Синдром Жиля де ля Туретта
Синдром Жиля де ля Туретта (СТ) представляет собой нейро-психическое заболевание, характеризующееся хроническими не подавляемыми моторными вокальными тиками. Первая манифестация СТ наблюдается в детском возрасте. СТ — заболевание относительно редкое (4,2 случая на 1000 человек). Тот факт, что оно может передаваться по наследству, впервые был упомянут Жилем де ля Туреттом в 1885 г. Однако только сто лет спустя исследователи убедительно показали, что частота встречаемости тиков среди родственников больных СТ существенно выше популяционного уровня, т.е. СТ — наследственное заболевание, которое характеризуется целым рядом расстройств. Основными из них являются непроизвольные моторные и голосовые тики, сочетающиеся с насильственными мыслями и импульсивными действиями. Есть множество причин, вызывающих данное заболевание, но ведущая роль принадлежит генетическим факторам. У детей с СТ отмечаются и эмоциональные, и поведенческие расстройства, которые по своей выраженности могут преобладать над насильственными движениями. Даже при нерезко выраженных насильственных движениях для больных характерны тревожность, нарушение сна, двигательная расторможенность, неадекватное сексуальное поведение, которое обычно отмечается у подростков и взрослых больных. У детей во всех случаях нарушено внимание (синдром дефицита внимания), они испытывают трудности в обучении, что замечено и у интеллектуально полноценных, и у умственно отсталых детей. Однако, как уже отмечалось, и умственно полноценные дети с данным заболеванием испытывают трудности в обучении. Учителя отмечают у них нарушение внимания, трудности в контролировании своего поведения в классе. Кроме того, многие из этих детей отличаются агрессивностью. Отмечается, что чем раньше у ребенка возникают насильственные движения и непроизвольные голосовые реакции, тем сильнее у них выражены расстройства поведения. Как уже отмечалось, насильственные движения мышц лица, головы, шеи, конечностей при данном заболевании сочетаются с нарушением речи, которые внешне похожи на заикание. Обычно тики появляются до 13 лет. У таких ребят наблюдаются непроизвольные выкрики в виде взвизгиваний, подвываний и звуков, напоминающих хрюканье, лай. Это связано с непроизвольными сокращениями голосовых связок, мышц диафрагмы. Во сне такие тики исчезают. Тики обычно распространяются на мышцы лица, вызывая непроизвольные мигания глаз, различные лицевые гримасы с искажениями лица и рта, непроизвольные дерганья с поворотами головы в сторону и другие движения. Считается, что синдром Туретта чаще проявляется у мальчиков. Частота СТ у умственно отсталых мальчиков с нарушениями поведения достигает 11%. Нарушения, сходные с синдромом Туретта, могут наблюдаться у некоторых детей с шизофренией, например, реакция организма на отмену специфического нейролептического лечения. В то же время известны случаи сочетания синдрома Туретта и раннего детского аутизма, а также синдрома Туретта и болезни Дауна. Успех лечения СТ в значительной степени зависит от его ранней диагностики. К сожалению, родители часто не обращают внимания на симптомы данного заболевания. Они нередко ругают и наказывают ребенка за «кривлянья» и особенно за бранные слова. Учителя считают таких детей хулиганами. Подобное отношение к больному ребенку утяжеляет его состояние, приводит к агрессивности. В некоторых случаях заболевание начинается с заикания. Тогда ребенка направляют к логопеду, тем самым, оттягивая время начала правильного лечения. Поэтому, если у ребенка появилось заикание в сочетании с тиками или просто тики, его обязательно следует проконсультировать у врача-психоневролога, создать для него спокойную домашнюю обстановку. Дети с синдромом Туретта в момент обострения заболевания нуждаются в обучении на дому. Тики при синдроме Туретта обычно имеют навязчивый характер. В этих случаях они осознаются ребенком как чуждые, болезненные проявления. Дети с сохранным интеллектом стесняются своих навязчивых движений, стараются скрыть их. Часто навязчивые тики при синдроме Туретта сочетаются с привычными патологическими действиями, например, сосанием пальца, кусанием ногтей, раскачиванием тела, ударами головой о стену, самобитьем и самоповреждением, прикосновением к вещам, дотрагиванием до какого-либо предмета много раз, передразниванием других людей, а также навязчивым подсчетом вещей. Иногда могут наблюдаться эпизодические случаи публичного обнажения, сексуальные прикосновения. Непроизвольные выкрики часто сочетаются с эхолалией, палилалией, т.