Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ



2018-06-29 341 Обсуждений (0)
ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ 0.00 из 5.00 0 оценок




Происходящие сегодня глубокие социальные преобразования и изменения в экономической, социальной и духовной жизни российского общества требуют постоянного совершенствования форм и методов управления, оптимизации системы подготовки и повышения квалификации кадров государственной службы, разработки надежных нормативов, критериев и показателей для оценки уровня компетентности и профессионализма управленческих кадров.

Определенный вклад в разработку системы эмпирических критериев и показателей для оценки социального облика современного госслужащего, уровня его профессионализма внесли ученые кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС (О.С.Анисимов, А.А.Деркач, А.С.Гусева, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, В.Г.Зазыкин, Л.Г.Лаптев, И.Н.Семенов и др.).

За годы реформ кадры государственных служащих федерального уровня обновились на 60%, регионального – почти на 1/3, а качество административно-управленческой деятельности при этом осталось на прежнем довольно низком уровне. Это тем более печально, что в высших органах власти такое положение осознается, вызывает тревогу, однако эффективность принимаемых решений пока не высока.

Для занятия определенной должности в структуре власти сегодня важным является не столько уровень профессионализма, сколько личные связи, знакомства, протекционизм. Абсолютное большинство служебных перемещений связано с волей вышестоящего начальника или единоличным решением руководителя (83% экспертов указали на это).

Существующее законодательство России ориентировано на оптимизацию работы с кадрами государственной службы, более полную реализацию основных положений государственной кадровой политики.

Нормативные требования к государственной службе и кадрам государственного управления сформулированы в Федеральном законе “Об основах государственной службы Российской Федерации” (1995 г.). Они также конкретизируются в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования по специальностям системы государственного управления. Так, например, в требованиях по специальности “государственное и муниципальное управление” отмечается, что специалист (менеджер) должен быть знаком с основами гуманитарных и социально-экономических наук, научно анализировать социально значимые явления и процессы, знать основы законодательства РФ, этические и правовые нормы, регулирующие отношения между людьми, владеть культурой мышления, знать современные методы управления. Он должен продолжать обучение, приобретать новые знания, уметь организовать свой труд, ... владеть умениями и навыками физического самосовершенствования, ... понимать сущность и социальную значимость своей профессии, он должен быть “методически и психологически готов к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами, владеть методикой разработки программ и планов социального развития региона, организации, коллектива”.

Этот далеко неполный перечень нормативно-правовых требований показывает всю сложность и ответственность в подготовке государственных служащих и реализации их профессиональных функций.

Вместе с тем из приведенного выше перечня требований к социальной роли и деятельности госслужащих акцент делается на функционально-необходимых качествах, прежде всего объема и уровня знаний, умений и навыков. В этих показателях слабо отражены духовно-нравственные и психологические нормы–требования. Как правило, в учебных программах и стандартах образования эти же качества носят общий декларативный характер и реализуются не в полной мере. Что касается Федерального закона “Об основах государственной службы в Российской Федерации”, то он не лишен тех же недостатков. В нем неоправданно мало место уделяется перечню нормативных требований к этическим, морально-нравственным, социокультурным, коммуникативным и гражданским качествам государственного служащего. Как отмечает Майборода С.О., в этом документе “выявлены в основном функциональные требования, чиновная иерархия и чисто технологические схемы управления”, в них недостаточно отражены нормативные параметры социального, психологического и духовно-нравственного компонентов модели госслужащего, т.е. “ценностно-смысловой аспект управленческой деятельности”.

Эти недостатки сегодня могут быть в значительной мере устранены силами ученых в ходе разработки типовых моделей госслужащих, профессиограмм и психограмм, показателей и критериев оценки уровня духовно-нравственного развития госслужащих, включения их в виде нормативов в стандарты образования, учебные программы, планы и методики аттестации кадров.

