Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психологические предпосылки редактирования



2018-06-29 1293 Обсуждений (0)
Психологические предпосылки редактирования 0.00 из 5.00 0 оценок




Роль психологической науки в формировании представлений

О литературной работе

Обращение к психологии при выработке рекомендаций в области литературной работы традиционно. Уже в античных риториках мы встречаем попытки применить наблюдения над психологией людей к работе над изложением. Так, в «Риторике» Аристотеля различают типы речи, а способы их организации рассматриваются в связи с намерениями говорящего и реакцией слушающего, даются практические рекомендации оратору. Наблюдения из практики ораторского искусства заметное место занимают и в «Риторике» М. В. Ломоносова. В дальнейшем стремление обобщить и систематизировать факты привело к формализации не только лингвистических, но и литературоведческих положений, частные рекомендации заслонили общие представления. Именно в формализованном варианте сведения из области психологии входили в практику работы над текстом, и последствия этого ощутимы до наших дней. Одно из них – отсутствие интереса к исследованию на научном уровне проблем, относящихся к литературной технике.

В конце ХIХ – начале ХХ вв. школа лингвистов и литературоведов психологического направления, которые опирались в своих теоретических построениях на данные естественных наук и физиологии, активно применяла методы, заимствованные из этих наук. Это позволило углубить представления о психологии творчества, внесло новое в понимание отношений, возникающих между автором и читателем, хотя и не могло дать исчерпывающего ответа на все возникающие при этом вопросы.

Несмотря на то, что специально проблему редакторской обработки текста никто не выделял, труды А. А. Потебни, Д. Н. Овсянико-Куликовского, А. Г. Горнфельда включают много наблюдений, существенных для редактирования. По мнению К. М. Накоряковой, особого упоминания в этой связи заслуживает имя Н. А. Рубакина, создателя фундаментального труда по библиопсихологии «Психология читателя и книга», рассматривавшего проблемы типологии книги в связи с изучением психологии читателя [36, с. 30].

Развитие теории текста на протяжении последних десятилетий открывало широкие возможности для научных разработок и совершенствования практических методик. Современные исследования психологов, в частности труды ученых московской психолингвистической школы (Л. С. Выготского, А. Р. Лурия, А. А. Леонтьева) [29] представляют собой новую страницу в изучении взаимодействия языка и мышления, исследования процесса литературного творчества.

Научное осмысление практических умений и приемов, которыми должен владеть редактор, опирается сегодня на теорию общения и теорию текста, исследование психологами процесса кодирования и декодирования информации в ходе порождения, восприятия, понимания и запоминания речевых сообщений с учетом всей сложности этих процессов.

 

Психологическая модель работы редактора над текстом

Психология редакторского труда пока не стала предметом специальных научных исследований. Психологические предпосылки редактирования могут быть намечены лишь в самом общем виде. Общая схема работы редактора над текстом, рассмотренная с позиций психологии,может быть представлена следующим образом.

1. Получение информации.

2. Постановка задачи.

3. Создание модели поведения и схемы ожидаемых результатов.

4. Действия и соответствующие этим действиям операции.

Первый компонент схемы– знакомство редактора с авторским произведением. Второй – постановка задачи редактирования.Она может быть продиктована и уточнена как внешними обстоятельствами, так и качествами самого материала. Заранее могут быть запланированы объем, жанр, необходимость подчеркнуть связь с текущими событиями, форма контакта с читателем, может быть определен вид правки. Затем редактор решает, как он будет действовать, – как расшифровывать третий компонент схемы.Редактор может отослать материал на доработку, может работать над текстом вместе с автором или один и выбирает методику, которая, с его точки зрения, наиболее рациональна в данном случае. Зримые действия редактора, в частности процесс правки текста, – лишь последний, завершающий процесс редактирования.

Психология редакторской работы чрезвычайно сложна. Это предопределено сложностью ее объекта – текста, фиксирующего результат сложнейшей деятельности человека, своеобразием коммуникативных связей, возникающих между автором, редактором и читателем, спецификой редакторского труда, в котором творческое начало сочетается с аналитическим. В свете этих особенностей и должны быть рассмотрены психологические предпосылки редактирования.

 

Психологические закономерности профессионального

Восприятия текста

Из обращения к психологической науке следует необходимый вывод – установка на осознанное отношение к пониманию текста, авторскому труду, к собственным действиям. Результаты, к которым пришли психологи, изучая переработку человеком информации с помощью языка, позволяют осмыслить существующие на практике редакторские методики, более полно и строго применять их.

Исследования процесса формирования развернутого речевого высказывания дают объективные научные основания для утверждения о том, что контрольважнейшая задача редактора при работе над текстом. Контроль в письменной речи осуществляется самим пишущим, причем редко кто это осознает. «Взгляд со стороны» (глазами читателя) – необходимое условие работы автора с текстом и необходимая психологическая предпосылка участия редактора в создании литературного произведения. Часто результатом такого отчуждения от текста бывает неудовлетворенность его формой и правка.

Автор с разной степенью отчуждения воспринимает рукописный текст, машинопись, компьютерный и типографский набор. И чем дальше он отходит от созданного текста, тем четче видит его недочеты. На самой высокой ступени отстранения от текста (а для журналиста это ситуация, когда его материал поставлен в номер, стал частью газетной полосы) автор уже, как правило, не властен в нем что-нибудь изменить. Поэтому так важно уметь вовремя увидеть текст «чужими глазами». Это умение надо воспитывать и тренировать. Однако в работе над своим и чужим текстом важно ощутить и момент, когда ее следует закончить, почувствовать завершенность текста.

Взгляд со стороны – необходимое условие работы редактора с текстом и важная психологическая предпосылка его участия в создании литературного произведения.

Психологические предпосылки редактирования следует трактовать широко и включать в рассмотрение этой проблемы не только процессы порождения и восприятия речи, но и психологию литературного творчества, психологию читателя, четко отдавая отчет себе в том, что суть редакторской работы – сотворчество, и ее психологические предпосылки не сумма, полученная при изучении других родов деятельности, а сложное единство.

Сегодня в практику редакционной работы вошла сложная техника – читающие устройства, дисплеи, компьютеры, настольные издательские системы. Видеотерминальные устройства, различные по размеру экрана и числу знаков, одновременно выводимых на него, могут быть использованы для всех операций правки текста: замены знака, вставки и исключения части текста, перестановки абзацев. Они находят применение при редактировании основного текста и графического материала: при формировании полос, просмотре библиографического материала, сверке цитат, облегчает решение частных редакторских задач.

Внедрение в издательский процесс новой техники влечет за собой стандартизацию внешней формы текста, исключает многократное обращение к нему редактора. Работа с компьютером не только облегчает технический процесс воспроизведения текста, она делает мышление редактора более организованным, помогает совершенствовать профессиональные навыки. Однако компьютеры не способны решать творческие задачи. Применение технических средств требует от редактора высокого профессионализма, четкости, осуществления контроля над текстом.

Редактор на протяжении всей работы над текстом должен быть активен, контролировать собственное восприятие текста, уметь оценить своеобразие авторских решений. Именно эти наблюдения формируют стратегию его действий, процесс правки, в частности.

Опытные редакторы считают, что самое сложное при редактировании – внести изменение в текст так, чтобы оно не выглядело чужеродным, чтобы вставка не выделялась, как грубая заплата. Каждое замечание редактора должно не только фиксировать недочеты рукописи, но и содержать конкретные рекомендации.

Активность восприятия текста, конкретность суждений – важнейшие психологические предпосылки редактирования и необходимые черты психологической модели поведения редактора.

 



2018-06-29 1293 Обсуждений (0)
Психологические предпосылки редактирования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психологические предпосылки редактирования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1293)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)