е. повторением слов, которые произнес сам больной. Часто это — повторение выкриков и нецензурных слов. Характерным признаком синдрома Туретта являются навязчивые мысли, особенно так называемые хульные мысли, которые противоречат нравственным установкам и желаниям ребенка. Обычно навязчивые мысли сочетаются с навязчивыми влечениями, прежде всего навязчивым стремлением произносить ругательства или неприличные слова. У некоторых больных с данным синдромом может наблюдаться так называемая шизофреноподобная симптоматика, например, могут возникать навязчивые мысли о том, что за ним следят или что-либо замышляют против него плохое. В отдельных случаях описаны и слуховые галлюцинации типа «голосов». По данным литературы, такое поведение наблюдается при тяжелых формах синдрома Туретта примерно у 10,9% больных. При наличии шизофреноподобных симптомов необходима дифференциальная диагностика с вялотекущей шизофренией. При синдроме Туретта в отличие от шизофрении отсутствуют такие признаки, как аутизм, эмоциональное снижение, изменения мышления и другие типичные для шизофрении признаки. Тики при синдроме Туретта нередко сочетаются с заиканием. Поэтому, если у ребенка появилось заикание в сочетании с тиками или просто тики, его обязательно следует проконсультировать у врача-психоневролога, создав для него спокойную домашнюю обстановку. Дети с синдромом Туретта в определенный период времени при обострении заболевания нуждаются в обучении на дому. Мы наблюдали трех детей с синдромом Туретта. Приведем одно из наших наблюдений. На консультацию к психиатру обратилась мать Саши М., 13 лет, ученика 7-го класса, с жалобами на насильственные движения у сына и непроизвольные выкрики. Насильственные движения преобладали в мимической мускулатуре, временами мальчик непроизвольно притоптывал ногой, подпрыгивал, сопровождая эти движения выкриками отдельных звуков («а», «хм» и др.). Мать считала, что мальчик болен с 5 лет. Заболевание началось без видимой причины — с клонического заикания: появилось многократное повторение некоторых первых согласных звуков, затем присоединились тикозные подергивания мышц лица, а в последние два года появились непроизвольные выкрики. Из анамнеза установлено, что мальчик из семьи одаренных музыкантов, также обладающий музыкальными способностями, с 5 лет обучался в музыкальной школе. Родители ребенка здоровы. Отец Саши рос одаренным ребенком и отличался ускоренным развитием: говорить начал к году, а к четырем годам легко производил в уме сложение и вычитание четырехзначных чисел. Бабушка по линии отца в 61 год покончила жизнь самоубийством, причем в последние годы жизни у нее были навязчивые мысли о смерти. Двоюродный дедушка по линии матери страдал шизофренией, а его внук был очень талантливым музыкантом, но отличался большой возбудимостью. Его дедушка и отец страдали в детстве заиканием. Саша родился от первой нормально протекавшей беременности. Однако за две недели до родов мать пережила сильный психический стресс: внезапно от инфаркта миокарда в возрасте 54 лет умер ее отец. Роды наступили в срок, протекали нормально; новорожденный сразу закричал, имел массу тела 3 кг и длину 49 см. Раннее развитие проходило нормально, за исключением отсутствия в первые месяцы жизни сосательного рефлекса (отворачивался от груди, выгибался назад). Начал ходить к году, речь развивалась в нормальные сроки, умственное развитие в первые годы было несколько ускорено (к четырем годам хорошо запоминал буквы, пытался читать), но в то же время отличался моторной неловкостью, плохой координацией движений. Физически был ослабленным, наблюдались мышечная слабость, нарушение осанки, плоскостопие. В связи с физической ослабленностью детский сад не посещал, любил играть один или в небольшой компании сверстников. Всегда не любил шум, суету, «гам». В 5 лет мальчика отдали в музыкальную школу. Через несколько месяцев без видимой причины появилось заикание, к которому вскоре