Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


МОТИВАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ВРЕМЕННОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ДЕЙСТВИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



2018-06-29 394 Обсуждений (0)
МОТИВАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ВРЕМЕННОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ДЕЙСТВИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Одним из важнейших направлений научных исследований Н.В.Кузьминой и ее многочисленных учеников и последователей является психологическое изучение структуры и механизмов регуляции профессиональной деятельности. А одной из важнейших задач оптимальной регуляции профессиональной деятельности выступает задача эффективного построения элементов этой деятельности во времени.

Задача построения деятельности во времени, своеобразного перекодирования симультанной картины актуальных профессиональных установок в сукцессивную развертку этих установок во времени нередко превращается в драматически сложную, иногда блокирующую продуктивную деятельность и невротизирующую саму личность руководителя.

Планируя профессиональные действия на определенный период, руководитель определяет сам набор объективно важных и субъективно значимых по его оценке задач. Из ряда конкретных исследований известно, что в зависимости от стилевых особеннстей, типологического склада, характера управленческого опыта тот или иной руководитель может предпочитать задачи одних типов и склонен игнорировать, недооценивать и “саботировать” задачи других типов ,скажем, воспитательные, отдаленные по временной перспективе и т.д.. Кроме того, он определяет оптимальный с точки зрения предметных требований и реальных возможностей осуществления временной период реализации, минимально возможный и максимально допустимый. Опять-таки в зависимости от личностных особенностей и предметной реальности управленческой деятельности этот период может быть более узким и более широким. Актуальная зона временной регуляции профессиональных действий строится по своим законам: трудно планировать на дальнюю перспективу как из-за непредсказуемости событий, особенно в переживаемый нами период нестабильности, так и ввиду ограниченности деятельностных и материальных ресурсов. Но парадокс состоит в том, что трудно планировать (точнее, перепланировать) действия и на очень близкий период, поскольку он, как правило, уже заполнен объективно навязанным человеку алгоритмом действий, которые чрезвычайно трудно перестроить или отменить.

Еще одна специфическая задача временной регуляции профессиональных действий, как любых других, состоит в определении временной последовательности реализации уже намеченных к выполнению действий. Чем же определяется эта временная последовательность, своеобразный временной приоритет осуществления действий? Анализ уже выполненных исследований и проведенные нами пилотажные исследования позволяют сделать вывод о наличии целого ряда психологических механизмов, определяющих временную последовательность действий.

С одной стороны, естественно, что временной приоритет имеют действия объективно важные и соответственно субъективно наиболее значимые по сравнению с менее значимыми. При этом в качестве более конкретного критерия выделяются либо ожидаемые положительные последствия в случае выполнения, либо ожидаемые негативные последствия в случае невыполнения действия. В одних случаях эта структура симметрична: насколько будет хорошо при выполнении, настолько же будет плохо при невыполнении. В других случаях структура оказывается несимметричной: ведущим является либо положительный, либо отрицательный критерий.

Но значимость не является единственным принципом построения временной последовательности действий. Еще одним принципом может служить своеобразная неотложность действия не в силу его высокой абсолютной значимости, а в силу относительной: если нечто не сделать сейчас, это невозможно будет сделать никогда в обозримом будущем. Ведущим критерием может стать и динамический, затратный: сейчас выполнение обойдется дешевле, завтра же - существенно дороже. Поэтому даже при значимостных различиях предпочтение может быть отдано менее значимому по последствиям, но более рациональному по затратным характеристикам действию. Многие очень высоко значимые задачи откладываются ввиду того, что условия их реализации еще не созрели, их осуществление хотя и возможно, но требует непомерно больших затрат.

Наконец, при прочих равных условиях предпочтение в определении последовательности реализации действий может быть отдано тем действиям, осуществление которых создает наиболее благоприятные и долговременные условия, своеобразный положительный фон для осуществления следующих действий, существенно повышая общую эффективность данного временного периода профессиональной деятельности.

Изучение психологических механизмов построения профессиональной деятельности во времени в данном аспекте только начинается. Дальнейшая теоретическая и экспериментальная работа в этом направлении безусловно полезна в решении общей задачи оптимизации профессиональной деятельности руководителей.

Литература:

  1. Асеев В.Г. Личность и значимость побуждений. - М., 1993.
  2. Фридман А.Ю. Психологические особенности построения временной последовательности учебных действий //Становление государственной службы в России и подготовка высшего административно-управленческого потенциала. - М., 1998.

 

 

М.Ф Секач - кандидат психологических наук,

Е.А Каминер

 



2018-06-29 394 Обсуждений (0)
МОТИВАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ВРЕМЕННОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ДЕЙСТВИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: МОТИВАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ВРЕМЕННОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ДЕЙСТВИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (394)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)