Тема: Исполнениебюджетов
Существуетбанковскоеиказначейскоеисполнениебюджетов, вРФприменяетсяказначейское. Приэтомсоответствующаяст.215 БКутратиласилу. Вэтуловушкувытакженедолжныпопасть: статьяутратиласилу, аспособисполнениябюджетовостался. Насегодняшнийдень, анализируяглаву24 БК, котораякакразсодержитосновныеправилаисполнениябюджетов, можноувидеть7 принципов. Именноэтиположенияопределяютсутьисполнениябюджетовподоходам. Самоеглавное- исполнениебюджетов -этовластно-распорядительнаядеятельность.Соответственноунасестьуполномоченныеорганыилидолжностныелица, наделенныевластнымиполномочиями, атакжесубъекты, которыеобязаныэтивластно-распорядительныеуказанияисполнять. Содержаниеэтойдеятельности–соднойстороны, учетдоходов, ихаккумулированиевбюджете, сдругойстороны–расходование. Нужноразличатьисполнениебюджетовикассовоеобслуживаниеисполнениябюджетов. Исполнение–властнаядеятельность, кассовоеобслуживание–невластная, техническая, организационная. Ктоосуществляеткассовоеобслуживаниеисполнениябюджетов? Федеральноеказначейство. Унегоестьполномочия, относящиесякфедеральномубюджету–онивластные, ФК–участник, относящийсякисполнениюбюджетов, ноунегоестьполномочияпокассовомуобслуживаниюисполнениябюджетов, котороевластнымнеявляется. Принципказначейскогоисполнениябюджетапредполагает, чтовсеплатежи, которыеадресованыбюджетам, зачисляютсянаединыйсчетисэтогоединогосчетаосуществляютсявсерасходы. Особенностьказначейскогоисполнениябюджетазаключаетсявтом, чтоуполномоченныйорганвыступаеткассиромотимениполучателябюджетныхсредств. Предполагаетсясуществованиеспециальныхорганов(необязательноказначейские), которыебудутвыступатькассирамиотимениполучателей. Альтернативныйпринцип–банковский. Тамфигурируютбанки, которыенаоснованииправилосуществлениябанковскихоперацийбудутосуществлятьисполнениебюджетов. До1992 г. вРоссиибылбанковскийспособисполнениябюджетов, ноперешлинаказначейский, посколькуонединственновозможенвнашейситуации. Другиестранывнастоящеевремяиспользуютибанковский, т.е. сампосебеонвполнежизнеспособен. Принциписполнениябюджетовуполномоченнымиорганами, здесьпроявляетсядействиепринципасамостоятельностибюджетов(ст.31 БК) –толькособственныеорганымогутисполнятьбюджет, т.е. теорганы, которыеотносятсяксоответствующемууровнювласти. Здесьещереализуетсяпринципфискальногосуверенитета: каждыйсубъектРФобладаетфискальнымсуверенитетом, толькоихорганымогутосуществлятьэтудеятельность. ЧтокасаетсяМСУ, котороеунаснегосударственноподобное, тотамдействуетКонституция, котораягарантируеторганамМСУправонаместныйбюджет. Поэтомутолькособственныеорганымогутисполнятьбюджет–иподоходам, ипорасходам.