Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ



2018-06-29 395 Обсуждений (0)
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ 0.00 из 5.00 0 оценок




ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ

РУКОВОДИТЕЛЯ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ

Одним из главных условий обеспечения функциональной активности системы медицинского обеспечения Вооруженных Сил является повышение профессиональной готовности медицинской службы (12, 13). От уровня профессионализма руководителя лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ) в значительной мере зависит результативность работы возглавляемого им коллектива - своевременность и качество диагностики, эффективность лечебно-профилактических мероприятий.

Проблема повышения уровня профессионализма, продуктивности профессиональной деятельности руководителей ЛПУ весьма актуальна. Это подтверждается субъективным характером значительной доли причин дефектов и ошибок в работе медицинской службы. В 1996 году 60-65% всех дефектов и ошибок совершены по причине некомпетентности в вопросах управления, а в 16,3% случаев причиной летальных исходов госпитальных больных хирургического профиля в 1996 году были недостатки в организации лечебного процесса (2).

В поиске путей практического решения данной проблемы мы обратились за помощью к новой междисциплинарной науке акмеологии (Кузьмина Н.В., Деркач А.А.), изучающей феномены, закономерности и механизмы достижения личностной и профессиональной зрелости, достижения человеком "акме" - потенциально возможной вершины в своём личностном и профессиональном развитии.

Акмеологический подход предполагает изучение этих процессов, явлений, феноменов во всей их многофакторности и обусловленности оптимального развития. В этой связи понятна причина того, что основным методологическим принципом акмеологии является принцип системности как наиболее соответствующий требованиям такого подхода. Используя данный принцип, профессиональную деятельность руководителя ЛПУ можно рассматривать как структурно-функциональную систему со всеми её характерными свойствами. Понятие структурно - функциональная система "профессиональная деятельность руководителя ЛПУ" определяется как целенаправленная, самоорганизующаяся, развивающаяся система взаимосвязанных структурно-функциональных компонентов, связанных с решением профессиональных задач, достижением искомых результатов в соответствии с основной, определенной государством целью - своевременным и качественным выполнением лечебно-профилактических мероприятий.

Структурными элементами этой системы являются: сотрудники ЛПУ; больные-пациенты учреждения; сам руководитель, решающий профессиональные задачи по эффективному руководству учреждением. Функциональными элементами системы - функции руководства: администраторская, стратегическая, экспертно-консультативная, представительская, воспитательно-педагогическая, психотерапевтическая, коммуникативно-регулирующая, инновационная, дисциплинарная (6).

Эффективное практическое решение проблемы повышения уровня профессионализма руководителя ЛПУ невозможно без чёткого представления о структуре его профессиональной деятельности, профессиографического анализа. Нами выделены три основных модуля профессии-задачи руководителя ЛПУ:

- управленческая, решаемая в процессе выполнения администраторской функции руководства (с планированием, организацией, руководством людьми, их мотивацией, контролем как этапами управленческого процесса);

- экспертно-консультативная, решаемая при собеседованиях, консультациях, "беседах начальника с подчиненным о результатах"; при участии в работе клинико-анатомических, научно-практических, итоговых конференций; в процессе врачебного взаимодействия руководителя с больными-пациентами учреждения;

- воспитательно-педагогическая, решаемая руководителем ЛПУ при взаимодействии с сотрудниками учреждения, больными не только во время проводимых занятий, совещаний, конференций, но и посредством собственных реальных повседневных поступков.

В качестве эффективного фактора продвижения конкретного человека к вершинам профессионализма, обязательного элемента его продуктивной профессиональной деятельности в акмеологии рассматривается способность развивать творческий потенциал и продуктивно заниматься самосовершенствованием. Профессиональное самосовершенствование личности в любой сфере деятельности во многом определяет уровень его профессиональной компетентности.

Используя акмеологический подход, с позиций "Я-концепции" (5), "концепции осознанной саморегуляции деятельности" (11), понимания сути оптимизации военного руководства как продуктивной реализации творческого потенциала субъекта управления (8), процесс профессионального самосовершенствования руководителя ЛПУ можно представить в виде схемы 1.

Самоорганизация, самообразование и самоконтроль являются для руководителя ЛПУ средствами разрешения важнейшего противоречия: между сложившимися в его сознании образами "Я-профессионального идеального" и "Я-профессионального реального", средствами его профессионального самосовершенствования. Более высокий уровень профессионализма достигается им через реализацию творческого потенциала, способности к инновациям.

Хотелось бы подчеркнуть важность наличия у специалиста споособности к объективной самооценке. От уровня её развития, адекватности представлений о реальных и потенциальных результатах своего труда зависит эффективность профессионального саморазвития, продуктивность его профессиональной деятельности.

Это подтверждается результатами, полученными А.Г.Васюком при исследовании психологических особенностей профессионального становления личности врача. Способность адекватно и дифференцированно осознавать собственные действия в соответствии с нормативной моделью его профессиональной деятельности расценивается автором как индикатор развития профессионального самопознания врача, а несовпадение наличных профессиональных способностей врача с требованиями его профессии практически неизбежно ведёт к стрессу, переутомлению, неудовлетворённости трудом на данном рабочем месте (3).

Внутренним основанием новизны управленческого мышления служит внесение ценности критериальности мыслительных процессов (1). Чтобы творчески решать профессиональные задачи на высоком уровне продуктивности, руководитель ЛПУ должен обладать развитыми способностями к объективной критериальной самооценке. Критерии "проявляются" из сути руководства, которое определяется как деятельность, направленная на координацию усилий людей при их совместном достижении определенной цели и предполагающая изменение их поведения и состояния при прямом либо опосредованном воздействии на психику (9).

Деятельность руководителя - не просто управление. В ней содержится два аспекта - организационно-технический и социально- поведенческий (психолого-педагогический). Р.Л.Кричевский, учитывая данные исследований Питерса Т, Уотермена Р., Синка Д.С., выделяет два класса критериев эффективности коллектива или руководства им - психологические и непсихологические. Эффективным автор считает такого руководителя, коллектив которого имеет высокие показатели по соответствующим психологическим и непсихологическим критериям групповой эффективности (6).

В организации здравоохранения также выделяется два аспекта руководства: социально-политический и организационно-технический, технологический (10). В акмеологии продуктивной, эффективной считается деятельность, характеризующаяся высокими показателями качества, производительностью и позитивными социально-личностными характеристиками (преследующая положительные социально-значимые цели, развивающая специалиста как личность, сохраняющая его здоровье) (4). Такое определение также предполагает оценку продуктивности профессиональной деятельности специалиста по непсихологическим и психологическим критериям.

Мера овладения продуктивными способами профессиональной деятельности определяет уровень профессионализма представителя той или иной профессии (7). Для определения его уровня у руководителя ЛПУ необходимо выявление того, в какой мере он продуктивен, эффективен в своей сфере профессиональной деятельности. В качестве критериев этой продуктивности целесообразно использовать приведенные выше критерии эффективности руководства, разработанные для руководителя любого профиля, руководителя вообще, отразив специфику руководства ЛПУ.

Для объективизации профессиональной самооценки руководителя ЛПУ нами была предложена методика самоконтроля его продуктивности, уровня профессионализма по психологическим и непсихологических показателям. Данная методика используется не только для cамооценки, но и для оценки уровня профессионализма руководителей ЛПУ. Её использование способствует профессиональному самосовершенствованию руководителей ЛПУ, повышению эффективности руководства всей системой лечебно-профилактических учреждений Министерства обороны РФ.

Таким образом, используя достижения акмеологии, удалось в

какой-то мере вплотную подойти к практическому решению проблемы повышения уровня профессионализма руководителя ЛПУ через его профессиональное саморазвитие как "венец" профессионального развития.

Рисунок 1.



2018-06-29 395 Обсуждений (0)
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (395)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)