Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРУДНОСТЕЙ В ОСОБЫХ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



2018-06-29 585 Обсуждений (0)
ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРУДНОСТЕЙ В ОСОБЫХ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Проблема деятельности специалистов в особых и экстремальных условиях давно уже находится в поле зрения и является объектом исследования ученых: психологов, медиков, акмеологов. Стремительное развитие техники и технологий, призванное облегчить труд человека, сделать его более интеллектуальным и творческим существенно усложнило деятельность представителей многих профессий, предъявляя оправданно повышенные требования к волевым, физическим и интеллектуальным характеристикам субъекта труда. Резко возросла нагрузка на психические функции: внимание, мышление, восприятие и память. Возросла и “психологическая цена” принимаемых решений, когда ошибки и промахи персонала влекут за собой аварии и катастрофы, приводящие к человеческим жертвам. Вместе с тем, стоит отметить и такие негативные тенденции как ослабление этических и моральных норм регуляции поведения, пренебрежение социально-культурными ценностями. Все это является теми факторами, которые “переводят” нашу повседневную трудовую деятельность и бытие в разряд особых условий.

Практически любая трудовая деятельность, осуществляемая в особых или экстремальных условиях связана с преодолением различного рода трудностей. Сами трудности можно условно разделить на три группы:

- физические трудности;

- физиологические трудности;

- психологические трудности.

Трудность, как отмечает Н.В. Кузьмина, - это субъективное состояние напряженности, тяжести, неудовлетворенности, которое вызывается внешними факторами деятельности и зависит от характера самих факторов, образовательной, нравственной и физической подготовленности человека к деятельности и отношения к ней. В силу этого, одинаковые внешние факторы могут вызывать различную степень трудности у разных людей [1].

Рассмотрим деятельность в особых и экстремальных условиях на примере группы сотрудников одной из специальных служб. Краткая характеристика группы:

1. Все сотрудники группы – военнослужащие;

2. Средний возраст – 30 лет;

3. 86% сотрудников имеют высшее профессиональное образование;

4. 28% сотрудников выполняло задачи в зоне непосредственного ведения боевых действий на территории Чеченской Республики в 1994-1996гг.;

5. 35% сотрудников прошли службу в армии и на флоте на должностях солдат и матросов;

6. Средний стаж службы – 10 лет.

По результатам анализа деятельности группы, физические трудности при осуществлении деятельности в мирное время составляют около 4% от всех видов трудностей и представляют собой физические нагрузки, воздействующие на специалиста и компенсируемые его опорно-двигательной системой. Как правило, это нагрузки при монтаже и демонтаже средств вычислительной техники, специальной аппаратуры и вспомогательных устройств. В военное время доля физических нагрузок возрастает до 5 - 5,5% (главным образом за счет интенсификации деятельности ввиду ограничений по времени).

Группа физиологических трудностей включает в себя такие воздействия как сильный шум, вибрации, воздействие экстремальных температур, слишком яркий свет или полная темнота, работа при неблагоприятных физико-химических параметрах окружающей среды, нарушение режима и качества питания, отдыха. В мирное время доля этой группы трудностей составляет около 25 – 27%, в боевых условиях – около 33%.

Особый интерес представляет группа психологических трудностей (в мирное время – около 70%, в военное – около 62%), связанных с преодолением психологических барьеров (страх, неуверенность в правильности принятого решения, неопределенность, монотония), разрешением конфликтов (в т.ч. когнитивного диссонанса) и преодолением стрессовых ситуаций. Особое положение именно этой группы трудностей обусловлено тем, что деятельность в особых и экстремальных условиях связана прежде всего с возникновением негативных психических состояний у субъектов труда, отрицательно влияющих на регуляцию деятельности, высокими психоэнергетическими затратами.

Следует отметить, что приведенные выше цифры показывают лишь доли в общем объеме, а не абсолютные (количественные) величины, которые в боевых условиях значительно превышают аналогичные значения по условиям мирного времени. Дополнительно отметим, что специфика деятельности накладывает на сотрудников группы ряд ограничений (запрещен выезд за границу в частные поездки, участие в деятельности политических партий и движений, работа по совместительству). Кроме того, действуют факторы, которые можно отнести к фрустрирующим (задержки выплаты денежного довольствия и продовольственного пайка, крайне неблагоприятное положение с обеспечением жильем, низкий уровень социальной защищенности, падение престижа воинских профессий). Характер деятельности определяет разностороннюю подготовку сотрудников группы: владение инженерной специальностью, одним или несколькими иностранными языками, специальностями военного профиля. По приведенным цифрам видно, что группа относится к категории интеллектуального труда и интерес представляет рассмотрение именно психологических трудностей, возникающих в процессе ее деятельности. Обязательным условием приема на службу является успешное прохождение профессионального психологического отбора, в процессе которого изучаются такие личностно-индивидные характеристики кандидата, как темперамент, наличие акцентуированных черт характера, направленность личности. Направленность личности играет важную роль, так как она может компенсировать, ослаблять влияние некоторых негативных акцентуаций и особенностей темперамента.

Эффективность и надежность деятельности в особых и экстремальных условиях определяется не только наличием у субъекта труда знаний о природе и характере воздействующих на него экстремальных факторов и их последствиях, но и степенью готовности, психологическим настроем на осуществление деятельности в этих условиях. Подготовка специалиста к эффективной и надежной деятельности в особых условиях обеспечивается выработкой и развитием таких качеств и умений, как предвосхищение, предвидение, просчет различных вариантов развития ситуации и ее возможных исходов (антиципация), готовность к адекватным реакциям на то или иное развитие событий или изменение ситуации, продуктивное использование психологического ресурса, способность адаптироваться к условиям деятельности. Психологические исследования (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин) свидетельствуют, что в процессе адаптации происходит постепенное познание новой ситуации, а при возможности - даже изменение условий, происходит также перестройка системы реагирования в соответствии с новым образом ситуации. Факт изменения условий деятельности полностью подтверждается результатами опроса сотрудников группы.

Обучение и подготовка сотрудника к действиям в экстремальных ситуациях состоит в выработке установки на благополучный выход из экстремальной ситуации, в обучении способам нестандартного продуктивного мышления, рефлексии, адекватной самооценки, приемам психотехники и саморегуляции, упражнениям в эмоционально-волевой сфере, способам организации социальной поддержки, приемам концентрации и распределения внимания, способам нормализации уровня работоспособности, в выработке отношения к ошибкам как форме поиска(2).

Формирование психологической готовности включает в себя следующие направления:

– изучение опыта деятельности в экстремальных ситуациях, моделирование в деловых играх, развитие профессионализма в процессе кадрового движения;

– повышение профессиональной компетентности, приобретение опыта;

– развитие профессионально важных качеств до уровня акмеологических инвариант профессионализма.

Для сотрудников высокой степени надежности характерно следующее: быстрая ориентировка и своевременные действия, переработка информации как бы автоматически в результате предшествующей сознательной выработки навыка; порой предвосхищение, антиципация, необходимые двигательные действия до полного осознания ситуации. Как правило, именно такие сотрудники обладают богатым опытом.

В психологическом понимании опыт – это качество личности, сформированное путем обучения и практической деятельности. Однако в данном случае категория “качество личности” рассматривается более широко: в ее содержание входят имеющиеся профессиональные знания, умения, навыки, характерный стиль деятельности, которые дают высокий эффект в деятельности, экономят время, снижают психоэнергетические затраты. Опыт позволяет быстро и безошибочно классифицировать управленческие ситуации, определять причинно-следственные связи, выбирать оптимальные способы решения. Он, как правило, приобретается со временем, но это случается при условии использования специальных знаний и формирования и развития профессиональных умений и навыков, освоение продуктивных алгоритмов решения профессиональных задач (3).

Рассмотрим реальную постановку задачи сотрудникам группы. Время постановки задачи – 17.00, время доклада о выполнении – 8.00 следующего дня. Не вдаваясь в технические тонкости задачи отметим, что ее выполнение требует от сотрудников творческого подхода, знаний в области компьютерных, телекоммуникационных, телевизионных технологий, опыта сопряжения разнотипных оптоволоконных транспортных сред, а также знаний и умений в смежных областях техники и технологий. Усложняет выполнение задачи такой фактор, как необходимость работы с имеющимся оборудованием и невозможность (ввиду ограничений по времени) допоставки требуемой номенклатуры технических средств. Для более ясной картины добавим, что одно из ведущих конструкторских бюро определило срок проработки и опытных изысканий по данной задаче – один месяц и значительную сумму дополнительного финансирования. Задача сотрудниками была выполнена в срок и с максимально возможными качеством и надежностью. При выполнении задачи сотрудники группы столкнулись со всеми вышеперечисленными видами трудностей, причем большую часть составляли физиологические - работа ночью без предварительного отдыха и психологические - срочность, требование надежности, постоянный контроль за выполнением со стороны руководства службы (уровень первого заместителя министра). Регулярность выполнения подобных задач (в том числе и в полевых условиях) способствует выработке опыта преодоления трудностей у сотрудников, снижения уровня страха перед задачей без снижения уровня ответственности. Сотрудники имеющие такой опыт выполняют задачи с меньшими психоэнергетическими затратами, что позволяет говорить об адаптации, а иногда и о смене условий деятельности. Анализ работы группы показывает, что наиболее устойчивыми к психологическим трудностям являются сотрудники, имеющие опыт работы в боевых условиях, по результатам тестирования у них более выражена направленность на выполнение задачи (до 55-60% по сравнению с 40-50% у остальных сотрудников).

Сформированные у человека в прошлом его опыте взаимодействия с действительностью ценностные ориентации всегда точно выражают состояния его мотивационно-потребностной сферы, эмоциональных состояний, принципов поведения. Они делают восприятие им действительности в каждый момент его бытия очень избирательным, а отношение к ней - субъективным. Такой же субъективностью постоянно характеризуется и его поведение, поскольку на нем всегда лежит печать своеобразия оценки воздействия и всей ситуации с ним связанной, тоже исходя из потребностей и убеждений человека, а также целей, которые он в этой ситуации хотел бы достичь (А.А. Бодалев, 1988).

В различного рода рекламных объявлениях часто можно встретить такие слова: “требуется … стаж работы обязателен…”. Однако, стаж и опыт – понятия не идентичные, не взаимозаменяемые. Нередки случаи, когда два сотрудника имеющие одинаковый производственный стаж и работающие в одном подразделении имеют разный опыт трудовой деятельности. В одной из своих работ Н.В. Кузьмина классифицировала степени профессионализма по трем уровням: низкий уровень профессионализма, средний уровень профессионализма и высокий уровень профессионализма. Если не принимать в расчет опыт деятельности, а ссылаться только на производственный стаж, то можно предполагать, что сотрудник с большим стажем может быть отнесен к одному из перечисленных уровней профессионализма. Но только сотрудник имеющий большой опыт в конкретном виде профессиональной деятельности может достичь высокого уровня профессионализма и при этом не останавливаясь продолжать двигаться к вершинам профессионального совершенства.

Наличие у специалиста такого качества как опыт позволяет успешно решать поставленные задачи в особых и экстремальных условиях при наличии избыточной неопределенности (сотрудник сам должен предвосхитить возможные варианты развития ситуации, определить пути и методы решения поставленной задачи, выбирая наиболее оптимальные из них); временных ограничений (при сжатых сроках, отсутствии времени на аппробацию нескольких решений; решение должно быть единственным и верным); высокой “психологической цене” принимаемого решения (обходных и отходных путей нет, степень ответственности велика). Следует также отметить, что задача по своему характеру, как правило, нетрадиционна и при ее решении требуется обеспечить максимальную степень надежности результата.

Опыт является тем бесценным богатством, которое нельзя вручить насильно. Опыт не возникает сиюминутно, он накапливается постепенно в процессе осуществления трудовой деятельности и при наличии ярко выраженной направленности субъекта труда на выполнение поставленной задачи, достижение максимально качественного результата, достижение вершины профессионального мастерства. Трудности, возникающие при осуществлении трудовой деятельности можно рассматривать как своего рода противоречия в эмоциональной, волевой, мотивационной, когнитивной и поведенческой сферах личности, решение которых является условием дальнейшего развития. Поэтому преодоление возникающих трудностей, достижение положительного результата в решении поставленной задачи играет роль “катализатора” в приобретении опыта, положительно сказывается на эмоциональном состоянии сотрудника, является стимулом дальнейшего самосовершенствования.

Литература:

  1. Н.В. Кузьмина. Очерки психологии труда учителя. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. - Стр.63.
  2. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996. - Стр.168.
  3. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Психологические факторы эффективности деятельности кадров госслужбы.// Психология профессиональной деятельности кадров государственной службы. - М.: Изд-во РАГС, 1996. - Стр.28.

 

 

Варфоломеева Л.Е -кандидат психологических наук, доцент

 



2018-06-29 585 Обсуждений (0)
ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРУДНОСТЕЙ В ОСОБЫХ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРУДНОСТЕЙ В ОСОБЫХ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (585)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)