Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Направления политики и рекомендательные списки



2018-07-06 339 Обсуждений (0)
Направления политики и рекомендательные списки 0.00 из 5.00 0 оценок




Усиление воспитательной работы среди детей и подростков после войны включало и улучшение работы библиотек, книгоиздания. Еще в декабре 1944 года СНК РСФСР принял решение о создании библиотек в каждом районном центре. Во второй половине 1945 года ЦК ВКП (б) принял постановление об улучшении качества издания книг. ЦК ВЛКСМ обсуждал вопросы детского чтения в 1945 году на XIII Пленуме ЦК и Всероссийском совещании директоров библиотек и секретарей обкомов ВЛКСМ. «Огромное количество молодежи находится вне влияния библиотек, годами не читают книг, — констатировали участники совещания. — Особенно плохо работают комсомольские организации по вовлечению в библиотеку рабочей молодежи, рабочих подростков»[733]. В марте 1946 года ЦК ВЛКСМ проверил выполнение комсомольскими организациями решений пленума. Перед руководством предстала безрадостная картина: за годы войны библиотечная сеть сократилась в 2,5 раза, библиотеки имели небольшие фонды, по РСФСР фашисты уничтожили 17 млн. книг[734]. В апреле 1946 г. ЦК ВЛКСМ принимает постановление «О пропаганде книги среди молодежи», в феврале 1947 года проверяет его исполнение, прежде всего по сельским районам. К 1 января 1947 года количество районных библиотек составило 2470. Было зафиксировано неудовлетворительное их финансирование, по Мордовской АССР, например, только на 52 %. Наибольшее количество читателей состояло в районных библиотеках промышленно развитых регионов, наименьшее — в сельскохозяйственных и отдаленных районах страны, автономных республиках[735]. В 1946 году библиотеки популяризировали книги Фадеева «Молодая Гвардия», Шолохова «Они сражались за Родину», Каверина «Два капитана», Катаева «Сын полка». Ряд библиотек организовали по книге Фадеева радиопередачи. В лучших библиотеках применяли книгоношество, коллективный абонемент, пересылку, передвижки, пропаганду книги на конференциях, вечерах[736]. Катастрофическое положение дел в школьных библиотеках обсуждалось 20 февраля 1947 года на заседании Коллегии министерства под председательством нового министра просвещения А.Г. Калашникова[737].

По-прежнему много в процентном отношении издавалось классической литературы. Правительство руководствовалось указаниями В. И. Ленина о необходимости критического усвоении культурного наследия прошлого, которые легли в основу просвещения подрастающего поколения. Подразумевалось, что из каждой национальной культуры редакторы должны были отбирать только ее демократические и социалистические элементы в противовес буржуазным и националистическим[738].

Детгиз наращивал выпуск литературы. На начало 1946 года были приняты к изданию книги Ильиной «Четвертая высота», Всеволжского «Детство в Гори» про Сталина, Сотника «Про наши дела». Детгиз начал выпуск серии «Новинки детской литературы» массовыми тиражами по 150 тыс. экземпляров в удешевленном оформлении. Были опубликованы книги лауреатов Сталинской премии 2 степени Катаева «Сын полка» и Каверина «Два капитана», Сотника, Кассиля. Роман лауреата Сталинской премии 1 степени Фадеева «Молодая гвардия» вышел в серии «Школьная библиотека»[739].

Для информирования библиотекарей, учителей и школьников Детгиз выпускал бюллетени к неделе детской книги «Прочти эти книги» (М., 1946) или сборники методических материалов «Пропаганда книг среди школьников» (М., 1951). Однако этого было явно недостаточно. Списки литературы стали доходить до учителей и детей с 1949 года, с началом публикации их в «Пионерской правде» в мае-июне[740]. Литература была скомпонована по классам, в каждом списке три раздела: классическая русская литература; советская детская; зарубежная. В 1949 году в списке насчитывалось 53 произведения для 5-7, 8 классов, из них русской классики 18, советских авторов — 26, зарубежной классики — 9. В 1952, когда сформировался устойчивый список произведений советских писателей, 60 работ, соответственно, 20, 28,12. Значительный рост и изменение структуры произошли в 1955 году. В списке насчитывалось 84 произведения (соответственно, 20, 42, 22), но был еще добавлен список из 66 книг по науке, технике и научной фантастике для 5-8 классов. В 1956 году его сократили и «растворили» в привычной структуре, в результате чего список вырос до 116 книг (25, 66, 25).

Из русской классики в списках всегда присутствовали произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, А.М. Горького. Из зарубежной классики подросткам предлагали произведения В. Гюго, Д. Свифта, М. Сервантеса, В. Скотта, Ч. Диккенса, Ж. Верна, Г. Бичер-Стоу, Э. Войнич, Ю. Фучика, а в 50-е годы еще и рассказы польских, немецких, чешских писателей[741]. Это была добротная подборка шедевров мировой культуры. Со второй половины 50-х появляются произведения американских писателей Г. Фаста и Д. Стеффенса, норвежца Т. Хейердала.

Списки литературы отражали основные направления внешней и внутренней политики государства, направления воспитательной работы. В них обязательно присутствовали книги, посвященные борьбе народов за независимость, против колониального гнета и агрессии, за демократические права в капиталистических государствах. В списках для пятиклассников, например, в этом разделе пропагандировались повести О. А. Гукасяна «Маленькие мстители», пьеса Любимовой «Снежок», для шестиклассников «Дети Горчичного рая» Кальмы. В первой половине 50-х в поэме С.П. Щипачева, удостоенной Сталинской премии, пропагандировался миф о классовом подвиге Павлика Морозова. Революционные традиции поддерживались за счет книг о детстве известных революционеров, повестей Катаева «Белеет парус одинокий» и Гайдара «Школа», романа Островского «Как закалялась сталь». Большое количество произведений отражало борьбу народа, детей-героев в Великой Отечественной войне. Во всех списках был роман Фадеева «Молодая гвардия». Можно отметить повесть Ильиной «Четвертая высота», которая, однако, была убрана из списков после 1951 года; с 1951 года повесть Кассиля и Поляновского «Улица младшего сына»; с 1952 года роман Катаева «За власть Советов!». Работе и учебе подростков в тылу во время войны посвящена повесть Ликстанова «Малышок», упомянутая во всех изученных списках, Кассиля «Дорогие мои мальчишки», упомянутая только в 1949 году. Обязательно присутствовали пионерские повести о жизни школьников в период учебного года и в пионерских лагерях, их борьбе за успеваемость в сочетании с участием в юннатских делах и помощью взрослым в восстановлении народного хозяйства. В этом плане рекордсменом по времени пребывания в списках для 5 класса стала повесть Мусатова «Стожары», чуть меньше (с начала 50-х) Сотника «Невиданная птица». Стоит упомянуть и повести П.А. Павленко «Степное солнце», Дубова «На краю земли», «Огни на реке», Воронковой «Алтайская повесть» и «Село Городище», Алексина «Тридцать один день», которые в разные годы включались в рекомендательные списки. Дружбе и товариществу, изживанию индивидуализма и вредных привычек были посвящены повести и рассказы Гайдара, повести Носова «Витя Малеев в школе и дома», С.П. Антонова «Зеленый дол», Прилежаевой «С тобой товарищи», Хавкина «Всегда вместе». В 1955 году в списках появились повести и рассказы Фраермана, а с 1957 года (отдельной строкой) «Дикая собака динго, или повесть о первой любви». Со второй половины 50-х пропагандируется повесть Кассиля «Ранний рассвет» о юном талантливом художнике. О жизни подростков из ремесленных училищ после войны рассказывала повесть И.Д. Василенко «Звездочка», суворовцев — повесть Багмута «Счастливый день суворовца Криничного». Приключенческих работ было мало, они представлены повестями Ананяна «Детство в горах» и «Пленники Барсова ущелья» (с 1956), Рыбакова «Кортик» и «Тайна бронзовой птицы». Эпопеи, которые вобрали в себя многие перечисленные направления и удостоены Сталинских премий, были написаны Кавериным («Два капитана») и Осеевой «Васек Трубачев и товарищи» (в трех книгах), Беляевым в трилогии «Старая крепость». Синтетической работой, в которой отражены все упомянутые направления, стала талантливо написанная фантастическая повесть Л. И. Лагина «Старик Хоттабыч» (2-е издание 1952 года), включенная в списки только в 1955 и 1956 годах. В эти же годы пропагандировалась работа Гр. Адамова «Тайна двух океанов». С 1955 года в списках литературы резко возрастает количество биографических работ по культуре, о деятелях революционного движения, книг западных писателей.

