Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОСОБЕННОСТИ АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



2018-06-29 555 Обсуждений (0)
ОСОБЕННОСТИ АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Социальные отношения в профессиональной деятельности проявляются в различных формах взаимодействия, взаимовлияния, взаимовоздействия людей в процессе решения профессиональных задач. Любое целенаправленное воздействие предполагает своим результатом управление деятельностью, поведением или отдельными действиями. В профессиональной деятельности функциями воздействия являются управление людьми при организации совместной деятельности для достижения какой-либо цели, их воспитание, обучение, формирование соответствующих умений и навыков, манипуляция, убеждение, внушение, принуждение, коммуникация, контроль, укрепление мотивации профессиональной деятельности, стимуляция, коррекция, психотерапия, оздоровление, исцеление, реклама и др. При этом под воздействием понимается не только воздействие руководителя на подчиненных с целью видоизменения их поведения и деятельности в рамках решения профессиональных задач, но и врача на пациента, депутата на избирателей, следователя на подследственного, преподавателя на обучающихся, воспитателя на воспитуемого, продавца на покупателя и других специалистов, объединенных в персонифицированную профессиональную систему “человек-человек” (Е.А.Климов).

С точки зрения науки об условиях и факторах, обеспечивающих высший уровень достижений в какой-либо области деятельности - акмеологии (Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, А.А.Деркач, Н.В.Кузьмина), профессионализм определяется как высшая ступень в развитии человека в качестве субъекта познания, труда, общения. При этом критерием уровня профессионализма является степень соответствия знаний, умений и навыков специалиста современным достижениям науки и практики в данной области. Применительно к социальным областям деятельности, к специалистам системы “человек-человек” профессиональная эффективность деятельности зависит (в большей мере, чем это касается специалистов других систем) от владения соответствующими знаниями, уровня сформированности умений и навыков строить взаимодействие с другими людьми, оказывать на них целенаправленное психологическое воздействие в целях побуждения к конкретным действиям или деятельности. Побуждение человека к конкретной деятельности это прежде всего и главным образом видоизменение (формирование, изменение, трансформация, коррекция) его потребностно-мотивационной сферы.

На практике для этой цели используются различные виды, средства, способы, методы, формы психологического воздействия. При этом, как пока-зывает изучение практики применения психологического воздействия в профессиональной деятельности, специалист, как правило, использует данный психологический арсенал интуитивно, исходя из личностного опыта оказания психологического воздействия на различные категории людей, в соответствии со сложившимися у него стереотипами поведения в общении с другими людьми, которые, в большинстве случаев, приносят положительный результат и передаются другим людям в форме советов, “правил”, пожеланий и рекомендаций, позволяющих практически оказывать влияние на других людей.

Однако, умелое, взвешенное, грамотное использование этого психологического арсенала видов, средств, способов и методов психологического воздействия в профессиональных целях, на основе понимания сущности психологического воздействия, механизмов его действия, факторов влияющих на эффективность применения психологического воздействия, его структуры, а также сформированных умений и навыков по использованию технологии его применения на практике должно, по нашему мнению, значительно повысить эффективность профессиональной деятельности. Такой вид психологического воздействия, являющийся неотъемлемой частью профессионализма и называется акмеологическим воздействием(АВ). Именно уровень акмеологического воздействия необходим для реализации высокоэффек-тивной профессиональной деятельности.

Проблема психологического воздействия в современной психологической науке занимает центральное место. Значимость этой проблемы определяется прежде всего потребностями практики. Психологическое воздействие является непременным атрибутом процесса совместной деятельности людей, управления, воспитания, обучения, психотерапевтической, психокор-рекционной практики и других сфер жизнедеятельности. Психологическое воздействие играет одну из главных ролей в процессе формирования и функционирования всех явлений общественной психики (общественных мнений и отношений, взглядов и убеждений, установок, настроений и т.п.).

Как очень верно отмечают А.А.Бодалёв и Г.А.Ковалёв “всю историю психологической мысли можно в известных пределах трактовать как историю поисков ответов на вопрос о сущности, природе, критериях эффективности психологического воздействия, как развитие взглядов и подходов к объяснению закономерностей и механизмов функционирования данного явления, а также объективных и субъективных условий и факторов, определяющих эффективность самого процесса”[3].

Значимость проблемы взаимовоздействия привлекала и привлекает к ней внимание многих отечественных (Г.М.Андреева, А.А.Бодалев, А.А.Деркач, Е.Л.Доценко, А.Г.Ковалёв, Г.А.Ковалёв, В.Н.Куликов, А.А.Леонтьев, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, В.Н.Мясищев, В.Б.Ольшанский, А.Ю.Панасюк, Б.Д.Парыгин, А.В.Петровский, К.К.Платонов, Б.Ф.Поршнев, А.У.Хараш, Ю.А.Шерковин) и зарубежных исследователей (С.Аш, Р.Бейлз, Т.Клаус, Р.Кратчфилд, Дж.Морено, Т.Парсонс и др.). Однако, несмотря на значительный интерес со стороны исследователей к этой проблеме и определенные успехи в этой области, проблема психологического воздействия, оставаясь одной из основных, является наименее разработанной проблемой в психологической науке.

Понятие психологического воздействия требует уточнения, так как оно отсутствует даже в недавно изданных как отечественных, так и иностранных психологических словарях [11,13]. В этой связи необходимо разработать определение психологического воздействия, а на основании него - акмеологическского воздействия, выделить основные его характеристики, провести классификацию типов, средств, способов, методов и форм акмеологического воздействия, а также провести психологический анализ условий, которые обеспечивают эффективность их применения на практике, а также вопросов оценивания этой эффективности.

В психологической литературе авторы по-разному трактуют понятия “психологическое воздействие”, “виды”, “способы”, “методы” и “приемы” его реализации. Так, например, Г.М.Андреева выделяет четыре способа воздействия индивидов друг на друга: заражение, внушение, убеждение и подражание. [1] В.Н.Куликов подразделяет способы психологического воздействия и взаимовоздействия на убеждение, внушение и конформизм [7]. В.Б.Ольшанский выделяет три вида воздействия в процессе общения: информирование, инструктирование и стимулирование [8]. Б.Д.Парыгин разделяет следующие способы влияния на человека: заражение, внушение, убеждение [10]. Г.А.Ковалёв помимо традиционных способов влияния внушения, заражения, подражания и убеждения, относит слухи, рэкет, захват заложников, публичные террористические акты, аварии, эпидемии, митинги, демонстрации, религию, голодовки, стачки, забастовки, акты самосожжения, средства массовой информации, модификацию поведения, моду, рекламу и психотропное оружие [5]. А.Ю.Панасюк выделяет следующие виды психологического воздействия: принуждающее, манипулятивное, внушающее, убеждающее и т.п [9 ].

Такая путаница в понятийном аппарате создает непреодолимые препятствия для исследования разрабатываемой проблемы. Однако при разработке единой, логически выверенной, непротиворечивой концепции акмеологического воздействия, проблема может быть разрешена не только на теоретическом, но и на практическом уровне.

Таким образом, неразработанность проблемы на теоретическом уровне, с одной стороны, и острая потребность практики, с другой стороны, обуславливают всестороннее исследование данной проблемы. Системное изучение психологии акмеологического воздействия в профессиональной деятельности - области науки и практики, находящейся на стыке как фундаментальных научных дисциплин, так и прикладных наук (акмеологии, психологии, социологии, логики, педагогики, управления, политологии, маркетинга, менеджмента и др.) предполагает рассмотрение теоретических основ акмеологического воздействия (феноменологии, методологии, структурной и функциональной организации, динамики развития, психологических механизмов и закономерностей, условий и факторов, влияющих на эффективность акмеологического воздействия), а также технологии: стратегии, совокупности тактик и техник применения в зависимости от условий использования акмеологического воздействия, выбора и применения соответствующих средств, способов, методов и форм акмеологического воздействия, теоретическое обоснование их организации и эффективности применения.

Прежде всего необходимо развести понятия: "воздействие", "психологическое воздействие", "межличностное воздействие" и "акмеологическое воздействие", установив между ними соответствующую, научно обоснованную иерархию. Самым широким из перечисленных является понятие воздействия, под которым подразумевается взаимодействие двух и более систем, при котором функционирование одной системы оказывается причиной определенных изменений в структуре (пространственно-временных характеристиках) в состояниях хотя бы одной из взаимодействующих систем [Ковалев 1989, с.4-5]. Родовым признаком выделения категории "воздействия" является причинно-следственная связь нескольких (необязательно равноупорядоченных, на чем настаивает Г.А.Ковалев. Например, взаимовоздействие космических пылинок и "черной дыры" в рамках космического воздействия) систем. При этом различают следующие виды воздействия: космическое, механическое, физическое, химическое, биологическое, эклогическое, социальное, криминальное, педагогическое, идеологическое, юридическое, медицинское, коммерческое, эстетическое, политическое, в том числе психологическое.

Более узким понятием является понятие психологического воздействия (ПВ) - вид воздействия, осуществляемого в отношении субъекта (индивидуального или группового) и вызывающего причинно-следственные изменения в его психике и опосредованно в его поведении [Кабаченко 1986, с.13] . Родовым признаком выделения данной категории являются причинно-следственные изменения (психологических характеристик личности, групповых норм, общественного мнения или настроения), происходящие в психике индивидуального или группового субъекта, как результат оказанного на него воздействия, вызывающий изменения поведения и деятельности субъекта. Опираясь на данное рабочее определение психологического воздействия можно заключить, что причиной указанных изменений может быть все, что нас окружает в повседневной жизни: отдельные люди, группы людей и общество в целом, природа (животный и растительный мир), предметы, различные излучения и т. д., одним словом все, что в той или иной мере оказывает на нас воздействия, вызывая изменения в нашей жизненной активности. Мы живем в мире непрерывного психологического воздействия. Даже не отдавая себе в этом отчета, мы подвергаемся различным по своим количественным и качественным параметрам психологическим воздействиям, которые в той или иной мере изменяют наше поведение и деятельность.

Психологическое воздействие в рамках воздействия человека на человека (личности на личность) в общении понимается нами как межличностное психологическое воздействие (МЛПВ), которое можно условно разделить на профессиональное и непрофессиональное. Межличностное психологическое воздействие является неотъемлемым атрибутом нашей повседневной жизни. Даже факт присутствия других людей при выполнении субъектом каких-либо действий (деятельности) оказывает мощное психологическое воздействие на личность субъекта, приводя к интенсификации его индивидуальной активности и падению ее качества [ Хараш А.У., 1981, с.22]. При этом личность субъекта межличностного психологического воздействия выступает в качестве инструментария оказания влияния на другого человека . Однако для профессиональной деятельности необходимо не просто спонтанное межличностное психологическое воздействие, а целенаправленное, высокоэффективное МЛПВ, гарантирующее достижение профессионального результата.

Наиболее интегративным понятием в приведенном перечне является понятие акмеологического воздействия (АВ). Акмеологическое воздействие это комплексное понятие, включающее в себе все типы психологического воздействия, предполагающее высокоэффективное, целенаправленное психологическое воздействие специалиста системы “человек-человек”, выступающего в качестве субъекта профессиональной деятельности, на других людей в профессиональных целях в рамках интерсубъектного взаимодействия, на основе глубоких знаний теории, методологии и сформированных умений и навыков применения современных психологический технологий ПВ на практике. Это высший уровень (от греч. "акме" - вершина) мастерства в применении психологического арсенала ПВ для решения профессиональных задач в рамках системы “человек-человек”.

Использование функциональности воздействия как классифицирующего признака дает основание для установления типологии акмеологического воздействия. Все типы акмеологического воздействия можно разделить следующим образом: управленческое, педагогическое, убеждающее, внушающее, принуждающее, коммуникативное, контролирующее, мотивационное, стимулирующее, коррекционное, психотерапевтическое, оздоровительное, исцеляющее, рекламное и др.

Всестороннее изучение теоретических основ акмеологического воздействия (феноменологии, сущности, функций, принципов его применения, структуры, психологических механизмов, классификации типов, видов, средств, способов, методов и форм, условий и факторов, влияющих на эффективность его применения) позволит разработать целостную технологическую систему регуляции поведения при профессиональном общении специалистов системы “человек-человек” применительно к конкретному виду деятельности — управленческой, педагогической, юридической, медицинской, коммерческой и т.п.

Обучение специалистов системы “человек-человек” психологии акмеологического воздействия, а также технологии его применения ускорит достижение ими уровня профессионализма. Разработка проблемы акмеологического воздействия не только внесла бы свой вклад в достижении этими специалистами высшего уровня мастерства, но способствовала бы формированию и общих принципов совершенствования профессиональной деятельности любых специалистов.

Литература:

    1. . Андреева Г.М. Социальная психология. М., изд. МГУ, 1988., с.160-.
    2. . Анциферова Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности. Психологический журнал, 1981, №2., с.8.
    3. . Вопросы психологии межличностного познания и об щения. Сборник научных трудов. Краснодар., изд. Кубанс кого государственного университета., 1985., с.14.
    4. . Кабаченко Т.С. Активизация человеческого фактора: методы психологического воздействия. Психологический журнал, 1986,№4,с.11-.
    5. . Ковалев Г.А. Теория социально-психологичес кого воздействия.- В кн.: Основы социально-психологической теории / Под общей редацией А.А.Бодалева и А.Н.Сухова.- М., изд. Международной педагогической академии, 1995., с.352-.
    6. . Ковалев Г.А. О системе психологического воздействия. Психолгия воздействия. Сборник научных трудов. М., изд. АПН СССР, 1989, с.4-.
    7. Куликов В.Н. Проблемы социальной психологии. Иваново, изд. Ивановского государственного универ ситета, 1979., с.59.
    8. 8. Ольшанский В.Б. Межличностные отношения.- В кн.: Социальная психология / Под ред. Г.П.Предвечного, Ю.А.Шерковина. М., Политиздат, 1975., с.231.
    9. Панасюк А.Ю. Психологические основы убеждающего воздействия. Автореф. Дисс. ... докт. Психол. наук.- М., 1992.Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М., изд. Мысль, 1971., с.160-.Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко и др. - М., 1996.
    10. Хараш А.У. Восприятие человека как воздействие на его поведение. Психология межличностного познания. М., изд. Педагогика, 1981, с.28.
    11. Sutherland S. The Macmillan dictionary of psychology. Houndmilles, 1995.



И.Б. Буянова - аспирант

 



2018-06-29 555 Обсуждений (0)
ОСОБЕННОСТИ АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОСОБЕННОСТИ АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (555)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)