Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ И ЕГО ОЦЕНКА



2018-06-29 988 Обсуждений (0)
ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ И ЕГО ОЦЕНКА 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Определим потенциал личности как психологический ресурс, реализация которого в ходе жизни приводит к определенным, значимым с точки зрения как личности, так и общества личностным достижениям. Раскрытие потенциала личности в ходе ее жизни, особенности развития личности как носителя определенного потенциала позволяют отнести понятие потенциала личности к концептуальному аппарату акмеологии.

С точки зрения техники оценки потенциала личности основная проблема состоит в латентности этого феномена. При этом можно предположить, что оценка полного внутреннего потенциала будет пропорциональна оценке реализованного потенциала. Поэтому для предварительной оценки потенциала личности вполне естественно было бы взять совокупность личностных достижений. Достижения можно рассматривать в интенсивном и экстенсивном аспектах. Чем эти достижения выше (интенсивный аспект) - а это обычно фиксируется в виде разрядов, ученых степеней, званий и просто фактов (например, числа детей у человека или уровне его дохода, рекордов у спортсмена или патентов у изобретателя) - тем выше будет считаться стоящий за этими достижениями потенциал. Кроме уровня достижений необходимо рассматривать и их количество (экстенсивный аспект). Чем больше успехов в различных областях характеризуют жизненный путь личности, тем выше ее потенциал. Поэтому наиболее подходящей методикой для изучения потенциала является психобиографическая.

Итак, личностно-профессиональный потенциал в первом приближении можно изучать с помощью психобиографических методик, фиксирующих факты биографии личности и, в частности, факты объективных личностных достижений в значимых сферах. Однако при таком подходе возможна ситуация, когда личность не реализует свой потенциал в рамках своей профессии (скажем, государственной службы) в силу отсутствия, например, интереса к такого сорта деятельности, вместе с тем сам по себе потенциал весьма значителен и проявляется в других сферах. Возможна и другая ситуация: личность не имеющая слишком большого потенциала, полностью “выкладывается” в своей профессиональной деятельности и в относительно узкой области достигает весьма впечатляющих результатов. В первом из описанных случаев есть возможность, что потенциал будет оценен как низкий, а во втором - как высокий, хотя реальная картина прямо противоположная. Отсюда видно, что использование упрощенной однофакторной модели потенциала, опирающейся только на объективные факты достижения личностью высоких результатов, не всегда приводит к приемлемым результатам. Второй пример показывает, что для оценки потенциала существенным может оказаться не только сам факт высокого достижения, но и отношение личности к процессу деятельности, приводящему к этому достижению.

Отношение личности к своей деятельности можно описывать с помощью самых разных понятий, однако для модели потенциала личности предлагается использовать следующие два фактора:

    • фактор ХОЧУ, операционализируется шкалой “нравится - не нравится”;
    • фактор МОГУ, операционализируется шкалой “легко - трудно”.

Рассмотрим более подробно варианты сочетаний предложенных факторов на “спортивном” примере. Наибольший интерес представляет область высоких достижений (например, в спорте - получение разряда “мастер спорта”). Зафиксируем некоторый уровень достижений (скажем, уровень мастера спорта) и рассмотрим различные гипотетические сочетания факторов ХОЧУ и МОГУ.

Если сама деятельность (занятие спортом) оценивается как “нравящаяся” и “легкая” (ХОЧУ и МОГУ), то налицо наличие способностей к этому виду деятельности (виду спорта в нашем примере). Высокие достижения свидетельствуют о достаточно высоком личностном потенциале (условно, оценим его 1 баллом).

Если деятельность оценивается как “легкая” и “ненравящаяся” (НЕ ХОЧУ, но МОГУ), однако достигаются высокие результаты, то достаточно высокий потенциал личности сочетается с несоответствием реальной деятельности направленности личности. Несоответствие интересов личности ее реальной деятельности создает препятствия нормальной реализации потенциала личности, поэтому при тех же достижениях, что и в предыдущем случае (мастер спорта), исходный потенциал личности должен быть более высоким. Соответственно, такому потенциалу условно можно приписать оценку в 2 балла.

Другая ситуация складывается, когда деятельность оценивается как “нравящаяся”, но “трудная” (ХОЧУ и практически НЕ МОГУ). Оценка “нравится” говорит об интериоризации личностью социальных требований, побуждающих личность к рассматриваемой деятельности. Поэтому не нужно внешнее принуждение для исполнения деятельности. При этом человек выбирает личностно неоптимальную, однако важную для общества деятельность (об этом свидетельствует оценка “трудно”) и добивается значительных результатов. Это позволяет говорить о высоком развитии силы личности (или ЭГО-силы). Сила личности выступает при этом как реализация некоторой части потенциала с целью достижения интеграции личности. Именно высокая сила личности позволяет реализовать потенциал личности в условиях препятствий и добиться столь же высокого результата, что и в предыдущем случае. Оценка потенциала личности определяется как более высокая, нежели, чем в предыдущем случае, а сам потенциал представляется большим (условно ему может соответствовать 3 балла).

Ситуация деятельности, оцениваемой как “трудная” и “не нравящаяся” (НЕ ХОЧУ и практически НЕ МОГУ) возможна только при значительном внешнем принуждении. При этом, достижение высоких результатов представляется не слишком реальным, однако, если оно имеет место, то это свидетельствует о выдающемся потенциале личности и /или уникальном стечении обстоятельств. Условно такому потенциалу можно приписать максимальное значение в 4 балла.

Суммируя сказанное отметим, что одному и тому же уровню достижения (в примере - уровню мастера спорта) соответствует различный уровень потенциала, который понадобилось реализовать для того, чтобы добиться этого достижения. Для удобства дальнейшего изложения будем считать, что уровень достижений и все последующие коэффициенты измерены на уровне не менее чем интервальном, тогда уровень потенциала можно коротко описать в числовом виде с помощью следующей таблицы 1.

Таблица 1

Коэффициенты соответствия (К) уровня потенциала личности и уровня его модельных факторов по отдельным достижениям

Показатели Нравится Не нравится
Легко
Трудно

Однако такая оценка будет неполной без учета еще одного фактора, определяющего процесс реализации потенциала. Это фактор времени. В нашем “спортивном” примере один спортсмен достигнет уровня мастера спорта за три года, а другой - за десять лет. В подобной ситуации мы назовем первого спортсмена более способным и, соответственно, оценка его потенциала должна быть выше, чем у второго спортсмена. При оценке потенциала в спорте подобное обстоятельство должно быть зафиксировано с помощью специального коэффициента, учитывающего время, в течение которого был достигнут значимый результат (К.врем). Для каждого вида деятельности связь между временем достижения и К.врем должна определяться исходя из особенностей деятельности, с учетом средних статистических показателей и выдающихся прецедентов (например, если неизвестны боксеры, достигшие уровня мастера спорта за год тренировок, то появление такого единичного случая может рассматриваться, скажем, как факт приписки, а не выдающейся одаренности в этом виде спорта). Одним из наиболее реальных вариантов определения такой связи выступает экспертиза. В частности, для некоторого вида спорта эта связь может иметь следующий вид (см. таблицу 2).

Таблица 2



2018-06-29 988 Обсуждений (0)
ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ И ЕГО ОЦЕНКА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ И ЕГО ОЦЕНКА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (988)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)