Экранизация усиливала воздействие книг на читателей. В 1950-х годах были поставлены фильмы по работам Лагина «Старик Хоттабыч», Антонова «Зеленый дол», Осеевой «Васек Трубачев…», Адамова «Тайна двух океанов», Островского «Как закалялась сталь» («Павел Корчагин»), Атарова «Повесть о первой любви», Каверина «Два капитана», Рыбакова «Кортик», Носова «Витя Малеев в школе и дома» («Два друга»), Дубова «Огни на реке», Василенко «Звездочка», Катаева «За власть советов!», Павленко «Степное солнце» («В степи»), по пьесе Гераскиной «Аттестат зрелости»[742].

Стоит учесть тот факт, что списки не во всем отражали интересы читателей. В них не упоминается популярная «Повесть о первой любви» Атарова. Знающий конъюнктуру Союзопткнигторг в августе 1952 года предложил переиздать в 1953 году не только романы Николая Островского, Фадеева, Каверина, Беляева, но и повесть Лагина «Остров разочарования», Б. В. Изюмского «Алые погоны»[743]. В других списках упоминались повести Рыбакова, Гайдара, Дубова, Осеевой. Всего по РСФСР предполагалось переиздать в 1953 году 155 названий детских книг тиражом 11.630 тыс. экз., в то время как в 1952 году 74 названия тиражом 2985 тыс. экз.[744].

Переиздания не спасали: книг катастрофически не хватало. 20 июля 1955 Н.П. Болдырева из Одессы — «бабушка» — прислала письмо Кассилю и Михалкову. «Мне хочется Вам сказать, т.т. писатели, — заявила Болдырева, — что Вы слишком мало, обыденно и серо пишете для детей. Не знаю Ваших лет, но меня в детстве сопровождали книги Майн Рида, Фенимора Купера, Дюма, Диккенса, Вальтер Скотта, тысячи сказок русских норвежских, японских, английских, итальянских (все в русском переводе), «Золотая библиотека», «Задушевное слово» и даже пресловутая Чарская… Для наших детей Вы приготовили интересные, захватывающие книги Гайдара (все), «Улицу младшего сына», «Васек Трубачев» и др. Но ведь это единицы книг, а их нужны миллионы. Часто я слышу, да и наблюдаю, как не организованы дети, как они грубят, как цепляются на трамваи и многое другое, и почти никогда не вижу группу детей, склонившихся над книгой, от которой их не оторвешь. Это потому, что книг мало, мало в них безудержной фантазии, красок». Она хотела бы видеть исторические книги об образовании Руси, о татарском нашествии, о Смутном времени, о Ермаке, о Петре I. За ребенка — «будущего человека» — нужно бороться, поэтому книги должны быть красочны и дешевы, подытожила бабушка[745].



2018-07-06 339 Обсуждений (0)
Направления политики и рекомендательные списки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Направления политики и рекомендательные списки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (339)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)