Технология ревизионной деятельности
Под ревизионной деятельностью понимают выполнение отдельных контрольных процедур или их совокупность по исследованию состояния объекта ревизии за определенный период времени. Основы, порядок и принципы подготовки, планирования и проведения ревизий и проверок являются универсальными для всех видов и форм контрольной деятельности. При организации и проведении ревизии или проверки, оформлении и реализации их результатов работники контрольных органов соответствующих федеральных служб обязаны руководствоваться Конституцией РФ. Федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ. постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, приказами, инструкциями, иными нормативными правовыми актами Минфина России, других министерств и иных органов исполнительной власти, правовыми актами субъектов Федерации, органов местного самоуправления. Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухучете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством, нормативными актами установлена ответственность за их осуществление. Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации. Цель ревизии или проверки (эти понятия используются как синонимы) — осуществление контроля над соблюдением законодательства при осуществлении организацией хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества и обязательствами, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами. Основной задачей ревизии является проверка финансово-хозяйственной деятельности организации по следующим направлениям:
Ревизия поступления и расходования средств федерального, бюджета, использования внебюджетных средств, доходов от имущества (в том числе от ценных бумаг), находящегося в федерального собственности, в федеральных органах исполнительной власти, органах государственной власти субъектов Федерации, органах местного самоуправления и организациях любых форм собственного осуществляется как в плановом, так и внеплановом порядке. Ревизия организаций любых форм собственности по мотивированным постановлениям, требованиям правоохранительных органы осуществляется в установленном порядке в соответствии с законодательством. Ревизия поступления и расходования бюджетных и внебюджетных средств органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления и доходов от имущества, находящегося в их собственности, осуществляется по обращениям этих органов в установленном порядке с возмещением расходов по проведению такой ревизии соответствующим органом государственной власти субъекта Федерации или органом местного самоуправления На проведение каждой ревизии участвующим в ней работник выдается специальное удостоверение, которое подписывается водителем контрольно-ревизионного органа соответствующей Федеральной службы, назначившего ревизию, или лицом, им уполномоченным, и заверяется печатью этого органа Работники контрольно-ревизионного органа соответствую федеральной службы должны также иметь постоянные служебные удостоверения установленного образца. Работникам постоянно проживающим и осуществляющим свои служебные обязанности места нахождения этого органа, в исключительных случаях значительная удаленность, неблагоприятные погодные условия и по согласованию с органом, обратившимся с просьбой провести ревизию допускается ее проведение по их служебным удостоверения следующим оформлением в установленном порядке Сроки проведения ревизии, состав ревизионной группы руководитель (контролер-ревизор) определяются руководитель контрольно-ревизионного органа с учетом объема предстоящих работ вытекающих из конкретных задач ревизии и особенностей ревизуемой организации, и, как правило, не могут превышать 45 календарных дней. Продление первоначально установленного срока ревизии осуществляется руководителем контрольно-ревизионного органа по мотивированному представлению руководителя ревизионной группы (контролера-ревизора). Конкретные вопросы ревизии определяются программой или перечнем ее основных вопросов. Программа ревизии включает ее тему, период, который должна охватить ревизия, перечень основных объектов и вопросов, подлежащих ревизии, и утверждается руководителем контрольно-ревизионного органа соответствующей федеральной службы. Составлению программы ревизии и ее проведению должен предшествовать подготовительный период, в ходе которого участники ревизии обязаны изучить, необходимые законодательные и другие нормативные правовые акты, отчетные и статистические данные, другие имеющиеся материалы, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность подлежащей ревизии организации. Руководитель ревизионной группы до начала ревизии знакомит ее участников с содержанием программы ревизии и распределяет вопросы и участки работы между его исполнителями. Программа ревизии в ходе ее проведения с учетом изучения необходимых документов, отчетных и статистических данных, других материалов, характеризующих ревизуемую