Оботклоненииотэтогомыужепоговорили–когдаадминистраторомдоходоввыступаютналоговыеорганынетолькопоотношениюкфедеральномууровню, ноикМСУисубъектам. Ноэтоузаконенноеполномочие, поэтомунужноснимсчитаться. Естьещеодноучреждение, глава19.1 БКпредполагаетвведениевременнойфинансовойадминистрациивситуацияхбанкротствапублично-правовогообразования–действуютсовершеннодругиеправилаиорганы(тампоявятсяарбитражныесуды). Ноглава19.1 ниразунеприменяласьвРФ, поэтомуонаостаетсякакглава, котораяимеетпревентивнуюфункцию. Принципраспределеннойкомпетенции. Насоответствующемуровнеестьразныеорганы, ионидействуютвисполнениибюджетанаоснованиипринципараспределеннойкомпетенции. ВБКестьуказаниенато, чтоорганыисполнительнойвластиобщейкомпетенции(Правительство, местнаяадминистрация) обеспечиваютисполнениебюджета, афинансовыеорганынакаждомуровнеорганизуютисполнениебюджета. ИсполняютбюджетГАД, ГРБСвтойчасти, котораяотноситсяксфереихдеятельности. Поэтомувопрос«какойорганисполняетбюджет?»- неправильный. Нетодногооргана, исполняющегобюджет. Действуетсистемаорганов, внейприменяетсяпринципраспределеннойкомпетенции. Укаждогоизэтихоргановестьсвоякомпетенцияввопросеисполнениябюджетов. Принципыединствакассыиподведомственностирасходов(ст.38.2, 38.1 БК). Этипринципызаписаныкакпринципыбюджетнойсистемы, ноработаютонитольковчасти, относящейсякисполнениюбюджетов. Принципединствакассыозначаетзапретцелевыхналогов. Нем.б. целевыхналоговилицелевыхдоходныхисточников, т.к. д.б. обеспеченывсерасходы. Всилуданногопринципавсепоступающиевбюджетналоговые, неналоговыеииныебезвозмездныепоступлениясмешиваются, изасчетобщихпоступленийосуществляютсярасходы. Проблемацелевыхналоговвтом, чтоеслицельуплатыналогакажетсяплательщикуважной, онплатитналогиболееохотно. Готовыплатитьзаздравоохранениеиобразование, неготовызаоборону. Чтобыизбежатьнестыковок, былреализованэтотпринцип. (Вучебникепринципединствакассы: предполагаетзачислениевсехкассовыхпоступленийиосуществлениевсехкассовыхвыплатсединогосчетабюджета). Принципподведомственностирасходовпредполагает, чтовсеполучатели, которыевнесенывспециальныереестры, привязаныкГРБС. Этимпринципомобеспечивается, соднойстороны, правомерностьосуществлениярасходов, сдругойстороны, обеспечиваетсяконтроль, посколькуконтрольосуществляетсяиГРБС, ифинансовыморганомвовремяпервичногораспределениябюджетныхассигнованийпоГРБС. Принциписполнениябюджетовнаосновесводнойбюджетнойросписиикассовогоплана.НапервомэтапебюджетногопроцессапроизошлораспределениесредствпоГРБС. ГРБСтоженеслучайные–теорганы, которыеопосредуютисполнениефункцийпубличногосубъекта(онизакрепленывбюджетнойклассификации, ихперечень–вст.21 БК, онипорождаюторганилинесколькоорганов). Первое, чтоделаетфинансовыйорган–распределяетпоГРБС. Всепубличныефункции, которыефинансовообеспечены, такимобразомполучаютбюджетныеассигнования, которыезакрепляютсязаГРБС. ДалееГРБСсучетомподведомственныхимполучателейсоставляютбюджетнуюроспись. Кодыбюджетнойклассификации, покоторымдоводятсяденьги, состоятиз17 знаков, икаждыйзнакимеетсвоезначение. Такимобразом, унасбюджетневвидезаконаобюджете, авидесводнойбюджетнойросписирасписываетсядокаждогорубля, икаждыйрубльимеетсвоегоадресата. Своднаябюджетнаяроспись–ГРБС, бюджетнаяроспись–Минфинифинансовыеорганы. 8 марта2015 г. былпринятзакон, приостановившийдействиенекоторыхположенийБК, вт.ч. вчастиисполнениябюджетов. Этоправилоноситантикризисныйхарактер, будемнадеяться, чтоонодолгонепродержится. Кассовыйплан–росписьтехрасходов, которыеименуютсявБКденежнымиобязательствамииимеютадресатов–третьихлиц, которыевыступаютконечнымиполучателямибюджетныхсредств. Там, гдетребуетсябанковскоеосуществлениеопераций, возникаюткассовыерасходы. Ранеепонятиекассовыхразрывовбылооченьострыммоментом. Кассовыйразрывозначал, чтонаступиловремявыплатызаработнойплатыбюджетникам, аналогиилииныедоходныеисточникиещекэтомувременинепоступили. Этотразрыввпоступлениидоходовисрокахвыплатыкакразприводиликсоциальнымпротестам–перекрытиефедеральныхтрасс, чтобыпривлечьвниманиесоответствующихоргановктому, чтоЗПбюджетникамневыплачивается. Впоследнеевремяэтогонетименноиз-задействияжесткихправилвчастиисполнениябюджетов. Когдажурналистыпишут, чтовкакой-тоорганизацииЗПневыплачивается3 месяца, это–небюджетноеучреждение, гдеработаютбюджетники, это, какправило, коммерческаяорганизацияиликазенноепредприятие, ноэтотаструктура, котораядолжнасамасебезаработать, вт.ч. наЗП. Вбюджетнойсферетакогонеможетбыть. Кассовыйпланпозволяетсостыковатьпоступлениедоходоввбюджетивыплатыизбюджета, которыепосрокамсовершеннонеобходимы. Вызнаете, чтоЗПбюджетникампоТКд.б. выплаченанеменеедвухразвмесяц. ВБКбыливнесеныизменения, расширяющиеполномочияМинфинаповнесениюизмененийвсводнуюбюджетнуюросписьбезвнесенияизмененийвзаконобюджете. УникальноеполномочиеМинфинаифинансовогоорганалюбогоуровня–изменитьдоходбезвнесенияизмененийвдоход. Конечно, пределыустанавливаютсяБК. 2013 г. –расширениеэтихполномочий. Принципединогосчетабюджета. ЕдиныйсчетбюджетаоткрываетсяисключительноФедеральномуказначействупокаждомубюджетувЦентральномбанке. Несмотрянапринципсамостоятельностибюджетов, любойединыйсчетбюджетанаходитсявведенииФКиоткрытонм.б. тольковЦБ, нивкакойинойкредитнойорганизации. Этообеспечивает100% контрользасостояниемсчетаипозволяетобеспечитьпредварительныйконтроль, которыйдолженисключитьнецелевоеиспользованиебюджетныхсредств. Конечно, соответствующийфинансовыйорганвлюбомМОдолжениметьдоступкэтомуединомусчету, нопрямогодоступанеимеет. ПрямойимееттолькоФК. НоФКсоздаетлицевойсчетбюджета, иужеэтотлицевойсчетадминистрируетсоответствующийфинансовыйорган. Такимобразом, казначейскоеисполнениебюджетоввроссийскомвариантедополняетсяещеитем, чтовсевозможностипопланированиюфинансовыхпотоков, поборьбесозлоупотребленияминаходятсяврукахфедеральногооргана–ФК. ПопыткавКСдоказатьнеконституционностьэтогоединогосчетаоказаласьбезуспешной, КСпризналправомерностьтакогосостояния. Последнийпринцип–принципиммунитетабюджетов. Оннаправленнасохранностьбюджетныхсредств, напредотвращениезлоупотреблений. Появилсяв1999 г., когдаразрабатывалсяБК. Содержание: обращениевзысканиянабюджетныесредствавозможнотольконаоснованиисудебногоакта. Следствие: ФССПобращениевзысканиянабюджетныесредстванеосуществляет, существуютспециальныеправилавглаве24.1 БК, которыезаменяютвбюджетнойсфереФССП. Изэтогопринципаиммунитетаестьизъятия- перечисленывст.239 БК. Изъятияпринципнеколеблют. Этанормасуществуетс2001 г., однакоФССПеедосихпорнепрочиталаив2014 г. былоприняторешение. Суть: судебныйпристав-исполнительвМурманскойобластипринимаетрешениеобратитьвзысканиенасредстваКомитетапоагропромышленномукомплексу, взысканиевыражаетсявтом, чтоКомитетобязанбылперечислитьПтицефабрикеМурманскасубсидиювразмере39 млн. руб. Приставырешили, чтонужноприменитьмерупринудительногоперечисленияэтойсубсидииивынеслирешение–обязатьКомитетперечислитьсубсидию. Комитет–всуд, делодошлодоВАС, онсоссылкойнаст.239 БКсказал, чтоэтоневозможно, непредусмотреноБК–отменить. Принциптранспарентности. Вст.241 БКпредусмотренпорталбюджетнойсистемы, накоторомможноувидетьпроцессисполнениябюджетапорасходам, вт.ч. какосуществляетсяфинансированиепубличныхнормативныхобязательств. Ещераз: кассовоеисполнениебюджетов–проведениеиучетопераций. Казначействонепринимаетрешение–датьилинедать, комуисколько. Эторешениепринимаетуполномоченныйорган–ГРБС: выделитьКУпобюджетнойсметестолько-то, предоставитьсубсидиюкоммерческойорганизациивтаком-торазмере–этовластнаядеятельность. Распорядительстводенежнымисредствами–властное. АвотисполнениерешенияосуществляетФК, поэтомуононеотвечаетзаправомерностьсамойоперации, оноосуществляетэтуоперацию. ФКнеможетсказать: «Небудуосуществлятьоперацию, потомучтосчитаю, чтослишкоммноговыэтомуКУденегдаете». АвотЛБО–этодругоедело, этопроверяетужеФК. ТакжеФКустанавливаетпорядоккассовогообслуживанияисполнениябюджетов, этаегонормотворческаяфункцияпредусмотренаБК. Исполнениебюджетаподоходамирасходам- ст.218, 219 БК.Всеостальное–мелочи, которыетолькодополняютэтидвеосновныепроцедуры. Подоходам. Наступилсрокуплатыналогазатранспортноесредство–физлицоидетвСбербанкисосвоегосчетаперечисляетналогвбюджетнуюсистему, онзачисляется, отражается–всевпорядке. Аеслиплательщикпереплатилиимеетправонавозврат? Развеэтонерасходбюджета? Можетподатьзаявление, когдафинансовыйгодужеистек, ноонимеетправо. Этиизлишнеуплаченныесуммыбюджетунепринадлежат, поэтомуонинем.б. признаныегодоходом. Невозникаетправовойрежимдохода. Возвратд.б. осуществленнаэтапеисполнениябюджетаподоходамкаккорректировка, исправлениеошибок, которыепроизошлинаэтомэтапе. Это–упрощениепроцедуры, т.к. есливозвращатькакрасход, этоболеетрудоемкоизатратно. Нужноправильнонаписатьзаявлениеадминистратору, онпринимаетрешение, ФКисполняет. ТолькоуАДестьинформацияотом, сколькомыобязаныбылизаплатить, сколькозаплатили, скольконужновернуть. ЕстьНДФЛ, которыйраспределяетсямеждурегиональным, различнымиместнымибюджетами, аналогоплательщикобратилсягодспустя, какемубудемвозвращать? Емувернутсосчета401.01 –засчетследующихпоступлений. ПотомФКврамкахкассовогообслуживанияисполнениябюджетовпроведетнужныеоперации: стогобюджета, вкоторыйизлишнепопаласумма, этасуммабудетудержана, нонепутемизъятия, апутемкорректировкиследующихпоступлений–уменьшатнасумму, которуюнужновернуть. Этатехнологияскрытаиникакогоотношенияктретьемулицунеимеет, чтооченьправильно. Процедураст.218 БКсоответствуетзащитеправплательщиков, но, сдругойстороны, онаненарушаетинтересыпубличногосубъекта, посколькуэтисредствапубличномусубъектуизначальнонепринадлежат. Здесьвозникаеточеньлюбопытныйвопрос: когданалогоплательщикпереплатил, упубличногосубъектавозниклонеосновательноеобогащение, икогдаплательщикпроситназадденьги, онхочетполучить% по395? ЕстьсовместноепостановлениеВСиВАС, вкоторомсказано, чтост.395 ГКкпубличнымотношениям(включаябюджетные) неприменяется. ЭтапозициязакрепленавНК: двестатьирегулируютвопросвозвратаизлишнеуплаченныхналогов, изнихвидно, чтозаконодательпонимает, чтонасамомделенеосновательноеобогащениеестьи% тампредусмотрены, ноонинегражданско-правовые, аизпубличногорегулирования. Применяютсякнеосновательномувзысканию–идетвозвратс%. Еслипростоизлишнеуплаченныесредства, товтечениемесяцасмоментаподачизаявления% неначисляются, потом–да. Порасходам–ст.219 БК. 4 этапа, каждыйизнихсформулированкакнекаязагадка, которуюнадоразгадать. 1. ПринятиеКУбюджетныхобязательств. ВкакихслучаяхКУихпринимают? КУдействуетнесамостоятельно, аотименипубличногообразования, ипринимаетобязательстваотегоимени. Вст.219 видимуказаниенагосстандартыииныедоговоры, преждевсего, трудовойдоговор. КогдаКУвлицеруководителяподписываетведомостьназаработнуюплату, этоестьнечтоиное, какпринятиебюджетныхобязательств. Когдаподписываетсоответствующийгос/мунконтрактвсоответствиис44-ФЗ, этотожепринятиебюджетныхобязательств. ОнодляКУограничиваетсябюджетнойсметой, потомучтотамуказано, чтовообщеможнопотратить. Бюджетнаясмета–этокодыбюджетнойклассификации, итамцельоченьконкретноописана. 2. ПодтверждениеКУбюджетныхобязательств- составлениеплатежныхпорученийирасчетныхдокументовпоправилам, установленнымЦБ. Самосоставлениеплатежныхпоручений–второйэтап. 3. Санкционирование. Егоосуществляеттоторган, вкоторомоткрытлицевойсчет. ЕслифедеральноеКУ–ФК, еслииноеКУ–финансовыйоргансоответствующегоуровня. Санкционированиезаключаетсявпроверкепредставленныхплатежныхпорученийивпринятиирешения: разрешитьплатежлибоотказать, еслиестьвопросы. Здеськакразосуществляетсяпредварительныйконтроль, т.к. финансовыйорганпроверяетплатежноепоручение, смотритцельиразмер(нем.б. больше, чемобъемЛБО). Лимитызаписанывбюджетнойсмете, поэтомуидетпроверканасоответствиебюджетнойсмете. Еслиплатежразрешен, четвертыйэтап: 4. Подтверждениеисполненияденежныхобязательств. Осуществлениенепосредственнооперацийврежимекассовогообслуживанияисполнениябюджетовиперечислениеденежныхсредствадресатам. ЕслиЗП–перечислениеработникуучреждениянаегокарточку. СчетадресатубудетоткрытневФК, авкредитнойорганизации-операциявышлазапределыбюджетнойсистемы. Ноучетэтойоперации, ееотражениеналицевомсчете, единомсчетебюджетабудетосуществлятьФК. ДалеенаслайдеполномочияФК, Минфинаотносящиесякисполнениюфедеральногобюджета. ВКСбылапопыткаоспоритьст.217 БКотносительнобюджетнойросписи, нобезуспешно Далеесхемы. 1) Исполнениебюджетаподоходам. Налогоплательщиккопределенномусрокудолжензаплатитьналогнаприбыль. Онсоставляетплатежноепоручение, несетеговбанк, соткрытогоемурасчетногосчетасписываетсясумманалога, зачисляетсянакорреспондентскийсчетэтогобанка, оттуда–насчет401.01 –счетФК. ФКвсоответствииснормативомраспределенияналоганаприбыльраспределяетсуммумеждуфедеральнымирегиональнымбюджетомизачисляетеенаединыесчетасоответствующихбюджетов. ПриэтомвведенииФКнаходитсясчетместногобюджета. Важно, чтоестьзонаЦентральногобанка(коррсчет) –все, чтонаходитсявеготехнологическомведении. ФК–небанковскаяорганизация, оноосуществляетучетоперацийпозачислению, асамиоперации- ЦБ. ЕслиФКошиблосьиналогнаприбыльушелнасчетместногобюджета, уналогоплательщикавозникнетнедоимка, потомучтоисполнениеналоговойобязанностипроисходиттолькотогда, когданалогпоступитвправильныйбюджет, аунаспоступилвдругойбюджет. ПоэтомуналогоплательщикдолженнаписатьзаявлениеАД(федеральномуналоговомуоргану). Плательщикможетпотребоватьвозврата, зачетаилиуточнения–возможныварианты. Здесьвозникаетвторойвопрос: гдезаканчиваютсяналоговыеотношенияиначинаютсябюджетные? Однозначногоответанет, НКсодержитварианты. Налогоплательщикможетпринестиплатежноепоручение, аденегнасчетенетлибосписалинетусумму, либопринес, апотомотозвал. Когдасписалисрасчетногосчетаипроизошлоизъятиеегоимущества, средствапошлинакоррсчет, единыйсчетбюджетаидальше–здесьналогоплательщикничегонеможетсделать, здесьужебюджетныеотношения. Естьещененалоговыеплатежи–пронихнигдениодногослованесказано. Аренднаяплата–ГК, нооннерегулируетэтиотношения! Платазазагрязнениеокружающейсредыилиштрафы–нетрегулировавния. Осложняетсяэтоещетем, чтосписаниеосуществляеткредитнаяорганизация, ионаперечисляетнакоррсчет. Акредитнаяорганизацияучастникомбюджетногопроцессанеявляется. Нонанеевозложеныобязанностипоперечислениюплатежей, причитающихсябюджету. Цивилистысчитают, чтоэтобанковскиеотношения. 2) Исполнениепорасходам. 4 участника(беремтолькофедеральныйуровень): Минфин, ГРБС, КУиФК. Минфиндоначалатекущегофинансовогогоданаоснованииужеутвержденногозаконаобюджетесоставляетсводнуюбюджетнуюроспись. ДалеепоказателисводнойбюджетнойросписидоводятсядокаждогоГРБС, идоводятсяоничерезтакиепоказатели, какбюджетныеассигнованияиЛБО. ОдновременноэтипоказателидоводятсядоФК, котороеконтролирует. ДалееГРБСутверждаетбюджетнуюросписьивозвращаетееМинфину. Возможныкорректировки, ноонид.б. принятыобеимисторонами. НаоснованииутвержденнойбюджетнойросписиГРБСдоводитдоКУтежепоказатели–бюджетныеассигнованияиЛБО. КУсоставляетбюджетнуюсмету, сметаутверждаетсявпорядке, установленнымГРБС. ПослеутверждениясметыКУполучаетправоприниматьнасебябюджетныеобязательства, толькосэтогомоментаначинаетдействоватьст.219 БК. КУподписываетведомостьнаЗП, составляетплатежноепоручениеинесетеговФК(тудастекаетвсяинформация). ФК, получивплатежноепоручение, осуществляетсанкционированиеипоследнийэтап–подтверждениеденежныхобязательств, осуществляетвыплаты–списываетсединогосчетабюджета, отражаетнаединомсчете: «ЗПтакого-тогражданина». Вэтойчастиисполнениебюджетасостоялось.
Лекция7. Шевелева. 09.04.2015
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (330)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |