Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ



2018-06-29 536 Обсуждений (0)
ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




Реформирование российского общества происходит в условиях динамичного развития всех сфер жизни. Идет принципиальное обновление общественной жизни, смена приоритетов в массовом сознании. В этих условиях повышаются требования в отдельному человеку, к его внутренним психологическим ресурсам, обеспечивающим жизнедеятельность личности в условиях новой экономической и социально-политической реальности.

Решение новых задач, поиск эффективных методов реализации функций государственного управления предъявляют повышенные требования к организации деятельности аппарата государственных органов и компетентности их персонала. На фоне политического плюрализма, альтернативного развития отечественной экономики в центре и в регионах, руководители государственной службы становятся тем профессиональным ядром, которое, исходя из интересов государства и общества, призвано разрабатывать наиболее оптимальные модели управленческих решений. Все это требует высокого уровня не только профессиональной, но и личностной подготовки персонала управления государственной службы.

Одним из главных идеологических приоритетов модернизации российского общества является повышение роли профессионализма специалистов во всех сферах, в том числе и на государственной службе. Развитие и эффективное использование человеческого ресурса подразумевает создание социокультурных, психологических и организационных условий для самореализации каждой личностью своих потенциальных возможностей. Одним из главных психологических условий активизации личностного потенциала человека является его аутопсихологическая компетентность, обеспечивающая оптимальные модели самоорганизации жизни и профессиональной деятельности.

Таким образом исследование аутопсихологической компетентности госслужащих обусловлено необходимостью решения неотложных задач, связанных с эффективным использованием человеческого ресурса в практике государственного управления. Эти задачи являются составной и неотъемлемой частью главной практической цели акмеологической науки, направленной на воспитание профессионалов и оказания им помощи в достижении вершин профессионального мастерства.

Решение этих прикладных задач невозможно без основательного научного осмысления всего комплекса перечисленных выше проблем и создания психологической теории аутопсихологической компетентности личности, до сегодняшнего дня отсутствующей в психологической науке. Научная теория аутопсихологической компетентности личности, на наш взгляд, должна быть включена в целостную систему акмеологической науки, нацеленной на решение проблем рациональной организации профессиональной деятельности, формирования профессионального мастерства. Известно, что магистральные направления развития акмеологической науки связаны, во - первых, с созданием теоретически обоснованной системы ценностно-смыслового и деятельностно - операционального развития взрослой личности, а во-вторых, с разработкой эффективных методологических и методических моделей содержательно-технологического обеспечения профессионального развития и саморазвития человека. Ясно, что аутопсихологическая компетентность является одной из ключевых, системообразующих проблем в общем комплексе акмеологической проблематики, требующей как общетеоретической, так и прикладной разработки. При этом развитие и обогащение акмеологической науки в целом, на наш взгляд, будет зависеть от решения центральных вопросов, связанных с разработкой комплекса проблем аутопсихологической компетентности: принципов, закономерностей саморазвития и самоактуализации личности; конкретных аутопсихологических психотехнологий; создания системы аутопсихологической психодиагностики и т.д.

Впервые понятие аутопсихологической компетентности личности педагога было введено в психолого - педагогических исследованиях Н.В. Кузьминой и Г.И. Метельского. Аутопсихологическая компетентность педагога определялась как система знаний, умений и навыков, которые обеспечивают будущему учителю не только общепсихологические знания, но и высокий уровень профессионального самосознания, умения управлять своими психическими состояниями (3, 4, 5).

Исходя из этого определения АК, ценным является выделение аутопсихологических критериев зрелости профессиональной личности, то есть тех универсальных личностных новообразований, переводящих ее в статус личности профессионала. К таким личностным качествам, на наш взгляд, относятся: блок мировоззренческих установок (смысложизенные ориентации, ценностные ориентации и т.п.); блок личностных качеств (адекватная самооценка, сочетающаяся с высоким уровнем самопринятия и самоуважения, высокая мотивация достижений и т.д.); блок социально-психологических качеств (коммуникативная и социально-перцептивная компетентность, социальный интеллект и т.д.)

Данный подход представляется весьма важным с точки зрения формирования психологических основ профессиональной личности в целом и требует своего дальнейшего развития и приложения к конкретным видам профессиональной деятельности (в частности, к профессиональной деятельности государственного служащего)

Дальнейшая операционализация понятия АК происходила одновременно с разработкой конкретных психотехнологий ее формирования (6, 7). В основе аутопсихологической компетентности лежит готовность и способность к целенаправленной психической работе по изменению личностных черт и поведенческих характеристик. Она представляет собой умение личности развивать и использовать собственные психические ресурсы, создавать благоприятную для деятельности ситуацию путем изменения своего внутреннего состояния, приобретать, закреплять, контролировать знания, умения и навыки, перестраиваться при возникновении непредвиденных обстоятельств, создавать волевую установку на достижение значимых результатов.

Аугопсихологическая компетентность складывается из умении, направленных на:

• самоднагностику (комплекс навыков самоанализа, самооценки, самоопределения, самосознания, самоконтроля);

• самокоррекцию (включает использование техник решения личных проблем - снятие стрессов, зажимов, комплексов, избавление от вредных привычек; техник, изменяющих внутреннее психическое состояние -саморегуляция, самовнушение, снятие боли и методы контроля функций организма, самоубеждение, самогипноз);

• саморазвитие (предполагает обладание техниками изменения личностных черт, самопрограммирования);

• самомотивирование ( формирование и принятие образов достижения, постановка задач, ресурсное подкрепление собственных действий);

• эффективную работу с информацией (быстрое чтение, развитие памяти, освоение техник переработки и анализа информации);

• психо-лингвистическую компетентность (все виды работ с текстом, формулирование контекстно-адекватных фраз, понимание скрытого значения фраз, целенаправленное использование мета и милтон-моделей языка, работа с модальными операторами).

Учитывая это понимание будет логичным рассмотрение саморегуляции как системы психотехнологий, направленных на развитие психологической культуры руководителей.

Очевидно, что каждый человек на эмпирическом, поведенческом уровне стихийно и фрагментарно осуществляет саморегуляцию собственной деятельности, но эффективность этого процесса во многом зависит от степени развития рефлексивной способности, компетентности, готовности и возможности свободно актуализировать их в профессиональной деятельности.

Определение АК как готовности и способности личности к самоизменениям требует, на наш взгляд, серьезного теоретического обоснования. Готовность личности к самоизменениям объединяет мотивационно - смысловые факторы, детерминирующие инициирование и дальнейшее функционирование процесса самоизменения. Аутопсихологические способности выражают технологическую составляющую процесса самоизменения и объединяют набор конкретных психологических навыков, приемов, психотехнологий, обеспечивающих реализацию процессов самоизменения.

Таким образом, проблема аутопсихологической компетентности имеет как теоретический, так и прикладной аспекты. Теоретическое значение разработки проблемы АК личности руководителя связано с необходимостью создания целостной психологической теории аутопсихологической компетентности личности, раскрывающей основные психологические механизмы функционирования и формирования данного качества. Прикладной характер этой проблемы обусловлен практическими задачами по формированию высокоэффективного кадрового ресурса в сфере государственного управления. С этим связана задача формирования оптимальной модели аутопсихологической компетентности государственного служащего, на основе которой возможна разработка систем его личностного и профессионального саморазвития и самосовершенствования.

Таким образом, аутопсихологическая компетентность личности принадлежит к классу теоретико-прикладных психологических проблем, её постановка и генезис развития инициированы двумя основными факторами: 1) практическим - необходимостью рассмотрения АК в контексте профессиональной деятельности как одного из основных факторов повышения её эффективности и 2) теоретическим - наличием теоретической базы, на основе которой формулируется данная проблема, намечаются основные направления её анализа.

Поэтому, несмотря на то, что понятие АК было введено в психологическую теорию и практику сравнительно недавно, проблемы, описываемые данным понятием (саморазвития, самоконтроля, самореализации и т.п.) традиционно рассматривались в контексте изучения личности как одной из базовых психологических категорий, и, в частности, как вопросы самопознания, самоконтроля и самосовершенствования личности.

Исходя из этого, теоретико-методологическим основанием постановки проблемы аутопсихологической компетентности выступают комплекс представлений, раскрывающих понятия субъекта и личности в психологии (1, 2).

Аутопсихологическая компетентность личность может быть рассмотрена в двух психологических качествах: 1) как процесс внутриличностной психологической деятельности по саморазвитию - аутопсихологическая деятельность; 2) как результат данной деятельности, проявляющийся в аутопсихологических способностях, навыках, умениях.

Процесс формирования аутопсихологической компетентности, как свойства личности, представляющего собой высокую степень развития саморегуляции в сферах самосознания, самочувствия и самодеятельности, оказывает стимулирующее влияние на развитие личности во всех областях ее жизнедеятельности.

Исходя из принципа анализа психических явлений от общего к частному, аутопсихологическая компетентность может быть рассмотрена на трех уровнях существования личности: 1) как общеличностная универсальная характеристика личности, проявляющаяся в наиболее общих тенденциях к саморазвитию личности; 2) как характеристика личности профессионала, проявляющаяся в ряде специфических аутопсихологических навыков, способствующих профессиональной самореализации личности - АК личности профессионала; 3) как АК в структуре конкретной профессиональной деятельности (например, деятельности кадров госуправления), представляющая собой совокупность профессионально важных аутопсихологических качеств личности.

Таким образом изложенные выше подходы, принципы анализа АК личности позволяют создать целостную структурно-функциональную модель аутопсихологической компетентности личности, включающей в себя понимание АК как внутриличностной деятельности по саморазвитию и самосовершенствованию, имеющей специфические потребности, мотивы, цели и задачи. В структуру этой деятельности входят также конкретные действия, операции, умения и навыки, совокупность которых составляет аутопсихологические способности личности.

Литература:

# Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 299с.

  1. Абульханова-Славская К.А. Акмеологическое понимание субъекта //Основы общей и прикладной акмеологии . - М.,РАГС, Военная академия им. Ф.Э.Дзержинского, 1995. - 387с.
  2. Кузьмина Н.В. Способность, одаренность, талант учителя. - Л.: ЛГУ,1985.
  1. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.: Высшая школа. 1990. - 119с.
  2. Метельский Г.И. Психологические особенности гностической деятельности учителя. - Л.: ЛГУ, 1979.
  3. Ситников А.П., Деркач А.А., Елшина И.В. Аутопсихологическая компетентность руководителей: прикладные технологии. - М.: Изд-во Луч, 1994. - 225с.
  4. Егорова Т.Е. Формирование аутопсихологической компетентности в условиях групповой интенсивной подготовки. - Автореф.канд.психол. наук. - М. 1997

 

Л.И.Катаева - кандидат педагогических наук, доцент, И.Е.Шейнюк



2018-06-29 536 Обсуждений (0)
ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (536)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)