организацию, может быть изменена и дополнена. Руководитель ревизионной группы (контролер-ревизор) должен предъявить руководителю ревизуемой организации удостоверение на право проведения ревизии, ознакомить его с основными задачами, представить участвующих в ревизии работников, решить организационно-технические вопросы проведения ревизии и составить рабочий план. По требованию руководителя ревизионной группы (контролера-ревизора) при выявлении фактов злоупотребления или порчи имущества руководитель ревизуемой организации обязан организовать проведение инвентаризации денежных средств и материальных ценностей. Дата проведения и участки (объем) инвентаризации устанавливаются руководителем ревизионной группы (контролером-ревизором) по согласованию с руководителем ревизуемой организации. Ревизия финансово-хозяйственной деятельности организации проводится путем: - проверки учредительных, регистрационных, плановых, отчетных, бухгалтерских и других документов по форме и содержанию в целях установления законности и правильности произведенных операций; - проверки фактического соответствия совершенных операций данным первичных документов, в том числе по фактам получения и выдачи указанных в них денежных средств и материальных ценностей, фактически выполненных работ (оказанных услуг); - организации в соответствии с законодательством проведения встречных проверок поступления и расходования средств федерального бюджета, использования внебюджетных средств, доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности, — сличения имеющихся в ревизуемой организации записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными, находящимися в тех организациях. от которых получены или которыми выданы денежные средства, материальные ценности и документы; - организации процедур фактического контроля над наличием и движением материальных ценностей и денежных средств, правильностью формирования затрат, полнотой оприходования в продукции, достоверностью объемов выполненных работ и в оказанных услуг, в том числе с привлечением специалистов других организаций, обеспечением сохранности денежных средств и материальных ценностей путем организации проведения инвентаризаций, обследований, контрольных запусков сырья и материалов в производство, контрольных анализов сырья, материалов и готовой продукции, контрольных обмеров выполненных объемов работ, экспертиз и т.п.; - проверки достоверности отражения произведенных операций в бухучете и отчетности, в том числе соблюдения установленного порядка ведения учета, сопоставления записей в регистpax бухучета с данными первичных документов, сопоставления показателей отчетности с данными бухучета, арифметической проверки первичных документов; - проверки использования и сохранности бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов и других государственных средств, доходов от имущества, находящегося государственной собственности; - проверки в необходимых случаях организации и состояния внутреннего (ведомственного) контроля. Контрольно-ревизионный орган соответствующей федеральной службы при необходимости проведения встречных проверок в организациях, расположенных на территории других субъектов Федерации, обращается по этому вопросу в территориальные органы федеральных служб Минфина России в соответствующих субъектах Федерации, которые обязаны обеспечить в кратчайшие сроки проведение встречных проверок и направление материал контрольно-ревизионному органу, по просьбе которого произведены проверки. В обращениях должны быть указаны полные наименования организаций и идентификационные номера налогоплательщиков (ИНН), в которых необходимо провести встречные, их юридические адреса, телефоны, счета в учреждениях организаций, а также перечень вопросов, подлежащих Участники ревизионной группы (контролер-ревизор) программы ревизии, определяют необходимость и возможность применения тех или иных ревизионных действии, приемов и получения информации, аналитических процедур, объема данных из проверяемой совокупности, обеспечивающего надежную возможность сбора требуемых сведений и доказательств. Руководитель ревизуемой организации обязан создавать надлежащие условия для проведения участниками ревизионной группы (контролером-ревизором) ревизии предоставить необходимое помещение, оргтехнику, услуги связи, канцелярские принадлежности обеспечить машинописными работами и т.п. При отказе работниками ревизуемой организации предоставить необходимые документы либо возникновения иных препятствий, не позволяющих проведению ревизии, руководитель ревизионной группы (контролер-ревизор), а в необходимых случаях руководитель контрольно-ревизионного органа сообщает об этих фактах в орган, по поручению которого проводится ревизия. При отсутствии или запущенности бухучета в ревизуемой организации руководителем ревизионной группы (контролером-ревизором) составляется об этом соответствующий акт и докладывается руководителю контрольно-ревизионного органа. Последний направляет руководителю ревизуемой организации и (или) в вышестоящую организацию либо органу, осуществляющему общее руководство деятельностью ревизуемой организации, письменное предписание о восстановлении бухучета в проверяемой организации Ревизия проводится после восстановления в ревизуемой организации бухучета. Результаты ревизии оформляются актом. Он подписывается руководителями ревизионной группы (контролером-ревизором), а при необходимости и членами ревизионной группы, руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) ревизуемой организации. Один экземпляр оформленного акта ревизии, подписанного руководителем ревизионной группы (контролером-ревизором), вручается руководителю ревизуемой организации или лицу, им уполномоченному, под роспись в получение с указанием даты получения. По просьбе руководителя и (или) главного бухгалтера (бухгалтера) организации по согласованию с руководителем ревизионной группы (контролером-ревизором) может быть установлен срок до пяти рабочих дней, отведенный для ознакомления с актом ревизии и его подписания. При наличии возражений или замечаний по акту подписывающие должностные лица ревизуемой организации делают об этом оговорку перед своей подписью и одновременно представляют руководителю ревизионной группы (контролеру-ревизору) письменные возражения или замечания, которые приобщаются к материалам ревизии и являются их неотъемлемой частью. Руководитель ревизионной группы (контролер-ревизор) в срок до пяти рабочих дней обязан проверить обоснованность изложенных возражений или замечаний и дать по ним письменные заключения, которые после рассмотрения и утверждения руководителем контрольно-ревизионного органа или лицом, им уполномоченным, направляются в ревизуемую организацию и приобщаются к материалам ревизии. При отсутствии возможности формирования аргументированного заключения руководитель контрольно-ревизионного органа или его заместитель направляет запрос для разъяснения в соответствующие подразделения Минфина России или организации, в компетенцию которых входят эти вопросы. Письменные заключения вручаются руководителем ревизионной группы (контролером-ревизором) в установленном порядке для вручения акта ревизии. В случае отказа должностных лиц проверяемой организации подписать или получить акт ревизии руководитель ревизионной группы (контролер-ревизор) в конце акта производит запись об их ознакомлении с актом и отказе от подписи или получения акта. В этом случае акт ревизии может быть направлен ревизуемой организации по почте или иным способом, свидетельствующим о дате его получения. К экземпляру акта, остающемуся на хранении в контрольно-ревизионном органе, прилагаются документы подтверждающие факт отправления или иного способа передачи акта. Акт ревизии состоит из вводной и описательной частей. Вводная часть акта ревизии должна содержать следующую информацию:
Вводная часть акта ревизии может содержать и иную необходимую информацию, относящуюся к предмету ревизии. Описательная часть акта ревизии должна состоять из разделов в соответствии с вопросами, указанными в программе ревизии. В акте ревизии проверяющие лица должны соблюдать объективность и обоснованность, четкость, лаконичность, доступность и системность изложения. Результаты ревизии излагаются в акте на основе проверенных данньк и фактов, подтвержденных имеющимися в ревизуемых и других организациях документами, результатами произведенных встречных проверок и процедур фактического контроля, других ревизионных действий, заключений специалистов и экспертов, объяснений должностных и материально ответственных лиц. Описание фактов нарушений, выявленных в ходе ревизии, должно содержать следующую обязательную информацию: какие законодательные, другие нормативные правовые акты или их отдельные положения нарушены, кем, за какой период, когда и в чем выразились нарушения, размер документально подтвержденного ущерба и другие последствия этих нарушений. Не допускается включение в акт ревизии различного рода выводов, предположений и фактов, не подтвержденных документами или результатами проверок, сведений из материалов правоохранительных органов и ссылок на показания, данные следственным органам. В нем также не должна даваться правовая и морально-этическая оценка действий должностных и материально ответственных лиц ревизуемой организации, нельзя квалифицировать их поступки, намерения и цели. Объем акта ревизии не ограничивается, но ревизующие должны стремиться к разумной краткости изложения при обязательном отражении в нем ясных и полных ответов на все вопросы программы ревизии. В тех случаях, когда выявленные нарушения могут быть скрыты или по ним необходимо принять срочные меры к их устранению или привлечению должностных и (или) материально ответственных лиц к ответственности, в ходе ревизии составляется отдельный (промежуточный) акт, и от этих лиц запрашиваются необходимые письменные объяснения. Промежуточный акт подписывается участником ревизионной группы, ответственным за проверку конкретного вопроса программы ревизии, и соответствующими должностными и материально ответственными лицами ревизуемой организации. Факты, изложенные в промежуточном акте, включаются в акт ревизии. Материалы ревизии состоят из собственно акта и надлежаще оформленных приложений к нему, на которые имеются ссылки в акте ревизии (документы, копии документов, сводные справки, объяснения должностных и материально ответственных лиц и т.п.). Материалы ревизии представляются руководителю ревизионного органа в срок не позднее трех рабочих дней после подписания его в ревизуемой организации. На последней странице акта ревизии руководителем контрольно-ревизионного органа либо уполномоченным им на то лицом делается отметка: «Материалы ревизии приняты», указывается дата и им подписывается. Материалы каждой ревизии в делопроизводстве контрольно-ревизионного органа должны составлять отдельное дело с соответствующим индексом, номером, названием и количеством томов этого дела. Руководитель ревизионного органа по представленным материалам проверки в срок не более десяти календарных дней определяет порядок дальнейшей реализации этих материалов. По результатам проведенной ревизии руководитель ревизионного органа направляет руководству проверенной организации представление для принятия мер по пресечению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности виновных лиц. Кроме того, руководителем ревизионного органа материалы проверки по вопросам целевого использования средств федерального бюджета передаются в установленном порядке в органы Федерального казначейства для организации работы по реализации этих материалов. Результаты ревизии, проведенной в соответствии с планом основных вопросов экономической и контрольной работы Минфина России, решениями коллегии и приказами Минфина России, поручениями его руководства, обобщаются соответствующей федеральной службой и письменно докладываются руководству Минфина России вместе с предложениями по принятию мер, входящих в компетенцию этого министерства, направленных на устранение выявленных нарушений и возмещение выявленного ущерба. Результаты ревизии, проведенной по мотивированным постановлениям, требованиям правоохранительных органов либо по обращениям органов государственной власти субъектов Федерации или органов местного самоуправления, докладываются этим органам руководителем контрольно-ревизионного органа вместе с предложениями по принятию мер. направленных на устранение выявленных нарушений и возмещение ущерба. При необходимости им направляются также материалы ревизии. Материалы ревизии, проведенной по мотивированным постановлениям, требованиям правоохранительных органов, передаются им в установленном порядке. В делах контрольно-ревизионного органа должны быть оставлены копии акта ревизии, объяснений должностных лиц проверенной организации, виновных в выявленных ревизией нарушениях, документов, подтверждающих эти нарушения. В правоохранительные органы могут быть направлены также материалы ревизий, проведенных без предварительно вынесенных ими мотивированных постановлений, в ходе которых были выявлены нарушения финансовой дисциплины, недостачи денежных средств и материальных ценностей, являющиеся основанием для реализации материалов ревизии в установленном порядке. Результаты ревизии руководителем контрольно-ревизионного органа в необходимых случаях сообщаются вышестоящей организации либо органу, осуществляющему общее руководство деятельностью ревизуемой организации, для принятия мер. Контрольно-ревизионный орган обеспечивает контроль над ходом реализации материалов ревизии и при необходимости принимает другие меры для устранения выявленных нарушений и возмещения причиненного ущерба. Он систематически изучает и обобщает материалы ревизий и на основе этого в необходимых случаях вносит предложения о совершенствовании системы государственного финансового контроля, дополнениях, изменениях, пересмотре законодательных и других нормативных правовых актов. В случае возникновения нетипичных ситуаций работники контрольно-ревизионного органа обязаны руководствоваться законодательством и иными нормативными правовыми актами. Ревизия — важная процессуальная форма привлечения специальных бухгалтерских познаний правоприменителем, которая требует от последнего учета основанной на законе тактики ее производства. Для достижения положительного результата ревизия должна быть внезапной для лиц, деятельность которых подлежит проверке. Структура тактики проведения ревизии включает; тактические приемы подготовки ревизии, предполагающие неожиданность и тайность; приемы ее наиболее эффективного проведения; тактические приемы взаимодействия и контакта правоприменителя с ревизором в процессе осуществления ревизии и оформления ее результатов; способы оценки (по содержанию и по форме) и проверки результатов ревизии; тактические приемы вытекающих из ревизии возможных факультативных действий: дополнительных, повторных ревизий, допроса ревизора. Легитимный акт документальной ревизии должен соответствовать определенным требованиям. К ним относятся: объективность, ясность, точность описания выявленных фактов и данных; четкость изложения каждого выявленного факта, со ссылками на соответствующие документы и материалы; недопустимость включения в акт выводов и предложений, не подкрепленных документами, а также версий и предположений; недопустимость включения в акт сведений и выражений, касающихся квалификации или оценки действий должностных, материально ответственных лиц либо связанных с решением иных правовых вопросов; неприемлемость включения в итоговый акт информации и ссылок на сведения, содержащиеся в материалах уголовного дела. России, решениями коллегии и приказами Минфина России, поручениями его руководства, обобщаются соответствующей федеральной службой и письменно докладываются руководству Минфина России вместе с предложениями по принятию мер, входящих в компетенцию этого министерства, направленных на устранение выявленных нарушений и возмещение выявленного ущерба. Результаты ревизии, проведенной по мотивированным постановлениям, требованиям правоохранительных органов либо по обращениям органов государственной власти субъектов Федерации или органов местного самоуправления, докладываются этим органам руководителем контрольно-ревизионного органа вместе с предложениями по принятию мер, направленных на устранение выявленных нарушений и возмещение ущерба. При необходимости им направляются также материалы ревизии. Материш1ы ревизии, проведенной по мотивированным постановлениям, требованиям правоохранительных органов, передаются им в установленном порядке. В делах контрольно-ревизионного органа должны быть оставлены копии акта ревизии, объяснений должностных лиц проверенной организации, виновных в выявленных ревизией нарушениях, документов, подтверждающих эти нарушения. В правоохранительные органы могут быть направлены также материалы ревизий, проведенных без предварительно вынесенных ими мотивированных постановлений, в ходе которых были выявлены нарушения финансовой дисциплины, недостачи денежных средств и материальных ценностей, являющиеся основанием для реализации материалов ревизии в установленном порядке. Результаты ревизии руководителем контрольно-ревизионного органа в необходимых случаях сообщаются вышестоящей организации либо органу, осуществляющему общее руководство деятельностью ревизуемой организации, для принятия мер. Контрольно-ревизионный орган обеспечивает контроль над ходом реализации материалов ревизии и при необходимости принимает другие меры для устранения выявленных нарушений и возмещения причиненного ущерба. Он систематически изучает и обобщает материалы ревизий и на основе этого в необходимых случаях вносит предложения о совершенствовании системы государственного финансового контроля, дополнениях, изменениях, пересмотре законодательных и других нормативных правовых актов. В случае возникновения нетипичных ситуаций работники контрольно-ревизионного органа обязаны руководствоваться законодательством и иными нормативными правовыми актами. Ревизия — важная процессуальная форма привлечения специальных бухгалтерских познаний правоприменителем, которая требует от последнего учета основанной на законе тактики ее производства. Для достижения положительного результата ревизия должна быть внезапной для лиц, деятельность которых подлежит проверке. Структура тактики проведения ревизии включает: тактические приемы подготовки ревизии, предполагающие неожиданность и тайность; приемы ее наиболее эффективного проведения; тактические приемы взаимодействия и контакта правоприменителя с ревизором в процессе осуществления ревизии и оформления ее результатов; способы оценки (по содержанию и по форме) и проверки результатов ревизии; тактические приемы вытекающих из ревизии возможных факультативных действий: дополнительных, повторных ревизий, допроса ревизора. Легитимный акт документальной ревизии должен соответствовать определенным требованиям. К ним относятся: - объективность, ясность, точность описания выявленных фактов и данных; - четкость изложения каждого выявленного факта, со ссылками на соответствующие документы и материалы; - недопустимость включения в акт выводов и предложений, не подкрепленных документами, а также версий и предположений; - недопустимость включения в акт сведений и выражений, касающихся квалификации или оценки действий должностных, материально ответственных лиц либо связанных с решением иных правовых вопросов; - неприемлемость включения в итоговый акт информации и ссылок на сведения, содержащиеся в материалах уголовного дела.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (683)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |