Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ГОССЛУЖАЩИХ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ



2018-06-29 352 Обсуждений (0)
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ГОССЛУЖАЩИХ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ 0.00 из 5.00 0 оценок




Одним из основных принципов кадровой политики Федеральной службы налоговой полиции является принцип постоянного совершенствования профессионализма и повышения компетентности кадров. В условиях реформирования налоговой системы России задача профессиональной подготовки и адаптации сотрудников органов налоговой полиции, их нравственного воспитания оказывается весьма актуальной.

Это связано прежде всего с тем, что Федеральные органы налоговой полиции (ФСНП) не являются правопреемниками какого-либо ведомства или организации и не получили в наследство ни людских, ни материальных ресурсов. Поэтому специалисты, направленные на работу в ФСНП из других организаций и ведомств, должны одновременно с освоением специфики новой профессиональной деятельности проходить непростой этап социально-психологической адаптации.

В связи с этим необходимо отметить, что задачи профессиональной адаптации и профессионального подбора кадров для служб налоговой полиции России сегодня решаются преимущественно опытно- эмпирическим путем без необходимого научно-практического осмысления и обобщения имеющихся данных. Между тем приоритетными задачами в области профессиональной адаптации сотрудников ФСНП являются: 1) определение профессионально-важных качеств для основных видов профессий; 2) создание профессиограмм для данных видов профессий; 3) определение основных направлений работы в области профессиональной ориентации молодежи.

Согласно С.Л.Рубинштейну (4), человеческий труд есть одно из важнейших средств развития личности. Взаимоотношение личности и профессии строится из множества компонентов, в психологическом плане слагаемые профессионального успеха - многомерны. Так, к ним относятся формирование операциональной структуры деятельности, способности, индивидуальные и общие черты личности, облегчающие или препятствующие овладению знаниями и навыками. Проблема становления личности в труде решается с различных точек зрения и разнообразными путями. Одним из перспективных направлений является проблема успешности профессиональной деятельности, разрабатываемая Кузьминой Н.В., В.Д. Шадриковым , В.А.Бодровым , Марковой К.А. и др. (1; 2; 3; 5).

Эта концепция определяет направленность исследований в теоретическом аспекте с точки зрения развития личности, ее структуры, детерминации на различных этапах жизненного пути и т.п. В практическом плане она решает задачи профессионального отбора и прогноза, формирования ПВК, переподготовки и реабилитации кадров и т.д.

Чрезвычайно важным аспектом профессиональной адаптации является проблема формирования профессионально важных качеств, потому что особенности структуры ПВК и их изменений в процессе обучения можно рассматривать как определенные закономерности, отражающие стадии профессионализации личности.

В связи с этим, необходимо отметить, что задачи профессиональной адаптации и профессионального подбора кадров для служб налоговой полиции России сегодня решаются опытно-эмпирическим путем без необходимого научно-практического осмысления и обобщения имеющихся данных. Между тем профессия налогового полицейского является новой. Шесть лет существования ФСНП выявили ряд проблем профессиональной адаптации, среди них: 1) определение профессионально важных качеств для основных видов профессий (оперативник, сотрудник управления физической защиты); 2) создание профессионально-личностных моделей для данных подвидов профессий; 3) определение основных направлений работы в области адекватной профессиональной ориентации.

Разрабатывая идею профессионализации личности, многие авторы определяют ее как психологическую категорию формирования специфических видов трудовой активности личности, на основе которой развиваются и структурируются профессионально ориентированные характеристики, обеспечивающие реализацию функций познания, общения и регуляции. Согласно этим авторам, профессионализация личности, является специфической формой активности, отражающей процесс ее социализации и сопровождающейся развитием личности в течение профессионального этапа жизненного пути (1, 2).

Процесс обеспечения профессионального становления включает в себя конструирование способов овладения операциональной стороной деятельности. Этапы профессионализации отражают разные особенности деятельности, сопровождаются различными требованиями к субъекту, при этом каждый этап сопряжен с реализацией функций определенной совокупности личностных свойств. Смена этапов профессионализации раскрывается как формула социализации личности. поэтому в профессионализации человека можно выделить два основных компонента, один из которых отражает операциональную сторону деятельности, а другой - специфическую активность личности, в рамках которой осуществляется становление и реализация личности профессионала.

Различные теоретические концепции профессионального становления рассматривают адаптацию как составную часть профессионализации, либо сводят оба понятия в одно. Однако, профессионализация имеет ряд принципиальных особенностей, не присущих адаптации, таких как профессиональное обучение, профессиональное самоопределение, в которых индивид не только приобретает адекватное представление о своей профессии, о своих возможностях, но и активно развивает их.

