ОСОЗНАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ СЛУЖАЩИМИ ЗНАЧИМОСТИ КОМПОНЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Каждому индивиду для более успешного развития какого либо качества необходимо осознание его отсутствия либо недостаток его развития. Изучению особенностей деятельности управленца, условий и факторов достижения в ней успеха посвящено большое количество публикаций у нас и за рубежом. Можно констатировать, что психологические особенности деятельности управленца изучены достаточно полно. Вопросами управленческих способностей, исследованием их структуры, занимались такие авторы как Т.С.Кабаченко, А.Ф.Кудряшов, Н.В.Кузьмина. Вместе с тем, по нашему мнению, деятельность управленца на государственной службе имеет свою специфику и поэтому требует наличия у государственных служащих определенного набора способностей. Для эффективного отбора и последующего развития управленческого персонала государственных служащих необходимо четкое представление о их профессиональных управленческих способностях и их компонентах, необходимых для данного вида деятельности. Управленческие способности, в нашем понимании, это такие своеобразные сочетания индивидуально-психологических особенностей личности, которые определяют степень пригодности человека к управленческой деятельности и способствуют успешности ее выполнения. Для выявления приоритетных компонентов управленческих способностей государственных служащих регионального управления среднего звена, а так же осознания ими степени значимости каждого из них, нами был разработан опросник, в котором респондентам предлагалось по пятибальной шкале оценить управленческие способности, необходимые для госслужбы, по степени их значимости. К обработке принимались анкеты, заполненные государственными служащими со стажем работы в государственной службе более 3 лет и возрастом не моложе 25 лет. В ходе исследования были получены следующие результаты. За основные компоненты управленческих способностей были приняты: гностический, социально-коммуникативный, рефлексивный, эмоционально-волевой. К обработке приняли 120 анкет. В результате опроса выявлена следующая картина состояния осознания компонентов управленческих способностей и степень их значимости для государственных служащих регионального управления среднего звена. Ниже приведены средние баллы оценки различных компонентов по пятибальной системе.
То, что все компоненты управленческих способностей оцениваются государственными служащими по пятибальной системе выше четырех баллов, свидетельствует об их важности. Вместе с тем рефлексивный и социально-коммуникативный компоненты оцениваются, как менее значимые по сравнению с гностическим и эмоционально-волевым. Это можно объяснить тем, что, по-видимому, в сложившейся системе государственной службы в первую очередь востребованы способности к анализу возникающих управленческих ситуаций (гностические) и преобразованию возникающих ситуаций (эмоционально-волевые). Рефлексивный компонент (рефлексия - обращение сознания на себя), по-видимому, менее востребована в управленческой практике государственной службы. Менее объяснимой остается недооценка социально-коммуникативного компонента управленческих способностей. Представляет известный интерес оценка значимости государственными служащими подкомпонентов внутри вышеназванных четырех компонентов управленческих способностей. Эмоционально-волевой компонент: Способность к контролю реализации принятых решений - 4,681. Способность брать на себя ответственность в сложных (экстремальных) ситуациях - 4,962. Способность сосредотачиваться, концентрироваться в нужный момент и умение расслабится вовремя - 4,389. Способность в полной мере владеть своими эмоциями - 4,092. Гностический компонент: Способность составить информационную модель управленческой ситуации и отнести ее к какому тотипу- 3,869. Способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях - 4,785. Способность прогнозировать управленческие ситуации - 4,210. Способность отбросить обычные, стандартные методы и решения, ставшие негодными, и искать новые, нестандартные решения - 4,612. Рефлексивный компонент: Способность к самоорганизации, распределению рабочего времени и умении его хронометрировать- 4,381. Способность определять уровень своей компетенции - 3,764. Способность намечать программу своего роста (развития) - 3,924. Способность соотносить управленческую ситуацию с опытом - 4,213. Социально-коммуникативный компонент: Способность заинтересовать людей делом, найти моральные и материальные стимулы заинтересованности- 4,117. Способность находить наилучшую форму требования в зависимости от индивидуальных особенностей организуемого - 3,631. Способность к координации действий по вертикали, способность делегировать полномочия - 4,244. Способность к формированию команды - 4,112. Полученные предварительные материалы показывают, что при осознании структуры управленческих способностей, государственные служащие наибольшее внимание уделяют эмоционально-волевому и гностическому компонентам управленческих способностей. Раскрытие значимости рефлексивного и социально-коммуникативного компонентов управленческих способностей, должно стать предметом формирования специально организованных профессиональных тренингов.
Свистунова Е.Г. - кандидат медицинских наук
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (365)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |