ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА
В раннем детском аутизме (РДА) надо отличать самостоятельную аномалию эмоционально-поведенческого и интеллектуального развития от синдромов РДА, осложняющих различные формы психического дизонтогенеза.
В настоящее время преобладает мнение о полиэтиологии РДА. Аутизм описывается при различных заболеваниях ЦНС и организма в целом. Длительно господствовало мнение В.Bettelheim (1967) о психогенной природе РДА — патологическом формировании личности ребенка в условиях подавления его психической активности и аффективной сферы авторитарной матерью. 1.Каnnег представлял РДА как особую аномалию развития, в последние годы рассматриваемую им в кругу наследственной патологии шизофренного спектра. Чаще всего РДА описывают при шизофреническом процессе (L.Веndег, G.Fагеta;а, 1979; М.Ш. Вроно, В.М. Башина, 1980, 1986; К.С. Лебединская, И.Д. Лукашова, С.В. Шмировская, 1981), реже — при органической патологии мозга (врожденных токсоплазмозе, сифилисе, рубеолярной энцефалопатии, другой резидуальной недостаточности нервной системы, интоксикации свинцом и т.д. — С.С. Мухин, Д.Н. Исаев, 1969; М.Соlеmаn, 1980; А. Сhеss, 1982; В.Е. Каган, 1981). Как синдром РДА описывают и при различных врожденных дефектах обмена (фенилкетонурии, гистидинемии, церебральном менидозе, мукополисахаридозах, нарушениях пуринового обмена и т.д. — М.Насhnеу, 1967; Б.В. Лебедев, М.Г. Блюмина, 1972; М.Со1еmаn, 1980; М.Ruttег, 1982; А. Сhеss, 1982; и др.), прогрессирующих дегенеративных заболеваниях, среди которых в настоящее время наибольшее внимание привлекает синдром Ретта, обладающий значительным клиническим полиморфизмом, выраженным в развитии болезненного процесса. Почти при всех этих органических заболеваниях синдром РДА включает в разной степени интеллектуальную недостаточность, вплоть до нарастающего слабоумия. В настоящее время считается вероятной связь РДА с хромосомной патологией — синдромом Дауна, дубль-y, чаще всего синдромом ломкой Х-хромосомы. Специальное исследование 122 детей с РДА (К.Lасsоn, J.Holgrem, 1986) обнаружило ломкую («фрагильную») Х-хромосому у 19% обследуемых мальчиков. М.Lebojег и др. (1987) суммировали имеющиеся результаты генетических исследований РДА. По этим данным аутизм встречается во всех социальных классах и у всех народов с одинаковой частотой. Везде одинаковое соотношение между мальчиками и девочками — составляет 4:1. Среди братьев и сестер частота аутизма — 1: 35—37, что в 50 раз выше, чем в общей популяции. Конкордантность по РДА у дизиготных близнецов составляет 30—40%, у монозиготных — 83—95%; (E.Ritvо 1985), считающая сомнительной гипотезу рецессивной передачи, связанной с Х-хромосомой, предполагает аутосомно-рецессивную передачу. М.Folstein, М.Ruttег (1977) установили интеллектуальные расстройства и грубые нарушения речи у 45% аутичных монозиготных близнецов и у 10% дизиготных. Эти же расстройства отмечены К.С. Лебединской и О.С. Никольской у 15% их братьев и сестер. У 25% матерей аутичных детей были выкидыши, часто повторные. Сопоставление этих данных, по мнению М.Lebojег и др., позволяет предположить, что РДА — столь же гетерогенная форма патологии, что и умственная отсталость, и наследуется не аутизм, а предрасположенность к патологии, в спектр которой, кроме аутизма, входят умственная отсталость и нарушения речи. В тяжелых случаях может произойти гибель эмбриона, на что указывает частота выкидышей у матери, имеющих аутистические или парааутистические особенности, высокая (но менее 100%) конкордантность по РДА монозиготных близнецов может быть объяснима неполной проявляемостью патологического гена. Общность патогенеза, способствующая возникновению синдрома РДА при различных заболеваниях, объясняется по-разному. Предполагается возможность вовлечения в этот процесс эндокринной системы (С.С. Мнухин, Д.И. Исаев, 1964, 1975 и др.). В первую очередь это сказывается на неполноценности адаптивной системы: гипоталамус — гипофиз — кора надпочечников. (Б.В. Воронков, 1971, и др.). По данным автора, кортикостероидная функция коры надпочечников у детей с РДА, в обычных условиях находящаяся в пределах возрастной нормы, при нагрузке адренокортикотропным гормоном снижается в 82% случаев. В крови аутичных детей 7,5—10 лет выявлен патологический уровень колебаний тироксина (В.Соhеn с соавторами, 1980, 1987). В настоящее время патогенез РДА связывается с нарушениями баланса серотонина-дофамина при повышении уровня серотонина и снижении уровня содержания дофамина в базальных ганглиях (В.Оmitz, Е.Ritvо, 1978, R.De Willard , 1987). Обсуждаются предположения о возможности антииммунной природы РДА (Е. Ritvо, 1987). Ряд исследователей объясняют механизмы формирования синдрома РДА спецификой мозговой локализации — патологией стволовых отделов мозга (С.С. Мнухин, А.С. Веленецкая, Д.И. Исаев, 1967; Д.И. Исаев и В.Е. Каган, 1973); ретикулярной формации (М. Rimland, 1974); подкорковых ядер (S,Willams Н.Нагрег, 1974); вестибулярной системы (В. Оmitz, Е. Ritvo, 1968); левой медиотемпоральной области (G.De Long, 1978); лобно-лимбической системы и гипоактивацией правого полушария (В.Е. Кaган, 1981, и др.); мозжечка (Е.Сопгсhеsnе, 1989). Непосредственные механизмы формирования клинико-психологической структуры РДА рассматриваются сквозь призму церебральных патофизиологических механизмов, обусловливающих первичные расстройства. К ним относят нарушения бодрствования (В. Rimland, 1974; В.Е. Каган, 1981; и др.), патологию сознания и активности (В.Веthlehem, 1969; L.Wing, 1978; Е.Ritvo, 1987; и др.), базально-энергетическую недостаточность (С.С. Мнухин, Д.И. Исаев, 1969; М.Ruttег, 1978; и др.). Рядом авторов в качестве основного механизма формирования РДА рассматривается патология восприятия, большей частью его дезорганизация в сторону гипо- или гиперактивности (К.Goldstein), сверхсензитивность к раздражителям всех модальностей (В.Rinland, 1974, и др.). Этиологические исследования (8.Ниn, Н. Ниn, 1975; G.Richег, 1978; Е.А. Тinbergen, 1983) обнаружили у этих детей сверхчувствительность в восприятии именно человека: его лица, голоса, особенно взгляда. Другие исследователи видят основную причину в интеллектуальных нарушениях — общей специфической задержке умственного развития.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1773)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |