Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Микеланджело Буонаротти



2018-07-06 589 Обсуждений (0)
Микеланджело Буонаротти 0.00 из 5.00 0 оценок




Даниэль да Вольтерра (ученик). Бюст Микеланджело. 1565 г.

«Учителя» - Джотто, Мазаччо.

Мадонна у лестницы. Ок. 1491 г. Образ плана героического, мощного. Присутствуют некоторые погрешности в анатомии, перспективе. Но это погрешности гения. Микеланджело было 15 – 16 лет.

Битва кентавров (с лапифами). Ок. 1492 г. Виден рост Микеланджело. Фигуры начинают отрываться от мраморной плоскости.

Пьета. Единственная подписанная скульптура Микеланджело. Иконография североевропейская. Свет – это любовь. (Фотографии АурелиоАмендола).

Давид. 1501 – 1504 гг. 4 метра 9 сантиметров. Предпосылки – Аполлон Бельведерский Леохара, эллинизм (бельведерский торс), Давид Донателло, Геркулес из сада скульптур. Слишком крупные плечи, слишком крупная рука, потому что должно было учитываться искажение. Гневный Давид. Ветхозаветный Господь, который испепеляет грешников.

Живопись Микеланджело не любил. Но некоторые произведения до нас дшли.

ТондоДони. 1506 – 7 гг. Фигура серпентинато. Холодный огонь.

27.04.18

Сикстинская капелла. Поле плафона предназначалось Микеланджело. Он очень не хотел этот заказ брать. В 1508 году он начал роспись. Первоначально вызвал из Флоренции себе в помощники своих друзей, но потом он от их помощи отказался. Работал он там 4 года. Картонов не сохранилось.Программа была весьма сложная. Плафон 600 м2, 343 человеческих фигуры там. Традиции росписи плафонов еще не было. В просветах виднеется небо. Микеланджело сперва рисует архитектурный остов, «ребра», а потом начинает их заполнять. 9 больших картин и между ними еще малые. Рит пульсирующий. Есть живое дыхание жизни. Плафон из-за недостатка освещения должен быть яркий, светлый. Роспись потолка поражает своим единством, жизнью. Изображены обнаженные фигуры 20 юношей, которые держат медальоны с библейскими сценами. 7 пророков чередуются с 5 сивиллами. Есть 4 паруса, там 4 композиции, связанные с темой спасения избранных. В распалубках и люнетах – несколько десятков предков Христа.

Центральная композиция. Потоп. Сам Микеланджело начинал роспись с конца истории (со входной восточной стены к алтарной западной (да, алтарь на западе)). Многофигурная композиция, все обнажены. Микеланджело как будто смысл истории переворачивает. Людей нельзя тут назвать грешниками, они же чудесны. Их жалко. Человечество не может погибнуть окончательно, оно должно возродиться. Самая прекрасная группа – мать с 2 детьми. Микеланджело тут гуманист, он еще любит людей. Красота внешняя – залог красоты внутренней.

Грехопадение и изгнание из рая. Композиция симметричная. По середине – «столб», объединяющий 2 арки. Герои обладают сверхчеловеческой мощью и красотой. В Эдеме тут камни голые, тьма. Изгоняются они на зеленую землю, где нет камней, земля ровненькая и приятная, много неба и света. Может быть, Микеланджело хотел сказать, что человеку лучше жить на земле. А грехопадение – это рождение настоящего человека как личности. И в мужском, и в женском теле виден бельведерский торс. Ева – самая прекрасная из женщин, которых Микеланджело создавал. Ева тут с просветленным взором принимает плод, нет никакого сомнения. Дальше – Ева мгновенно постарела, она сгорбилась, сморщилась и постарела. Почему? Потому что пришло осознание своей вины? Адам тоже постарел, но не так сильно. Теле еще мощные, но в их лицах мы видим страдание. Возможно, это раскаяние. Ева подчинилась, но Адам – руки его выдают несогласие. Источники – Мазаччо, ЯкоподеллаКверча. Адам сделал выбор. Мы люди потому, что мы можем сделать выбор. За нас никто не решает. Эта ситуация свободного выбора и последствий, к которым он приводит – рождение человека.

Сотворение Евы. Адам усыплен, Ева восстает из его тела по мановению Бога-отца. Бог – в чистом виде практически Мазаччо. Микеланджело был и остается скульптором, он создает раскрашенную скульптуру.

Сотворение Адама. Показана передача божественной искры. А где она? А нет тут этой искры! Она где-то между пальцами, вы сами должны придумать эту искру. А зачем вообще нужна эта искра? Потому что тело – это пустая оболочка, не человек, а просто плоть. Он станет человеком тогда, когда эта искра перейдет и наполнит сосуд.

Этюд фигуры Адама. Британский музей. Сангина. Судя по всему, с натурщика.

Эпицентр – кисти рук. (Джотто, Мария Магдалина и Христос – начало диалога рук, потом – Боттичелли, Благовещение, потом – Леонардо, Мадонна в скалах). Энергичная рука отца и безвольная рука Адама. Восходящая и нисходящая, слабая волна. Бога несут ангелы, он летит, подобно ракете. Но без всякого тормозного пути он останавливается. несколько сантиметров между пальцами – начало человеческой истории. Бог обнимает Еву, уже рожденную, как замысел Господа. Судьба человечества уже предопределена. Чудесный палец (форма). Трудно человеку так палец изогнуть. Что он означает? Может быть, особую красоту, изящество.

Сотворение Солнца, Луны и растений. Дважды показан Бог-отец. Композиция построена на двух движениях, противоположных друг другу. Получается V. Особая дерзость Микеланджело – как он мог изобразить Бога-отца в такой позе, как слева? Ладно с голыми пятками, но в не очень пристойной позе. И все ему сошло с рук.

Сивиллы и пророки. Все сидят на одинаковых тронах. Задача была дать в 12 фигурах максимальное разнообразие. В некотором роде, Микеланджело ставит ту же задачу, что и Леонардо в своей тайной вечере.

Дельфийская сивилла (они все подписаны). Все они показаны в момент какой-то интеллектуальной деятельности. Но, несмотря на то, что главная их деятельность – интеллектуальная, они все очень физически мощные. Все это – идеальные образы.

В плафоне постепенно количество фигур уменьшается (очевидно, Микеланджело заметил, что снизу они плохо видны). Фигур становится меньше, но они становятся крупнее. Сивиллы и пророки создавались позже, поэтому они тоже огромные. Техника монументальная. Крупные мазки, сильное световое начало. С одной стороны, выражение объема, с другой – эмоционального всплеска. Многие сравнивают сивилл с Мадонной Дони. Мистические цвета, маньеристическое движение.

Ливийская сивилла. Самая сложная. Человек не может так извернуться. Еще и на пальчик она опирается большой. Это нереально, но для Микеланджело это выразительно. Речь идет не о реальности, а о сверх реальности. Человек на максимуме своих возможностей, и даже сверх максимума.

Этюд ливийской сивиллы. Мужской этюд. Сангина, Метрополитен музей.

Эритрейская сивилла. Довольно спокойная для Микеланджело. путти держит светильник. С одной стороны, чтоб читать легче, а с другой – символ горящего духа.

Персидская сивилла. Самая холодная, мощная. И самая старая. «Старуха, в жилах которой течет кровь, застывшая во времени».

Пророк Захария. По-настоящему слитная композиция. Чем-то похож на персидскую сивиллу. Движения тоже минимум.

Пророк Исайя. Молодой. Фигура заворачивается в разные стороны. момент зарождения мысли. Путти его куда-то зовет.

Гневный, рыжий, огненный Даниил. Рыжие же вообще всегда безумцы. Все ему надо: и читает, и пишет. Путта изнемогает под тяжестью книги. Волосы – костер. Пророк Иона. У него-то есть атрибут – рыба. Поразительный иллюзионизм. Изображен прямо над алтарем, и его ноги свисают – прямо над алтарем! Предвосхищение Барокко.

Пророк Иеремия. Самый скорбный, трагический образ капеллы. Исследователи полагают, что это автопортрет Микеланджело.

Пророк Иезекииль.

Пророк Иоиль. Внутренняя напряженность, концентрация. Он хорошо, вдумчиво, медленно читает. В образе есть что-то говорящее о некоей личностной характеристике. Возможно, прообразом послужил Цицерон.

Иньюди. У них нет имен истории, нет ничего, кроме их прекрасного тела, взгляда и позы. Им ничего не нужно. Было их 20, но штукатурка обвалилась и один погиб. Они тоже страдают. они живые, настоящие люди. По какому поводу они страдают – неизвестно. Но их поза выражает все. «Все мы немножко лошади». Почему они тут появились? Они никакой истории не несут, у них нет роли в библии. они сами по себе, они работают самими собой в качестве героев. Первый смысл – декоративный. Второй – семантика. Человек – венец творения. Весь плафон - гимн обожествленному человеку.

Боковые стены. Нижний ярус – портреты пап в нишах. А в люнетах – предки Христа. Микеланджело пишет имена, но фигуры никак не связаны с конкретными именами. Семейные сценки. Салмон, Вооз и Овид – это Мадонна, младенец и Иосиф. Трогательное святое семейство.

Фрески были темными от пыли, копоти от свечей. После реставрации все поменялось. Сняли поздние записи.

Микеланджело хотел вернуться к гробнице папы Юлия 2. 1506 – 1546 гг. «Трагедия гробницы». Гробница не получилась. Заключалось 6 контрактов, с каждым она все уменьшалась и уменьшалась. Гробница была установлена в церкви Святого Петра в оковах. В этой церкви Юлий служил, будучи кардиналом. Пристенная гробница. Здесь из работ, выполненных Микеланджело, только одна – Моисей. Остальные выполнены, в основном, учениками. По рисункам, но учениками. Композиция сама не выразительная.

1513 – 16 гг. – Моисей. Одна из величайших работ Микеланджело. Считается либо идеализированным портретом Юлия 2. Огромной физической силы человек. Развитие темы Давида. Гармония, равновесие между физ. силой и внутренним законом, который эту силу сдерживает. Сдержанная физическая сила. Наивысший идеал человека, устремление к добру, лишенное резких порывов. Повзрослевший Давид.

Изначально для гробницы предназначались и 2 «раба». Искусства, скованные после смерти Папы. Умирающий раб и восставший раб.

«Восставший раб». Ему руки связали, ему тяжело, больно и плохо. Чувствуется энергия тела и воли, которая стремится эти путы разорвать. Трудно сейчас сказать, какое место он должен был занимать в гробнице, и закончен ли он вообще.

«Умирающий раб». На самом деле, он совсем не умирает. Это томление, нега, чувство жизни в спящем теле. (Ариадна, найденная в 1513 году – такая же рука). Лицо спящее и довольное, муки никакой нет, он не может умирать. Опьяняющий сон. У Микеланджело вообще нет смерти и быть не может. Сама красота статуи отрицает идею смерти.

Давид/Аполлон. 1525 – 30 гг. Возможно, тоже предназначалась для гробницы. Тоже нега, мягкость. Тело более шершавое, видны следы обработки. Есть некое ощущение настоящей дышащей кожи.

Флоренция. Папа Лев 10 дал задание спроектировать фасад для семейной церкви Сан Лоренцо. Микеланджело сделал проект, есть рисунки, даже деревянная модель. Но что-от пошло не так, и до сих пор церковь стоит без фасада.

Также папа дал заказ на устройство гробницы. Новое сокрестие/новая ризница. Капелла, где были похоронены 2 представителя рода Медичи. 1520 – 1534 гг. Микеланджело выступил как архитектор и скульптор. Новое сокрестие симметрично старому. Здесь должны был быть устроены 2 могилы. Единственное произведение, которое во всех видах задумано Микеланджело (как художник тоже придумал, как его расписать). Пространство разделено ярусами на несколько зон. Скульптуры здесь только в нижней зоне. Напротив алтаря – Мадонна с 2 святыми, гробницы по бокам. Наверху, по всей видимости, должна была быть роспись. Пространство очень маленькое – всего-то 11 на 11 метров. Света мало, поэтому в нижнем ярусе полумрак. Самая яркая зона – верхняя. Это не только эстетическое, но и символическое решение. Пространство мрачное, давит не только затемненность, но и статуи. Не заметить скульптуры невозможно, они обладают красотой и энергетикой, которая давит. Так и было задумано Микеланджело. Вы будете стремиться сбежать отсюда. А куда? К верху! Микеланджело здесь мазохист, конечно. Он себя мучает и нас мучает. Жизнь – это тюрьма для духа, а освобождение наступит после смерти. Весьма активно действует архитектурная «решетка» - чередование черного и белого. И вот мы смотрим вверх. А вверху – купол и самая светлая зона. 3 зоны, а 3 – это символическое число (ад, чистилище и рай). Постепенное избавление от земного и приближение к небесному. Данте, Савонаролла и Платон оказали здесь самое главное воздействие.

Гробница Лоренцу Медичи. Внук Лоренцо Великолепного.

Гробница Джулиано Медичи. Младший сын Лоренцо Великолепного.

Построены гробницы по одинаковому принципу. Саркофаг, на саркофаге – 2 обнаженные фигуры, над ними, в центральной нише – изображение самого погребенного. Они не портретны. Идеальные образы.

Лоренцо Медичи. Иконография Меланхолии. Воплощение жизни созерцательной. А Джулиано – это жизнь деятельная. Но они друг другу не противопоставлены, они дополняют друг друга. Образ всего человечества, поэтому у них ничего индивидуального нет.

Обнаженные фигуры – 4 времени суток. Они все изображены скорчившимися, выражают муку человеческой души, подвергшейся действию времени. Время умерщвляет человека. Но, с другой стороны, оно умерщвляет тело, при этом человек возрождается к вечной жизни.

Самое страшное – кажется, что они вот-вот соскользнут с этих саркофагов.

Утро.

Джулиано тоже Давид, но сильно-сильно-сильно смягченный. Он не гневается. Своеобразный Александр Македонский.

Ночь. Единственная фигура с атрибутами. «Отрадно спать, отрадней камнем быть». Идея – замкнуться, уйти из этого мира, не реагировать на преступный и постыдный век. В общем, это тоже развитие типа спящей Ариадны.

Sidenote: как Микеланджело делал женскую фигуру? Мужской торс + 2 апельсина пхпхпхпхп.

День. Лица нет. Кулачный боец римский. Спины очень похожи.

Внизу еще должны были находиться лежащие статуи рек.

Модель. Бог реки. КазаБуонаротти. Дерево, глина, шерсть, пакля. Напоминает скульптуры Парфенона, которые Микеланджело не мог знать.

Мадонна Медичи из алтаря. Здесь нет абсолютной завершенности. Не гладкая, а шершавая фактура. Жизненность. Она действительно дышит. А младенец – сосет грудь. Он сидит к нам лицом, но повернулся к материнской груди, потому что так красиво. Сложная красота является наивысшей. Статуи святых сделаны учениками, они отделаны по полной и уступают работе мастера. Микеланджеловский принцип незаконченности придает работам невероятную жизненность.

Реконструкция. Нападение змей. Медный змий. 4 реки были и в раю, и в аду. Но это нижний ярус, значит, должны быть адские реки. Северная стена – возможно, здесь мог стоять Давид/Аполлон. Воскресение Христа.

Есть рисунки Воскресения из Британского музея.

Скорчившийся мальчик. 1530 – 40 гг. Непонятно, для чего он предназначался. Идеальная скульптура должна быть такой, что если ее с горы столкнуть, от нее не должно отвалиться ни одной части. «Максимум пластической энергии в минимуме пластической массы». Лучше этой спины вообще в нашей стране ничего нет. Здесь не лицо говорит. Есть некая боль. Не столько физическая, сколько душевная.

Рим. 1534 год. Папа Павел 3 заказал на роспись алтаря Сикстинской капеллы. 13,4 х 16,6 метра. 200 м2, 391 фигура. На стене были фрески Перуджино. Микеланджело приказал заложить фреску новой стенкой.

1535 – 41 гг. Имелась уже хорошая традиция изображения страшных судов. Изображали симметрично в хронологическом порядке. Но все это напоминает некий театр. Твердая иерархия, все фигуры одеты согласно их положению. Микеланджело разрушает иерархию, иконографию, убирает стену, у него все висят в небе, он всех раздевает (предшественник – Лука Синьорелли).

Центр. Христос Судия. Жест проклинающий (Фра Анджелико). Он сметает вообще все. Христос – Юпитер, Аполлон, Геракл. Рядом – скорбная Мария. Вокруг – святые. Они не молят Бога, они требуют мести. Они все злые. Они опять все атлеты, а святые должны быть АСКЕТЫ. Вверху – ангелы с орудиями страстей. Они не изображались в Страшном суде. Вся тема – мучение, искупление, возмездие. Левая часть – праведники. Изображены восстающие из могил люди, которые возносятся. Но никак не акцентировано, что они возносятся в рай. И они совсем не радостные. Справа – ад. Нарисован по проекту Данте.

Варфоломей с кожей. Кожа – автопортрет Микеланджело. Плохая кожа.

Пьета. 1550 – 1555 гг. Надгробный памятник Микеланджело. Он группу разбил. Один из учеников подобрал осколки и потом группу склеили. Пирамида, зигзагообразное движение. Образ Никодима – автопортрет Микеланджело.

ПьетаРонданини. 1555 – 64 гг. Единение матери и сына. Готическая иконография. Осталась рука от более крупной фигуры Христа.

Рисунок. Портрет АндреаКуаратези.

Площадь Капитолия.

Купол собора св. Петра по модели Микеланджело.

Голова фавна. Автопортрет. Противоречие.

04.05.18



2018-07-06 589 Обсуждений (0)
Микеланджело Буонаротти 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Микеланджело Буонаротти

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (589)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)