Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Синдром дефицита внимания и гиперактивности



2018-07-06 765 Обсуждений (0)
Синдром дефицита внимания и гиперактивности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Синдром, характеризующийся недостатком внимания и гиперактивностью — СДВГ, является самым частым среди нейроповеденческих расстройств детей в младшем дошкольном возрасте. Оценки частоты встречаемости СДВГ варьируются в пределах от 2 до 15%. Мальчики страдают этим нарушени­ем примерно в четыре раза чаще, чем девочки. Существует гипотезы о том, что СДВГ является следствием определенных заболеваний, например, инфекционных, метаболических рас­стройств, черепно-мозговых травм, употребления тератоген­ных препаратов во время беременности. Однако в большинстве случаев этиология синдрома мало известна, а предположение о важной роли генотипа представляется достаточно относи­тельным.

Больные СДВГ — довольно большая группа детей, отличающихся общим двигательным беспокойством, неусид­чивостью, недостаточной регуляцией своего поведения, нару­шениями целенаправленности и концентрации активного внимания. Для многих из этих детей характерна импульсив­ность поступков. У некоторых наблюдается также повышен­ная раздражительность, взрывчатость поведения, склонность к колебаниям настроения, агрессивность. Основной характерис­тикой поведения гиперактивного ребенка является постоянное стремление к движению. Двигательная расторможенность, психомоторное беспокойство, повышенная раздражительность мешают малышу успешно учиться в школе. Нарушения поведения могут быть различны: в одних случаях это просто неусидчивый, очень подвижный ребенок; в других наблюдаются нарушения в поведении при общей расторможенности, агрессивности по отношению к сверстникам; зачастую у детей отсутствует инстинкт самосохранения, проявляется повышенный аппетит, их мучает постоянная жажда, нередки извращенные сексуальные влечения. Чрез­мерное стремление к получению примитивных удовольствий и новых впечатлений толкает больных детей к уходам из дому, бродяжничеству, воровству.

Причины нарушений поведения крайне разнообразны. Од­нако во всех случаях в их возникновении имеют большое значение биологические и социальные факторы: органическое поражение головного мозга различной степени тяжести; на­следственная предрасположенность; неблагоприятные условия воспитания и окружения (педагогическая запущенность, эмо­циональная депривация, отрицательные примеры поведения взрослых, психические травмы и т.п.).

Неусидчивые дети с двигательной расторможенностью и нарушением функции активного внимания все время нахо­дятся в движении. Они постоянно бегают, прыгают, хватают предметы, которые попадают в поле их зрения. Они беспре­рывно говорят, выкрикивают отдельные слова, задают много вопросов, но не слушают ответы на них. Такая эмоциональная возбудимость этих детей ведет к конфликтам с окружающи­ми. При этом они могут давать неадекватные реакции протеста и негативизма.

Свидетельства того, что СДВГ представляет собой расстройст­во, которое может передаваться по наследству, были найдены в нескольких исследованиях. Ранние результаты изучения близ­нецов показали, что нормальный уровень активности ребенка контролируется генетически. Согласно таким исследованиям один из близнецов имел клинический диагноз гиперактивнос­ти, конкордантность МЗ-близнецов составила 10%, в то время как конкордантность ДЗ — только 17%. Но, поскольку иссле­дование имело несколько существенных методологических проблем, в том числе малочисленность выбора, эти результаты следует интерпретировать с осторожностью.

В исследовании, где принимали участие 91 пара однояйце­вых и 105 пар двуяйцевых близнецов, были получены оценки наследуемости СДВГ, составившие 0,76.

Изучение семей также свидетельствует в пользу гипотезы наследственной передачи СДВГ. В исследовании родственни­ков 59 гиперактивных детей и 41 здорового ребенка 20% роди­телей детей, страдающих СДВГ, по сравнению с 5% родителей здоровых детей были ретроспективно диагностированы как имевшие аналогичное нарушение в детстве. В целом частота встречаемости гиперактивности оказалась значительно выше среди не только прямых родственников, но и по боковым лини­ям. Этот результат был воспроизведен в других исследовани­ях, в которых было показано, что СДВГ является семейным заболеванием и может передаваться из поколения в поколе­ние (вертикальное наследование, характерное для аутосомно-доминантного типа наследования).

Изучение приемных детей также согласуется с гипотезой о наличии генетического фактора в формировании СДВГ. Собра­ны данные самоотчетов приемных родителей 35 гиперактивных детей и биологических родителей, воспитывающих гиперактив­ных своих детей. Согласно самоотчетам родителей частота встре­чаемости гиперактивности среди приемных родителей и их род­ственников была значительно ниже, чем среди родственников биологических родителей гиперактивных детей. На основе этих работ можно сделать вывод о том, что дети более сходны со сво­ими биологическими родителями, чем с приемными. Такие результаты подтверждают гипотезу о влиянии генетических факторов на формирование гиперактивности.

Другие факты, подтверждающие важность генетического контроля в развитии СДВГ, получены с помощью изучения родных сибсов и полусибсов, имеющих только одного общего родителя. При сравнении конкордантности среди таких пар сиблингов по фенотипу «минимальной мозговой дисфункции» показано, что уровень конкордантности у родных сибсов на­много выше, чем у полусибсов.

Опубликованы результаты исследований членов семей 22 мальчиков, страдающих СДВГ, и 20 здоровых детей, составивших контрольную группу, в которой относительный риск СДВГ занимал 31,5% для родственников больных детей и 5,7% для родственников здоровых детей. Размер выборки детей, страда­ющих СДВГ, в 1992 г. удалось увеличить до 140, а в дополне­ние к контрольной группе здоровых детей была проинтервьюирована группа детей, страдающих другими психическими расстройствами. Полученные ранее результаты подтвердились на более репрезентативной выборке.

Анализ частоты встречаемости таких аффективных нару­шений психики, как депрессия и тревожность девиантного поведения, трудностей в обучении и у самих пробандов, и у их родственников в той же выборке показал, что по сравнению с контролем у пробандов, страдающих СДВГ, значительно чаще выявлялись симптомы расстройства поведения и аффектив­ных заболеваний. Родственники пробандов, в свою очередь, по сравнению с родственниками членов контрольной выборки чаще страдали СДВГ, депрессией, антисоциальным поведени­ем, тревожностью и употреблением наркотических веществ. Частота встречаемости СДВГ, тревожности, расстройств пове­дения и депрессии среди родственников пробандов позволяли предположить ряд гипотез относительно передачи этих забо­леваний по наследству:

1) СДВГ и депрессия могут иметь общие генетические корни;

2) манифестация СДВГ в совокупности с расстройствами по­ведения может представлять собой синдром, который наследуется в этих семьях как единое целое;

3) в исследуемых семьях СДВГ и тревожности могут насле­доваться независимо.

К сожалению, число выборок все еще недостаточно для того, чтобы сделать окончательные выводы в пользу той или иной гипотезы.

Американские ученые высказали предположение, что СДВГ может быть генетически связан с дислексией. Эта гипотеза была подтверждена и в популяционной выборке австралийс­ких близнецов.

Хотя результаты этих исследований свидетельствуют в поль­зу гипотезы о влиянии генетических факторов на формирова­ние СДВГ, тип наследования таких расстройств до сих пор неясен. Несмотря на то, что наблюдаются существенные раз­личия по полу в частоте встречаемости этого нарушения, модель Х-сцепленного наследования является маловероят­ной, поскольку отмечается передача от отца к сыну, что не наблюдается при Х-сцепленном наследовании. Высказыва­лось предположение, что СДВГ передается полигенным пу­тем, однако оно проверялось на очень маленькой выборке гиперактивных детей.

Таким образом, проблема типа наследования СДВГ на сегод­няшний день остается окончательно не решенной. Дополни­тельные трудности обусловлены возможностью гетерогенности этого состояния, когда один и тот же фенотип может контроли­роваться различными наследственными факторами.



2018-07-06 765 Обсуждений (0)
Синдром дефицита внимания и гиперактивности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (765)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)