Среди негативных характеристик параметров социального облика современного госслужащего выделяются не только низкая профессиональная культура и готовность к эффективной деятельности, но и психологическая, мотивационная и эмоционально-волевая составляющая этого облика. При этом отмечаются некоторые общие черты и тенденции в его социальном портрете:

– низкий уровень мотивации к своему саморазвитию и профессиональному росту;

– стремление работать по шаблону;

– отсутствие личной инициативы;

– невосприимчивость к инновациям;

– отсутствие творческого подхода к работе, принятию управленческих решений и др.

Иногда внешние качества чиновников, их моральные ценности и привлекательный имидж девальвируются в общественном мнении под влиянием непродуманных решений и действий ответственных государственных работников правительства, депутатов государственной Думы, назойливых рекламных кампаний телевидения и ангажированных СМИ. Это касается не только безосновательных утверждений о необходимости государственного устройства в виде монархии, но и субъективизма в проведении приватизации, перехода государственной собственности от неэффективного хозяина к эффективному, построении финансовых пирамид и др.

Введение критериев оценки нравственных (безнравственных) поступков и действий госчиновников и гарантий их нормативно-правовой экспертизы, проверки правомочности действий позволило бы оградить общество от коррупции, воровства и злоупотреблений, снизить социальные потери. Это тем более важно, что в условиях глубоких социальных преобразований образ госслужащего нередко отождествляют с общим характером и системой государственной власти, эффективностью ее деятельности.

Успешному становлению современного госслужащего как профессионала способствуют такие черты личности как: трудолюбие, ответственность, целеустремленность, инициативность, адекватная самооценка своих способностей и творческих возможностей. Наряду с этим некоторые ученые отмечают такие качества–требования как: гибкость и оперативность, конкурентоспособность, смыслотворчество (ориентация на позитивные элементы своей жизни и деятельности), следование профессиональной этике, готовность к дифференцированной оценке уровня своего профессионализма и др.

Чиновничество на Руси с петровских времен выделялось в особый привилегированный слой, отличавшийся не только высоким уровнем образования, профессиональными качествами, но и особыми нормами поведения, в т.ч. и непривлекательными чертами, которые определялись условиями прохождения госслужбы: угодливость, подсиживание, презрительное отношение к нижестоящим, мздоимство, лесть и др. Правительственные и судебные органы вели постоянную борьбу не только с нарушителями законов, но и норм морали и этики: со взяточничеством, казнокрадством, волокитой, – правда, без особого успеха. Так что в этом деле мы с полным основанием можем говорить о печальной преемственности национальных традиций.

Принципы и критерии подбора и расстановки кадров менялись в зависимости от государственного устройства, системы власти. Они не всегда основывались только на уровне знаний, оценке профессиональных, деловых и нравственных качеств претендентов на должность. Так, в условиях партийно-номенклатурной системы власти кадровая политика строилась не столько на нормативно-правовой основе, сколько на принципах партийной принадлежности, личной преданности, классового происхождения, идейной убежденности, непримиримости к буржуазной идеологии и морали и т.п. В то же время жесткий контроль в условиях административно-партийного диктата и давление “сверху” в значительной мере сдерживали правовой беспредел и злоупотребления чиновничества на региональном и местном уровнях, хотя и не гарантировали от бюрократизма, консерватизма и других пороков и недостатков в управлении государством и обществом.

Многие пороки и недостатка прежней системы управления, подбора и расстановки кадров по наследству перешли и к нам. Как показывают исследования, среди причин низкой эффективности деятельности органов власти и управления граждане отмечают: низкий уровень профессионализма и компетентности, коррумпированность чиновников, бюрократизм, несоблюдение законов, низкая исполнительная дисциплина, оторванность от народа, командный стиль управления и др.

Материалы исследований отечественных ученых также свидетельствуют о значительных резервах управления, связанных с обесцениванием моральных ориентиров, норм и ценностей в сознании и поведении значительной части государственных служащих. Как следует из данных приведенной ниже таблицы, такие этические и морально-нравственные черты личности как честность имеют важное значение лишь для каждого второго из опрошенных, принципиальность – для четверых из десяти, неподкупность – для четверти, уважение прав и свобод граждан – характерно лишь для каждого седьмого (см. табл. 1).

Таблица 1.



2018-06-29 341 Обсуждений (0)
ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (341)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)