присоединилось гримасничанье, притоптывание ногой. Получал успокаивающее лечение без видимого результата. Наоборот, состояние ухудшалось: непроизвольные движения и выкрики стали появляться чаще. По словам мальчика, появились насильственные «мысленные» ругательства, которые он не выкрикивал, но очень тяготился ими. Первые годы в школе обучался успешно, но последние годы успеваемость снизилась, стал испытывать затруднения в математике. Мать связывала это с приемом большого числа лекарств «тормозящего» действия. В возрасте 9 лет Сашу лечили в неврологическом стационаре. Отмечалось небольшое и нестойкое улучшение. При обследовании на приеме выяснено: мальчик астенического телосложения, по физическому развитию соответствует возрасту, но несколько ослаблен, бледен. Нерезко выраженные проявления вегетососудистой дистонии (потливость рук, склонность к тахикардии). Наблюдаются распространенные насильственные движения в мышцах лица, временами негромкие выкрикивания отдельных звуков: «а», «хм», подергивание плечами. В неврологическом статусе отмечается равномерное оживление сухожильных рефлексов, непостоянная их асимметрия с легким преобладанием справа. Мальчик легко контактирует, смотрит в лицо собеседника, адекватно отвечает на все вопросы, проявляя нормальный интеллект. Крайне тяготится своими насильственными движениями, признается, что большим усилием воли может на какой-то период притормозить эти движения. Особенно его беспокоят навязчивые «глупые» мысли, говорить о которых ему неприятно. Шизоидной симптоматики (типа бредовых и галлюцинаторных образований) не отмечается. Высказывает жалобы на повышенную истощаемость, утомляемость на уроках, эпизодические головокружения и головные боли. Общий фон настроения несколько понижен. Стесняется своих непроизвольных движений, в связи с чем избегает общения с новыми для него людьми. На ЭЭГ отмечено отсутствие изменений пароксизмального характера. На первый план выступают изменения амплитудно-частотных характеристик в виде общего снижения амплитуды колебаний биопотенциалов, недостаточной выраженности альфа-ритма и снижения регионарных различий. Проба с гипервентиляцией выявляет незначительное повышение возбудимости глубоких структур мозга. На повторной ЭЭГ (через полгода) отмечена положительная динамика в виде большей выраженности и регулярности альфа-ритма и снижения реакции на гипервентиляционную пробу. В то же время сохраняются изменения органического генезиса, а также признаки ирритации коры и подкорковых структур. Глазное дно и рентгенограмма черепа без патологии. Заключение по данному наблюдению. Синдром Туретта в сочетании с астеноневротическими реакциями проявляется на фоне своеобразной наследственной отягощенности. По линии матери — шизофрения, повышенная возбудимость и импульсивность в сочетании с музыкальной одаренностью. По линии отца, который может рассматриваться в рамках СТ, выявлены интеллектуальная одаренность с ускоренным психическим развитием в сочетании с неврозом навязчивых состояний и, возможно, бредовым синдромом (самоубийство бабушки по линии отца). Необходимо также учитывать наследственную отягощенность заиканием по мужской линии. Таким образом, генеалогические данные могут свидетельствовать о том, что синдром навязчивых состояний, а возможно, и синдром повышенной возбудимости, сочетающийся с импульсивностью, могут являться составной частью экспрессии гена синдрома Туретта, наследующегося по аутосомно-доминантному типу. Генетика синдрома Туретта изучалась многими исследовательскими группами. Анализ данных, собранных в группе родственников больных, страдающих СТ, показал: 1) частоты СТ и хронических тиков (ХТ) среди родственников значительно превышали уровень нулевой гипотезы; 2) ХТ представляют собой вариант манифестации синдрома; 3) характер распределения частот в выборке родственников пациентов соответствует гипотезе «вертикального» наследования. Кроме того, опубликованы результаты сегрегационного анализа, в котором были проверены гипотезы о вероятных типах наследования СТ. Все исследователи пришли к однозначному выводу, что заболевание наследуется, и характер распределения родствен- страдающих СТ или ХТ, в основном соответствует модели главного гена (т.е. моногенному наследованию). Однако исследователи не смогли отвергнуть и многофакторную полигенную модель, согласно которой есть много генов, однонаправленно (аддитивно) влияющих на проявляемость исследуемого заболевания. Несмотря на компромисс в отношении модели наследования, ученые не достигли согласия относительно конкретного способа реализации этой модели. В некоторых исследованиях предпочтение было отдано аутосомно-доминантному типу передачи с пенетрантностью, зависящей отпола. Результаты других исследований свидетельствовали в пользу аддитивной полигенной модели. Во всех этих исследованиях в качестве источника диагнозов родственников СТ пациентов использовалась ретроспективная семейная информация. Диагноз родственников устанавливался на основе информации, предоставленной одним, максимум двумя членами семьи. Однако, как было показано в исследованиях ряда психических заболеваний, среди информаторов существует тенденция недооценивать «истинную» частоту заболевания среди их родственников. В связи с этим результаты 'Исследований должны интерпретироваться с определенной осторожностью, поскольку недооценка частоты встречаемости заболевания среди разных типов родственников, может приводить к искажениям результатов. В пользу моногенной модели свидетельствуют данные близнецовых исследований. Конкордантность МЗ-близнецов по признаку наличия СТ или ХТ, установленная на основе результатов персональных интервью, подтверждает аутосомно-доминантную гипотезу наследования. Среди исследованных фенотипов в плане их ассоциации с СТ Изучались различные расстройства речи, заикание, трудности в обучении расстройства поведения связанные с дефицитом внимания и гиперактивностью, синдромом навязчивости. Из перечисленных нарушений только синдром навязчивости (СН) показал устойчивую ассоциацию с СТ. Результаты семейных исследований показали, что среди семей вольных СТ эти два нарушения связаны этиологически. Другие авторы показали, что среди родственников больных, страдающих СТ, женщины подвержены большему, чем мужчины, риску развития той формы СН, которая не сопровождается СТ или ХТ. Эти результаты ведут к предположению, что наблюдаемые различия в частоте встречаемости СТ среди женщин и мужчин объясняются скорее всего не полозависимым распределением частот встречаемости СТ, а полозависимой манифестацией заболевания, причем СН представляет собой часть спектра СТ, более часто встречающегося у женщин. Для того чтобы определить, насколько формирование СН связано с генетической передачей СТ, была предпринята попытка тестирования генетических гипотез при включении СН как критерия для установления диагноза. Результаты анализа типов наследования такого сложного фенотипа свидетельствуют в пользу аутосомно-доминантного типа передачи. Тот факт, что включение СН в фенотип привело к улучшению соответствия между теоретической аутосомно-доминантной моделью и эмпирическими данными, является подтверждением того, что СН представляет собой часть генетически опосредованного спектра СТ. Оценки пенетрантности при включении в анализ родственников, страдающих СН, показали, что разница между количеством страдающих женщин и мужчин становится статистически незначимой, подтверждая гипотезу о полозависимой форме манифестации СТ. Последние тестирования типов передачи СТ также однозначно свидетельствуют в пользу аутосомно-доминантной модели. В настоящее время ведутся работы по обнаружению сцепления между известными генетическими маркерами и поведенческим фенотипом заболевания с целью локализации гена СТ. Так, с помощью метода гена-кандидата была протестирована гипотеза о том, что ген рецептора допамина, локализованный на хромосоме 5, сцеплен с геном СТ. Проведенные исследования показали, что генотип играет значительную роль детерминации девиантных форм развития. Принимая во внимание темпы развития генетики и, следовательно, психогенетики, можно предположить, что вопросы, сформулированные сегодня как генетиками, так и детскими, клиническими и коррекционными психологами и педагогами, будут решены в недалеком будущем. Синдром Аспергера
Синдром Аспергера — конституциональная патология, или синдром РДА.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (834)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |