Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Малочисленных народов Севера



2018-07-06 494 Обсуждений (0)
Малочисленных народов Севера 0.00 из 5.00 0 оценок




Еще в 1920-е гг. в СССР была выделена особая группа населения, которая проживала в особо трудных климатических условиях и отличалась малой численностью и традиционным образом жизни. Это так называемые малые народы Севера, общим числом 26. В 1990-е гг. в эту категорию были включены еще несколько групп. В России в настоящий момент насчитывается около 40 так называемых коренных малочисленных народов Севера (КМНС), которые проживают в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока. Федеральным законом 1999 г. "О государственной поддержке коренных малочисленных народов Российской Федерации" определено, что к данной категории населения относятся этнические группы численностью менее 50 тыс. чел., представители которой ведут традиционный образ жизни (охота, рыболовство, морской промысел). Социально-экономическое положение и состояние культуры этих групп находится в кризисном положении. В начале 1990-х гг., с распадом СССР и развитием рыночных отношений, КМНС оказались в очень тяжелом положении — без опеки государства и материальной поддержки, налаженной системы здравоохранения, образования и снабжения, а также других мер социальной защиты, к которым они привыкли за годы советской власти. Многим пришлось перейти на натуральное хозяйство, чтобы прокормить семью и выжить. Часть семей переселилась из городов в поселки, из поселков – в тайгу и тундру, на места прежних сезонных селений и стойбищ. Ожидания малочисленных аборигенов связаны с надеждой на социальную поддержку со стороны государства. За это активно выступают ассоциации коренных малочисленных народов, а также многие ученые и общественные деятели.

Материалы переписи могут способствовать более эффективной государственной политике в этой области и сохранению уникальных культур аборигенов. Прежде всего, само наличие того или иного малочисленного народа в переписном списке является отправной точкой для разработки соответствующих государственных программ поддержки этнической культуры и языка. В 2000 и 2001 гг. в России были приняты два закона об общинах коренных народов и о выделении аборигенам земельных угодий ("территории традиционного пользования"). Кроме того, согласно российскому законодательству, для коренных малочисленных народов предусмотрены многие преференции, включая освобождение от армейской службы и возможность представительства в региональных и местных структурах власти на основе специальных квот. Поэтому очевидно, что статистические сведения о численности аборигенов очень важны.

Перепись 2002 г. определила численность коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Эта численность выросла по сравнению с 1989 г. на 17% (см. Приложение, табл. 3). Примерно такой же прирост наблюдался и в предыдущий межпереписной период (1979-1989 гг.).

Из 26 КМНС уменьшились в численности четыре народа – алеуты, нганасаны, ульчи, чуванцы. Уменьшение числа удэгейцев следует объяснить выделением тазов (общее число удэгейцев и тазов – 1956 чел. против 1902 в 1989 г.). Почти в 2,5 раза выросло число ороков (ульта). В большой степени это связано с более точным учетом при переписи (использовалось более точное самоназвание ульта) и ростом самосознания. Значительно (от 20-30 до 70 %) выросла численность ненцев, селькупов, хантов, юкагиров, негидальцев, тофаларов, ительменов, кетов. Если же рассматривать численность 30 КМНС (с кумандинцами, телеутами, тувинцами-тоджинцами и шорцами), то теперь их насчитывается 268 831 чел. Сравнение с 1989 г. можно провести лишь по шорцам и тазам: численность шорцев уменьшилась на 11%, тазов – увеличилась на 37,5%. Численность всех малочисленных народов Севера и Сибири Российской Федерации (включая также вновь выделенных камчадалов, теленгитов, тубаларов, челканцев и чулымцев) – 279 797 чел.

Эти данные опровергают многие экспертные оценки и текущие данные Госкомстата России, касающиеся проблемы "вымирания КМНС", которые делались последние десять-пятнадцать лет. Так, по данным Института цитологии и генетики СО РАН и Института проблем малочисленных народностей Севера СО РАН, свыше десяти народов находятся "на грани потери генофонда, языка и культуры, т. е. накануне исчезновения как народы"20. Сотрудниками этих институтов был сделан вывод о снижении естественного прироста КМНС с 1990 к 1998 г. в среднем в 2,3 раза. Текущие данные Госкомстата также давали искаженную демографическую картину КМНС, т. к., во-первых, они не учитывали сведения о численности городского населения среди аборигенов, а во-вторых, они основывались на данных естественного роста и не учитывали фактор роста самосознания. Таким образом, многие из этих данных (чаще всего это оперативные данные местных администраций) оказались недостоверными. Под вопросом оказались и некоторые академические труды, которые основывались на этих данных.

 

В. Тишков, В. Степанов

 

Примечания:

1 Степанов В. В. Российская перепись 2002 года: пути измерения идентичности больших и малых групп //Исследования по прикладной и неотложной этнологии. № 145. М.: ИЭА РАН, 2001.

2 См.: В. А. Тишков. Вместо введения. Как оказалась возможной этнография переписи? //Этнография переписи-2002. Под ред. Е. Филипповой, Д. Ареля, К. Гусеф. М., 2003.

3 Осипов А. Отклик на публикацию "О положении месхетинских турок в краснодарском крае" //Бюллетень Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов, N 11, 1997.

4 Наименование "турки-месхетинцы" чаще применяется властями для категории репрессированных в сталинские времена выходцев из Грузии, высланных в Среднюю Азию (Узбекистан, Казахстан, Киргизия). Реально же сюда относится несколько групп. Основная масса – собственно месхетинские турки или, как они себя часто именуют, "ахалцихские турки". Сюда также относятся выходцы из Аджарии: хемшилы, лазы, аджарцы (Попов А. Краснодарский край. Положение мигрантов из Закавказья //Бюллетень Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов, N 25, 1999).

5 Степанов В. В. Сможет ли перепись посчитать народы? //"Живописная Россия". 2002. N 2.

6 См.: В. А. Тишков. Этнические загадки первых советских переписей населения. //Социальные трансформации в российской истории. Сборник статей в честь 70-летия академика В. В. Алексеева. Под ред. В. А. Виноградова. Екатеринбург, 2004.

7 По этому вопросу см.: Gorenburg, Dmitry. Identity Change in Bashkortostan: Tatars into Bashkirs and Back. //Ethnic and Racial Studies 22 (3): 554-80.

8 По итогам переписи 2002 г. в России 1,5 млн. чел. не указали свою "национальность" (т.е. этническую идентичность). В действительности сюда входит не только количество тех. Кто уклонился от ответа, но и те, кто учтен заочно (переписью предусматривалась такая возможность) – со слов родственников, соседей, а также по данным местных органов власти.

9 Степанов В. В. Этническая идентичность и учет населения (как государство проводило Всероссийскую перепись – 2002) //Этнография переписи–2002. М.: "Авиаиздат", 2003.

10 Количество учитываемых этнических категорий больше, т. к. перепись 2002 г. выделяет не только группы, но и так называемые подгруппы.

11 См., напр., отдельные историко-этнографические очерки по всем этим народам в труде: Народы Дагестана. Под ред. С. А. Арутюнова, А. И. Османова, Г. А. Сергеевой. М., 2002.

12 Тишков В. А., Степанов В. В. Этнический состав населения России (первые итоги переписи 2002 г.) //Бюллетень сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. Приволжский Федеральный округ, 2003, N 64.

13 См. об этом: В. А. Тишков, С. В. Соколовский. Татары России и всероссийская перепись населения 2002 года. Доклад на исследовательском семинаре "Татарский вопрос в России". М., 2004.

14 В Оренбургской и Челябинской областях проживает небольшая группа (10-15 тыс. чел.), называющая себя "нагайбаки" ("нагайбэклэр"). Исследователи полагают, что нагайбаки – потомки либо крещеных ногайцев, либо крещеных казанских татар. Во время переписи 1926 г., а также начиная с российской микропереписи 1994 г. нагайбаки учитываются статистическими органами отдельно от татар.

15 По переписи населения 1989 г. в Башкортостане русские составляли 39,3% населения, татары – 28,4%, башкиры – 21,8%, и республиканской власти очень бы хотелось изменить это соотношение (см. подробнее: Габдрафиков И. Предварительные итоги переписи населения. Башкортостан //Бюллетень Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов, N 49, 2003).

16 Низкий естественный прирост составляет 5-10 промилле в год. При расчетном уровне 6,2 промилле естественного прироста татар на территории РФ, определенного Госкомстатом в 1990 г. на основе сравнения данных переписи 1989 г. и материалов текущего учета, ожидаемая численность татар во время переписи 2002 г. могла составить 6,02 млн. чел.

17 В газете "Новые известия" (05.09.2003) было написано о более чем 700-тысячном приросте украинцев в России.

18 За пределами России в других республиках СССР в 1989 г. насчитывалось более 100 тыс. цыган, в т. ч. в Украине около 48 тыс., в республиках Средней Азии – более 28 тыс.

19 Хотя, можно допустить, что ингушами мог назваться кто-то из чеченских беженцев, живущих у родственников в Ингушетии. Кроме того, ингушскую идентичность могли указать малочисленные орстхойцы, живущие на стыке двух республик. Эту группу раньше причисляли к чеченцам.

20 Таксами Ч. М. Народы Сибири в ХХ в.: социально-экономическое и культурное развитие //Экология этнических культур Сибири накануне ХХI в. СПб., 1995, с. 17-19; Пелих Г. И. Селькупы: в сибирской тайге умирает народ //Народы Сибири: права и возможности. Новосибирск, 1997.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Таблица 1. Список новых этнических категорий в переписи 2002 г.

 

  Численность учтена отдельно и в составе других групп   Численность учтена отдельно и в составе других групп
аджарцы V мордва-эрзя V
андийцы V нагайбаки  
арабы среднеазиатские   осетины-дигорцы V
арчинцы V осетины-иронцы V
астраханские татары V поморы V
ахвахцы V португальцы  
багулалы V русины  
бежтинцы V рушанцы  
бенгальцы   сваны V
бесермяне   сойоты  
ботлихцы V тазы  
водь   татары сибирские V
гинухцы V теленгиты  
годоберинцы V телеуты  
горные марийцы V тиндалы V
греки-урумы V тубалары V
гунзибцы V тувинцы-тоджинцы V
езиды   турки-месхетинцы  
ингилойцы V финны-ингерманландцы V
казаки V хваршины V
кайтагцы V хемшилы v
камчадалы   цезы v
каратинцы V цыгане среднеазиатские v
кереки   челканцы v
коми-ижемцы V чеченцы-аккинцы v
кряшены V эстонцы-сету v
кряшены V юги v
кубачинцы V чамалалы V
кумандинцы   черногорцы  
лазы V чулымцы  
латгальцы V шyгнaнцы  
лугово-восточные марийцы V шапсуги  
мегрелы V шведы  
мордва-мокша V    

Таблица 2. Этнический состав населения Российской Федерации в 2002 г.

 

  2002 г. 1989 г. рост в % 2002 к 1989 г.
тыс. чел. % к итогу тыс. чел. % к итогу
все население 145 164,3 100,00 147021,9 100,00 98,74
русские 115 868,5 79,82 119 865,9 81,54 96,67
татары 5558,0 3,83 5522,1 3,76 100,65
украинцы 2943,5 2,03 4362,9 2,97 67,47
башкиры 1673,8 1,15 1345,3 0,92 124,42
чуваши 1637,2 1,13 1773,6 1,21 92,31
чеченцы 1361,0 0,94 899,0 0,61 151,39
армяне 1130,2 0,78 532,4 0,36 212,28
мордва 844,5 0,58 1072,9 0,73 78,71
белорусы 814,7 0,56 1206,2 0,82 67,54
аварцы 757,1* 0,52 544,0** 0,37 139,17
казахи 655,1 0,45 635,9 0,43 103,02
удмурты 636,9 0,44 714,8 0,49 89,10
азербайджанцы 621,5 0,43 335,9 0,23 185,03
марийцы 604,8 0,42 643,7 0,44 93,96
немцы 597,1 0,41 842,3 0,57 70,89
кабардинцы 520,1 0,36 386,1 0,26 134,71
осетины 514,9 0,35 402,3 0,27 127,99
даргинцы 510,2* 0,35 353,3** 0,24 144,41
буряты 445,3 0,31 417,4 0,28 106,68
якуты 444,0 0,31 380,2 0,26 116,78
кумыки 422,5 0,29 277,2 0,19 152,42
ингуши 411,8 0,28 215,1 0,15 191,45
лезгины 411,6 0,28 257,3 0,18 159,97
другие и не указавшие 5780,0 3,98 4036,1 2,70 143,21

* Для категории "аварцы" приводится цифра без учета численности андо-цезских групп и арчинцев, а для категории "даргинцы" – без учета кайтагцев и кубачинцев.

** В 1989 г. в составе аварцев учтены андо-цезы и арчинцы; в составе даргинцев – кайтагцы и кубачинцы.

 

Таблица 3. Численность КМНС* (1979–2002 гг.)

 

Группа Численность всего населения
  Всего 1979 г. Всего 1989 г. В % к 1979 г. Всего 2002 г. В % к 1989 г.
Алеуты 131,7 91,9
Долганы 134,8 105,0
Ительмены 181,9 143,0
Кеты 101,1 174,4
Коряки 117,1 110,0
Манси 111,4 133,9
Нанайцы 10 357 11 883 114,7 104,0
Нганасаны 149,9 69,6
Негидальцы 123,1 137,3
Ненцы 29 487 34 190 115,9 121,2
Нивхи 106,1 114,0
Ороки (ульта) ? 241,3
Орочи 84,9 100,1
Саамы 103,4 116,2
Селькупы 101,3 125,5
Тофалары 125,3 141,3
Удэгейцы 132,9 87,5
Ульчи 127,2 97,6
Ханты 20 743 22 283 107,4 28 773 129,0
Чуванцы ? 93,9
Чукчи 13 937 15 107 108,4 15 827 104,7
Эвенки 27 941 29 901 110,6 35 377 118,3
Эвены 12 452 17 055 19 242 112,8
Энцы ? 165,0
Эскимосы 116,7 105,5
Юкагиры 138,8 137,5
Итого: 156 575 181 517 116,4 212 489 117,0
Кереки
Тазы 138,5
Итого   181 727   212 802 117,0
Кумандинцы
Телеуты
Тоджинцы 36 230
Шорцы 15 745 14 018 89,0
Итого 183 272 268 831
Камчадалы
Сойоты  
Теленгиты
Тубалары
Челканцы
Чулымцы
Итого 279 794

 

* Коренные малочисленные народы Севера


 

 

9.

Этническая ситуация и конфликты в государствах СНГ и Балтии.. Ежегодный доклад Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов, 2004. С. 6-7.

 

Введение

 

Сеть этнологического мониторинга представ-ляет свой очередной ежегодный доклад о со-стоянии межэтнических отношений и конфлик-тов в постсоветских государствах в 2004 г. Как и в предыдущие годы, мониторингом было охвачено около 40 регионов Российской Фе-дерации, а также 12 стран бывшего СССР. Каждый из экспертов в меру своей компетен-ции и ответственности представил обзоры по своему региону или стране, и они публикуют-ся в данном докладе. Кроме регионально-страноведческих обзоров, в доклад включен ряд проблемных статей ведущих специали-стов, которые выделили некоторые наиболее значимые проблемы прошлого года. Наконец, в докладе публикуется рейтинг конфликтно-сти постсоветских государств и регионов Рос-сийской Федерации по итогам года.

В нашем введении хотелось бы отметить некоторые моменты и тенденции самого об-щего характера, которые, возможно, не так заметны при более частном взгляде того или иного эксперта. Речь идет, прежде всего, об общей динамике этнокультурной ситуации, миграционных процессах, религиозных и ме-жэтнических отношениях на территории быв-шего СССР. Прежде всего, выскажем мнение, что, несмотря на, казалось бы, ряд эпохаль-ных моментов в процессе исторического раз-вода новых государств (вступление стран Балтии в ЕС и "революции" в Грузии, на Ук-раине и в Киргизстане), общее пространство продолжает существовать во многих своих аспектах, далеко выходя за пределы эконо-мических связей и военно-политического со-трудничества стран СНГ. Это проявляется больше всего в миграционных процессах и в культурно-информационной сфере. Несмотря на то, что Российская Федерация фактически закрыла легальную миграцию в страну, при-тягательность ее трудового рынка и другие возможности побуждают многие сотни тысяч людей из стран бывшего СССР ехать в Рос-сию и находить там временные или постоян-ные работу и проживание. По международ-ным критериям, это т. н. "нерегулярная ми-грация", которую власти и часть экспертов называют "нелегальной миграцией". Нерегу-лярная (нерегулируемая) миграция спасает быстро развивающуюся российскую экономи-ку от дефицита рабочей силы и приносит России огромную пользу. Об этой пользе ма-ло пишут специалисты и говорят политики, предпочитая выделять некоторые риски и нега-тивные моменты, связанные с мигрантами.

Антимиграционизм стал своего рода раз-менной политической картой даже в межгосу-дарственных отношениях. Так, например, "наказанием" Молдовы за некоторые анти-российские демарши стало не приглашение сотни тысяч прекрасных тружеников – молда-ван стать постоянными жителями и гражда-нами России, а, наоборот, угроза их высылки из страны, о которой заявили думские поли-тики и руководители миграционной службы. Россия продолжает свой курс на утрату уни-кальной возможности забрать часть населе-ния из стран бывшего СССР и тем самым хотя бы частично решить проблемы сокраще-ния ее населения и потребности экономики. Работодатели, правоохранительные органы, широкие слои населения продолжают нажи-ваться на сверхэксплуатации мигрантов, на-меренно держа их в унизительных условиях и тем самым отравляя общественный климат в собственной стране и отношение к России со стороны стран, посылающих мигрантов. В этой сфере назрел большой поворот в сторо-ну поощрения миграции в рамках бывшего СССР, от которого пока еще больше всех может выиграть Россия. Но для этого нужно поменять не только законы и чиновников, ответственных за миграционную политику, но и отношение к миграции и мигрантам во всем российском обществе.

В культурно-информационной сфере пока еще сохраняют мощные позиции как русский язык, так и русскоязычная культурная продук-ция. Не менее половины налогоплательщиков в таких странах, как Украина, Белоруссия, Киргизия, Казахстан, Молдова, Латвия про-должают говорить на русском языке, и госу-дарственная бюрократия этих стран обязана разговаривать на этом языке. Введение офи-циального двуязычия задержалось в некото-рых странах более чем на десятилетие, и языковая дискриминация должна быть устра-нена как условие демократизации и соблюде-ния международно-правовых норм. Россия может оказать содействие этим процессам через расширение гуманитарных и образова-тельных связей и возможностей, а также средствами политического воздействия.

В странах Балтии и на Украине намети-лись опасные тенденции реванша в отноше-нии России как правопреемницы СССР, кото-рые выражаются в намерении предъявить своего рода финансовый счет за "советскую оккупацию", "голодомор" и даже за освобож-дение Украины в годы Великой Отечествен-ной войны. Послевоенный период советской модернизации, развития экономики и культу-ры в бывших союзных республиках намерен-но не признается, и эти новые исторические


6Введение

ревизии все больше внедряются в сознание молодого поколения. Видимо, необходимы некоторые общие усилия ответственных уче-ных, прежде всего историков, которые могли бы найти более взвешенные оценки советско-го прошлого, чтобы не посеять ненависть и политические распри между соседними госу-дарствами. Конфликтные версии прошлого нуждаются в особом мониторинге. И если невозможно найти общую правду, тогда хотя бы необходимо признать общую ответствен-ность за общие страдания, равно как и общие достижения тех, кто когда-то проживал в об-щей стране.

В 2004 г. появились некоторые признаки восстановления научных и творческих связей между странами бывшего СССР. Если к это-му также добавить усилия по расширению туристического обмена, то сфера общегума-нитарных контактов могла бы несколько сгла-дить центробежные политические тенденции и ослабить опасную конфронтацию постсо-ветских элит.

И все же главным объединяющим факто-ром для постсоветского населения должно стать не политическое давление или эконо-мические зависимости, а взаимная притяга-тельность и общий интерес друг к другу. Но для этого постсоветским странам необходимо обрести большее самоуважение и укрепить собственные идентичности не на негативной, а на позитивной основе. Пестование травм и исторические обиды себя рано или поздно должны исчерпать, поскольку на их фунда-менте невозможно построить консолидиро-ванные гражданские сообщества.

В огромной мере процесс возвращения самоуважения и позитивных идентичностей зависит от ситуации в России и от отношения к России. У россиян имеется более чем дос-таточно оснований сосредоточиться на тех позитивных переменах в их жизни, которые произошли уже после распада СССР. Нега-тивный самообраз криминальной страны, океана бедности и замерзающих городов пе-редается населению других стран, включая и наших соседей. Простые люди не так уж и верят мифическим "имперским" угрозам и эпатирующим заявлениям некоторых россий-ских ультранационалистов, но их реально пугают нереальные образы России, создан-ные, прежде всего, самими россиянами о са-мих себе. Новые поколения украинцев, мол-даван, грузин и граждан других стран в боль-шинстве своем в Москве не бывали, озеро Байкал или Кижи не видели. Они питаются новой пропагандой, слухами, "антиколониа-листскими" исследованиями и прочей скоро-спелой интеллектуальной продукцией. Сами россияне ничего позитивного о собственной стране внятно произнести не в силах. И в этом заключается большая драма постсовет-ского пространства.

Вернуть позитивный образ современной России очень непросто, ибо для этого необ-ходимо совсем по-другому взглянуть на окру-жающую действительность и произошедшие перемены. На том, как и почему возник и со-храняется кризис понимания России, мы спе-циально остановимся в нашем докладе. Ясно одно: очень многое в негативных установках, включая и межэтнические отношения, идет от общей негативной оценки ситуации в стране. Если эту тенденцию удастся переломить, тогда никакие внешние воздействия не будут играть определяющей роли. Хотелось бы надеяться, что 2004 г. был последним годом, когда в России преобладала негативная идентичность.

В. Тишков


 

10.

Этническая ситуация и конфликты в государствах СНГ и Балтии. Ежегодный доклад Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов, 2004. С. 82-90.

 



2018-07-06 494 Обсуждений (0)
Малочисленных народов Севера 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Малочисленных народов Севера

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (494)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)