Таким образом, сущность профессиональной адаптации заключается в установлении такого функционального состояния, которое обеспечивает адекватное выполнение профессиональной деятельности. Адаптация охватывает целый комплекс элементов, связанных с деятельностью вообще, независимо от его конкретного содержания, характеризуется построением модели деятельности исходя из внутренних особенностей человека (физиологических и психологических) и сформированностью концептуальной модели. В таком понимании профессиональная адаптация шире, чем профессионализация и выступает условием выполнения целенаправленной деятельности. Любому процессу становления профессиональных качеств всегда присущи адаптивные механизмы, обеспечивающие оптимизацию собственных возможностей человека с требованиями деятельности. С этой точки зрения, адаптация выступает как элемент более емкого понятия профессионализации.

Рассмотрение соотношения двух понятий позволяет также предположить, что профессиональная адаптация выступает, с одной стороны, как некий конструкт, в рамках которого происходит профессионализация человека, а с другой, она является неотъемлемой частью самой профессионализации, обеспечивая выработку индивидуальных способов и приемов деятельности, включение личности в трудовой процесс и формирование ее как субъекта деятельности.

Результаты проведенного нами эмпирического исследования позволили выдвинуть положение о наличии трех этапов в психологической адаптации сотрудников налоговой полиции: начальный (до 1 года), критический (1-2 года), стабилизации (от 2 до 3 лет). Для начального этапа характерен низкий уровень адаптированности сотрудника, что связано с формированием индивидуальных стратегий и тактик адаптации, активным поиском и переработкой информации, связанной с ориентацией сотрудника в новой обстановке. На критическом этапе у части сотрудников происходит закрепление эффективных адаптационных стратегий, что ведет к этапу стабилизации, когда за счет объективных и субъективных факторов сотрудник преодолевает негативные тенденции первого этапа; у другой части сотрудников сильные внутриличностные и межличностные конфликты, связанные с несоответствием имеющейся у сотрудника системы ожиданий относительно предстоящей деятельности и реальной действительностью, приводят к временной или полной дезадаптации и неспособности продолжать службу в налоговой полиции. На этапе стабилизации оформляется мотивационно-ценностная система регуляции профессиональной деятельности, вырабатывается устойчивое отношение сотрудника к службе, уравновешиваются системы субъективных ожиданий и реальных достижений.

Рейтинги профессиональных трудностей у сотрудников со стажем работы менее 1 года и стажем более 3 лет существенно различаются: для первых основной проблемой является отсутствие профессиональных знаний и опыта, для вторых - неопределенность должностного статуса. Сотрудники со стажем работы 1-2 года составляют переходную группу от неадаптированных к адаптированным, поэтому структура их профессиональных трудностей имеет размытую структуру. Значительно различаются субъективные оценки сотрудников степени соответствия работы их личностному и профессиональному потенциалу. Большинство сотрудников со стажем менее 1 года считают, что работа полностью соответствует их потенциалу (71,4%). У сотрудников со стажем более 3 лет - обратное мнение. Этот эмпирически выявленный факт позволяет сделать предположение о том, что длительная работа в ФСНП (в особенности в подразделениях с экстремальными условиями деятельности) значительно повышает самооценку сотрудников, что выражается, в частности, в субъективном ощущении высокого личностного и профессионального потенциала. Этот факт свидетельствует также о достижении сотрудниками налоговой полиции к третьему году службы высокого уровня адаптированности.

Проведенное исследование позволило также обозначить целый ряд направлений дальнейших исследований по разработке системы психологического обеспечения эффективной профессиональной адаптации сотрудников налоговой полиции, среди которых изучение психологических факторов иммунитета сотрудника к давлению со стороны криминальных структур; исследование особенностей совместной деятельности в условиях риска; разработка психолого-акмеологических моделей профессионального подбора кадров в системе ФСНП и другие.

 

Литература:

1.Бодров В.А. Проблемы профессионального психологического отбора // Психол. ж.. - 1985. - Т.6. - № 2. - С.85-94.

2.Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.: Высшая школа, 1990. - 119с.

3.Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.,1996. - 308с.

4.Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии.-М.: Педагогика, 1976. - 227с.

5.Щадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. - М.: Логос, 1996. - 320с.

 

И.В. Куликов - аспирант

 



2018-06-29 352 Обсуждений (0)
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ГОССЛУЖАЩИХ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ГОССЛУЖАЩИХ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (352)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)