – храм Темпьетто (храмик) ДонатоБраманте. Идеал нового церковного здания. Новый тип центрического храма, который должен был заменить базилику.

Рафаэль достигает слияния реального и идеального.

Рафаэль переехал во Флоренцию, потому что там происходило все самое важное. Рафаэль впитывает новые влияния и согласует их со своим вкусом. От Микеланджело – сложность изображения человеческих фигур, у Леонардо – особенности композиционного построения, сфумато.

Мадонна дельГрандука. Ок. 1505 г. Типаж девы Марии с младенцем повторяет Перуджино, но появляется новое чувство монументальности. Темный леонардовский фон появился для того, чтобы дать особую скульптурную трактовку. Леонардовское сфумато.

Мадонна Каупер (малая). Ок. 1505. Рафаэлю нравится ставить эксперименты. Младенец тут совсем уж разрезвился. Добавляется пейзаж. Рафаэлю не нравится темный фон, ему нужно, чтобы герои жили в реальном мире. Пейзаж идеальный, но некоторые исследователи полагают, что храм – реально существующая церковь Сан Бернардино.

Мадонна в зелени. 1505 – 1506. Композиция – из картона Леонардо со святой Анной, который был выставлен. Уже не просто на фоне пейзажа, а в самом пейзаже. Мир трактован как земной рай.

Мадонна с гвоздикой. Маленькая картина для частного поклонения. В соответствии с назначением использована миниатюрная нидерландская техника. Композиционный отзвук Мадонны Бенуа. Но тут больше света, живости.

Мадонна Темпи. 1507 – 8. Апофеоз чувственности. Самое открытое, непосредственное проявление чувства. Апогей любви. Пейзаж растворяется, он не интересен.

Святое семейство Каниджани. Ок. 1507 – 8. Вместо 3 фигур – 5. Пейзаж сложный, разнообразный, путти на облачках. Может быть, сложность не до конца прочувствована художником. Нет абсолютной естетсвенности, легкости. Пейзаж основан на северных источниках – картины, гравюры (Дюрера).

Портреты.

Дама с единорогом. 1505 – 6. Скорее всего, первоначально был супружеский/свадебный портрет. Рафаэль создал лицо, погрудную часть, пейзаж и общую композицию. Все остальное было написано в другие периоды. В руках у нее первоначально была собачка, но она не сохранилась. Прообраз – Джоконда. Своеобразный синтез леонардовского и нидерландского подхода. У Рафаэля пейзаж не играет такой огромной роли. Антропоцентризм не насильственный.

парные портреты супругов.

Портрет Аньоло и МаддаленыДони. Прототип – явно портреты Сфорца. Здесь пейзаж, скорее всего, не реальный, но он тоже единый для картины. В то же время есть и контрастность. Мужской образ более активный.

В 1508 году папа Юлий 2 приглашает Рафаэля в Рим для росписи своих покоев.

Папа Юлий 2. 1511 – 12. На этом портрете папа не показывает своих реальных качеств.

Росписи апартаментов папы (станцы). СтанцаделлаСеньятура. 1509 – 11 гг.

Диспута. Верхняя часть – церковь небесная, торжествующая. Нижняя часть – церковь земная, воинствующая. Нарочитое разделение на 2 части в несколько напряженном акценте. Верхняя часть придавливает нижнюю. Первый опыт не совсем получился. Тут и Данте изображен, ведь он писал о загробном мире – теолог.

Афинская школа. Сверх удача Рафаэля, считается эталонным произведением монументальной живописи. Философия светская. Синтез фигур и архитектуры, но на новом уровне. Красивое место – языческий храм мудрости. Архитектура – концентрация мудрости. Возможно, архитектура вдохновлена Браманте. Мудрость универсальна, она функциональна для всего мира. 2 статуи – Аполлона и Минервы. Первый план. Композиционный гений Рафаэля воплотился в полной мере. Множество народа сумел соединить композиционно, но при этом каждый тут остался отдельной личностью, не подавляемой другими. Все должно быть естественно, жизненно, но при этом и красиво. Возможной источник – райские врата Гиберти. Главные персонажи – Платон и Аристотель. Платон показывает на небо, мол, истина там, а Аристотель – на землю, мол, нужно земными делами заниматься. Прообраз Платона – возможно, Леонардо. Фигура Аристотеля совершенно живая. Гераклит. прообраз – Микеланджело. Евклид – Браманте. Зороастр, Птолемей. Содома с Рафаэлем.

Парнас. Проблема была – реальное окно, которое должно было открываться.

Станцад’Элиодоро.

Изгнание Илиодора из храма. Экспрессия, новое светотеневое решение. Освещение искусственное появляется. Может быть, влияние венецианской живописи. Папа тут изображен энергичным, суровым, настоящим правителем, каким он и был. Несущие папу, судя по всему – портреты реальных людей. Тут есть и Рафаэль, еще более печальный, чем раньше.

Месса в Больсене. Швейцарские гвардейцы – «самый идеальный кусок живописи».

Освобождение апостола Петра. Новшество – новая светотень. Использованы 3 источника света: свет от ангела, от факела и естественный свет. Очень реалистичный пейзаж.

СтанцадельИнчендио. Участие Рафаэля тут уменьшается, работали ученики.

Пожар в Борго. 1514 – 17. Прославление нового папы. Фреска не столь гармонична. Нарастает неупорядоченное движение. Снижение уровня или изменение стиля. Начало академизма в некоторой мере.

Зал Галатеи. Вилла Фарнезина. Рафаэль написал Триумф Галатеи (справа). 1517 г. Лучшее воплощение движения в монументальном искусстве.

Сохранилось 7 из 10 картонов для шпалер (?).

Чудесный улов. 1515 – 16.

Шпалера. Она потеряла свю уникальность шпалерную, превратилась в тканую картину.

Мадонна Альба. 1509-11. Сложнейшая композиция фигурной группы. Сама идея круга, шара, центризма доведена до совершенства. Может быть, влияние оказало тондо Микеланджело – Мадонна Дони.

20.04.18

К экзамену нужен конспект Панофского!

Сикстинская Мадонна. 1513-14 гг. Не связана с Сикстинской капеллой, а заказана была для Монастыря св. Сикста. Холст, масло. Мистическое состояние Мадонна – она и идет, и стоит. Движение в покое дано с полным набором достижений. Не теряется объем, материальность, реальные качества, пространственные характеристики. Чувство всепроникающего движения и стабильности. Результат – абсолютное совершенство. Совершенство – и в образах Марии и младенца. В широко раскрытых глазах младенца – такая жуть, будто он увидел конец света. Взгляд Марии более спокоен, но и он говорит о какой-то жути, какой-то катастрофе. Во внешнем совершенстве вдруг появляется некая бездна. Эмоциональный взрыв. По мере приближения к картине, Мадонна словно бы приближается к зрителю. Мадонна словно бы спускается с небес к человеку и несет своего сына. Она несет его в жертву.

Портреты, созданные Рафаэлем в Риме.

2018-07-06 410 Обсуждений (0)
Андреадель Верроккьо. Ок 1435 – 1488 гг. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Андреадель Верроккьо. Ок 1435 – 1488 гг.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три...
Почему в черте города у деревьев заболеваемость больше, а продолжительность жизни меньше?
Почему наличие хронического атрофического гастрита способствует возникновению и развитию опухоли желудка?



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (410)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)