Документальная ревизия: задачи, организация и значение
Ревизия (от лат. revisio — пересмотр) как основной, наиболее полный и глубокий метод хозяйственного контроля означает документальную проверку обычной и прочей деятельности предприятия за определенный период. Документальной ревизией называется проверка, обследование по документам и записям в учетных регистрах законности, правильности и целесообразности осуществления обычной и прочей деятельности организаций. В силу ряда объективных и субъективных причин термин «ревизия» в последнее время заменяется понятием тематическая (например, налоговая, аудиторская) проверка и другими синонимами. Основными задачами документальной ревизии являются:
Документальные ревизии проводят:
Все ревизии классифицируются по различным основаниям: по основаниям назначения — плановые и внеплановые (внезапные);
В процессе производства ревизии уполномоченное на ее проведение лицо имеет право:
Ревизор обязан выполнить задание на проведение ревизии качественно и в срок (не более 30 дней), по выявленным нарушениям и злоупотреблениям разработать меры по их устранению и предотвращению, а также своевременно составить акт ревизии. При проведении ревизии могут применяться методы фактической и документальной проверки. К методам фактической проверки относятся осмотр, обследование, инвентаризация, обмер выполненных работ, контрольный запуск сырья и материалов в производство (эксперимент), анализ сырья, материалов и продукции, получение объяснений и справок. Объектами осмотра могут быть территория, производственные помещения, оборудование, склады, продукция, помещения, где хранятся документы и т.п. При осмотре ревизор выясняет условия деятельности ревизуемой (проверяемой) организации, пригодности условий хранения материальных и денежных средств и т.д. В содержание обследования входит не только осмотр необходимых объектов, но и ознакомление с документами, получение объяснений от соответствующих лиц и другие действия. Осмотр и обследование дают возможность ревизору получить общее представление о деятельности организации. При обнаружении злоупотреблений и иных нарушений, например плохой организации складского хозяйства, контрольно-пропускной системы, ревизор составляет об этом акт и приобщает его к общему акту ревизии. Инвентаризация — это проверка и регистрация наличия материальных и денежных средств на месте их хранения (на складе, в цехе, в кассе и т.п.) с последующим сличением остатков с учетными данными. Инвентаризация может быть полной, охватывающей все виды средств, все права и обязанности организации, и частичной, затрагивающей отдельные виды средств хозяйства. Она должна производиться комиссией в составе ревизора, материально-ответственного лица и других лиц внезапно. До начала проверки наличия материальных и денежных средств у материально-ответственного лица отбирается расписка о том, что все приходно-расходные документы он сдал в бухгалтерию и никаких неоприходованных или списанных ценностей у него нет. Затем комиссия проверяет исправность измерительных приборов и приступает к пересчету, взвешиванию и перемериванию инвентаризуемых ценностей в натуре. Во время инвентаризации все операции по приему и отпуску материальных ценностей прекращаются. После снятия натуральных остатков определяются расхождения между ними и учетными данными. Выявленная разница отражается в сличительных ведомостях. Учетные данные приводятся в соответствие с натуральными остатками списанием недостачи в пределах естественной убыли и сверх нее, когда виновные не установлены. Недостачи сверх норм убыли при наличии виновных списываются за их счет. Существует особенности инвентаризации кассы организации, которые необходимо учитывать. Перед такой проверкой кассир должен предъявить последний кассовый отчет. У него берется расписка о том, что все деньги оприходованы и документы сданы в бухгалтерию и никаких документов не осталось. После этого проверяется денежный ящик. Все деньги пересчитываются, а документы учитываются. В случае обнаружения в кассе денег в большей сумме, чем числится по документам, они оприходуются и сдаются в бюджет. Заявление кассира о том, что обнаруженные излишки денег принадлежат ему, во внимание не принимается, поскольку в кассе никаких личных денег храниться не должно. Таким образом, инвентаризация выступает основным методом проверки достоверности бухучета и приведения его в соответствие с действительностью Обмер выполненных работ — это проверка соответствия выполненных работ их документальному отражению. Контрольный запуск сырья и материалов в производство (эксперимент) применяется для проверки норм расхода сырья и материалов, количества отходов, выхода готовой продукции, проверки технологического процесса, производительности оборудования и т.п. Анализ сырья, материалов и продукции осуществляется для проверки качества выпускаемой продукции, выявления фактов использования неполноценного сырья, замены одних материалов другими, более дешевыми, недовложения каких-либо компонентов и т.п. Получение объяснений и справок ревизор осуществляет параллельно во время осмотров, обследований от любых лиц, располагающих относящимися к ревизии сведениями. К методам документальной проверки относятся:
Осмотр документов позволяет выяснить, составлен ли документ по установленной форме, имеются ли в нем все необходимые реквизиты, нет ли на нем подчисток, подклеек, травления, приписок и иных изменений цифр и текста, надлежащие ли на документе штампы и печати, не вызывают ли сомнение почерк, подписи и т.д. Арифметическая (счетная) проверка должна выяснить правильное и итоговых сумм, вычисления процентов, умножения количественных показателей на их цену и т.д. Нормативная проверка документов — это выяснение правильности применения цен, расценок, размера налогов, накладных расходов, норм трудовых затрат, естественной убыли, расхода сырья и материалов, выхода продукции и т.п. При проверке соответствия операций, отраженных в документах, установленным правилам устанавливается законность различных хозяйственных операций, например: надлежащим ли лицом выдавалась заработная плата, законно ли произведен зачет пересортицы, не передавались ли материальные ценности от одного материально-ответственного лица другому без инвентаризации, не превышался ли лимит денег в кассе. При встречной проверке документов сопоставляются разные экземпляры одного и того же документа, находящиеся в разных подразделениях ревизуемой организации или в разных организациях. Наличие в первичных документах дефектов вызывает сомнение в правильности (законности) оформленных ими операций. Наиболее характерными и чаще выявляемыми дефектами являются:
Кроме того, о неблагополучии учета могут свидетельствовать (и потому требуют тщательной проверки по первичным документам) следующие недостатки в счетных регистрах:
Для документов бухгалтерского оформления характерными могут являться следующие основные нарушения правил учета:
Результаты ревизии оформляются актом, имеющим важное юридическое значение документа, а в ряде случаев — вещественного доказательства. Акт документальной ревизии должен содержать все относящиеся к делу факты, обнаруженные ревизором. В нем подробно описывается каждый конкретный случай нарушения и поведение ответственных лиц. Его описание должно основываться на документах. Акт должен быть написан (отпечатан) четко, ясно, грамотно, без исправлений. Он подписывается ревизором, руководителем и главным бухгалтером проверяемой (обревизованной) организации. В случае несогласия с актом ревизии или отдельными его положениями руководитель организации и главный бухгалтер прилагают к акту свои возражения. К акту ревизии должны быть приложены:
Акт ревизии структурно должен состоять из трех частей:
Кроме оформленного акта, ревизор представляет руководителю, назначившему ревизию, свои письменные предложения и выводы по устранению причин и условий, способствующих правонарушениям. По поступившим материалам руководитель (если речь идет о ведомственных ревизорах) принимает решение, утверждает акт ревизии. Для иных ревизоров такого утверждения не требуется. Предложения и выводы ревизора использует и следователь для внесения представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению выявленных правонарушений.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2050)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |