Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Для развития умений учиться.



2018-07-06 906 Обсуждений (0)
Для развития умений учиться. 0.00 из 5.00 0 оценок




Согласно стандартам, школьник должен научиться регулятивным универсальным учебным действиям:

• постановке новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

• планировать пути достижения целей;

• устанавливать целевые приоритеты;

• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Изучив этот раздел, вы должны уметь:

· Объяснять, что такое модульная технология обучения.

· Уметь преобразовывать общую цель урока в систему знаний и умений, которыми должен овладеть ученик.

· Делать цель урока целью учеников.

· Анализировать ситуацию опроса с позиций достижения целей учителем и учеником.

· Организовать обсуждение нового материала, что позволит сделать его частью «картины мира» ученика.

Если в начальной школе ученик осуществляет учебные действия совместно с классом и под руководством учителя, то на ступени основной школы должна появиться направленность на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества.

Любая учебная ситуация приобретает смысл, с точки зрения развития универсальных учебных действий ученика, в зависимости от того, как она реализована учителем: с позиции «делай как я сказал» или «пойми смысл и принимай решение действовать». При наблюдении уроков учителей с развивающим стилем управления, первое, что бросается в глаза – множество инициативных действий учеников на уроке. Ученики постоянно задают вопросы учителю, просят помочь в случае затруднений, спорят друг с другом о том, какой вариант решения лучше, предлагают варианты решений. При сравнении общих целей обучения учителей Карелии и Финляндии были обнаружены два главных различия:

  1. У учителей Карелии главная цель – дать знания, у учителей Финляндии – поддержать мотивацию и развить умения думать самостоятельно. Цель «дать знания» у них вообще отсутствует в перечне первоочередных целей. На вопрос «Почему?» учителя отвечают, что знания ученики добывают сами, а урок для того, чтобы учить думать и применять знания на практике. «Сегодня на уроке физики мы делали вулкан», знания, необходимые для понимания процессов они получили заранее, прочитав рекомендуемые разделы учебника.
  2. Цель – развить идентичность, самостоятельность, самоуважение вторая по значимости у учителей Финляндии, и редко упоминаемая у учителей Карелии.

Условия, при которых ученик сам добывает знания, а учитель помогает их осмысливать, применять на практике, создаются при использовании модульной технологии обучения. В целом сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учебной деятельности в процессе работы с модулем.

Модульное обучение – способ организации учебной деятельности, основанный на модуле – блоке информации, подчинённом цели, имеющем целостность и включающем контроль достижения цели. В модуле фиксируют общие цели обучения, которые должны быть достигнуты на данном этапе обучения, что ученик в ходе освоения модуля должен: делать, уметь, знать.

Модуль состоит из компонентов:

• точно сформулированная цель (целевая программа);

• банк информации: собственно учебный материал в виде обучающих программ, текстов;

• методическое руководство по самостоятельному изучению материала;

• практические занятия по формированию необходимых умений;

• комплекс оборудования, материалов;

• диагностические задания, которые соответствуют целям, поставленным в данном модуле.

При использовании модульной технологии модуль предъявляется ученику в начале изучения учебного предмета или его раздела в информационных блоках, целостных комплексах, позволяет ученику последовательно, по частям производить осознанное взаимодействие в зоне общих целей. Цель, предлагаемая ученику, содержит в себе не только указание на объем изучаемого материала, но и на уровень его усвоения. Ученик может также получить от учителя советы в письменной форме, как рациональнее действовать, где найти нужный материал и т.д.

Благодаря модулю ученик понимает, какая информация обсуждается, и с какой целью, осознает, зачем ему это нужно.

Модуль предполагает замену информационной функции учителя в пользу
консультационно-координирующей, создает условия для совместного выбора учителем и учеником оптимального пути обучения; формирует умения самостоятельной деятельности, самообразования; развивает рефлексивные способности учеников; формирует критическое мышление.

Ученик сам выбирает уровень освоения материала, и также способ достижения цели. Ученик много времени работает самостоятельно, учится планированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке, это дает ему возможность видеть пробелы в своих знаниях и умениях и устранять их. Учитель может мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать результат деятельности.

Процесс обучения при использовании модульной технологии включает этапы:

1. Постановка проблемы. При постановке проблемы учащимся предлагается сводная таблица тех знаний (схематично), которые учащиеся приобретут на последующих уроках.

2. Изучение нового материала. Перед изучением нового материала проводится входной контроль знаний и умений (например, в форме диктанта с обязательной проверкой сразу после написания), чтобы иметь информацию об уровне готовности к работе. При необходимости проводится соответствующая коррекция знаний. В той части модуля, где изучается новый материал, хорошо вписывается вся система методов, приемов и форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся: работа индивидуальная, в паре, в группе, лекционная система, беседы и т.д.

3. Самостоятельная работа ученика по получению и использованию знаний, сочетается с помощью со стороны учителя. При самостоятельной работе над задачей ученики используют учебник, дополнительную литературу, консультации учителя.

4. Контроль. Завершающий этап каждого модуля - контроль, который предполагает замер результатов на нескольких уровнях сложности. Все предлагаемые задания оценены определенным количеством баллов. Учащиеся сами выбирают для себя уровень сложности и не испытывают беспокойства по поводу получения неудовлетворительной оценки, т.к. каждый из них получит не отметки, а количество баллов.

Введение модулей в учебный процесс надо осуществлять постепенно. Можно сочетать традиционную систему обучения с элементами модульной технологии.

Например, при выборе системы оценивания работы учащихся воспользуйтесь контрактом. Это система, предполагающая, что каждый ученик дает свое согласие работать на определенную оценку, соответствующую предложенным критериям. Применяемая для всего класса целиком, контрактная система определяет вид, объем и качество работы, которую необходимо выполнить для каждой оценки. Ученики соглашаются работать на эту оценку, выполняя строго определенные требования за определенное число баллов

При завершении работы можно дать шанс для ученика сделать какую-то часть работы заново, улучшить свой результат. Тем ученикам, чья работа была признана неудовлетворительной, а также все желающие улучшить свой результат, могут получить дополнительные задания.

Развитие универсальных учебных действий школьников связано с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской, лекционно-лабораторной, исследовательской. Отличия в организации взаимодействия проявляются на всех этапах урока. Учителя с развивающим стилем управления иначе организуют опрос, объяснение нового материала, самостоятельную работу. Рассмотрим несколько наиболее важных способов действий учителя на разных этапах урока, направленных на развитие личности школьников.



2018-07-06 906 Обсуждений (0)
Для развития умений учиться. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Для развития умений учиться.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (906)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)