КРИЗИСНЫЕ ЭТАПЫ КАРЬЕРЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ РУКОВОДИТЕЛЯ
Одной из методологических задач развития акмеологии, как дисциплины является разработка проблемы времени и задачи интеграции различных “времен жизни”, производительности труда, периодов устойчивости и необратимости развития, временных характеристик “новообразований” и т.д. (А.А. Деркач). Вероятно одним из наиболее удачных путей её реализации являются исследования профессиональной карьеры, как процесса реализации человеком себя, своих возможностей в условиях профессиональной деятельности, достижения личностного “акме””. Многое уже сделано в этом направлении (К.А. Абульханова-Славская, А.К. Маркова, А.С. Гусева, Р.Л. Кричевский, Е.А. Могилёвкин и др.), но конкретно по этапам карьеры исследования ведутся сравнительно недавно. Здесь необходимо упомянуть актуальность тематики профессионального самоутверждения личности, её стратегий, её роли в развитии личности, взаимосвязанностью с этапами карьеры, жизни и спецификой этой связи. Реализуя акмеологическую концепцию развития управленческого персонала, необходимо учитывать и опираться на этапы и периодизацию профессионального развития и карьеры.Но бывает ли путь от специалиста до мастера-творца простым и необременительным? Достаточно вспомнить классиков Л.С. Выготского или Э. Эриксона, чтобы сказать, что не совсем: всякое развитие таит в себе последовательность кризисов. Проходят ли они явно или латентно - это уже следующий вопрос. В современной науке уже сложились определённые теории этапов и периодизации профессионального развития и карьеры но большинство учёных ( К.А. Абульханова-Славская, А.К. Маркова, А.А. Бодалёв, Д. Сьюпер и др.) отмечали важность и недостаточную исследованность кризисных этапов жизни и карьеры взрослого человека. Л.С. Выготский больше занимался этапами детства и юности. Э. Эриксон обозначил этап взрослости очень широко . Подробно над периодизацией этапов взрослости работали Д.Сьюпер, позднее Д. Холл. Ими были выделены кризисные этапы профессиональной карьеры, а так же отмечено наличие наиболее серьёзного кризисного этапа - кризиса середины карьеры Д. Льюинсон. ввел в психологию определение понятия “кризис середины жизни” - состояние физиологического и психологического дистресса, переживаемое человеком, когда в результате развития, объём проблем, возникающих на стадии перехода в среднюю взрослость, угрожает превысить возможности их разрешения силами социальной поддержки и внутренних ресурсов личности. Им же были предложены временные рамки этого этапа - 40-45 лет. Даются также более расширенные по времени границы этого этапа - 35-50 лет. Проблематика кризиса середины жизни признается исследователями чрезвычайно важной. Он обычно совпадает по времени с этапом кризиса середины карьеры. Есть несколько теоретических моделей кризиса середины жизни в рамках различных дисциплин: соционики - С. Майерс и И. Бриггс, психологии развития - Д. Левинсона и коллег, но нам более всего подойдёт вариант, разработанный Д. Холлом на основании его многочисленных исследований развития карьеры менеджеров самого разного уровня. Этапы середины карьеры практически не исследованы, так же как и мало исследован период средней взрослости, называемый зарубежными исследователями “чёрным ящиком человеческого развития”. Дональд Холл, занимаясь вопросом развития карьеры в организациях, выделял следующие проблемы встающие на пути управленца при разрешении проблем кризисного этапа середины карьеры:
Оптимальным вариантом разрешения противоречий кризиса середины карьеры Д. Холл считает изменение характера самой карьеры Карьера на этом этапе превращается из организационной в протеанскую, поливариативную. Возникает необходимость разрушить карьерную рутину, сохраняя опору на два личностных мета-умения: развитие идентичности через её комплексный рост, рефлексии и самообразования, и дальнейшее развитие карьерной адаптивности. Особый акцент здесь ставится на непрерывное образование, а не просто повышающие квалификацию тренинги. Карьере, как понятию даётся новое содержание - как последовательности стадий непрерывного образования в течении всей жизни. Следует отметить наличие на кафедре акмеологиии и психологии профессиональной деятельности РАГС результатов исследований, затрагивающих данную тематику. Так, В.Н. Кузнецов, занимаясь темой психологической готовности к деятельности в стрессовых ситуациях, упоминал в результатах своих исследований ситуацию застоя, как проблемную. Также, упоминание данной тематики можно встретить в работах Т.Г. Васюты и Л.Б. Забеловой. Тематика кризиса середины карьеры, ещё мало исследована не только у нас но и за рубежом. Поэтому необходимы дальнейшие исследования в этом направлении. Литература:
В.О. Жданов - аспирант
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (453)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |