РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ ПРИ ДЕТСКОЙ ШИЗОФРЕНИИ
Мы уже рассказывали о том, что речевые нарушения в клинике нервных и психических заболеваний детей младше го возраста занимают особое место. Это в значительной мере объясняется тем» что речь, как молодая функция, развивающаяся в постнатальном онтогенезе, страдает в первую очередь при различных экзогенных воздействиях на центральную нервную систему (например, травмы родовые и постнатальные в первые годы жизни, инфекции и интоксикации), а также при процессуальных психических заболеваниях, начавшихся в первые годы жизни. Нередко речевые нарушения являются одним, из первых клинических симптомов заболевания, а их правильная классификация помогает диагностике заболевания. Правильная диагностика речевых нарушений при органических поражениях центральной нервной системы с синдромом моторной алалии и при шизофреническом процессе имеет большое практическое значение для детских психоневрологов, педагогов-дефектологов и логопедов, к которым нередко впервые и обращаются родители этих детей. Указанная диагностика представляет известные трудности. ибо речевые нарушения в обоих случаях имеют некоторые общие черты. Это объясняется, в частности, тем обстоятельством, что шизофрения у детей младшего возраста, особенно остро начавшаяся кататоническая форма, имеет тенденцию в ряде случаев к ранней стабилизации дефектного состояния, что проявляется и в характере речевых расстройств (Г.Е. Сухарева. «Клинические лекции по психиатрии детского возраста», 1955, т. 1). Распознавание шизофрении у больных детей затруднено в связи с тем, что чем раньше начинается процесс, тем в клинической картине большее значение имеют симптомы, характерные для органического мозгового заболевания вообще. В речевой сфере такими общеорганическими симптомами являются обеднение и недоразвитие словарного запаса, нарушения грамматического строя речи, фонетические затруднения. Все эти симптомы могут выступать на первый план, как бы скрывая те специфические нарушения речи, которые характерны для детской шизофрении. Кроме того, в психической сфере у этих больных нередко проявляются черты общей инертности, тугоподвижности, задержка психического развития или отдельные черты олигофренического слабоумия. Все эти особенности еще больше сближают таких больных с детьми, страдающими моторной алалией. Речевые нарушения при детской шизофрении описаны рядом авторов (Т.П.Симеон, Г.Е. Сухарева, Л.Я. Жезлова и др.). Всеони подчеркивают, что речевые нарушения при этом заболевании проявляются в своеобразном регрессе речи, которая как бы проделывает путь, обратный ее онтогенетическому развитию: «от фраз к отдельным словам, от слов к слогам, от слогов к отдельным звукам» (Т.П. Симеон, «Шизофрения раннего детского возраста», 1948), Вначале дети перестают обращаться с вопросами, затем перестают отвечать на вопросы, говорят тихим, своеобразно измененным голосом, о себе часто только в третьем лице, часто без обращения к родителям, иногда сами с собой, своеобразно коверкая слова. В речи появляется много эхолалий. Все авторы, изучавшие речевые нарушения при детской шизофрении, указывают, что речевые нарушения при этом заболевании зависят от возраста, в котором заболел ребенок, от остроты начала и характера течения процесса, а также от формы заболевания. Речевые нарушения при кататонической форме шизофрении, начавшейся в раннем дошкольном возрасте, изучены Л.Я, Жезловой (1965), которая отмечала у этих детей связь речевых и двигательных нарушений, так как мутизм сочетается с явлениями кататонической заторможенности, субступорозными и ступорозными состояниями. При кататоническом возбуждении отмечалось и речевое возбуждение с импульсивными выкриками, искажением слов — неологизмами. При отказе от речевого общения автор наблюдала у этих детей речь, обращенную к самому себе, речь вне ситуации со своеобразной манерностью голоса и однообразием модуляций. Нами проводилось сравнительное изучение речевых нарушений при кататонической форме шизофрении и алалическом синдроме в результате органического поражения мозга у детей в возрасте трех—шести лет. Кроме того, мы наблюдали детей школьного возраста с вялотекущей и ремитирующей формой шизофрении, у которых речевые нарушения первоначально были расценены как результат органического поражения мозга, и дети начали обучение в «речевой» школе. У больных с кататонической формой шизофрении ( с мышечными спазмами) была нарушена как экспрессивная, так и импрессивная речь. Нарушения экспрессивной речи проявляются, прежде всего, в отсутствии, речевого контакта. Эти нарушения чаще всего имели характер тех же кататонических проявлений в системе речедвигательного анализатора, что выражалось в мутизме в сочетании с общей двигательной заторможенностью. Характерны были черты негативизма при попытках вступления в речевое общение с ребенком. У детей с алалией затрудненный речевой контакт не сочетался с общей двигательной заторможенностью и зависел от имеющихся у ребенка моторных трудностей, недостаточного словарного запаса, общего речевого недоразвития. При отсутствии речевого контакта ребенок с алалией обычно искал его на другом, более доступном ему уровне: мимики, жеста, интонации. Отсутствие контакта у ребенка с шизофренией имело тотальный характер. Кроме того, у детей с алалией обычно не было проявлений негативизма при попытках речевого общения. Однако в некоторых случаях при тяжелой форме моторной алалии, когда у ребенка отсутствовал всякий стереотип речевого общения, при попытках к речевому контакту такой ребенок замыкался, его поведение принимало характер реакции протеста с отдельными проявлениями негативизма» но в отличие от больного шизофренией это распространялось только на речевую сферу. С этим ребенком легко устанавливалась связь на уровнях зрительного, мимического, интонационного общений и при помощи жестов. Трудности вступления в речевое общение у детей с моторной алалией сочетаются с общей речевой инактивностью. Такой ребенок играет, обычно молча, не задает вопросов, у него отсутствует спонтанное речевое высказывание. При шизофрении периоды мутизма чередуются с состояниями речевого возбуждения. При этом ребенок выкрикивает отдельные слова, иногда целые предложения, произносит целые высказывания, часто лишенные конкретного содержания и не относящиеся к данной ситуации. При всем этом разговорная речь (диалог) у такого ребенка может полностью отсутствовать, т.е. имеет место диссоциация между разговорной речью (диалогической) и спонтанным высказыванием. При моторной алалии обычно отмечается обратная диссоциация; т.е. при каких-то элементах диалога у этих детей длительное время остается невозможным спонтанное высказывание. У детей, страдающих шизофренией, обычно более сохранными остаются стихотворная речь, пение. Ребенка с моторной алалией обучить простому стихотворению удается с большими трудностями, эти дети легко забывают заученное, т.е. если долгосрочная слуховая память не страдает при шизофрении, то она почти всегда оказывается недостаточной при моторной алалии. Своеобразные нарушения отмечаются в повторении слов и фраз при шизофрении и моторной алалии. При шизофрении повторение слов и фраз может быть нарушено за счет отсутствия контакта с ребенком, из-за проявления негативизма. При отсутствии этих нарушений повторение оказывается возможным; отмечается, что ребенок одинаково хорошо может повторить как знакомые ему слова, так и бессмысленный набор звуков, причем последние повторяет, иногда лучше ребенок с моторной алалией, затрудняется в повторении, особенно для него незнакомых, многосложных слов, а также речевого ряда. В процессе обследования состояния речи, как при шизофрении, так и при моторной алалии могут выявляться эхолалии. При этом эхолалия обычно бывает более выраженной при шизофрении, и при повторении она усиливается. При моторной алалии эхолалия бывает выраженной обычно в случаях, когда моторная алалия сочетается с атипичной формой олигофрении (с преимущественно недоразвитием лобных отделов мозга). При этом при повторении эхолалия в ряде случае уменьшается. При шизофрении зхолалия часто сочетается с выражением персеверацией и логореей. Логорея в ряде случаев напоминает жаргонофазию, с обилием словесных искажений и замен, напоминающих вербальную и литеральную парафазии. Появляются неправильности в употреблении слов, патологические образования новых слов и целых предложений неологизмы искажения слов. При этом в отличие от истинных фраз в этих высказываниях преобладают вычурность, символика, формальные стороны слова, М.С. Лебединский указывает, что в речи больных шизофренией существенно меняется соотношение между фонетической стороной слова, с одной стороны, и его значением, смыслом - с другой стороны. (М.С. Лебединский. «Вопросы психиатрии» М., 1959, 3, 166—175). При моторной алалии, так называемые парафазии (некоторые формы афазии — перестановки или замены букв в словах, слов во фразах), характеризуются двумя особенностями по Е.М. Мастюковой, 1970): 1) встречаются словесные замены, характерные для боле раннего развития речевой функции, т.е. в речи преобладаю «лепетные» слова («би-би» — машина, «му» — корова и др.) В этих случаях словесные замены напоминают как бы вербальные парафазии; 2) контур слова сохраняется, отмечаются замены, основанные на редукции слова; ребенок выбрасывает тот или иной слог, приставку или окончание (вместо «молоко» — «ко» и др.), В этих случаях словесные замены напоминают как бы литеральные парафазии. В обоих случаях словесные замены отражают речевые трудности этих больных. Здесь нет никакой вычурности, символики: все они конкретно обозначают тот или иной предмет, то или иное действие. Строение фразы в отдельных высказываниях больного шизофренией может быть грубо не нарушенным. Иногда в речи такого больного можно услышать распространенную описательную фразу без конкретных существительных и глаголов. В речи шизофреника обычно отсутствуют слова — обращения к близким — «мама», «папа» и др. При моторной алалии построение фразы всегда нарушено, а часто — невозможно. В речи преобладают существительные, конкретно обозначающие тот или иной предмет, глаголов мало, да и употребляются они в неопределенном наклонении. Отмечаются трудности при употреблении предлогов и при согласовании членов предложения. При шизофрении обычно не отмечается трудностей артикуляции, нет дизартрических нарушений, выговаривание отдельных многосложных слов не представляет затруднений. Однако у больных детей отмечаются своеобразные изменения голоса: он монотонный, лишенный интонационной выразительности, неравномерной громкости, то тихий, то с отдельными выкриками, в некоторых случаях отмечается своеобразное изменение тональности с преобладанием высоких тонов, напоминающих чириканье. При моторной алалии всегда имеются те или иные трудности артикуляции, которые могут сочетаться с дизартрическими нарушениями и при отсутствии последних выражаются в нарушении плавности речи, в затруднениях в начале высказывания, иногда в своеобразных проявлениях динамической диспраксии, что выражается в трудностях при сливании слогов, произношении многосложных слов. При этом в речи возникают всевозможные задержки, запинки, паузы, упрощается структура слова. Голос при отсутствии дизартрических нарушений и моторной алалии не изменен, интонационно выразителен. При шизофрении ребенок обычно не осознает своего речевого дефекта и не тяготится им. При моторной алалии, особенно у детей старше четырех лет, уже можно в ряде случаев отметить некоторое осознание своей речевой недостаточности. Такой ребенок, отказываясь от речевого общения, часто качает головой, умоляюще смотрит на собеседника, иногда говорит «нет, не могу». Нарушения импрессивной речи при шизофрении характеризуются большим порогом восприятия речевых сигналов. Такой ребенок часто как бы «не слышит» обращенной к нему речи. В связи с этим, в ряде случаев возможны диагностические ошибки и такого ребенка принимают за тугоухого или за страдающего сенсорной алалией. Ребенок с моторной алалией тоже бывает как бы «невнимателен» к обращенной речи. Но в отличие от больного шизофренией здесь более отчетливо и постоянно нарушается понимание более сложных предложений, отражающих причинно-следственные связи, т.е. всегда имеются какие-либо семантические нарушения. Многократное повторение и сопровождение речи жестом улучшает понимание при моторной алалии. При шизофрении по поведению ребенка в ряде случаев удается убедиться, что семантическая сторона речи не страдает. Как при шизофрении, так и при моторной алалии может отмечаться недостаточная дифференцировка слуховых стимулов. При шизофрении этот симптом, как и многие симптомы, касающиеся нарушений экспрессивной речи, отличается нестойкостью. Так, в отдельные моменты можно наблюдать, как больной шизофренией, бывший безучастным к различным слуховым раздражителям, расположенным прямо перед его ухом, реагирует на тихие отдаленные раздражители, воспроизводя их фонематическую структуру. При шизофрении сохраняется способность усвоения и воспроизводства ритма, мелодии. При моторной алалии недостаточная дифференцировка слуховых стимулов может зависеть от недостаточности фонематического слуха, нарушений восприятия ритма. При моторной алалии характерно недоразвитие обобщающей функции слова. У такого ребенка оно долгое время сохраняет свое конкретное значение, т.е. каждое слово имеет один какой-то смысл, слово как бы бледнеет и бледнеет. При шизофрении патология понятийного мышления имеет качественно иной характер: отдельные слова заменяют для больного смысл целого предложения или даже высказывания. Одно слово может заменять собою как бы целый поток мыслей. Такие слова, представляющие собой нередко неологизмы, приобретают для больного ребенка особое значение. При проведении дифференциального диагноза необходимо анализировать не только отдельные симптомы речевых нарушений, но и учитывать всю клиническую картину в целом. Так, при моторной алалии нередко выявляются более отчетливая неврологическая симптоматика в виде легкого правостороннего гемипареза, пареза лицевого нерва по центральному типу, различные диспраксические нарушения. Частыми являются также при моторной алалии и нарушения других высших корковых функций, особенно временно-пространственного синтеза. При шизофрении часто не отмечается выраженная неврологическая симптоматика, а вся моторика ребенка характеризуется своеобразной неловкостью, недостаточной дифференцированностью без тех или иных нарушений. В анамнезе при моторной алалии часто имеются указания на более поздние сроки формирования локомоторных функций, раннее недоразвитие речи с сохранностью ее интонационной стороны. При шизофрении моторика часто развивается в нормальные сроки. Речь и отдельные слова также появляются вовремя, но недоразвиваются фразовая речь, интонационная и коммуникативная ее стороны. Анализ психического состояния этих больных помогает дифференциальному диагнозу. Не останавливаясь специально на этом вопросе, отметим только, что при анализе психического статуса особенно большое дифференциально диагностическое значение имеет оценка эмоциональной сферы больных. Ибо такие особенности, как отдельные проявления речевого негативизма, некоторые аутистические тенденции могут отмечаться у детей с моторной алалией, имея другую качественную структуру и другой генезис. Различный характер имеют и рисунки больных с моторной алалией и шизофренией. При моторной алалии рисунки отличаются большой фрагментарностью и бедностью детальности. Нередко в них отражаются имеющиеся у ребенка пространственные нарушения. При шизофрении и хорошей технике выполнения рисунки отличаются однообразием, вычурностью, в них нередко отражаются особенности аутистического мышления и бредоподобные фантазии. Эти рисунки для больных шизофренией часто имеют патологически большое значение, ребенок как бы живет в мире своих рисунков. Речевые нарушения при шизофрении различны в зависимости от времени и остроты начала и дальнейшего течения заболевания, однако, описанные выше их особенности остаются выраженными и в ряде случаев помогают диагнозу заболевания. Особые трудности в диагнозе возникают в двух случаях: 1) при моторной алалии, сочетающейся с атипичной олигофренией (с недоразвитием лобных систем); 2) при шизофреническом процессе, возникающем на органическом фоне. В этих случаях особенно большое значение имеет изучение наряду с речевыми расстройствами других негативных симптомов — деталей поведения, эмоциональных реакций и т.д. Наличие позитивной симптоматики помогает диагнозу шизофрении. В заключение приводим (для призера) выписки из историй болезней. Наблюдение 1 Больной Надыр И., 7 лет 5 мес. На момент поступления в стационар городского психоневрологического диспансера не говорит, не повторяет слова и целые фразы, временами беспричинно смеется. Родители здоровы. Психопатологическая отягощенность отрицается. Ребенок от второй беременности, протекавшей с гипертонией в конце беременности. Роды быстрые, без асфиксии. Масса при рождении — 4200 г. Кормить принесли вовремя. Развитие статических и локомоторных функций в нормальные сроки. Гуление и лепет своевременны. Первые слова после года, фразовая речь к двум годам, но ребенок всегда редко пользовался речью, мало задавал вопросов, не любил рассказывать. В речи преобладало механическое повторение слов и фраз окружающих. Мальчик отличался хорошим музыкальным слухом, любил музыку, к трем годам напевал короткие песенки, при этом выявлялось, что ребенок неплохо запоминает стихотворения. В три года мальчика отдали в узбекский детский сад. Ребенок языка не знал и в детском саду все время молчал. С этого времени стал еще меньше говорить дома. Ребенка привезли в Москву — в платную поликлинику, к логопеду и невропатологу. Мальчик назвал все предметы на картинках, и специалисты постановили, что речь его не нарушена. По приезде домой мальчика перевели в русский детский сад. Там жаловались, что Надыр не хочет ничего делать, с детьми не играет, не говорит. Затем воспитатели стали отмечать, что ребенок временами говорит сам с собой, чему-то беспричинно смеется, часто повторяет услышанные за день слова. С детьми по-прежнему не играл, начал обнюхивать пищу, стал равнодушным к родным. Ребенок вновь поступил в Городской психоневрологический диспансер. При обследовании: внутренние органы без патологии, неврологически без очаговой симптоматики. Психическое состояние — первое время в контакт не вступает. Сидит неподвижно в однообразной позе, лицо амимично. На вопросы не отвечает, инструкции не выполняет.
При обследовании логопедом выявляется, что ребенок не реагирует на обращенную речь, не говорит, не отвечает на вопросы. В то же время в игре что-то бормочет, напевает, иногда произносит целые фразы без грубых аграмматизмов и без выраженных фонетических нарушений, Иногда не к месту смеется; бегает по комнате, грызет игрушки, что-то выкрикивает. Часто повторяет слова и целые фразы. Артикуляционный аппарат без отклонений от нормы, звукопроизношениене нарушено. В процессе лечения поведение стало выправляться: мальчик; стал спокойнее. Временами удавалось привлечь его внимание, он отвечал на вопросы, называл зверей на картинках. В данном случае заболевание началось со своеобразных расстройств речи характера мутизма, затем выявились эходалии, отсутствие разговорной речи при сохранности речи, обращенной к самому себе. Нарушения речи характера мутизма сочетались с общей двигательной заторможенностью иполным отсутствием всякого контакта с окружающими. В дальнейшем периоды мутизма чередовались с состояниями общего речевого и двигательного возбуждения, При всем этом отмечалась возможность повторения, не выявлялись нарушения слухо-речевой памяти (ребенок легко заучивал стихи и песни). Не было нарушений и артикуляционного аппарата, звукопроизношение было правильным. В речевом анамнезе при нормальных сроках речевого развития обращает на себя внимание малая речевая активность и намечается некоторая диссоциация между разговорной и спонтанной речью. Все особенности речевой патологии в сочетании с другими психическими нарушениями (аутизм, эмоциональная холодность, неадекватное поведение) характерны для шизофренического процесса, начавшегося в раннем детском возрасте. Диагноз: шизофрения.Кататоническая форма. Наблюдение 2 Больной Вова, 8 лет, поступил в санаторий М- 40 с жалобами на плохую речь, неловкость моторики, отсутствие контакта с детьми. В анамнезе щипцовые роды, асфиксия, задержанное развитие моторики и речи: начал ходить с одного года трех месяцев, лепет отсутствовал, первые лепетные слова произнес к году, словарь до 5 лет почти не увеличивался, короткая фраза к шести годам. Речью всегда пользовался мало, предпочитал объясняться мимикой и жестами. На вопросы отвечал односложно, сам вопросов не задавал, не умел рассказывать. С детьми не общался, в присутствии посторонних резко тормозился. Стихов и песен не заучивал. При обследовании: со стороны нервной системы выявляется легкий правосторонний гемипарез, центральный парез правого лицевого нерва. Диспраксические нарушения в скелетной (ручной), мимической и оральной мускулатуре. Речевому контакту доступен с трудом, легко тормозится, но контакт легко устанавливается на уровне жеста, мимики, интонации. Тяготится своей речевой недостаточностью, стесняется своей речи, часто говорит: «нет, не могу». В речи отмечаются перестановки и упрощения-структуры слова: слон — «нонъ», молоко — «коко», вода - «тада» и т.п. Словарь беден, построение фраз крайне затруднено. В речи опускает предлоги, использует в основном неопределенное наклонение глаголов («маки туле сидеть» — мальчик сидит на стуле). В данном случае структура речевого недоразвития оказывается качественно иная. Недостаточность коммуникативной функции речи, эхолалии, измененная структура слова, недостаточность импрессивной речи отражают недоразвитие всех сторон речи и усиливаются по мере увеличения речевой нагрузки. Особенности речевой патологии в сочетании с особенностями клинической картины в целом (наличие общения на доступном для ребенка уровне, сохранность эмоциональной сферы, адекватность поведения, наличие очаговой неврологической симптоматики), а также данные анамнеза дают основание для диагноза адалического синдрома у ребенка с ранней церебральной недостаточностью. Речевые нарушения у детей при вялотекущей шизофрении не отличаются большой специфичностью, особенно труден дифференциальный диагноз в тех случаях, когда шизофренический процесс начинается на фоне раннего органического поражения мозга. Такие дети в дошкольном и школьном возрастах длительно могут расцениваться как дети с органическим поражением мозга, задержкой речевого развития. Для многих из этих детей характерна стойкость специфического клонического заикания. В качестве иллюстрации приводим следующую выписку истории болезни. Наблюдение 3 Андрей II., 15 лет, ученик 6-го класса специнтерната № 28 для детей с тяжелыми нарушениями речи. Ребенок из наследственно отягощенной семьи: мать и дед по линии матери страдают шизофреническим процессом. Ребенок родился в срок, роды были затяжные, тяжелые. Андрей из двойни, второй брат учится в массовой школе, считается здоровым. Наш обследуемый почти с рождения воспитывался в доме ребенка, затем в детском доме, где он находился до четырех лет. Отмечены трудности поведения, двигательное беспокойство, задержка в речевом и психическом развитии, заикание. В связи с этим ребенок неоднократно в дошкольном возрасте стационировался в психиатрическую больницу № 8 им. Соловьева и в отделения Городского психоневрологического диспансера. В отделениях ребенку ставили диагноз органического поражения мозга, задержки речевого и психического развития, заикания. Было рекомендовано обучение ребенка в «речевой» школе, где с начала обуче ния выявились трудности поведения. Ребенок был двигательно беспокойный, суетливый, с детьми почти не общался, Любимым его занятием было рисование. Первое время выраженных затруднении в обучении не было. При поступлении в школу выявилась речь фразовая с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. Темп речи ускорен, голос монотонный, без интонационной выразительности, выражено клоническое заикание во всех видах речи, К началу обучения в третьем классе состояние ребенка стало ухудшаться. Он стал более замкнутым, аутичным, сторонился детей, перестал проявлять интерес к занятиям. Уходил с уроков и ложился на. пол в туалете, иногда обнажался. Большую часть времени был бездеятельным. Эмоциональных привязанностей ни к кому не проявлял, В развитии речи положительной динамики не отмечалось, напротив» заикание оставалось выраженным, ребенок говорил, как бы с трудом артикулируя, речь смазанная, неотчетливая, голос монотонный, к концу беседы — неясное бормотание. К своей речи полностью некритичен. Круг сведений ограничен, интереса к окружающему почти не проявляет. Временами двигательно расторможен» суетлив, дурашлив, конфликтует с детьми и педагогами, бывает агрессивен. Ребенок вновь стационируется, где подтверждается диагноз вялотекущего шизофренического процесса на органически неполноценном фоне. По данным последнего катамнеза, подросток находится в загородной психиатрической больнице для хроников, не учится» глубоко деградировал. В данном случае заболевание характеризуется непрерывным течением с нерезко выраженной прогредиентностыо, которая проявляется в медленно нарастающем полиморфизме и усложнении психопатологических проявлений, углублении эмоционально-аффективных расстройств. Текущий шизофренический процесс приводит к постепенному выявлению и усилению черт интравертированности, аутизма, эмоционального и интеллектуального снижения. Характерно, что заболевание возникает на фоне задержанного развития речи. Нарушения речи тесно связаны с клинической картиной самого заболевания. В периоды ухудшения речевые нарушения становятся более выраженными; речь лишена, эмоциональности, коммуникативное значение ее резко ограничено, усиливаются артикуляторные трудности, стойким остается клоническое заикание. При отсутствии грубого интеллектуального дефекта в начале наблюдения у больного полностью отсутствует критическое отношение к своей речи.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3194)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |