Мастера спорта в боксе
Время достижения (лет)
|
|
|
|
|
Величина К.врем
|
|
|
|
|
В нашем примере, пусть имеются балльные оценки различных уровней достижения в спорте (УД.спорт), например следующего вида (см. таблицу 3).
Таблица 3
Уровни достижения (УД.спорт) в спорте
Уровень достижений
| Условный балл
|
спортом не занимается
|
|
третий разряд
|
|
второй разряд
|
|
первый разряд
|
|
кандидат в мастера спорта
|
|
мастер спорта
|
|
Тогда уровень потенциала личности, реализовавшийся в сфере спорта (П.спорт) можно оценить с помощью следующей формулы:
П.спорт = УД.спорт * К * К.врем
где К и К.врем берутся из приведенной выше таблицы.
Если предположить, что разряд был получен за 3 года, тогда К.врем = 3.
Поскольку уровень достижения - мастер спорта, то УД.спорт = 5
Если оцениваемой личности заниматься спортом нравилось, но было трудно, то К = 3
Соответственно П.спорт = 3 * 5 * 3= 45
Максимально возможное значение оценки реализующегося в спорте потенциала личности будет 4 * 5 * 5= 100. Т.е. оцениваемая личность реализовала в спорте 45% от максимально возможного потенциала.
В качестве общей оценки потенциала личности можно будет взять сумму оценок уровней потенциала по отдельным ключевым направлениям.
Итак, для оценки потенциала личности предлагается использовать четырехфакторную мультипликативную модель следующей структуры:
- уровень достижения в определенной сфере;
- время достижения заданного уровня;
- отношение к этому достижению в разрезе “легко - трудно” - фактор "могу";
- отношение к достижению по шкале “нравится - не нравится” - фактор "хочу".
Литература:
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М., 1977. - 380 с.
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М., 1976. - 158 с
- Абульханова-Славская КА. Стратегияжизни. М., 1991.
- Ковалев В.И. Психологические особенности личностной организации времени жизни: Автореф. дис.... канд. психол. наук. М., 1979.
- Кублицкене Л. Ю. Организация времени личностью как показатель ее активности // Активность и жизненная позиция личности. М., 1988. С. 145-158.
В. А. Сергеев - старший преподаватель
ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ ВРЕМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫМ СЛУЖАЩИМ
Одной из важнейших задач оптимизации функционирования всей сис-темы государственной службы является повышение эффективности рабо-ты государственного служащего. Под эффективностью принято понимать достижение высоких трудовых результатов при оптимальных затратах ре-сурсов организма, сохранении хорошего самочувствия и личного благопо-лучия. Среди личностно-профессиональных качеств государственного служащего, позволяющих ему продуктивно действовать в самых различ-ных условиях, важное место занимает способность к эффективной органи-зации и планированию своего времени.
Разработка проблематики планирования личностного времени была начата в советской психологии в 70-х годах под руководством К.А. Абульхановой-Славской.
В соответствии с эти подходом личностное время включает не только особенности и закономерности деятельности человека в объективном вре-мени, его субъективные переживания и отношение к своему времени, но и то, как человек организует и использует время своей жизни.
Исследование, проведенное в рамках мониторинга личностно-профессионального развития в системе подготовки и переподготовки го-сударственных служащих на кафедре акмеологии и психологии профес-сиональной деятельности РАГС при Президенте РФ под руководством доктора психологических наук Синягина Ю.В. показывает, что проблема эффективности планирования и организации времени государственным служащим является весьма актуальной и требует детального изучения.
Одно из важнейших профессионально важных качеств госслужащего - стиль планирования выполнения порученных дел. Согласно полученным данным 90,5% опрошенных перед выполнением порученных дел отбира-ют те дела, которые будут выполнять в первую очередь. Отрадно отме-тить и тот факт, что лишь 0.4% не успевают распределять порученные де-ла по времени.
Представляют интерес результаты по выбору госслужащими времен-ного интервала для планирования. Такие традиционные варианты плани-рования, как "дeнь", "неделя" и "месяц") предпочитают 92.2% всех обсле-дованных (62,9%, 21,2%, 8,1% - соответственно). В то же время есть и та-кие (7,8%), которые планируют свое время нетрадиционно - на две, три недели, несколько месяцев, на полугодие.
Настораживает тот факт, что в условиях дефицита рабочего времени 40% опрошенных используют для выполнения заданий нерабочее время, что, как правило, приводит к физическим и психологическим перегрузкам. Только 1% обследованных обращается к руководству с просьбой снять часть порученных дел для уменьшения перегрузки.
В то же время 54,9% опрошенных используют различные методы для организации выполнения порученных дел. Так, 24,8% - распределяют свое рабочее время между делами по их значимости, а 1,7% - уменьшают время для выполнения каждого дела.
Исходя из эффективности работы государственной службы, представ-ляет интерес вопрос о том, как современный госслужащий определяет по-рядок выполнения порученных дел. Некоторые предпочитают планиро-вать работу исходя из ее срочности, другие же, ориентируется в основном на субъективную важность выполняемой работы. Представляется, что должно преобладать планирование по важности, а планирование по сроч-ности должно иметь подчиненный характер.
По результатам исследования каждый шестой из опрошенных выпол-няет сначала срочные дела, затем важные, остальные откладывает на по-том, а каждый десятый обращается вначале к важным делам, оставляя на "потом" другие. Таким образом, стиль планирования современного гос-служащего является неоптимальным.
По результатам исследований было выявлено, что на планирование распределения дел при дефиците времени оказывает влияние профиль об-разования госслужащего. Каждый второй госслужащий с техническим об-разованием для безусловного выполнения порученных дел использует не-рабочее время. В то же время среди госслужащих с управленческим обра-зованием свое нерабочее время тратит лишь каждый четвертый.
При планировании порядка выполнения порученных дел распределяют свое время исходя из значимости дел 43,8% госслужащих с управленче-ским образованием и только 16,5% - с техническим образованием. В усло-виях значительной перегрузки лишь 1,6% госслужащих с техническим об-разованием просят руководство снять часть дел из-за невозможности их выполнения. Для госслужащих с управленческим образованием этот пока-затель составляет - 6,3%.
Таким образом, проблема оптимизации использования временного ре-зерва в системе госслужбы представляется весьма актуальной. Полагаем, что выявление и описание особенности планирования и организации вре-мени госслужащими позволяют дать необходимые рекомендации для по-вышения эффективности работы кадров управления.
Литература:
1. Абульханова-Славская КА. Стратегия жизни. М., 1991.
2. Ковалев В.И. Психологические особенности личностной организа-ции времени жизни: Автореф. дис.... канд. психол. наук. М., 1979.
3. Кублицкене Л. Ю. Организация времени личностью как показатель ее активности // Активность и жизненная позиция личности. М., 1988. С. 145-158.
Храпик В.А. - кандидат психологических наук,
полковник медицинской службы